Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОЙ школы

Работа №169972

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Структура, цели, задачи и особенности профильного обучения по
биологии 8
1.2. Оценка современного состояния интеграции при организации учебного процесса предметов естественнонаучного цикла 17
1.3 Сравнительная характеристика программ базового и профильного уровня обучения по биологии 21
2.1. Выявление педагогических условий формирования предметных результатов на основе интеграции биологии с другими предметами естественнонаучного цикла в профильной школе 32
2.2 Разработка интегрированного комплекса заданий по биологии в
профильной школе 39
2.3 Анализ и интерпретация экспериментальной апробации
интегрированного комплекса заданий по биологии 48
Заключение 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Приложения 70

На сегодняшний день одной из главных задач Концепции развития образования на период до 2024 года становится обеспечение высокого уровня образовательной и профессиональной подготовки выпускников, с целью выполнения социального и государственного заказа. Выбор профессии становится сложной задачей для каждого обучающегося, знание предметов естественнонаучного цикла необходимо в следующих отраслях человеческой деятельности: медицина, ветеринария, животноводство, биоинженерия,
биохимия, экология и т.д.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации отмечается, что профильное обучение является основой реализации принципов доступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Для повышения качества образовательного процесса в профильной школе с естественнонаучным уклоном, необходимо внедрение в учебный процесс современных технологий, основой которых является интеграция учебных предметов. Это нашло подтверждение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273- Ф3) и государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг [1; 3].
Идея интеграции учебных предметов появилась достаточно давно, например Д. Локк был автором идеи, суть которой заключалась в определении содержания образования, в котором один предмет должен наполняться элементами и фактами другого. В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей привел К.Д. Ушинский: «Знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь». В различных аспектах проблему организации профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных школ рассматривали Е.А. Климов, Н.Я. Канторович, В.А. Поляков, Н.С. Пряжников, В.В. Чебышева, И.Д. Чечель, С.Н. Чистякова и др. Проблемы межпрежметных связей рассматривались в работах исследователей прошлого Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского. В современной педагогике вопросами межпредметных связей занимались А.Я. Данилюк, В.И. Загвязинский, И.Д. Зверев, Б.П. Есипов, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова,
B. Н. Ретюнский, М.Н. Скаткин, Ю.С. Тюнников, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец,
C. А. Шапоринский, Н.М. Черкес-Заде и др. Вопросы использования межпредметных связей в целях повышения эффективности ориентации обучающихся на профессии исследованы Л.И. Кундозеровой; ориентация старшеклассников на выбор профессии сферы «Человек-природа» на примере естественнонаучного направления изучена А.В. Петрушиной; ориентация обучающихся на рабочие профессии на материале физики рассмотрены В.Н. Рыбиным, A.M. Горновым, Ю.И. Кызыласовым, В.А. Пологрудовым и др [6; 9].
Проблематика исследования. Специфика предметов
естественнонаучного цикла отражается в предмете изучения, терминологии, целях и задачах. Поэтому при интеграции биологии, физики, химии и географии существует определенная ограниченность. Каждый предмет включает огромный фактический материал и ориентирован на формирование у обучающихся специфических умений и навыков в рамках данного предмета. Таким образом, возникает противоречие между объективной необходимостью обеспечения в современных условиях многосторонней естественнонаучной подготовки обучающихся и относительно узкой направленностью процесса обучения в профильных классах, которое осложняется объективно существующей спецификой каждого из основных естественнонаучных предметов. Из вышесказанного вытекает проблема исследования, каковы педагогические условия организации обучения по биологии, способного выполнить интегрирующую функцию в условиях профильной дифференциации обучения.
Цель исследования: разработка теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики интегрированного обучения на уроках биологии в 10-11 профильных классах.
Объект исследования: образовательный процесс интегрированного изучения предметов естественнонаучного цикла в условиях профильной школы.
Предмет исследования: методические особенности интеграции дисциплин естественнонаучного цикла в профильных классах .
Гипотеза: разработанная методика интегрированного обучения на уроках биологии в профильной школе будет способствовать повышению уровня естественнонаучной подготовки обучающихся если:
• при разработке методики интегрированного обучения будут выявлены связи учебного материала с профильным предметами, в процессе раскрытия которых будет сформирована устойчивая мотивация обучающихся к изучению предметов естественнонаучного цикла;
• будет определено содержание учебного материала профильного предмета, используемого в качестве основы для интеграции биологии с другими предметами естественнонаучного цикла;
• будет разработан комплекс заданий по биологии с использованием содержательных ресурсов интегрированных предметов, направленных на формирование утвержденных учебных компетенций.
Задачи:
1. Выявить состояние проблемы интеграции биологии с другими предметами естественнонаучного цикла в ходе анализа психолого­педагогической литературы.
2. Провести сравнительный анализ действующих программ профильного обучения по биологии 10-11 класс.
3. Выявить и теоретически обосновать методические условия для формирования предметных результатов на основе интеграции биологии с другими предметами естественнонаучного цикла в профильной школе.
4. Разработать и апробировать комплекс заданий по биологии с использованием содержательных ресурсов химии, физики и физической географии, направленный на формирование предметных результатов.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы: теоретические и эмпирические. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, анализ материально­правовой базы, педагогических инструментов. Обработка результатов эксперимента проводилась методом математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе (2019-2020 г.) изучалось в теории и практике
состояние проблемы интегрированного обучения естественнонаучным дисциплинам обучающихся профильных классов; были сформулированы: тема, проблема, гипотеза исследования; разработаны замысел и логика эмпирического исследования. Проведен сравнительный анализ действующих программ профильного обучения по биологии. Выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия для формирования полипредметных учебных компетенций на основе интеграции биологии с другими предметами естественнонаучного цикла в профильной школе.
На втором этапе (2020-2021 гг.) было осуществлено проектирование и апробация комплекса заданий по биологии с использованием содержательных ресурсов химии, физики и физической географии направленный на формирование предметных результатов.
На третьем этапе (2021) осуществлялось обобщение результатов проведенной экспериментальной работы, доработка содержания интегрированного комплекса, разрабатывались экспериментально-расчетные задачи, учебные демонстрации и экспериментальные установки.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработан интегрированный подход к решению проблемы обеспечения многосторонней естественнонаучной подготовки старшеклассников в профильных классах, определены принципы структурирования и критерии отбора материала при интеграции предметов естественнонаучного цикла. Разработан комплекс заданий по биологии с использованием содержательных ресурсов химии и физики, направленный на формирование учебных компетенций.
Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования были представлены на научных конференциях: Выступление на конференции «Инновации в естественнонаучном образовании» на XI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 26 ноября 2019 г. Основные положения и идеи исследования изложены в статьях, опубликованных в сборниках материалов научно­практических и научно-методических конференций «Молодежь и наука XXI века», «Инновации в естественнонаучном образовании», «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках исследования нами были рассмотрены такие понятия как: педагогические условия; интеграция, профильное обучение. Результаты проведенного теоретического исследования проблемы, анализ психолого­педагогической литературы и обобщение педагогического опыта в рамках исследования позволили прийти к выводу, что при профильном обучении на педагога возлагается ответственность как за индивидуальную подготовку по биологии, так и за организацию образовательного процесса, которое направленно на углубленное изучение биологии. Интеграция предметов естественнонаучного цикла в профильных классах, позволяет показать взаимосвязь всех научных направлений и сформировать целостное представление о природных объектах. Но необходимо помнить о том, что существуют разные механизмы интеграции и следует выбирать механизм в соответствии с темой урока.
В ходе сравнительного анализа рабочих программ по биологии на профильном и базовом уровне обучения были выявлены качественные и количественные характеристики. Профильное обучение предполагает большее количество часов в сравнении с базовым, за счет этого реализуется исследовательская деятельность на уроках, а также имеется возможность закреплять теоретические знания обучающихся при помощи лабораторных и практических работ. Предметные результаты в профильном образовании направлены на углубление знаний по биологии и формирование мотивации к продолжению биологического образования.
Анализ рабочих программ по биологии, химии, физике и географии показал, что большинство тем изучаемых в рамках предмета биологии в профильных десятых и одиннадцатых классах тесно соприкасаются с темами других предметов естественнонаучного цикла. Но при построении интегрированного урока, следует помнить, что ведущим всегда остается один предмет.
При разработке комплекса интегрированных заданий по биологии нами соблюдалась четкая последовательность действий: определение темы; формулировка цели; отбор учебного материала; выбор типа задания.
Апробация разработанной нами методики на базе МБОУ Лицей №10, позволяет сделать вывод о ее эффективности, так как показатели коэффициентов усвоения знаний выросли.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега.Л., 2014. 134 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413. г. Москва.
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2019 - 2024 годы утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р. С. 6-7.
4. СанПиН О. 2.4. 2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» //Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от. - 2010. - Т. 29.
5. Астахова А. А., Чистяков Д. В., Сергеева М. Г. Использование интернет-технологий для улучшения качества обучения в краткосрочных школах усиленной подготовки биологии //Научная школа Т. И. Шамовой: методолого - теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. - 2018. - С. 246-248.
6. Афанасьев В. В. и др. Принципы организации системы профильного обучения //Образование и наука в современных условиях: мат- лы VIII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Интерактив плюс. 2016. №. 3. С. 35.
7. Белохвостов А. А. Мультимедийные проекты по химии как средство профориентационной направленности учащихся педагогических классов. 2017.
8. Викторов В. П., Теремов А. В. Профильное обучение биологии в школе: теория и практика реализации //Наука и школа. 2018. №. 2.
9. Воловоденко А. С. Социально-личностный аспект в профильном
обучении старшеклассников //Общество: социология, психология,
педагогика. 2018. №. 2.
10. Габриелян О., Остроумов И., Пономарев С. Химия. Углубленный уровень. 10 класс. Litres, 2020.
11. Габриелян О., Остроумов И., Пономарев С. Химия. Углубленный уровень. 11 класс. Litres, 2020.
12. Гаспарян И. Н. Биология с основами экологии. - 2018.
13. Герасимова Т Ю. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Методика преподавания физики». - 2018.
14. Герман М. Я., Коптевская И. Б., Кузьмина И. В. Организация внеурочной деятельности обучающихся по биологии в школе в рамках ФГОС НОО //Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. 2017. С. 147-152.
15. Горбачёва Е. Ю. Особенности предпрофильной подготовки как компонента профильного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ