Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНТРОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Работа №169967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ 8
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
1.1. Исторический аспект проблемы контроля и оценки 8
результатов обучения
1.2. Педагогический контроль: функции, структура и его виды 15
ГЛАВА II. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ 40
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Современное состояние проблемы контроля 40
естественнонаучных знаний и умений в профильной школе
2.2. Методические условия организации контроля 56
естественнонаучных результатов на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования: В ХХ веке. динамичное развитие биологических знаний позволило открыть молекулярную основу живого и напрямую подойти к решению величайшей задачи науки - раскрытию сущности жизни. Сама биология и ее место, роль в системе науки и отношения между биологической наукой и практикой радикально изменились. Постепенно биология занимает лидирующие позиции в естествознании. Без глубоких знаний биологических законов сегодня невозможно успешно развивать не только сельское хозяйство, охрану здоровья, охрану природы, но и все наше общество. Социально-политические изменения в стране за последние годы создали условия для многостороннего процесса широких изменений в сфере образования. Биология - ключевой предмет современной школы, он важен как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Дифференциация обучения способствует решению задачи модернизации школы, предлагает углубленное изучение какой-либо области познания, откликающаяся наибольшим интересом у школьника, с которой он планирует связать в дальнейшем свою профессию.
Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-Ф3) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда” [1;2]
Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее в связи с изменением структуры, содержания и организации учебного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся.
Формирование и развитие компетентной личности, готовой к самостоятельной жизни, это приоритетное направление. Для того чтобы это становление происходило, необходимы новые, более усовершенствованные механизмы в процессе обучения. Развитие информационных технологий, применение их на современных уроках, в процессе контроля, интенсивно развивается.
В процессе обучения всегда присутствует контроль, это составляющая его часть образовательного процесса. В педагогике, будь то практической или теоретической, проблеме контроля всегда принадлежит важное место. Многие авторы рассматривали различные аспекты данной проблемы, например, В.П. Беспалько [8], В.М. Блинов, Б. Битинас, Н.Д. Литвинов, З.И. Калмыкова, Н.Ф. Талызина [53]
Если рассматривать предметную методику, по части биологии, то это такие методисты как Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, В.П. Соломин [31]. Контроль знаний — это, своего рода, обратная связь, без которой достаточно трудно управлять процессом обучения. Он позволяет отражать динамику развития как отдельных обучающихся, так и целого класса. Предвидеть, прогнозировать как будут усвоены знания, выявлять успехи, устранять пробелы у отдельных учеников. Так же, контроль, это средство самопроверки самого учителя, а значит показатель качества работы. Родителям так же важно быть информированными об образовательных результатах своего ребенка, чтобы помогать ему в затруднительных ситуациях.
Для повышения качества образования и мониторинга состояния образовательного процесса используют такие технологии как педагогический мониторинг или тестирование. Методы контроля на основе тестов находят отражение в трудах В.И. Тесленко [54], В.С. Аванесова [3], А.Н. Майорова [34;35], Ю.М. Неймана [39], Н.Ф. Талызиной [53], и др., а также в работах зарубежных исследователей (I.B. Heaton [69], H. G. Albers [68], H.S. Madsen [70]).
2020 год внес свои изменения в систему образования. Распространение COVID-19 в планетарных масштабах привело к тому, что правительства по всему миру приняло решение о закрытии учебных заведений и переходе на дистанционные формы обучения. По данным ЮНЕСКО, около 188 стран отменили очные занятия в учебных заведениях, это коснулось 91.3% всех учащихся [62]. Проведение уроков в онлайн режиме стало нормой, если сам урок в таком формате провести достаточно легко, то как быть с контролем образовательных результатов.
На помощь учителям школ, преподавателям вузов пришли образовательные платформы. Большой интерес в качестве контроля вызывает тестирование. У него есть ряд преимуществ, например, объективность оценивания, удобство проведения, скорость проверки. В настоящее время, в образовательной сфере очень мало тестовых заданий, которые бы отвечали всем правилам тестологии, недостаток квалифицированных специалистов, которые бы отвечали за высокий уровень качества тестов. В связи с этим, более целесообразно каждому школьному учителю, педагогу вуза создавать свою копилку тестов на основе требований центра тестирования МОиН РФ, которые можно использовать для внутреннего контроля по своей дисциплине [27].
Исходя из вышеизложенного, в настоящее время использование различных средств контроля с использованием образовательных платформ, достаточно актуально, несмотря на довольно высокий уровень развития информационных технологий, наблюдается недостаточная разработанность компьютерного контроля, который сопровождает образовательный процесс в школе и различия в требованиях, которые предъявляют выпускникам.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии, включающий контроль естественнонаучных образовательных результатов обучающихся.
Предмет исследования: методические условия организации контроля естественнонаучных образовательных результатов обучающихся, проводимого с учетом дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
Цель исследования: разработка и внедрение в образовательный процесс эффективной системы контроля естественнонаучных образовательных результатов на основе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении, обеспечивающего взаимосвязь всех видов учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое и ретроспективное состояние проблемы контроля знаний и умений обучающихся в психологических, педагогических и методических исследованиях.
2. Изучить современное состояние проблемы контроля естественнонаучных результатов в практике обучения биологии.
3. Разработать контролирующие задания на электронных образовательных платформах для осуществления контроля усвоения знаний, умений обучающимися.
4. Разработать эффективную систему контроля естественнонаучных образовательных результатов обучающихся с учетом дифференциации и индивидуализации процесса обучения
Гипотеза исследования: Качество естественнонаучных
образовательных результатов, мотивация к обучению будут повышаться при использовании компьютеризованных тестовых заданий на образовательных платформах.
Теоретико-методологические основы:
• теоретические основы контроля в образовательном процессе (B.C. Аванесов, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Н.Е. Бобков, З.Д. Жуковская и др.).
• проблемы контроля знаний, умений и навыков по биологии (Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, И.Н. Пономарева, Л.П. Анастасова, В.П. Соломин и др.)
• тестирование и тестовые методы контроля образовательных результатов (В.И. Тесленко, В.С. Аванесов, А.Н. Майоров, Ю.М. Нейман, Н.Ф. Талызина I.B. Heaton, H. G. Albers, H.S. Madsen и др.,).
Научная новизна исследования состоит в системном рассмотрении процесса контроля естественнонаучных образовательных результатов обучения с применением электронных образовательных платформ.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и обосновании систематического контроля естественнонаучных
образовательных результатов с использованием образовательных платформ и апробация данной системы контроля на базе МАОУ «Гимназия №4» г. Красноярск.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ
методической, философской, дидактической, научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по данному вопросу. Синтез, сравнение, моделирование, обобщение. Эмпирические: анкетирование учителей и обучающихся, наблюдение, педагогический эксперимент его анализ и обобщение. Статистическая обработка информации и представление её в графическом и табличном виде.
База исследования: 23 обучающихся 10-х классов и педагогический состав образовательной организации МАОУ «Гимназия №4» г. Красноярска.
Апробация и внедрение результатов исследования: Результаты исследования были представлены на методических совещаниях в МАОУ Гимназии №4 с выступлением об образовательных платформах. В статьях были изложены основные идеи и положения. Статьи публиковались в
сборниках материалов научно-практических и научно-методических конференций «Молодежь и наука XXI века», «Инновации в естественнонаучном образовании», «Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы».
Этапы исследования: На первом этапе (2019 год) была определена цель и задачи работы; проводился подбор и анализ литературы по истории формирования контроля, изучалось современное состояние данной проблемы, были проведён первый констатирующий этап эксперимента, собраны первые данные опросов.
На втором этапе (2019-2020 гг.) разработана методика составления и применения тестовых заданий на образовательных платформах, выявлены условия применения электронных тестов, проведение эксперимента на базе МАОУ «Гимназия №4».
На третьем этапе (2020-2021 гг.) обработка, анализ полученной информации. Оформление результатов, подведение итогов, написание и корректировка выпускной квалификационной работы.
Структура работы: Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Ни для кого не секрет, что контроль и оценка качества результатов обучения очень часто могут быть субъективными и как следствие, не всегда, такие критерии тестовых заданий как валидность могут соблюдаться, что может сказаться на качестве образования в стране. Эта проблема актуальна на сегодняшний момент, поэтому просто необходимо пересматривать и совершенствовать традиционные средства контроля знаний умений и навыков обучающихся. Это, в свою очередь, повысит эффективность и качество образования.
В ходе работы были выполнены поставленные задачи, было изучено историческое развитие проблемы системы контроля естественнонаучных результатов, теоретическое составляющее в психологических, педагогических и методологических исследованиях.
В результате проведенных исследований было выявлено современное состояние данной проблемы. Проведен опрос среди педагогического коллектива Гимназии №4.
С использованием электронных образовательных платформ были разработаны контролирующие задания для осуществления контроля усвоения знаний, умений обучающимися.
Разработана система контроля естественнонаучных образовательных результатов для обучающихся с учетом дифференциации и
индивидуализации процесса обучения.
В процессе работы над диссертацией были выявлены функции контроля, установлены требования, которые необходимы для проведения контроля, расписаны виды, методы и формы контроля.
В настоящее время самым популярным из средств контроля остается тестирование, набирает популярность компьютерное тестирование для оценки качества образования. Проведено сравнение плюсов и минусов тестового контроля, представлена классификация тестовых заданий.
Все разработанные тестовые задания были успешно применены на уроках биологии в профильных классах на базе МАОУ Гимназии №4.
Выполнив поставленные задачи были достигли цели работы, разработаны и внедрены в образовательный процесс эффективные системы контроля естественнонаучных образовательных результатов на основе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении,
обеспечивающего взаимосвязь всех видов учебной деятельности.


1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. М.: Омега. Л., 2014. 134 с.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20 19 202 4 годы утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765 р. С. 6 7.
3. Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Уч. пособие для учителей школ. 2 издание, переработанное и расширенное. М., 2005. С. 65-103.
4. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высш. школе. М.,1989. 167с.
5. Анисимов Н. В. Краткий исторический экскурс возникновения и развития тестового контроля //Науковий вшник Льотно! академи. Кропивницький: КЛА НАУ. - 2017. - С. 5-11.
6. Антропология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. М., 1990. С.32
7. Бахмутский А.Е. Мониторинг в школе: интерпретация и использование результатов // Научно-методические материалы. СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. 176 с.
8. Беспалько В. П. О критериях качества подготовки специалистов//Вестник высшей школы, 1988. № 1, 3-8с.
9. Беляков О.И. Использование средств новых информационных технологий для контроля знаний и умений учащихся по биологии: дис. канд. пед. наук. СПб, 2000. 163 с.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с
11. Биология 11 класс. Итоговые тесты. Вопросы и ответ // Издательство Федеральный центр тестирования // М., 2005. 96 с.
12. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования // Единый государственный экзамен: сб. ст. М., 2004. С. 34-48.
13. Буронбоева М. Ю. Инновационные методы на уроках биологии // Мировая наука. - 2020. - №. 3. - С. 185-187.
14. Введение в педагогическую профессию: учебное пособие // под ред. док. пед. наук. Н. В. Сердюк и др. Москва: Академия управления МВД России, 2021. 148 с.
15. Воробьева, С.Г. Истоки отметки: опыт Франции и России // Симбирский научный вестник. 2016. №1 (23)...70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ