Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКТОВ ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПРОЦЕССЕ В ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №169968

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Обоснование необходимости формирования социокультурной компетенции обучающегося основной школы в процессе изучения иностранного языка с использованием фактов из истории Великобритании . 7
1.1. Понятие и содержание социокультурной компетенции, формируемой в
процессе изучения иностранного языка 7
1.2. Формирование социокультурной компетенции в контексте требований
ФГОС ООО 14
1.3. Использование исторических сведений о Великобритании как фактора
развития социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в
основной школе 22
Выводы по главе 1 28
2. Опытная работа по развитию социокультурной компетенции с
использованием фактов из истории Великобритании 30
2.1 Контент-анализ УМК «Английский язык» для 9 класса 30
2.2. Система заданий с фактами из истории Великобритании 34
2.3. Определение уровня сформированности социокультурной компетенции
в основной школе 43
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 61

На сегодняшний день система школьного образования в Российской Федерации проходит через процесс модернизации и находится в стадии реформирования. Это связано, в том числе, и с существующей объективной общественной потребностью в знании иностранного языка, что обуславливает повышенное внимание к его преподаванию в основной школе.
Английский язык в условиях современного поликультурного мира является крайне востребованным. Это огромный источник информации, который позволяет налаживать международные связи в сфере экономики, бизнеса, образовании и др. Большое значение знание английского языка приобретает для развития личности школьника.
Однако для наиболее эффективного использования потенциала английского языка, как инструмента международной коммуникации, предметных знаний, изучаемых в рамках школьной программы, недостаточно. Это вызвано тем, что даже если произошло преодоление языкового барьера, и в процессе общения используется свободное владение иностранной речью, зачастую не всегда удаётся достичь объективного взаимопонимания. Обмен информацией в ходе диалога , без понимания культуры страны изучаемого языка, может привести к установлению не доверительных и формализованных отношений между участниками переговорного процесса. Данный феномен оказывает негативное влияние на развитие практически любой сферы деятельности, в которой присутствует необходимость международного взаимодействия.
Более того, с точки зрения образовательного процесса, отсутствие знаний о культуре страны изучаемого языка снижает мотивацию к его изучению, поскольку учащимся интересно не просто овладевать предметными знаниями, но и узнавать новую для себя информацию, составляющую для них ценностное значение.
Поэтому, с учётом современных реалий, в которых владение иностранным языком является эффективным средством развития личной и профессиональной жизни человека, необходимо обратить особое внимание на формирование социокультурной компетенции ученика основной школы. Проблема её формирования активно разрабатывается в педагогической науке и методике обучения иностранным языкам.
В контексте данной проблемы актуализируется процесс воспитания позитивного отношения к культуре страны изучаемого языка у обучающихся через изучение фактов из истории, реалий, традиций и социальной действительности общества. Возникает объективная необходимость к включению школьников в осознанный межкультурный диалог. Кроме того, в содержании Образовательного Стандарта (ФГОС ООО) акцентированно требование на установление неразрывной связи между предметными результатами изучения иностранного языка и развитием социокультурной компетенции.
Также из личного опыта педагогической деятельности автора настоящего исследования можно сделать вывод о том, что в общеобразовательных организациях не всегда уделяется достаточное внимание вышеописанным аспектам, что подтверждает актуальность данного исследования.
Объектом данного исследования является процесс формирования социокультурной компетенции на уроках английского языка основной школы с использованием фактов из истории Великобритании.
Предметом данного исследования является эффективность применения фактов из истории Великобритании на уроках английского языка.
Цель исследования - создание системы упражнений к УМК «Английский язык» 9 класс (Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова), направленной на развитие социокультурной компетенции посредством использования фактов из истории Великобритании.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Выявить сущность, содержание и особенности социокультурной компетенции;
2. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросу актуальности использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку;
3. Проанализировать УМК с целью выявления лингвострановедческого материала;
4. На основе анализа УМК и с учетом существующих проблем разработать систему упражнений с использованием фактов из истории Великобритании;
5. Опытным путем проверить эффективность использования лингвострановедческого материала на уроках английского языка, как средство развития социокультурной компетенции.
Теоретико-методологическую базу работы составили нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в основной школе, работы ведущих лингвистов и методистов Н. Н. Абакумовой [Абакумова, 2012], Е. М. Верещагина [Верещагин, 1983], Л. Д. Литвиновой [Литвинова, 2000], Е. И. Пассова [Пассов, 2010], В. В. Сафоновой [Сафонова, 1996], П. В. Сысоева [Сысоев, 2014], С. Г. Тер-Минасовой [Тер-Минасова, 2000], А. Н. Щукина [Щукин, 2016] и др.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научно-педагогической, психолого-лингвистической и методической литературы, анализ и обработка данных эксперимента, проведение опытно­экспериментального обучения для апробации эффективности разработанного комплекса заданий. Выбор конкретных методик определяется специфическими задачами каждого раздела.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе в основной школе.
Апробация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой исследования, последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание выпускной квалификационной работы по проблемам формирования социокультурной компетенции в основной школе, проведение опытной работы, разработку методического обеспечения уроков с использованием лингвострановедческого материала, оформление результатов исследования.
Проведенное исследование было апробировано на Всероссийской научно­практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в 2021 г. По итогам конференции статья «Роль формирования социокультурной компетенции у обучающихся в основной школе» была опубликована в сборнике «Молодежь м наука XXI века. Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики», Красноярск, 2021 г. (Приложение В) [Клочко, Кофман, 2021, с. 53-55].
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В конце каждой главы представлен вывод.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Без знания и понимания иноязычной культуры невозможно преподавание и изучение иностранного языка в современном обществе. Исходя из анализа педагогической и методической литературы, можно сделать вывод о том, что использование фактов из истории Великобритании в процессе формирования социокультурной компетенции в основной школе имеет теоретическое обоснование. Педагоги-исследователи уделяют ключевое внимание в современной теории и практике обучения английскому языку коммуникативному направлению, которое способствует развитию духовно-личностных ценностей обучающихся. Сущность социокультурной компетенции возможно определить как совокупность социокультурных знаний о стране изучаемого языка (в том числе и исторических фактов), используемых в процессе иноязычного общения, способствующих установлению взаимопонимания в рамках межкультурного диалога. Социокультурная система имеет свою структуру, которая включает в себя 3 элемента: когнитивный, функциональный, поведенческий.
Актуальность формирования социокультурной компетенции находит своё подтверждение в рамках ФГОС. Одним из его требований является развитие у учащихся целостного и всестороннего мировоззрения. Более того, исходя из предметных требований Стандарта, учащийся должен обладать целостными социокультурными знаниями, уметь общаться с соблюдением норм речевого этикета, представлять свою страну и т. п.
В ходе анализа УМК «Английский язык» (Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова) была выявлена проблема недостаточного внимания к социокультурной тематике. В целях восполнения данного дефицита разработана система упражнений с использованием исторических фактов из истории Великобритании, которая нацелена на повышение уровня сформированности социокультурной компетенции обучающихся.
Внедрение данных упражнений в ходе учебных занятий потенциально позволяет повысить уровень социокультурной компетенции обучающихся. Потенциальная эффективность использования данных упражнений была проверена экспериментальным путем во время учебного процесса. Исследование включало в себя набор педагогических инструментов, таких как сочинение, предварительное анкетирование, диалог, рефлексивное анкетирование. Результаты интерпретировались с помощью критериев, разработанных на основе системы Ю. М. Ореховой.
Проведенный эксперимент показал, что лингвострановедческие материалы (в том числе факты из истории Великобритании) потенциально являются эффективным средством развития социокультурной компетенции обучающихся. Созданные на их основе упражнения могут быть использованы в процессе формирования социокультурной компетенции в основной школе, повышая её уровень у обучающихся.


1. Абакумова Н. Н. Компетентностями подход в образовании: организация и диагностика. / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. Томск, 2012. 423 с.
2. Азимов Е. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Е. Г. Азимов, А. Н. Щукин. СПб.: Златоуст. 1999. 472 с.
3. Английский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник»: Макмиллан, 2014. - 208 с.
4. Артемова А. Ф., Леонович О. А. Страноведение через идиоматику. Учебное пособие по английскому языку. - «Флинта, Наука», 2013. - 265 с.
5. Барышников Н. В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе // ИЯШ. 2012. № 2. - С. 28-32.
6. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. - М.: Русский язык. - 1980. - 285 с.
7. Верещагин, Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - Москва: Русский язык, 1983. - 269 с.
8. Влахов, С. Непереводимое в переводе / С. Влахов, С. Флорин. - Москва: Международные отношения, 1980. - 343 с.
9. Гальскова Н. Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // ИЯШ. 1995. - № 5. - С. 8-13.
10. Говорунов А. В. Пределы толерантности. // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: материалы VII науч.- практ. конф. 27 мая 2011/ ред. кол.: М.П. Горчакова-Сибирская (отв. ред.) [и др.] - СПб.: СПбГИЭУ, 2011
11. Зангиева З. Н. Взаимосвязь языков и культур как основа обучения межкультурной коммуникации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико - биологические науки. - 2013. - № 1. - С. 23-26.
12. Клочко А. А., Кофман Е. П. Роль формирования социокультурной компетенции обучающихся в основной школе // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики: материалы региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, посвященной 75-летию факультета иностранных языков. Красноярск. - 2021. - С. 53-55.
13. Костюченко М. В. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку // Междунар. журнал гуманит. и естеств. наук. Новосибирск.
• 2016. - № 1. - С. 82-84.
14. Литвинова Л. Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов: на материале английского языка: М., 2000. С. 226.
15. Лютавина Е. А. Реалии как лингвистическое явление // Молодой ученый. 2015. - № 14. - С. 408 - 410....34


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ