Введение 3
1. Теоретические основы развития продуктивных лексических навыков обучающихся 5 классов на уроке иностранного языка 7
1.1 Роль и место лексики в процессе обучения иностранному
языку 7
1.2 Сущность понятия «продуктивный лексический навык» 9
1.3 Особенности развития продуктивных лексических навыков обучающихся
5-х классов 12
Выводы по главе 1 17
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию ЭОР в процессе развития продуктивных лексических навыков обучающихся на
уроке немецкого языка 5 класса 19
2.1 Анализ УМК «Horizonte. 5 класс». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Р.
Лутц) 19
2.2 Описание этапов ЭОР по развитию продуктивных лексических навыков
обучающихся 5 класса на уроках второго иностранного языка 24
2.3 Проверка эффективности разработанных упражнений для развития продуктивных лексических навыков обучающихся 5 класса на уроках второго
иностранного языка 33
Выводы по главе 2 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Как известно, изучение иностранных языков содержит в себе несколько аспектов: фонетика, грамматика и лексика. Важной и до сих пор нерешенной проблемой в обучении иностранному языку является изучение лексики. При наличии скудно сформированного словарного запаса обучающийся испытывает чувство неуверенности и не проявляет желание общаться на иностранном языке, по причине того, что боится совершить ошибку при выборе подходящего слова. Исходя из данных сложностей, одной из основных задач преподавателя иностранного языка - развитие лексических навыков.
Особенности развития лексических навыков изучались такими отечественными и зарубежными методистами, как Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, Л.В. Щерба, С.Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Соловьева, В. Пенфильд, Р. Робертс, Б. Уйат, Т. Элиот.
Особая значимость лежит в развитии лексических навыков на среднем этапе обучения иностранному языку. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы раскрыта в трудах таких отечественных и зарубежных ученых как И.А. Фурманов, Д.В. Эльконин, И.С. Кон, В.Р. Ясницкая, В.Е. Кожанова, Л.И. Божович, Р.С. Немов, О.В. Дюкина, В.Н. Мясищев, Г.Н. Коджаспирова, А. Гезелл, М. Мид, Р. Дерлейн, Д. Дирксен. Лексический навык важен и в чтении, и в аудировании, и вговорении, и в письме [Бабинская, 2005, с.288].
Актуальность данного исследования определяется несколькими факторами: во-первых, как уже говорилось выше, лексический навык, является важной составной частью всех видов речевой деятельности, развитие, совершенствование и развитие которой и является основной задачей обучения иностранному языку. Во-вторых, УМК, используемые в школе, именно речь идет об УМК «Horizonte». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Р. Лутц для 5 класса не содержат достаточного количества упражнений, направленных на развитие и совершенствование лексических навыков для полного усвоения новых лексических единиц. В-третьих, лексические единицы языка служат ценным строительным материалом для осуществления речевой деятельности, и, следовательно, являются одним из основных компонентов содержания обучения ИЯ.
Целью данного исследования является разработка и апробация упражнений по развитию продуктивных лексических навыков на уроке немецкого языка как второго иностранного в 5 классе с использованием ЭОР.
Объектом данного исследования является процесс развития лексического навыка при обучении иностранному языку у обучающихся 5 класса.
Предметом - развитие продуктивных лексических навыков обучающихся 5-х классов на уроке второго иностранного языка с помощью ЭОР.
Задачи:
1. Определить роль и место лексики в процессе обучения иностранному языку.
2. Раскрыть сущность понятия «продуктивный лексический навык».
3. Рассмотреть особенности развития продуктивных лексических навыков обучающихся 5-х классов.
4. Проанализировать УМК «Horizonte. 5 класс». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Р. Лутц на предмет наличия в данном УМК упражнений, направленных на развитие продуктивных лексических навыков.
5. Разработать комплекс упражнений по развитию продуктивных лексических навыков на уроке немецкого языка как второго иностранного в 5 классе (в дополнение к УМК «Horizonte. 5 класс». Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Р. Лутц).
Методами исследования на теоретическом уровне являлись анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, изучение нормативно-программной документации по теме исследования. На эмпирическом - тестирование, наблюдение, анкетирование.
Теоретическую основу исследования составили работы лингвистов, методистов и педагогов: Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, Г.В. Рогова, Р.К. Миньяр- Белоручев, А.Н. Щукина, О. Б. Дарвиш, Б.М. Бим-Бад.
База исследования - средние классы МБОУ «Гимназия №3» в г. Красноярске. В экспериментальной группе приняли участие 12 обучающихся 5 класса.
Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов при обучении немецкому языку как второму иностранному в 5 классе.
Апробация и этапы исследования: Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2018 года по май 2020 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Основой для анализа личного опыта и апробации отдельных элементов курса послужила педагогическая практика на базе МБОУ «Гимназия №3».
Объем и структура исследования: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованных источников.
Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
Первая глава рассматривает теоретические основы развития лексических навыков в условиях обучения иноязычному общению в основной школе; определяется роль и место лексики в процессе обучения иностранному языку; раскрывается сущность понятия «продуктивный лексический навык»; выделяются особенности развития продуктивных лексических навыков обучающихся 5-х классов.
Вторая глава содержит анализ УМК «Horizonte. 5 класс» (Авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Р. Лутц); описываются этапы проведения ОЭР по развитию продуктивных лексических навыков обучающихся 5 класса на уроках иностранного языка; проведена проверка эффективности разработанных упражнений для развития продуктивного лексического навыка.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Библиографический список включает наименований работ отечественных и зарубежных авторов, а также справочные издания.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены такие понятия, как «лексика», «лексический навык», «продуктивный лексический навык», «продуктивный лексический навык», «электронный образовательный ресурс», а также разработаны упражнения на основе ЭОР.
Актуальность исследования отражена тем, что разработанная модель урока соответствует интересам обучающихся 5 класса, поскольку им интересен данный формат работы. Также, разработанные упражнения способствуют развитию лексического навыка на уроке иностранного языка.
Цель выпускной квалификационной работы была достигнута в том плане, что разработанная модель урока способствует развитию продуктивных лексических навыков на уроке немецкого языка как второго иностранного в 5 классе с использованием ЭОР
Задачи исследования были достигнуты путем анализа теоретического материала, рассматривания терминов, а также разработанных упражнений для урока немецкого языка на основе ЭОР.
На основании информации, данной в теоретической части, можно сделать вывод о том, что овладение лексическим навыком является ключевым моментом к обретению способности общения на иностранном языке и развитию языковой личности.
Если же говорить о разработанных упражнениях, способствующих развитию продуктивных лексических навыков, можно отметить, что такой формат работы является наиболее эффективным, так как обучающиеся проявили набольшую активность и заинтересованность на уроке, в отличие от традиционного формата. Работая с заданиями у обучающихся, не пропадал интерес на протяжении всего урока из-за красочности и удобства выбранной нами платформы, также новизны урока. Это связано с тем, что у учеников вызывает интерес работа с информационными технологиями, что является неотъемлемой частью эпохи информационного расцвета.
1. Аверин М. М. Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Горизонты» 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. - 79 с.
2. Аверин М. М. Рабочая тетрадь «Немецкий язык» для 5-9 классов. Серия: «Горизонты». - М.: Просвещение, 2014. - 80 с.
3. Аверин М. М., Гуцалюк Е. Ю., Харченко Е. Р. Немецкий язык. Второй иностранный язык. Книга для учителя. 5 класс: учеб.пособие для общеобразоват. организаций, 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение: Cornelsen, 2017. - 143 с.
4. Аверин М. М., Джин Ф. Немецкий язык. Горизонты 5 класс. - М.:
Просвещение, 2016. - 104 с.
5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: ИКАР, 2009. 448 с.
6. Алькозина Е.А. Использование электронных образовательных ресурсов впроцессе обучения: достоинства и недостатки // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2013. №2. С. 95-97.
7. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных
языков: английский, немецкий, французский. Учебное пособие.
М.:ТетраСистемс. 2005. 288 с.
8. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.». М.: Русский язык, 2008.124 с.
9. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 88 с.
10. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
11. Дарвиш О. Б. Возрастная психология / под ред. В. Е. Клочко. М.: Владос, 2004 264 с.
12. Елисеева, В.В. Лексикология английского языка [Текст] : учеб. пособие для студентов фил. факультета / В.В. Елисеева. - СПб.: СПбГУ, 2005 г. - 80 с.
13. Есенина Н.Е., Обзор электронных образовательных и информационных ресурсов для обучения иностранному языку / Н. Е. Есенина // Информатика и образование. - 2006. - № 12. - С. 103 -105.
14.Звягин А.С. Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно [Электронный ресурс]: URL:
https://eduface.ru/consultation/pravo/izuchenie_vtorogo_inostrannogo_yazyka_na_ur ovne_osnovnogo_obwego_obrazovaniya_obyazatel_no (дата обращения:
02.05.2021).
15. Иностранные языки: [Электронный ресурс] // Методика формирования
лексических навыков. URL: https://infourok.ru/metodika-
formirovaniyaleksicheskih-navikov-2854657.html (дата обращения: 19.01.2021)...30