Традиционные женские украшении Восточной Сибири: истории и технологии изготовления
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико - методологические основы изучения украшений 6
1.1. Генезис женских украшений народов Восточной Сибири 6
1.2. Классификация и типы женских украшений бурят, якутов и тувинцев .. 13
Глава II. Технология изготовления женских украшений 24
2.1. Культурная семантика женских украшений Тувы 24
2.2. Традиционная технология изготовления женских украшений 25
2.3 Изготовление украшений в современном этнодизайне 34
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
ГЛАВА I. Теоретико - методологические основы изучения украшений 6
1.1. Генезис женских украшений народов Восточной Сибири 6
1.2. Классификация и типы женских украшений бурят, якутов и тувинцев .. 13
Глава II. Технология изготовления женских украшений 24
2.1. Культурная семантика женских украшений Тувы 24
2.2. Традиционная технология изготовления женских украшений 25
2.3 Изготовление украшений в современном этнодизайне 34
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение
Актуальность исследования. Одним из основных элементов материальной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются украшения. Природные условия, особенности исторического развития народов Восточной Сибири придавали их украшениям национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от украшений других этносов. Однако до сих пор женские украшения Бурятии, Алтая, Якутии, Тувы - их история, развитие и трансформация - остаются мало или недостаточно изученной областью материальной культуры. Изучение женских украшений тувинцев, бурят, якутов в культурологическом аспекте находятся лишь в начальной стадии. Этнодизайн женских украшений в современном культурном пространстве определяет особенность каждого народа, его своеобразие и культурную специфику.
Таким образом, актуальность настоящей работы связана с необходимостью изучения традиционных украшений народов Восточной Сибири, входящих в «культурное ядро» тувинского, бурятского, якутского этносов и способствующих сохранению его национального своеобразия. Объект - традиционные женские украшения Восточной Сибири.
Предмет - роль, значение и функции, а также история и технология изготовления женских украшений народов Восточной Сибири.
Цель: изучение истории, а также рассмотрение традиционных и современных технологий изготовления женских украшений Восточной Сибири.
Задачи:
1. изучить генезис женских украшений народов Восточной Сибири;
2. проанализировать классификацию и типы украшений бурят, якутов, тувинцев;
3. рассмотреть культурную семантику традиционных украшений Тувы;
4. изучить традиционную технику изготовления женских украшений тувинцев, бурятов, якутов;
5. описать изготовление женских украшений в современном этнодизайне.
Степень разработанности: изучению традиционной культуры, в
частности, женских украшений тувинцев посвящены работы Вайнштейна С.И., Потапова А.П., Сата Л.Ш., Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. и др. В настоящее время по исследуемой теме работают Дыртык - оол А.О., Зайцева С.В., Кухта М.С., Ондар Т.А., Ондар А.Б., Сангы-Бадра Р.Р. и т.д.
Тувинский историк Дыртык - оол А.О. в своих исследованиях описывает и анализирует тувинские женские украшения в коллекции Национального музея Республики Тыва. В работах ученого Кухта М.С. представлены методы решения дизайнерских задач, раскрыто влияние различных технологий на процесс дизайн-проектирования и изготовления изделий. Типологическую классификацию тувинских серег XIX - начала XX века рассмотрела Сангы-Бадра Р.Р. Знаковую составляющую и оберегающую функцию женских украшений тувинцев описывает Зайцева С.В. Традиционные съемные украшения тувинцев подробно рассмотрена в работе Ондар А.Б.
Методы исследования: описательный, сравнительно¬
сопоставительный, метод обобщения, метод анализа и синтеза, презентация, проект, наблюдения, обобщения, индукции и дедукции, наглядный, иллюстративный метод. Также были применены методы структурного и системного анализа.
В исследовании применяются компаративный метод, позволяющий сравнивать особенности бытования украшений в различных культурах, культурно-исторический анализ, выявляющий специфику украшений тувинского народа в культурно-исторической перспективе, а также семантический метод, выявляющий особенности знаковой природы украшения.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Апробация исследования. Результатов исследования были изложены на научно-практических конференциях различного уровня:
1 Международная научно-практическая конференция «Новая наука: теоретический и практический взгляд» (Ижевск, 2017г.);
2. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).
По теме исследования опубликовано 3 статьи, одна из них в рецензируемом журнале из перечня Высшей аттестационной комиссии «Успехи современной науки», а также в международную базу данных Agris.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, степень изученности темы, определяется цель, задачи и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения украшений» рассмотрена генезис женских украшений народов Восточной Сибири, классификация и типы украшений бурят, якутов, тувинцев
Во второй главе «Технология изготовления женских украшений» рассмотрена культурная семантика традиционных женских украшений Тувы, традиционная техника изготовления женских украшений, а также изготовление украшений вы современном этнодизайне.
Таким образом, актуальность настоящей работы связана с необходимостью изучения традиционных украшений народов Восточной Сибири, входящих в «культурное ядро» тувинского, бурятского, якутского этносов и способствующих сохранению его национального своеобразия. Объект - традиционные женские украшения Восточной Сибири.
Предмет - роль, значение и функции, а также история и технология изготовления женских украшений народов Восточной Сибири.
Цель: изучение истории, а также рассмотрение традиционных и современных технологий изготовления женских украшений Восточной Сибири.
Задачи:
1. изучить генезис женских украшений народов Восточной Сибири;
2. проанализировать классификацию и типы украшений бурят, якутов, тувинцев;
3. рассмотреть культурную семантику традиционных украшений Тувы;
4. изучить традиционную технику изготовления женских украшений тувинцев, бурятов, якутов;
5. описать изготовление женских украшений в современном этнодизайне.
Степень разработанности: изучению традиционной культуры, в
частности, женских украшений тувинцев посвящены работы Вайнштейна С.И., Потапова А.П., Сата Л.Ш., Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. и др. В настоящее время по исследуемой теме работают Дыртык - оол А.О., Зайцева С.В., Кухта М.С., Ондар Т.А., Ондар А.Б., Сангы-Бадра Р.Р. и т.д.
Тувинский историк Дыртык - оол А.О. в своих исследованиях описывает и анализирует тувинские женские украшения в коллекции Национального музея Республики Тыва. В работах ученого Кухта М.С. представлены методы решения дизайнерских задач, раскрыто влияние различных технологий на процесс дизайн-проектирования и изготовления изделий. Типологическую классификацию тувинских серег XIX - начала XX века рассмотрела Сангы-Бадра Р.Р. Знаковую составляющую и оберегающую функцию женских украшений тувинцев описывает Зайцева С.В. Традиционные съемные украшения тувинцев подробно рассмотрена в работе Ондар А.Б.
Методы исследования: описательный, сравнительно¬
сопоставительный, метод обобщения, метод анализа и синтеза, презентация, проект, наблюдения, обобщения, индукции и дедукции, наглядный, иллюстративный метод. Также были применены методы структурного и системного анализа.
В исследовании применяются компаративный метод, позволяющий сравнивать особенности бытования украшений в различных культурах, культурно-исторический анализ, выявляющий специфику украшений тувинского народа в культурно-исторической перспективе, а также семантический метод, выявляющий особенности знаковой природы украшения.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Апробация исследования. Результатов исследования были изложены на научно-практических конференциях различного уровня:
1 Международная научно-практическая конференция «Новая наука: теоретический и практический взгляд» (Ижевск, 2017г.);
2. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).
По теме исследования опубликовано 3 статьи, одна из них в рецензируемом журнале из перечня Высшей аттестационной комиссии «Успехи современной науки», а также в международную базу данных Agris.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, степень изученности темы, определяется цель, задачи и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения украшений» рассмотрена генезис женских украшений народов Восточной Сибири, классификация и типы украшений бурят, якутов, тувинцев
Во второй главе «Технология изготовления женских украшений» рассмотрена культурная семантика традиционных женских украшений Тувы, традиционная техника изготовления женских украшений, а также изготовление украшений вы современном этнодизайне.
При изучении украшений важное значение имеет функциональный
аспект, как один из элементов материальной культуры. В ходе работы
выявлено пять основных функций: эстетическая, утилитарная, этно-знаковая,
социально-знаковая и магико-религиозная.
Классификация по функциям женских украшений народов Сибири в
данной работе составлена на основе социально-знаковой и магикорелигиозной функций украшений. Первая функция включает в себя
возрастные и материально-статусные признаки. Возрастной признак разделен
на четыре периода - дети, молодые люди достигшие брачного возраста,
средний возраст, пожилые и старые люди. Данное деление наиболее ярко
выражено в женских украшениях. Наиболее полный и разнообразный состав
видов и типов украшений связан с фертильным возрастом женщины, что
объясняется религиозно-этическими представлениями народов Восточной
Сибири.
Материально-статусный признак указывал на состоятельность человека
в материальном плане, вследствие чего делил людей на богатых и бедных.
Магико-религиозная функция имеет охранительное и множительное
значения. Широкое использование украшений в обычаях и обрядах было
обусловлено их высоким семиотическим статусом, так как в них весьма
сильны архаичные черты, связанные с магическими представлениями.
Магическое значение, которое вкладывали изучаемые народы в украшения,
обусловлено почитанием материала изготовления (металл, бусины, пух птиц
и т.д.), а также формой украшения (круг - солярный знак), местом ношения
украшения (в мочке уха). В украшениях якутов, тувинцев и бурят
прослеживается проявление религиозного синкретизма, обусловленное
христианской и буддистской обрядностью и символикой. Некоторые
особенности магико-религиозной функции украшений коренятся в древних
традициях. Они сохранились до наших дней как пережитки древних
социальных институтов.48
Таким образом, традиционные женские украшения у исследуемых
нами народов с большей степени родни друг с другом и мифологическому
значению придавали огромное значение.
В рамках данной работы мы изготовили в современном этнодизайне
комплект украшений — это ободок для волос, серьги и бусы с кулоном.
Выбор дизайна пал на орнамент олчей-хээ (узел счастья) – это один из
древнейших и почитаемых в тувинской культуре символик благополучия,
процветания и счастья.
«Узел счастья» состоит из двенадцати линий, которые имеют
обобщающее название «хорлуу», каждая в отдельности называется в честь
животного из восточного календаря. Первая линия – «мышь», вторая –
«корова» и т.д.
В Туве «узел счастья» появился с распространением буддизма, и
является символом бесконечного счастья. Есть поверье, что «олчей удазыны»
приносит счастье, удачу, поэтому этот орнамент часто используют. Его
можно увидеть на одежде, им украшают ювелирные изделия, особенно –
серьги.
Таким образом, украшения народов Восточной Сибири являются
особенной частью культуры бурят, якутов, тувинцев. Исследование
украшений народов Сибири показало многообразие их групп, видов и типов.
Все рассмотренные нами украшения отличаются архаичностью форм и
самобытностью конструкций. В основном украшения у исследуемых нами
народов разделены в свою очередь на виды: головные, накосные, ушные,
височные, височно-нагрудные, шейно-нагрудные, наспинные, поясные,
кольца и перстни, браслеты.
аспект, как один из элементов материальной культуры. В ходе работы
выявлено пять основных функций: эстетическая, утилитарная, этно-знаковая,
социально-знаковая и магико-религиозная.
Классификация по функциям женских украшений народов Сибири в
данной работе составлена на основе социально-знаковой и магикорелигиозной функций украшений. Первая функция включает в себя
возрастные и материально-статусные признаки. Возрастной признак разделен
на четыре периода - дети, молодые люди достигшие брачного возраста,
средний возраст, пожилые и старые люди. Данное деление наиболее ярко
выражено в женских украшениях. Наиболее полный и разнообразный состав
видов и типов украшений связан с фертильным возрастом женщины, что
объясняется религиозно-этическими представлениями народов Восточной
Сибири.
Материально-статусный признак указывал на состоятельность человека
в материальном плане, вследствие чего делил людей на богатых и бедных.
Магико-религиозная функция имеет охранительное и множительное
значения. Широкое использование украшений в обычаях и обрядах было
обусловлено их высоким семиотическим статусом, так как в них весьма
сильны архаичные черты, связанные с магическими представлениями.
Магическое значение, которое вкладывали изучаемые народы в украшения,
обусловлено почитанием материала изготовления (металл, бусины, пух птиц
и т.д.), а также формой украшения (круг - солярный знак), местом ношения
украшения (в мочке уха). В украшениях якутов, тувинцев и бурят
прослеживается проявление религиозного синкретизма, обусловленное
христианской и буддистской обрядностью и символикой. Некоторые
особенности магико-религиозной функции украшений коренятся в древних
традициях. Они сохранились до наших дней как пережитки древних
социальных институтов.48
Таким образом, традиционные женские украшения у исследуемых
нами народов с большей степени родни друг с другом и мифологическому
значению придавали огромное значение.
В рамках данной работы мы изготовили в современном этнодизайне
комплект украшений — это ободок для волос, серьги и бусы с кулоном.
Выбор дизайна пал на орнамент олчей-хээ (узел счастья) – это один из
древнейших и почитаемых в тувинской культуре символик благополучия,
процветания и счастья.
«Узел счастья» состоит из двенадцати линий, которые имеют
обобщающее название «хорлуу», каждая в отдельности называется в честь
животного из восточного календаря. Первая линия – «мышь», вторая –
«корова» и т.д.
В Туве «узел счастья» появился с распространением буддизма, и
является символом бесконечного счастья. Есть поверье, что «олчей удазыны»
приносит счастье, удачу, поэтому этот орнамент часто используют. Его
можно увидеть на одежде, им украшают ювелирные изделия, особенно –
серьги.
Таким образом, украшения народов Восточной Сибири являются
особенной частью культуры бурят, якутов, тувинцев. Исследование
украшений народов Сибири показало многообразие их групп, видов и типов.
Все рассмотренные нами украшения отличаются архаичностью форм и
самобытностью конструкций. В основном украшения у исследуемых нами
народов разделены в свою очередь на виды: головные, накосные, ушные,
височные, височно-нагрудные, шейно-нагрудные, наспинные, поясные,
кольца и перстни, браслеты.
Подобные работы
- Тувинские женские украшении: истории и современность
Дипломные работы, ВКР, технология производства продукции. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Сравнительный анализ традиционного костюма тувинцев с тюрко-монгольскими народами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Дизайн коллекции современных этнических ювелирных украшений в контексте изучения культуры тюрков в период III тыс. до н. э - VIII в. н. э.
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ СТАРОВЕРОВ АЛТАЯ, КАК ИСТОЧНИК
ВДОХНОВЕНИЯ В СОЗДАНИИ СОВРЕМЕННОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Традиционная технология художественной обработки серебра в Туве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Интерпретация традиционного бурятского костюма
в коллекции «Нара оролгон»
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Методика проведения предреставрационных исследований комплексного этнографического костюма
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА СЕРИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПРЯНИКОВ «ЭТНИЧЕСКИЙ
СУВЕНИР» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУВЕНИРА В
ПРИМОРЬЕ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Г. ВЛАДИВОСТОКА 1880-1917 ГОДОВ (на примере коллекций ПГОМ имени В. К. Арсеньева)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



