ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1 Понятие самооценка в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Психологические особенности развития детей младшего
школьного возраста 13
1.3 Методы и приемы по развитию адекватной самооценки в
младшем школьном возрасте в образовательном процессе 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Методическая организация исследования 32
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 38
2.3 Рекомендации учителям, родителям 49
Выводы 2 глава 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
«Легче вырастить сильных людей, чем исправить сломленных мужчин». Мудрые слова американского аболициониста Фредерика Дугласа кажутся явно интуитивными. Однако воспитание способностей к успеху и укрепление уверенности за счет подготовки учащихся к успеху и частого предоставления положительных отзывов являются важными задачами, как учителей, так и родителей. У детей должна быть хорошая самооценка по ряду причин, так как это влияет практически на все аспекты их жизни. Хорошая самооценка не только улучшает успеваемость, но также укрепляет социальные навыки и способность развивать поддерживающие и прочные отношения.
Отношения со сверстниками и учителями наиболее благоприятны, когда у детей есть адекватная самооценка. Дети с высокой самооценкой также лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с ошибками, разочарованиями и неудачами, а также с большей вероятностью выполнять сложные задачи и ставить собственные цели.
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, т. е. определенного уровня развития самооценки. В связи с этим исследования, направленные на выявление психологических условий и закономерностей становления самооценки на разных возрастных этапах, приобретают чрезвычайную актуальность.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в науке накоплены определенные познания о сущности самооценки и способах ее формирования у школьников. В исследованиях Б.Г. Ананьева, A.B. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др. показано, что чрезвычайно важным для формирования самооценки является школьный возраст - период ее происхождения. А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.В. Столин, И.Н. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др. ученые в своих работах исследуют самооценку как внутреннее ядро личности, как ее сознательное начало, как сгусток индивидуального самосознания, как систему представлении о себе. Самооценке как личностному образованию отводится центральное место в общем контексте формирования личности, ее возможностей, способностей, направленности, активности, общественной значимости.
Формирование самооценки помогает учащимся правильно оценивать свои учебные достижения, способности, возможности, достоинства и недостатки, способствует саморегуляции учебной деятельности. Ученик по - разному оценивает свою учебную деятельность в зависимости от использования учителем различных методов, форм и средств контроля.
Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы исследования «Особенности проявления самооценки в младшем школьном возрасте».
Цель работы: выявить актуальный уровень развития самооценки у детей младшего школьного возраста и разработать рекомендации развития адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста для учителей и родителей.
Объект исследования: процесс развития самооценки у младшего школьника.
Предмет исследования: актуальный уровень развития самооценки у младшего школьника
Гипотеза: самооценка младших школьников имеет свои особенности, а именно:
- уровень адекватной самооценки у младших школьников зависит от формирования и становления всех личностных характеристик школьника;
- успешность младших школьников в учебной деятельности зависит от формирования уровня самооценки младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого - педагогическую литературу по теме развития самооценки;
2. Раскрыть психологические особенности развития детей младшего школьного возраста;
3. Выделить методы и приемы по развитию адекватной самооценки в младшем школьном возрасте в образовательном процессе;
4. Подготовить диагностический инструментарий;
5. Выявить актуальный уровень формирования самооценки у младших школьников;
6. Выделить рекомендации учителям, родителям по развитию адекватной самооценки младших школьников.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулирование выводов и методических рекомендаций по теме исследования;
- педагогический эксперимент;
- интерпретация результатов исследования.
База исследования МБОУ “СШ № 41” Красноярского края, г. Норильск в 2 «Б». В исследовании участвовало 23 обучающихся.
Анализ литературных источников позволил выявить и изучить основные аспекты данной работы:
1) Принципы активной работы, самооценки и саморазвития сформулированы в трудах отечественных и зарубежных авторов. В психологии ученые сформулировали большое количество определений самооценки. По мнению А.Н. Леонтьева, самооценка является важным условием, при помощи которого человек формируется в личность С.Л. Рубинштейн утверждает, что самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, является необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.
2) Согласно Р. Бернсу выделяют 3 вида Я - концепции: познавательная, описательная (образ Я); эмоциональная, оценивающая (самооценка), поведенческая (реакцией на эти составляющие является поведение (действия) индивидуума).
3) В современной психологии существует три вида самооценки: заниженная, адекватная, завышенная. Эти виды характеризуют самооценку по ее уровню (величине). При рассмотрении самооценки важно отметить, что как высокий, так и низкий уровень могут быть эмоционально и социально вредными для человека.
4) Младший школьный возраст - завершение развития самосознания. Этот период так же называют - периодом значительных позитивных изменений. Поэтому очень важны достижения самого ребенка: а) в познании; б) в приобретении умений и навыков учебной деятельности; в) во взаимоотношениях со сверстниками, учителями и родителями; г) в обретении уверенности в себе, своих возможностях; д) в развитии потребности в успехе.
5) Для формирования адекватной самооценки младших школьников, учитель может использовать разные источники и механизмы. Существует много различных методов и приемов формирования адекватной самооценки в младшем школьном возрасте в образовательном процессе (Оценка, группировка, задачи). Проанализированные методы и приемы непосредственно влияют на формирование самооценки младших школьников.
Теоретический отбор научной литературы по проблеме развития адекватной самооценки младших школьников предоставил возможность проведения диагностических методик для выявления актуального уровня развития самооценки. Исследование проводилось в несколько этапов (подготовительный, диагностический, констатирующий и этап оценки)
Экспериментальную базу составили учащиеся МБОУ “СШ № 41” Красноярского края, г. Норильск, в работе принимали участие 23 школьника, учащихся 2 «Б».
Определены и апробированы методики для выявления актуального уровня развития самооценки у младших школьников:
- Методика исследования самооценки личностных качеств Дембо- Рубинштейна.
- Методика А. И. Липкиной «Три оценки».
- Методика В. Г. Щур «Лесенка».
- Методика А. В. Захарова «Тест на определение эмоционального уровня самооценки»
Сравнительный обзор испытуемых и уровень обучения участников в исследовании показал о том, что обучающиеся не имеют отстающих среди школьников.
Анализ данных методики исследования самооценки личностных качеств Дембо-Рубинштейна показал, что самооценка младших школьников 2 «Б» класса адекватная.
Анализ результатов исследования по методике А. И. Липкиной «Три оценки» в процентном соотношении показал, что: завышенный уровень самооценки имеют 22% (5 учащихся), адекватный уровень самооценки имеют 52% (12 учащихся), заниженный уровень самооценки имеют 26% (6 учащихся).
Анализ результатов исследования по методике В.Г. Щур «Лесенка» в процентном соотношении показал, что: завышенный уровень самооценки имеют 0% (7 учащихся), адекватный уровень самооценки имеют 44% (10 учащихся), заниженный уровень самооценки имеют 26% (6 учащихся 2) .
Анализ результатов исследования по методике А. В. Захарова «Тест на определение эмоционального уровня самооценки» в процентном соотношении показал, что: завышенный уровень самооценки имеют 35% (8 учащихся), адекватный уровень самооценки имеют 60% (14 учащихся), заниженный уровень самооценки имеет 5% (1 ученик).
Таким образом, в классах преобладает адекватный уровень сформированности самооценки.
В работе даны рекомендации учителям и родителям детей младшего школьного возраста.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.- М: «Академический проект», «Гаудеамус», 2015.- 240 с.
2. Андреева К.П.., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2015. -147 с
3. Американская академия педиатрии (2015). Уход за ребенком
школьного возраста: от 5 до 12 лет . Доступно по адресу:
https://www.healthychildren.org/English/ages-stages/gradeschool/Pages/Helping-Your-Child-Develop-A-Healthy-Sense-of-Self-Esteem.aspx
4. Арт-терапия в практической деятельности специалистов в
области психологии, образования, медицины и социального обслуживания населения [] : материалы III международной научно-практической
конференции 29-30 ноября 2018 года / ред.: Ю. П. Платонов, Н. М. Платонова, М. В. Киселева. - СПб. : СПбГИПСР, 2018. - 129 с
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с л- концепцией // Вестник Московского университета. - 2011. - № 1. - (Серия 14: Психология). - С. 54-66.
6. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Результаты опытно-экспериментальной деятельности по формированию адекватной самооценки детей младшего школьного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 10-2. - С. 336-340 URL: https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=11916(дата обращения: 22.09.2020)
7. Баймухаметова В.Р., Николаев Е.В. Исследование формирования адекватной самооценки младших школьников (на примере опыта работы педагогов и психологов РФ) // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6077(дата обращения: 22.08.2020)
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение , 2014,258с
9. Витушкина, Э.В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования [Текст] / Э.В. Витушкина, Т.В. Кружилина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3. - С. 48-59.
10. Варданян Ю.В., Кавадина А.О. Развитие самооценки детей
старшего дошкольного возраста в условиях Центра психологической помощи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-
nauki.com/PDF/25PSMN119.pdf (доступ свободный)
11. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издат. центр «Академия», 2015. - С. 147.
12. Витушкина Эмма Викторовна, Кружилина Тамара Васильевна
Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник ЮУрГГПУ.
2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-
samootsenki-mladshih-shkolnikov-kak-osnovy-dostizheniya-lichnostnogo- rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 14.09.2020).
13. Долгова, В.И. Психолого-педагогическая коррекция самооценки первоклассников: кросскультурное исследование [Текст] / В.И. Долгова, М.В. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 165-170
14. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 12. С. 89-98
15. Джиоева, Г.Х. К проблеме формирования самооценки младшего школьника [Текст] / Г.Х. Джиоева // Азимут научных исследований: Педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - С. 89-92
16. Даньшова Т. А. Психолого-педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2015. - № S8. - С. 16-20
17. Звягина, А. Н. Исследовательская деятельность младших школьников/ А. Н. Звягина // Начальное образование. - 2010. - № 1. - С. 14-18.
18. Кенсаринова, М. В. Теория коллектива А. С. Макаренко: философские и психологические аспекты // Успехи современного естествознания. — 2015. — № 1. — С. 301-304.
19. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группа (общие и возрастные особенности)./ Я.Л. Коломинский. — Минск: ТетраСистемс, 2006. — С. 431.
20. Леонтьев Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал [Текст] / Д.А. Леонтьев // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 62. - С. 18-37.
21. Молчанова О.Н. Проблемы самооценки индивидуальной личности // Мир психологии. -2011. - № 1(65). - С. 82-95.
22. Модель формирования самооценки младших школьниковкак достижение личностных результатов обучения // ПНиО. 2018. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-samootsenki-mladshih- shkolnikovkak-dostizhenie-lichnostnyh-rezultatov-obucheniya(дата обращения: 26.09.2020).
23. Мерриам-Вебстер. (nd). Самооценка. В словаре Merriam- Webster.com. Получено 25 сентября 2020 г. с сайтаhttps://www.merriam- webster.com/dictionary/self-rating.
24. Мещерякова, И.Н. Взаимосвязь самооценки и успеваемости детей младшего школьного возраста [Текст] / И.Н. Мещерякова, Е.Г. Демец // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 53-5. - С. 328-335.
25. Мижериков А.Б.Введение в педагогическую деятельность /- М.: Роспедагентство, 2015 - 324 с.
26. Мудрик С.К. Социальная педагогика: Уч. для студ. пед. вузов- М.: Академия, 2015 -300 с.
27. Мудрик С.К. Социальная педагогика: Уч.. для студ. пед. вузов / - М.: Изд. центр «Академия», 2013. -98 с.
28. Мухортова К. Э. Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №15.1. — С. 103-105
29. Огольцова, Е. Г. Роль родителей в формировании самооценки ребёнка / Е. Г. Огольцова, А. А. Лесюнина, А. Г. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 161-164. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46807/(дата обращения: 16.09.2020).
30. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. - Вологда: ВПК, 2011. - 184 с.
31. Павлова, Л. В. Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19» / Л. В. Павлова, Е. Ю. Савинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 815-818. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8963/(дата обращения: 23.09.2020).
32. Пирмагомедова Э. А., Нагиева А. Т., Сулейманова Г. К.
Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на её развитие // МНКО. 2015. №2 (51). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-samootsenki-detey-mladshego- shkolnogo-vozrasta-i-faktory-vliyayuschie-na-eyo-razvitie (дата обращения:
26.09.2020).
33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2011. — 672 с.
34. Сластенин С.Д. Педагогика :Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/ Под ред. В.А. Сластенина.- М. : Академия,2016.-567с.-
35. Сергеева Б.В., Габелия Т.К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте// Международный журнал экспериментальногообразования.- 2016.- №1.- с. 128-132
36. Самылова Ольга Анатольевна, Дмитриевских Светлана
Сергеевна Особенности самооценки младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2016. №4
(32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-mladshih- shkolnikov(дата обращения: 26.09.2020).
37. Савинова, Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников / Е. Ю. Савинова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 178-180
38. Сергеева Б. В., Габелия Т. К. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9¬12.
39. Серёжникова Р. К. Компетентностно-деятельностный подход в профессионально-педагогическом образовании / Р. К. Серёжникова // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. — № 3. — Москва, 2015. — С.127-133
40. Тодорова, М.С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе [Текст] / М.С. Тодорова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 5 (11). - С. 94-98
41. Троицкая, И. Ю. Специфика самооценки в младшем школьном
возрасте / И. Ю. Троицкая, Т. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140) — С. 207-209. — URL:
https://moluch.ru/archive/140/39396/(дата обращения: 26.08.2020).
42. Шилова, А. А. Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. А. Шилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1050-1053. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24422/(дата обращения: 24.09.2020).
43. Шигина, Е. П. Коррекция самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой пси-хического развития в процессе их психолого-педагогического сопровождения / Е. П. Шигина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 713-715
44. Царева, С. В. К вопросу о самооценке детей младшего школьного возраста / С. В. Царева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 710-713. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38249/(дата обращения: 15.09.2020).
45. Юденкова, И. В. Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников / И. В. Юденкова, Д. Н. Бежаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 409-410. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33973/(дата обращения: 30.08.2020).