Введение 3
1. Теоретические основы развития лексико-грамматических навыков
обучающихся с помощью цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка в основной школе 7
1.1 Характеристика грамматических и лексических навыков и особенности их
формирования 7
1.2 Цифровые образовательные ресурсы как средство развития лексико
грамматических навыков обучающихся основной школы на уроках английского языка 17
1.3 Требования к организации обучения с использованием цифровых
образовательных ресурсов 26
1.4 Психолого-педагогические особенности обучающихся основной школы 36
Выводы по главе 1 41
2. Опытно-экспериментальная работа по использованию цифровых
образовательных ресурсов в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся основной школы на уроках английского языка 44
2.1 Анализ учебно-методического комплекса «Spotlight, 9 класс», (авторы: Ю.Е.
Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс) 44
2.2 Образовательные возможности платформы Google Classroom 47
2.3 Экспериментальная проверка эффективности упражнений, разработанных с помощью цифровых образовательных ресурсов, в процессе развития лексикограмматических навыков обучающихся основной школы на уроках английского
языка 51
Выводы по главе 2 65
Заключение 67
Список использованных источников 69
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 74
В настоящее время происходит модернизация всех сфер общества, в том числе образования. При модернизации школьного образования происходит обновление его содержания. Без сомнений, использование цифровых образовательных ресурсов может обеспечить эффективную поддержку для достижения целей в обучении иностранному языку.
Цифровые образовательные ресурсы могут помочь преодолеть барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор учителем форм и методов обучения. Они позволяют учителю создавать видеозадания, тесты, викторины, игры, интерактивные упражнения, ментальные карты и многое другое. Также цифровые образовательные ресурсы помогают обогатить учебные занятия: чтением аутентичных текстов, просмотром образовательных каналов (в том числе на языке носителя), умением слушать и общаться с носителями языка, одновременно формируя естественную языковую среду. Цифровые образовательные ресурсы позволяют использовать множество дополнительных материалов при обучении всем видам речевой деятельности и разнообразные упражнения по лексике, грамматике, помимо стандартного учебника. Используя цифровые образовательные ресурсы, преподаватель становится координатором- помощником в самостоятельной работе обучающихся, поощряя их к поисковой и творческой деятельности. Внедрение цифровых образовательных ресурсов повысить интерес и мотивацию обучающихся к учебе, аккумулировать дидактический материал в электронном виде.
Использование цифровых образовательных ресурсов повлечет за собой прямое изменение структуры и организации урока и, что не менее важно, изменение роли самого учителя по отношению к обучающимся, его функций по управлению и непосредственно организации учебного процесса. В этих условиях использование цифровых образовательных ресурсов как педагогического инструмента становится крайне актуальной областью исследования, что подтверждает необходимость интегрирования в образование технических инноваций и нахождения эффективных путей использования цифровых образовательных ресурсов для изучения иностранного языка. Использование только традиционных методов обучения сегодня не дает желаемых результатов, не позволяет достичь установленных ФГОС, образовательным стандартом по языку, программой по иностранному языку требований и сохранить интерес к предмету у обучающихся. В целях совершенствования и оптимизации учебного процесса учитель вынужден самостоятельно дополнять и сочетать знакомые методики с новыми технологиями в обучении иностранным языкам. В процессе изучения данного вопроса была определена следующая логика исследования.
Объект исследования - процесс развития лексико-грамматических навыков на старшей ступени обучения.
Предмет исследования - цифровые образовательные ресурсы как средство развития лексико-грамматических навыков в процессе изучения иностранного языка в основной школе на уроках иностранного языка.
Целью исследования является разработка и апробация упражнений с использованием цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения иностранного языка в основной школе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятиям «лексический навык» и «грамматический навык».
2. Определить место цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения иностранного языка в основной школе и изучить требования к иностранным языкам с использованием цифровых образовательных ресурсов.
3. Провести анализ УМК по английскому языку Spotlight 9, Ю.Е. Ваулина, О.Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс.
4. Разработать упражнения с использованием цифровых образовательных ресурсов для развития лексико-грамматических навыков на уроках английского языка в 9 классе.
5. Апробировать на практике разработанный комплекс и провести экспериментальную проверку эффективности использования упражнений в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся 9 класса.
Теоретическую базу исследования составляют положения, изложенные в трудах: С.В. Бовкунович, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Д. Гальскова, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, Э. Штерн. Вопросы активизации и развития лексико-грамматических навыков исследованы в трудах таких ученых, как Н.Д. Гальскова, Е.В. Векличева, И.И. Инкина, А.В. Логинова, И.П. Мильруд, Р.К. Миньяр-Белоручев, Е.И. Пассов, А.Н. Щукин. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку опирается на ряд работ известных педагогов, методистов, специалистов, в частности, А.В. Дворецкая, В.А. Ильин, Е.С. Полат, С.В. Полина, А.Е. Стариченко, П.В. Сысоев и многих других.
Методическую базу исследования составляют: анализ литературы и документов по проблеме исследования, анализ основных понятий и терминов исследования, классификация, мониторинг учебного процесса с целью выявления особенностей дидактического применения цифровых образовательных ресурсов в процессе развития лексико-грамматических навыков, эксперимент, диагностирование, анкетирование.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и уточнении основных теоретических положений по теме исследования, таких как цифровые образовательные ресурсы и лексико-грамматические навыки.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных упражнений в учебном процессе в процессе развития лексико-грамматических навыков обучающихся основной школы.
Структура данной работы включает введение, две главы - теоретическую и практическую, заключение, список использованной литературы, приложение. Во введении отражаются актуальность темы исследования, определение объекта и предмета исследования, постановка цели и задач исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы применения цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения, изучаются типы цифровых образовательных ресурсов в обучении иностранному языку. Также рассмотрены особенности развития лексико-грамматических навыков в среде применения цифровых образовательных ресурсов. Во второй главе на основе теории формируется и систематизируется материал в комплекс учебно-тренировочных материалов c методическими рекомендациями. Заключение содержит практическую значимость и выводы по теме выпускной квалификационной работы. Приложение включает анкету, созданную в ходе реализации практической части.
На сегодняшний день процесс обучения подвергается существенным изменениям: образовательная парадигма и социальный заказ меняются, вся система образования, в целом, претерпевает изменения. Мы живем в эпоху развития информационных технологий и постоянно меняющихся условий. Обществу требуются творческие, гибкие, самостоятельные люди, способные быстро принимать решения, готовые к инновационному поведению. Анализируя теорию и практику использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения школьников, можно выделить следующее.
Цифровые образовательные ресурсы позволяют организовать совместную деятельность обучающегося и интерактивного дидактического партнера- компьютера, отдав учителю стратегическое и тактическое управление обучением. Цифровое пространство современной школы является в данном случае экспериментальной площадкой для апробации инновационных технологий, как информационных, так и педагогических. Таким образом, цифровые образовательные ресурсы позволяют проектировать индивидуальные траектории обучения и развития обучающихся и учителей к достижению максимальной эффективности во всем, в том числе в развитии лексико-грамматических навыков.
Так как организация уроков в общеобразовательной школе с применением цифровых образовательных ресурсов имеет свои особенности, была реализована задача классифицировать их и модели уроков на их основе. Теоретический анализ литературы позволяет выделить перспективное направление разработки учебных занятий по иностранному языку на основе цифровых образовательных ресурсов как дополнительного дидактического источника развития лексикограмматических навыков обучающихся.
Придерживаясь данного направления, в ходе проведенного практического исследования был выявлен дефицит лексико-грамматических упражнений в УМК «Spotlight, 9 класс», которые предусматривали бы работы с цифровыми образовательными ресурсами. Вследствие чего были разработаны упражнения по английскому языку с использованием цифровых образовательных ресурсов. Они были объединены в единый тематический курс на онлайн платформе Google Classroom.
Данные упражнения могут быть использованы на уроках английского языка в общеобразовательной школе. Наряду с этим, их можно положить в основу элективного курса по английскому языку или факультативных занятий. Разработанные упражнения могут выступать в качестве домашнего задания. Таким образом, проведенная работа помогла доказать гипотезу, разрешив выявленное противоречие, и, тем самым, достичь цели исследования.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Бовкунович Е.В. Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]. URL: http://econf.rae.ru/article/4620 (дата обращения: 18.05.2021).
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. 352 с.
4. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе». М.: Express Publishing: Просвещение, 2010.
5. Векличева Е.В. Информационные технологии в процессе обучения английскому языку // Приоритетные направления развития образования и науки. 2017. №4. С. 69-71.
6. Витоль А.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранные языки в школе. 2002. № 3. 70 с.
7. Возрастная психология: детство, отрочество, юность / Под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. М.: Академия, 2003. 624 с.
8. Волков Б. С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. М.: ВЛАДОС, 2013. 511 с.
9. Горохова Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов
[Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/index.php?
numb artic=411543 (дата обращения: 20.05.2021).
10. Коломийцев М.А. Google Classroom: функционал [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduneo.ru/google-classroom/ (дата обращения: 10.05.2021).
11. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования // Народное образование. 2016. №2. С. 157-160.
12. Логинова А.В. Преимущества использования приложения Google Docs в обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2015. №8. С. 976-979.
13. Меламуд В.Э. Особенности, некоторые направления и тенденции применения информационных технологий в современном образовании // Мир психологии. 2014. №2. С. 242-255.
14. Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М.: Стелла, 1996. 144 с.
15. Мун Л.Н. Информационные технологии и гуманитарная культура: преподавание в общеобразовательной школе учебных дисциплин с использованием достижений современных информационных технологий // Мир психологии. 2015. №1. С. 262-272....30