Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МОЗГОВОГО ШТУРМА КАК АКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Работа №169992

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Использование активных методов обучения в экономических дисциплинах 7
1.1. Понятие и сущность активных методов обучения 7
1.2. Развитие познавательной активности обучающихся на занятиях по экономическим дисциплинам с использованием активных методов обучения 15
1.3. Опыт применения мозгового штурма в педагогике 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная апробация
использования метода мозгового штурма при преподавании экономических дисциплин 31
2.1. Методические рекомендации по проведению мозгового штурма 31
2.2. Условия проведения педагогического эксперимента 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 48
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном обществе немалая роль приходится на экономическое образование школьников, которое должно формировать экономическое мышление, воспитывать навык рационального экономического поведения, формировать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности молодого поколения. В общем, развитие экономических навыков является насущной потребностью любого современного человека. Традиционные методы в образовании на сегодняшний день не в достаточной степени реализуют взаимодействие педагога и обучающихся для формирования этих навыков. Чтобы сформировать необходимые знания и умения следует использовать активные методы обучения, реализующие возможность общения с обучающимися и представляющие для этого широкий спектр инструментов.
Быстрое и качественное освоение знаний, умение отыскать правильный ответ в новом непривычном жизненном положении во многом зависит от правильного и грамотного развития и формирования внимания, памяти, а также главным образом от мышления обучающегося. Тем не менее имеющиеся методы обучения в действительности не создают сознательной и систематической работы педагога по развитию данных качеств. При настоящей практике обучения они подбираются спонтанно. Из этого возникает потребность в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса, в активных методах обучения. Одним из преимущественных направлений активации обучения считается ни повышение объема передаваемой информации, ни повышение и усиление числа контрольных работ, а организация дидактических и психологических условий эффективного обучения, включение в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но также личностной и социальной активности.
На сегодняшний день имеются научно-педагогические разработки применения активных методов обучения в общеобразовательном учреждении. Несмотря на это в литературных источниках не в полной мере описано использование данных методов при изучении экономических дисциплин. Таким образом, можно отметить, что имеется дисбаланс между необходимостью в теоретическом исследовании и практическом использовании активных методов обучения при изучении экономических дисциплин в общеобразовательном учреждении и недостаточной и ограниченной разработанностью данного вопроса в педагогической сфере. Этим противоречием был обусловлен выбор темы дипломной работы.
Произведенный педагогический и методический анализ литературы по вопросу исследования предоставил возможность сделать вывод, что активное обучение демонстрирует собой такое образование и построение учебного процесса, которое нацелено на всевозможную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся при помощи обширного, желательно комплексного, применения как педагогических, так организационно-управленческих средств.
Как известно, основоположниками мыслей активизации обучения считаются Я.А. Коменский1, Ж.-Ж. Руссо2, И.Г. Песталоцци3, Г. Гегель, A. Дистервег4, Д. Дьюи5, К.Д. Ушинский6. К проблеме формирования активности в обучении в разное время обращались Л.С. Выготский7, Н.А. Добролюбов8, А.Н. Леонтьев9, А.С. Макаренко10, С.Л. Рубинштейн11, B. А. Сухомлинский12 и другие.
Гипотеза. Использование метода мозгового штурма будет способствовать активизации изучения экономических дисциплин.
Целью данной дипломной работы является использование мозгового штурма как активного метода обучения при изучении экономических дисциплин в средней общеобразовательной школе.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
- обзор теоретико-методологического аппарата по теме активных методов обучения;
- анализ опыта применения активных методов обучения в педагогике;
- рассмотрение понятия «мозгового штурма», его этапов и правил организации;
- разработка методических рекомендаций по использованию мозгового штурма как активного метода обучения в старшей школе;
- апробация и анализ результатов педагогического эксперимента.
Объект исследования - методы активного обучения в педагогическом процессе.
Предмет исследования -мозговой штурм как активный метод обучения при изучении экономических дисциплин в старшей школе.
Методы исследования - теоретические (анализ и синтез, обобщение, классификация) и практические (описание, сравнение).
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении основных аспектов активных методов обучения (в том числе мозгового штурма) в познавательной деятельности обучающихся, которые способствуют наиболее успешному формированию экономических знаний.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций по организации урока с использованием мозгового штурма как активного метода обучения в старшей школе, технологической карты урока с применением мозгового штурма, повышение процента использования мозгового штурма как активного метода обучения в педагогическом процессе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что использование мозгового штурма как активного метода обучения оказывает содействие в увеличении коммуникации между педагогом и обучающимися, их включенности в образовательную деятельность, а также способствует увеличению уровня внутренней мотивации и удовлетворенности обучающихся проведенным уроком, то есть тем, как была передана учебная информация, и формированию экономических знаний и навыков.
В результате исследования была достигнута поставленная цель и решены полностью задачи: был использован мозговой штурм как активный метод обучения при изучении экономической дисциплины в средней общеобразовательной школе (МАОУ «Средней школе №158 «ГРАНИ»), а также измерены показатели по качественным и количественным критериям контрольной и экспериментальной группы и произведен анализ результатов эксперимента.
В работе был рассмотрен опыт применения активных методов обучения в педагогике, где было выявлено, что активный метод обучения мотивирует обучающихся к учебно-познавательной деятельности, побуждает к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, также дает возможность обучающимся развивать свои творческие способности, навыки межличностного общения, умения работать в группе, вырабатывать персональную ответственность за свои решения. Активный метод обучения - это способ взаимодействия между педагогом и обучающимся, в котором все участники учебного процесса активно взаимодействуют друг с другом во время занятия и обучающиеся не являются пассивными слушателями, а активными участниками урока. Кроме того, была подробно изучена классификация активных методов обучения, где каждая группа методов предполагает специфическую организацию взаимодействия участников и обладает своими особенностями.
Нами также было изучено понятие «мозгового штурма» как активного метода обучения, главная суть которого коллективная генерация и получении нестандартных и эффективных решений в условиях ограниченного времени. Данный метод позволяет развивать креативное мышление и приспосабливаться к инновациям, что особенно важно в современном экономическом мире, где необходимо быстро и гибко реагировать на изменения в мире и уметь предлагать новые решения для появившихся проблем. Помимо этого, нами были описаны этапы и правила, от соблюдения которых зависит успешность проведения мозгового штурма и выявлены преимущества, являющиеся выигрышными в современной системе образования в отличие от традиционных методов обучения.
Для эффективного проведения мозгового штурма необходима грамотная организация, которая производится педагогом, занимающим место ключевой фигуры в модерировании. В связи с этим, нами были разработаны методические рекомендации и подходы по использованию мозгового штурма как активного метода обучения для педагогов для успешного внедрения и проведения на занятиях по экономическим дисциплинам.
Изучив литературу по теме исследования нами была спланирована опытно-экспериментальная работа по использованию мозгового штурма как активного метода обучения.
Исследование проводилось на базе МАУО «Средней школы №158 «ГРАНИ». Участниками эксперимента выступили обучающиеся 10-в и 10-г класса, которые были разделены на две группы - контрольную и экспериментальную, где первая группа изучала тему через традиционный метод обучения, а вторая через мозговой штурм как активный метод обучения с использованием разработанных методических рекомендаций.
По окончании урока обучающиеся каждой группы прошли тестирование и анкетирование. По результатам которых, можно сказать, что использование активного метода обучения (мозгового штурма) в отличие традиционного метода обучения имеет большую эффективность в процессе получения знаний, поскольку обучающиеся лучше усвоили материал о чем свидетельствует средний балл теста, оценивающий полученные знания. Также стоит заметить, что мозговой штурм активизировал познавательную деятельность, развил коммуникативные навыки и подтолкнул большее число человек для участия в научно-практической конференции, чем традиционный метод. Нельзя не заметить, что на познавательную деятельность обучающихся влияет уровень мотивации, где процент обучающихся с низким уровнем внутренней мотивации оказался больше в контрольной группе, а с высоким уровнем внутренней мотивацией в экспериментальной. От мотивации к познавательной деятельности, которая формируются в зависимости от метода и организации урока, зависит желание обучающегося в более подробном самостоятельном изучении темы, так можно проследить, что количество желающих, которые заинтересованы в более подробном изучении пройденной темы, в экспериментальной группе оказалось больше. Также, спросив обучающихся, были ли они удовлетворены уроком, количество опрошенных, которые были удовлетворены в группе с применением мозгового штурма оказалось больше, чем в контрольной. В целом, можно отметит, что показатели по выдвинутым критериям в экспериментальной группе оказались в среднем на 20% выше, чем в контрольной.
Таким образом, исходя из проведенного эксперимента, можно сделать вывод что, построение урока на основе активных методов (на примере мозгового штурма) имеет большую результативность в образовательной деятельности обучающихся, чем при использовании традиционных. Все вышеобозначенное говорит о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза находит свое подтверждение. В общем, мозговой штурм является полезным инструментом в изучении экономических дисциплин, помогающим развивать креативное и инновационное мышление, углублять знания и давать новые возможности для решения экономических задач и проблем.



1. Аквазба, Е. О. Основы педагогики и инновационные методы обучения: учебник. / Е. О. Аквазба, В. П. Богданова, Л. Л. Мехришвили. - Тюмень: Тюменский индустриальный университет. - 2019.
2. Активные и интерактивные методы обучения: основные виды и
особенности применения: учебно-методическое пособие. / А. В. Долматов, В. С. Кувшинов, М. М. Колесников, Л. А. Долматова; Санкт-Петербургская юридическая академия. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская
юридическая академия. - 2021.
3. Активные и интерактивные методы обучения: учебное пособие. / С. И. Горлов, В. И. Гребенюков, Д. А. Петров [и др.]. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. - 2020.
4. Активные и интерактивные формы обучения: межвузовский сборник научных трудов. / редкол.: Мандрикова Г.М. [и др.]. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет. - 2019.
5. Активные методы обучения в педагогическом образовании: учеб.- метод. пособие. / В. В. Чечет, С. Н. Захарова. - Минск: БГУ. - 2019.
6. Активные методы обучения: метод. пособие. / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ». - 2018.
7. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие. / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ. - 2020.
8. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. пособие / Е. Р. Аргунова ; Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев ; под науч. ред. Н. В. Кузьминой. - Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов. - 2020.
9. Бабанский, Ю.К., Педагогика: учебное пособие для
педагогических институтов. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин; ред. Ю. К. Бабанский. - 2-е изд., доп. и перераб. - Москва: Просвещение. - 1988.
10. Балаев, А.А. Активные методы обучения. / А. А. Балаев. - Москва: Профиздат. - 2019.
11. Баяновская, Я.Г. Активные методы обучения в преподавании экономики в общеобразовательных школах. / Я.Г. Баяновская, Н.С. Лепкова, Г.В. Кузина. // Инновационная наука. - 2022. - №12.
12. Бусел-Кучинская, Е. Н. Основы педагогики и современное образование. / Е. Н. Бусел-Кучинская. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. - 2022.
13. Вилкова, А. В. Общие основы педагогики. / А. В. Вилкова, М. С. Гузеев, Е. Ю. Холопова; Академия ФСИН России. - Москва: Федеральное казенное учреждение «Научно-исследовательский институт информационных технологий Федеральной службы исполнения наказаний». - 2021.
14. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. / Л. С. Выготский; Лев Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - Москва: АСТ. - 2019.
15. Гарифуллина, А.А. Эвристические методы в экономике. / А.А. Гарифуллина. // Актуальные вопросы экономических на-ук: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа: Лето. - 2019.
16. Г орелова И.Н., Морозова Н.С. Деловые игры в экономике: учебное пособие. / И.Н. Горелова, Н.С. Морозова. - Омск: Изд-во ОмГТУ. - 2018.
17. Горовая, В. И. Методы активного обучения и их применение / В. И. Горовая, Т. Н. Таранова, С. В. Богданова. - Ставрополь: ООО «Альфа Принт». - 2021.
18. Дистервег, Ф.А. Избранные педагогические сочинения. / А. Дистервег; [Сост. и вступ. статья, В. А. Ротенберга]. - Москва: Учпедгиз. - 1999.
19. Добролюбов, Н.А. Педагогические сочинения. / Н. А. Добролюбов; Под общ. ред., с вводной статьей [«Н. А. Добролюбов, его жизнь, деятельность и педагогические взгляды», с. 9-119] и примеч. И. М. Духовного.
- 2-е изд., перераб. и расшир. - Москва: Учпедгиз. - 1998.
20. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. / Д. Дьюи; переводчик Н. М. Никольская. - Москва: Юрайт. - 2019.
21. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов - 2-е изд.. - Ленинград: Из-во ЛГУ. - 1998.
22. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения: Учебное пособие. / А. А. Еромасова. - 4-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт. - 2020.
23. Зельдович, Б. З. Активные методы обучения: Учебное пособие. / Б. З. Зельдович, Н. М. Сперанская. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт. - 2019. с.
24. Имитационные активные методы обучения. - Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. - 2019.
25. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. / Я. А. Коменский, Н. П. Степанов, Д. Н. Корольков, А. А. Красновский. - 1-е изд.. - Москва: Юрайт. - 2020.
26. Кудинов, С. И. Активные методы обучения. / С. И. Кудинов, С. С. Кудинов, И. Б. Кудинова. - Москва: Российский университет дружбы народов.
- 2018.
27. Кукушин, В.С. Теория и методика обучения: учебное пособие. / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс. - 2020.
28. Лазарева, И. А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения. / И. А. Лазарева. // Инновации в образовании. - 2019. - № 3.
29. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум. / Ю. Н. Лапыгин. - 1-е изд.. - Москва: Издательство Юрайт. - 2020.
30. Леонтьев, А.А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. / А. А. Леонтьев; под редакцией Д. А. Леонтьева. - Москва: Смысл. - 2020.
31. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. / И. Я. Лернер. - Москва: Педагогика. - 1992.
32. Макаренко, А. С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. / А. С. Макаренко. - Москва: Юрайт. - 2019.
33. Основы педагогики и психологии. / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, К. Ю. Колесина, А. М. Шевченко. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью «Феникс». - 2022.
34. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. / Т. С. Панина; Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; под. ред. Т. С. Паниной. - Москва: РГБ. - 2021.
35. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии:
Активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. / А. П. Панфилова. - 3-е издание,
исправленное. - Москва: Издательство Академия. - 2021.
36. Панфилова, А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений. Учебное пособие. / А. П. Панфилова. - Москва: Флинта. - 2019.
37. Песталоции, И.Г. Избранные педагогические сочинения: в двух томах. / И. Г. Песталоцци; под ред. [и со вступ. статьей, с. 7-46] В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. - Москва: Педагогика. - 1995.
38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер. - 2018.
39. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании. / Ж.Ж. Руссо; Пер. с фр. М.А. Энгельгардта. - Санкт-Петербург: Газ. «Шк. и жизнь». - 1992.
40. Ряписов, Н. А. Активные методы обучения: учебно-методическое
пособие. / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова; Новосибирский государственный педагогический университет. - Новосибирск: Новосибирский
государственный педагогический университет. - 2018.
41. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: метод. пособие для преподавателей и организаторов проф. и экон. обучения кадров. / А. М. Смолкин. - Москва: Высш. шк. - 2018.
42. Степченко, Т. А. Экономическое образование школьников: монография. / Т. А. Степченко; Федеральное агентство по образованию РФ, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. - 2018.
43. Сухомлинский, В. А. О воспитании. / В. А. Сухомлинский - 4-е изд.. - Москва: Политиздат. - 1997.
44. Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы. / К. Д. Ушинский. - 2-е изд.. - Москва: Издательство Юрайт. - 2019.
45. Чернышевский, Н.А. Избранные педагогические произведения. / [Сост. и] вводная статья [с. 5-84] проф. В. З. Смирнова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. - 1953.
46. Шмелева, Н.В. Активные методы обучения: Учебное пособие. / Н.В. Шмелева и др. - Москва: Магистр, НИЦ ИНФРА-М. - 2019.
47. Штроо, В. А. Методы активного социально-психологического
обучения: учебник и практикум для вузов / В. А. Штроо. - Москва:
Издательство Юрайт. - 2023.
II. Электронные ресурсы
1. Омельян, Т В. Описание современных приемов и методов
обучения, используемых на уроке. URL:
https://infourok.ru/material.html?mid=89607
2. Штанько, Е.С. Мозговой штурм как один из наиболее
эффективных методов активного обучения. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=20169020
3. Давиденко, А. Н. Технология "Мозгового штурма" на уроках
финансовой грамотности. URL:
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii
4. Урывская, Л. А. Активные формы обучения. URL: https://infourok.ru/statya-interaktivnie-formi-obucheniya


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ