Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты переходной экономики 5
1.1. Сущность, содержание и типы экономики переходного периода 5
1.2. Предпосылки возникновения переходной экономики 9
Глава 2. Этапы становления переходной экономики 14
Глава 3. Особенности переходной экономики в России 19
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Рыночная трансформация российской экономики генерирует активный поиск механизмов эффективной самоорганизации бизнес – единиц как главных субъектов хозяйствования, что, в свою очередь, предполагает разработку и реализацию ими эффективной конкурентной стратегии, связанной с поиском эффективных (при данных обстоятельствах) форм масштабного роста предприятия. Деформация основных структурно-воспроизводственных пропорций в условиях переходной экономики предполагает поиск новых подходов к проблеме масштабной динамики фирм как формы проявления ускоряющихся концентрационных процессов.
Практические меры по преобразованию бизнес – единиц значительно опережают теоретическое осмысление происходящих структурно-динамических процессов, изменения роли и масштабного статуса предприятий.
Самым сложным этапом исторического процесса общественно-экономического развития, страны является переходный период, который представляет собой временную определенность существования переходных форм. Сложность заключается в том, что переходные формы (процессы) включают в себя элементы взаимозаменяющихся систем, противоречия между ними, подразумевают также способы разрешения этих противоречий.
Переходная экономика России характеризуется специфическими закономерностями. Особенность переходной экономики, ее существование в виде назависимого феномена обусловливают необходимость и актуальность углубленного теоретического ее исследования. Актуальность исследуемой проблемы усиливается тем обстоятельством, что в настоящее время не существует какой-либо стройной теоретической системы, отражающей закономерности перехода от административно-командной экономики к рыночной. Такое положение можно считать естественным, ибо современная развитая рыночная экономику на Западе формировалась в течение столетий; что же касается реальной социалистической экономики, утвердившейся путем революционного отрицания капиталистической системы, то возможность се любой трансформации в направлении рыночной экономики критически отвергалась господствующей марксистско-ленинской идеологией. Исходя из сказанного в проблематике общественно-экономической трансформации тоталитарной системы накопилось много сложных вопросов, которые ждут своих ответов. Вместе с тем необходимо отметить, что еще до начала системного кризиса командной экономики в советской литературе в фрагментарном виде, а в западной более обстоятельно были разработаны некоторые аспекты взаимосвязи двух противоположных общественно-экономических систем.
Переходной экономикой в России можно назвать экономику функционирующую в нашей стране с 1985 года по сегодняшний день. Сама экономика этого периода очень многогранна. Это и аграрная реформа, и приватизация, и реформа цен, а также много других преобразований.
Методологической и теоретической основами настоящей курсовой работы послужили фундаментальные концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических произведениях и современных разработках отечественных и зарубежных экономистов.
Цель курсовой работы. Исследовать содержание и типы переходной экономики, выделив особенности экономики переходного периода в России.
Исходя из цели курсовой работы были определены следующие задачи:
- рассмотреть основные этапы российской переходной экономики;
- изучить особенности экономики исследуемого периода;
- проанализировать предпосылки становления экономики переходного периода.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Итак, основное противоречие переходной экономики связано с существованием государственной собственности и с различными оценками ее роли. В условиях переходной экономики государственная собственность объективно необходима, и то же время ей присущи глубокие внутренние противоречия. Существование в гипертрофированном виде государственной собственности является главной помехой формирования реальной рыночной экономики. Именно поэтому актуальным становится вопрос о новом осмыслении роли и функции государственной собственности в современных условиях.
Концепция и программа вмешательства государства в экономику в условиях переходного периода должны предусматривать решение двух, хотя и взаимосвязанных, но вместе с тем независимых задач - достижение и сохранение макроэкономической стабильности и содействие формированию рыночных структур. Течение переходных процессов всегда связано с возникновением определенной нестабильности, однако последняя не должна перерастать в хаос и анархию. Обеспечение макростабильности всегда, и особенно в переходный период, является прерогативой государства.
Рыночная экономика не может возникнуть сама собой. Таким образом возникает лишь псевдорынок, т.е. феномен, в котором нарушено единство содержания и формы, за общеизвестной и понятной формой скрывается искаженное и непонятное содержание. Такая мимикрия отрицательна и вредна в том плане, что она дискредитирует саму идею формирования рыночной экономики и настраивает общественное мнение против нее. Во избежание этого необходимо государству активно воздействовать на процесс формирования рыночных отношений, особенно на начальном этапе. Такое воздействие находит свое отражение в двух ипостасях в осуществлении системной перестройки в которой, определяющую роль играет изменение отношений собственности, и в организационно-техническом, финансово-экономической и инстуциональной поддержке процесса формирования новых рыночных структур. Макроэкономическая стабильность должна быть обеспечена на основе проведения научно-обоснованной и активной бюджетно-фискальной и денежно-кредитной политики.
Необходимо провести следующие мероприятия в бюджетно-фискальной сфере: поставить реальную задачу постепенного сокращения бюджетного дефицита и непременно ее выполнить; соблюдать принцип сбалансированности доходной и расходной статей бюджета; исключить практику кредитования дефицита бюджета за счет кредитной эмиссии; особое внимание уделить жесткому соблюдению утвержденного лимита бюджетного дефицита и его финансирование осуществить за счет выпуска и размещения государственных ценных бумаг; особый акцент перенести на доходную статью бюджета, на выявление и использование реальных источников покрытия необходимых бюджетных затрат. С этой точки зрения особенно важно развитие и усовершенствование налоговой системы, искоренение недостатков, существующих в настоящее время.
1. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М.: Экономика, 2004.
2. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стенли Л.Брю "Экономикс", том 2. Москва, изд-во "Республика", 2007 г.
3. Нуреев Р.М."Курс микроэкономики" Москва, изд-во "Норма – Инфра-м", 2006 г.
4. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора/Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 2007
5. Учебник "Курс экономической теории" под ред. проф. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Киров, изд-во"АСА", 2006г.
6. Экономическая история и экономические концепции. // проф. Ю.С. Бадальянца, проф. В.И. Терехина. Рязань, 1992 г.
7. Экономическая история России. // проф. Ю.С. Бадальянца, проф. В.И. Терехина. Рязань, 2004 г.
8. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов: Учебник для вузов – М.: Аспект Пресс, 2008.
9. Алексашенко С. Набиуллина Э. Предприятия в переходный период: новые модели поведения //Экономика и организация промышленного производства. - 2003. - № 11. - с. 104 - 116.
10. Бодриков М. Совместное решение задач межотраслевого анализа // Экономист, №9, Сентябрь, 2007 г.
11. Деменьтьев В. "Реквием по официальным российским ФПГ "Об итогах и уроках эволюции законообеспеченной формы сетевых корпораций // Российский экономический журнал 5-6, 2007 г.
12. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: Назревшие решения // Экономиск, № 11, Ноябрь, 2007 г.
13. Овсиенко Ю.В. Каркасы государства // "ЭКО" Всероссийский экономический журнал, 9 (399), 2007 г.