Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЙ ГЛОССАРИЙ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ОГЭ И ЕГЭ

Работа №169971

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2021
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ, ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ В 6
ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
1.1. Психолого-педагогические и методические основы запоминания 6
биологических терминов
1.2. Роль и значение словарей в процессе усвоения биологических 17
понятий
ГЛАВА II. СИСТЕМА ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ 23
ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние проблемы исследования в практике 23
подготовки обучающихся к итоговой аттестации
2.2. Содержание электронного глоссария биологических понятий и 27
приемы работы с ним
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56

Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений образовательной деятельности является подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ довольно сложный вид учебной деятельности, предъявляющий особые требования к уровню развития учебных умений и навыков обучающихся. В процессе подготовки особо выделяется такая ее составляющая, как терминологическая готовность, вызывающая такие трудности, как нетипичность и многообразие формулировок и научных понятий.
Современная подготовка обучающихся старших классов к выпускным итоговым экзаменам предполагает постоянное обогащение новым терминологическим аппаратом. Особенно это касается естественнонаучных дисциплин, где постоянно требуется работа с глоссарием, отсюда важность использования справочной информации является актуальной.
Важно отметить, что внедрение новых компонентов обучения связано не только с уточнением содержания обучения, но и с поиском и разработкой адекватных средств обучения, являющихся необходимым условием результативности процесса обучения предмету биологии. Одним из самых распространенных средств в работе с терминами и понятиями являются словари, в том числе и учебные, количество и виды которых в последнее время стремительно увеличиваются.
Одной из типичных разновидностей учебного словаря является учебный глоссарий, представляющий собой, по сути, учебный словарь небольшого объема, включенный в методическую инфраструктуру учебника или учебного пособия по биологии. Однако теоретические вопросы, связанные с учебными словарями как частью методики обучения, находятся в начале своего развития и недостаточно разработаны. Имеющиеся исследования посвящены в основном вопросам разработки метапредметных учебных словарей и не учитывают современные требования к учебной компетенции обучающегося. В связи с этим практика составления учебных словарей значительно отстает от тенденций и возможностей современной методики.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс по биологии в школе, включающий систему подготовки обучающихся к итоговой аттестации выпускников в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Предмет исследования: содержание и методика работы с терминами и понятиями электронного глоссария в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
Цель исследования: разработать содержание электронного глоссария биологических понятий и определить методические приемы подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему запоминания биологических терминов в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Проанализировать современное состояние проблемы исследования в практике подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
3. Составить глоссарий биологических понятий в электронном формате и разработать приемы работы с ним.
Гипотеза исследования: Уровень усвоения биологических понятий повысится, если будет отобрано содержание изучаемого материала, разработан формат электронного глоссария, определены методические приемы работы с ним и организована систематическая работа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ специальной биологической и методической литературы по исследуемой проблеме; сравнительный анализ контрольно­измерительных материалов итоговой государственной аттестации; изучение и обобщение педагогического опыта подготовки учащихся к сдаче и ИГАВ в формате ОГЭ и ЕГЭ; разработка методических материалов.
Исследование осуществлялось в три этапа. На первом этапе был проведен анализ психолого-педагогической, методической и специальной биологической литературы, который позволил определить цель, задачи, предмет, объект, гипотезу исследования, а также определить актуальность темы.
На втором этапе был проведен анализ состояния исследуемой проблемы в школьном курсе биологии - содержание вопросов и заданий контрольно-измерительных материалов итоговой государственной аттестации.
На третьем этапе был разработан электронный глоссарий биологических терминов и понятий и размещен в системе электронного обучения МАОУ «Лицей № 1» города Красноярска, выделены приемы
работы с ним, сформулированы выводы, оформлена выпускная квалификационная работа.
Место апробации результатов: система электронного обучения (http://www.lyc1.edu.ru/moodle/login/index.php) МАОУ «Лицей № 1» города Красноярска.
Работа представлена введением, двумя главами, выводами, списком литературы, включающим 34 литературных источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были решены поставленные цель и задачи.
В качестве теоретического основания содержательной интерпретации дидактической составляющей электронного глоссария нами был предложен и обоснована роль словарей в образовательной деятельности. В этой связи было определено понятие глоссария. Изучены роль и значение словарей, факторы, влияющие на их запоминание. Учебный словарь является важным средством формирования речевой лексической компетенции учащегося.
На основе сформулированных теоретических положений и анализа основных проблем при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии были определены требования к современному электронному учебному словарю. С учетом данных требований был разработан обучающий комплекс, основными компонентами которого являются: овладение терминами по биологии, а также формирования первичных навыков совершать учебные действия по усвоению терминологии, и учебный глоссарий, направленный на дальнейшее постепенное развитие учебно-познавательных умений.
Проанализировано современное состояние проблемы исследования в практике подготовки обучающихся к итоговой аттестации. Результаты проведения выпускных экзаменов за 2018-2020 гг. позволило выявить основные проблемы в подготовке к экзамену по биологии в г. Красноярск.
Итоговая аттестация знаний по биологии вызывает трудности у обучающихся как 9-х классов, так и 11-х классов. Так, средний процент выполнения заданий равен 53,6%. Средний балл ОГЭ составляет 24,1 из максимальных 45, по ЕГЭ -18,9 из 36 максимально возможных баллов.
Составлен глоссарий биологических понятий в электронном формате и разработаны приемы работы с ним. Глоссарий является интерактивным и содержит четыре основных части. Первая часть правописание самого термина и его значение согласно словарю. Далее по данному термину по
ссылкам можно получить дополнительную информацию: статьи и
иллюстрации. Специальная ссылка на каталог тестов ОГЭ и ЕГЭ позволит решить задания, где данный термин используется.


1. Андреева Н.Д. Методика обучения биологии. История становления и развития: учебное пособие для академического бакалавриата: [по направлению "Естественнонаучные дисциплины"] / Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская, В.П. Соломин ; под ред. Н.Д. Андреевой. Москва: Юрайт, 2017. 133 с.
2. Богданов Н.А. Ценностно-ориентированное учебное биологическое знание: концептуальный взгляд и методические решения / Н.А. Богданов, В.Н. Годин, Н.В. Перелович: непосредственный // Наука и школа, 2020. № 2. С. 197-207
3. Видеоуроки по биологии. Демонстрации, видео по различным темам биологии [Электронный ресурс] - режим доступа: http: //interneturok.ru/
4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения школьников: деятельностный компонент содержания метапредметного образования / С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко. - Текст: непосредственный // Биология в школе, 2021. № 2. С. 47-59
5. Герасимова Е.К. Онлайн-презентации как средство представления электронного учебного материала по биологии / Е.К. Герасимова: непосредственный // Биология в школе, 2021. № 1. С. 34-39
6. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун­т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264 с.
7. Голикова Т.В. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Т.В. Голикова, Н.В. Иванова, В.М. Пакулова. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. 260 с
8. Знаменщикова Е.М. Достижение метапредметных образовательных результатов во внеурочной деятельности по биологии / Е.М. Знаменщикова: непосредственный // Биология в школе. 2020. № 3. 61 - 65 с.
9. Ижойкина Л.В. Целеполагание в структуре современного урока биологии / Л.В. Ижойкина, Л.Н. Орлова: непосредственный // Биология в школе, 2020. № 3. 27 - 31 с.
10. Инновации в естественнонаучном образовании: Х Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция. Красноярск, 23 октября 2018 года / [редакционная коллегия: И.Б. Чмиль (ответственный редактор), Н.М. Горленко, Н.З. Смирнова]. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. -354. с.
11. Ионина Н.Г. Использование продуктивных образовательных
технологий через обучающие структуры на уроках биологии / Н.Г. Ионина, Ю.А. Бояркина: непосредственный // Биология в школе, 2020.
№ 7. 28-33 с.
12. Каталог заданий по ОГЭ и ЕГЭ по биологии -[Электронный ресурс] - режим доступа: https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=93
13. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. Практикум
[Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. Ф. Козина. Москва: Юрайт, 2019. 254 с.
14. Кропова Ю. Г. Создание видеоконтента как одно из направлений информатизации биологического образования / Ю. Г. Кропова, А. А. Полякова: непосредственный // Биология в школе, 2020. № 7. 34-44 с.
15. Маланов, С. В. Два альтернативных теоретических подхода к исследованию генезиса и функциональной организации памяти / С. В. Маланов.Текст: непосредственный // Мир психологии, 2015. № 2.
84-94 с....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ