Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиционные женские украшении Восточной Сибири: истории и технологии изготовления

Работа №17001

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

технология производства продукции

Объем работы60
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
872
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретико - методологические основы изучения украшений 6
1.1. Генезис женских украшений народов Восточной Сибири 6
1.2. Классификация и типы женских украшений бурят, якутов и тувинцев .. 13
Глава II. Технология изготовления женских украшений 24
2.1. Культурная семантика женских украшений Тувы 24
2.2. Традиционная технология изготовления женских украшений 25
2.3 Изготовление украшений в современном этнодизайне 34
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложение

Актуальность исследования. Одним из основных элементов материальной культуры, помогающим сохранить национально-культурную самобытность любого народа и развить духовную связь между поколениями, являются украшения. Природные условия, особенности исторического развития народов Восточной Сибири придавали их украшениям национальное своеобразие и делали их оригинальными, отличающимися от украшений других этносов. Однако до сих пор женские украшения Бурятии, Алтая, Якутии, Тувы - их история, развитие и трансформация - остаются мало или недостаточно изученной областью материальной культуры. Изучение женских украшений тувинцев, бурят, якутов в культурологическом аспекте находятся лишь в начальной стадии. Этнодизайн женских украшений в современном культурном пространстве определяет особенность каждого народа, его своеобразие и культурную специфику.
Таким образом, актуальность настоящей работы связана с необходимостью изучения традиционных украшений народов Восточной Сибири, входящих в «культурное ядро» тувинского, бурятского, якутского этносов и способствующих сохранению его национального своеобразия. Объект - традиционные женские украшения Восточной Сибири.
Предмет - роль, значение и функции, а также история и технология изготовления женских украшений народов Восточной Сибири.
Цель: изучение истории, а также рассмотрение традиционных и современных технологий изготовления женских украшений Восточной Сибири.
Задачи:
1. изучить генезис женских украшений народов Восточной Сибири;
2. проанализировать классификацию и типы украшений бурят, якутов, тувинцев;
3. рассмотреть культурную семантику традиционных украшений Тувы;
4. изучить традиционную технику изготовления женских украшений тувинцев, бурятов, якутов;
5. описать изготовление женских украшений в современном этнодизайне.
Степень разработанности: изучению традиционной культуры, в
частности, женских украшений тувинцев посвящены работы Вайнштейна С.И., Потапова А.П., Сата Л.Ш., Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. и др. В настоящее время по исследуемой теме работают Дыртык - оол А.О., Зайцева С.В., Кухта М.С., Ондар Т.А., Ондар А.Б., Сангы-Бадра Р.Р. и т.д.
Тувинский историк Дыртык - оол А.О. в своих исследованиях описывает и анализирует тувинские женские украшения в коллекции Национального музея Республики Тыва. В работах ученого Кухта М.С. представлены методы решения дизайнерских задач, раскрыто влияние различных технологий на процесс дизайн-проектирования и изготовления изделий. Типологическую классификацию тувинских серег XIX - начала XX века рассмотрела Сангы-Бадра Р.Р. Знаковую составляющую и оберегающую функцию женских украшений тувинцев описывает Зайцева С.В. Традиционные съемные украшения тувинцев подробно рассмотрена в работе Ондар А.Б.
Методы исследования: описательный, сравнительно¬
сопоставительный, метод обобщения, метод анализа и синтеза, презентация, проект, наблюдения, обобщения, индукции и дедукции, наглядный, иллюстративный метод. Также были применены методы структурного и системного анализа.
В исследовании применяются компаративный метод, позволяющий сравнивать особенности бытования украшений в различных культурах, культурно-исторический анализ, выявляющий специфику украшений тувинского народа в культурно-исторической перспективе, а также семантический метод, выявляющий особенности знаковой природы украшения.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут служить методическим материалом для кружков и для учителей технологии в общеобразовательной школе.
Апробация исследования. Результатов исследования были изложены на научно-практических конференциях различного уровня:
1 Международная научно-практическая конференция «Новая наука: теоретический и практический взгляд» (Ижевск, 2017г.);
2. VIII Республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания на современном этапе» (Кызыл, 2017 г.).
По теме исследования опубликовано 3 статьи, одна из них в рецензируемом журнале из перечня Высшей аттестационной комиссии «Успехи современной науки», а также в международную базу данных Agris.
Структура работы: исследование состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, степень изученности темы, определяется цель, задачи и методы исследования, а также теоретическая и практическая значимость и структура работы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы изучения украшений» рассмотрена генезис женских украшений народов Восточной Сибири, классификация и типы украшений бурят, якутов, тувинцев
Во второй главе «Технология изготовления женских украшений» рассмотрена культурная семантика традиционных женских украшений Тувы, традиционная техника изготовления женских украшений, а также изготовление украшений вы современном этнодизайне.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При изучении украшений важное значение имеет функциональный
аспект, как один из элементов материальной культуры. В ходе работы
выявлено пять основных функций: эстетическая, утилитарная, этно-знаковая,
социально-знаковая и магико-религиозная.
Классификация по функциям женских украшений народов Сибири в
данной работе составлена на основе социально-знаковой и магикорелигиозной функций украшений. Первая функция включает в себя
возрастные и материально-статусные признаки. Возрастной признак разделен
на четыре периода - дети, молодые люди достигшие брачного возраста,
средний возраст, пожилые и старые люди. Данное деление наиболее ярко
выражено в женских украшениях. Наиболее полный и разнообразный состав
видов и типов украшений связан с фертильным возрастом женщины, что
объясняется религиозно-этическими представлениями народов Восточной
Сибири.
Материально-статусный признак указывал на состоятельность человека
в материальном плане, вследствие чего делил людей на богатых и бедных.
Магико-религиозная функция имеет охранительное и множительное
значения. Широкое использование украшений в обычаях и обрядах было
обусловлено их высоким семиотическим статусом, так как в них весьма
сильны архаичные черты, связанные с магическими представлениями.
Магическое значение, которое вкладывали изучаемые народы в украшения,
обусловлено почитанием материала изготовления (металл, бусины, пух птиц
и т.д.), а также формой украшения (круг - солярный знак), местом ношения
украшения (в мочке уха). В украшениях якутов, тувинцев и бурят
прослеживается проявление религиозного синкретизма, обусловленное
христианской и буддистской обрядностью и символикой. Некоторые
особенности магико-религиозной функции украшений коренятся в древних
традициях. Они сохранились до наших дней как пережитки древних
социальных институтов.48
Таким образом, традиционные женские украшения у исследуемых
нами народов с большей степени родни друг с другом и мифологическому
значению придавали огромное значение.
В рамках данной работы мы изготовили в современном этнодизайне
комплект украшений — это ободок для волос, серьги и бусы с кулоном.
Выбор дизайна пал на орнамент олчей-хээ (узел счастья) – это один из
древнейших и почитаемых в тувинской культуре символик благополучия,
процветания и счастья.
«Узел счастья» состоит из двенадцати линий, которые имеют
обобщающее название «хорлуу», каждая в отдельности называется в честь
животного из восточного календаря. Первая линия – «мышь», вторая –
«корова» и т.д.
В Туве «узел счастья» появился с распространением буддизма, и
является символом бесконечного счастья. Есть поверье, что «олчей удазыны»
приносит счастье, удачу, поэтому этот орнамент часто используют. Его
можно увидеть на одежде, им украшают ювелирные изделия, особенно –
серьги.
Таким образом, украшения народов Восточной Сибири являются
особенной частью культуры бурят, якутов, тувинцев. Исследование
украшений народов Сибири показало многообразие их групп, видов и типов.
Все рассмотренные нами украшения отличаются архаичностью форм и
самобытностью конструкций. В основном украшения у исследуемых нами
народов разделены в свою очередь на виды: головные, накосные, ушные,
височные, височно-нагрудные, шейно-нагрудные, наспинные, поясные,
кольца и перстни, браслеты.


Акимова А.С. Якутские термины традиционных женских ювелирных
украшений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015,
№ 9 – 1 (51). - С. 16 -18.
2. Анализ особенности технологии в бисероплетении // Культура и
искусство: поиски и открытия. Материалы межрегиональной научнопрактической студенческой конференции (г. Кемерово, 25 апреля 2008 г.) /
под ред. В.И. Маркова. - Кемерово: КемГУКИ, 2008. - 306 с. - URL:
//biblioclub.ru/index.php? page=book&id=131253
3. Бабуева, 2004 Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят.
Учебное пособие. - Улан-Удэ, 2004.
4. Бабуева В.Д. Мир традиций бурят – Улан-Удэ,2001.
5. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. – Улан-Удэ,1987.
6. Бравина Р. И. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники
и традиции (ХV-Х1Х вв) / Р. И. Бравина, В. В. Попов." Новосибирск :
Наука, 2008. - 296 с.
7. Гарифуллина, Г.А. Ювелирные украшения татар: учебно-методическое
пособие / Г.А. Гафнуллина; Министерство образования и науки России,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Казанский национальный
исследовательский технологический университет», Кафедра дизайна. -
Казань: Издательство КНИТУ, 2014. – 83 – с. URL:
//biblioclub.ru/index.php? page=book&id=427946
8. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. – М.: Наука, 1991.
9. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М.: Наука, 1974.
10. Важенина А. О. Нагрудные украшения народов Сибири:
сравнительный50
11. Дэвлет М. А. Наскальные изображения тувинской национальной
одежды как исторический источник // Ученые записки Тувинского 46
государственного университета. – Кызыл, 2002. – Вып. ХIХ. – С. 138–145.
12. Дыртык-оол А.О. Тувинские женские украшения в коллекции
Национального музея Республики Тыва // в мире научных открытий. –
2014. – № 5.1 (53). С. 251-258.
13. Докторов, П.И. Ремесло и кустарное производство якутов (история и
современность). Якутск, 1999. 164 с. Международный научный журнал
«Символ науки» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х 139
14. Жуковская П.И. Категории и символика традиционной культуры
монголов. М.: Наука – 1987. – 175 с.
15. Зыков Ф.М. Ювелирные изделия якутов. Якутск, Кн. Изд-во, 1976. 64 с.
16. Зайцева С.В. Семантика традиционных тувинских национальных
украшений в современном этнодизайне // Труды Академии технической
эстетики и дизайна. – 2014. – № 2. С. 39. – 42.
17. Катанов Н.Ф. Женские украшения казанских татар середины XIX - нач.
XX вв. (Историко-этнографическое исследование) // Человек и наука –
1990 - № 2 С. 9 – 12.
18. Кухта М.С. Пустозерова О.Л. Влияние дизайна ювелирного украшения
в этно-стиле на выбор материалов и технологий. // Дизайн. Теория и
практика. – 2013, Вып. 12. C. 1 – 8.
19. Кухта М.С. Дизайн и технологии: учебник. – Томск: STT, 2016. – 170 с.
20. Кухта М. С. Функции ювелирного дизайна и их влияние на процессы
формообразования // Труды Академии технической эстетики и дизайна. –
2014. Т.2. – №1 – С. 54-58.
21. Кужугет А. К. Духовная культура тувинцев: структура и
трансформация / А. К. Кужугет. – Кемерово: КемГУКИ, 2006. – 320 с.
22. Кимеева Т.И., Ондар А.Б. Традиционный костюм тюркоязычных
народов Сибири в собраниях музеев: история изучения и актуализация //51
Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.
2016. № 2. С. 25-27.
23. Майны Ш.Б., Монгуш М.М. Тувинские женские украшения //
Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных
традиций народов Саяно-Алтая. Материалы IV международной научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. –
Кызыл, Изд-во ТувГУ, 2016. С.44-45.
24. Майны Ш.Б., Кухта М.С., Монгуш Ч.Х. Культурная семантика этнодизайна традиционных украшений Тувы // Успехи современной науки,
2017. – С. 92-96
25. Майны Ш.Б. Народные игры в традиционной праздничной культуре
тувинцев: историко-культурологический анализ: дис. … канд.
культурологии: 24.00.01 / Майны Шенне Борисовна. – Кемерово, 2014. –
171.
26. Майны Ш.Б., Кухта М.С., Монгуш Ч.Х. Культурная семантика этнодизайна традиционных украшений Тувы // Успехи современной науки и
образования. Том 6, №4, 2017. – С.92-95.
27. Миллер Д. Ювелирные украшения. М., 2004. — 256с.
28. Мир вещей. Энциклопедия. – М. – Аванта +, 2003. – 805 с.
29. 2. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири // МАЭ. – Т.
LI. – СПб., 2005.
30. Моррис Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика. Под ред.
Степанова Ю.С. — М, 1983. – 347 с.
31. Монгуш Ч.Х., Сундуй О.В., Кожаяк М.С. Технология изготовления
женских украшений // Новая наука: теоретический и практический взгляд:
Международное научное периодическое издание по итогам
Международной научно-практической конференции (Ижевск, 4 марта
2017). – Cтерлитамак: АМИ, 2017. – № 3 – 2. – С.203-206.
32. Монгуш Ч.Х., Сундуй О.В., Кожаяк М.С. Семантика женских
украшений тувинцев // Новая наука: теоретический и практический взгляд:52
Международное научное периодическое издание по итогам
Международной научно-практической конференции (Ижевск, 4 марта
2017). – Cтерлитамак: АМИ, 2017. – № 3 – 2. – С.200 – 202.
33. Москвина М.В. Техническое и декоративное исполнение женских
украшений Саяно – Алтайских тюрских народов в конце XIX начале XX в.,
Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 4
(24). С. 83 – 86.
34. Назаров И.И. Кумандинцы: традиционное хозяйство и материальная
культура. – Барнаул, 2013
35. Назаров И. И. Традиционное хозяйство и культура жизнеобеспечения
кумандинцев во второй половине ХIХ — первой половине ХХ в.: дис.
канд. ист. наук. М., 2003.
36. Ноозун О.Х. Тувинское декоративно-прикладное искусство: вехи
историко-культурного развития. Кызыл: ОАО «Тываполиграф», 2016. –
153с.
37. Нацов, 1995 Нацов Г Д. Материалы по истории и культуре бурят. 4.1 –
Улан-Удэ, 1995.
38. Николаева Д.А. Девичьи украшения саажа Западных Бурят. Улан –
Удэ, 200
39. Ондар А.Б. Традиционные съемные украшения тувинцев // Успехи
современной науки. Том 8, №3, 2017. – С.41-47.
40. Ондар А.Б., Шоюн К.А. Проектирование и технология изготовления
национальной одежды на примере тувинского тона. Учебно-методическое
пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки
44.03.01. Педагогическое образование профиль «Технология»
(Обслуживающий труд). – Кызыл: Издательство ТувГУ, 2016. – 159с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ