Ведение 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки становления и развития «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания в СССР второй половины XX в 13
1.1. Факторы и условия второй половины XX в. в контексте становления и
развития «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания 13
1.2. Формирование основных идей, принципов и понятий «поддерживающего и
помогающего» стиля семейного воспитания 22
1.3. Педагогическое обеспечение «поддерживающего и помогающего» стиля
семейного воспитания 26
ГЛАВА 2. Реализация «приглашающего» стиля семейного воспитания в современной России 37
2.1. Социально-экономические и социокультурные условия становления и
развития «приглашающего» стиля семейного воспитания 37
2.2. Основные идеи, принципы и понятия «приглашающего» стиля семейного
воспитания 49
2.3. Формы и методы реализации «приглашающего» стиля семейного воспитания. 52
Заключение 58
Список источников и литературы 60
Приложение 65
Актуальность темы исследования Современное российское общество проживает в состоянии перманентных трансформаций в социальноэкономической, политической и социокультурной сферах. Эти изменения требуют совершенствования стиля семейного воспитания в соответствии с реализацией современной целевой и результативной парадигмы образования. В «Конвенция ООН о правах ребенка»1, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовых документах Российской Федерации определено, что семья и школа в равной степени несут ответственность за осуществление политики государства в области семейного воспитания, а ребенок имеет право на всестороннюю защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Он так же имеют право на любовь и заботу, на возможность расти в атмосфере счастья, любви и понимания.
Данное обстоятельство стимулирует запрос российского обществ к науке и практике на разрешение теоретических и прикладных аспектов проблемы сравнения эффективных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. контексте инновационных изменений парадигмы современного, либерального стиля воспитания в семье.
Реализация в современном российском сообществе «приглашающего» стиля отечественного семейного воспитания, трансформация всех его компонентов через целевые, структурные и функциональные технологии, содействует формированию основных стратегических направлений взаимодействия всех участников педагогических отношений для решения первоочередных задач обучения, воспитания и развития грядущих поколений. В чем заинтересованы и государство, и общество и школа, и родители.
Степень изученности Проблеме воспитания детей в семье в современном научном дискурсе уделяется особое внимание. В работах отечественных исследователей (А.Н. Ганичева, О.Л.Зверева, А.Г.Селевко, Г.К.Селевко, Л.А. Степашко, И.С.Кон, А.Н.Шевелева и др.) выделяются культурно-исторические периоды развития истории детства, семейного воспитания и соответствующих им стилей взаимоотношений родителей с детьми.
Феномен семейного воспитания является актуальной темой отечественных и зарубежных исследований. Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, Э. Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, Г. Хоментаускас, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Одной из главных функций семьи, по мнению исследователей, является формирования нравственного фундамента у ребенка: понимание первичных норм
нравственности, эмоционально- ценностных представлений, формирование нравственных чувств. Социализация личности, ее взаимосвязь с формированием ценностных ориентаций. Ведущими в исследовании являются авторы: В.А. Сухомлинский, Н.С. Розов, А.Г. Зеньковский, П. Сорокин, С.П. Акутина, А.В.Быков, Л.О. Володина, Х.Х. Батчаева.
Огромный вклад в изучение семейных отношений внес А. С. Макаренко, который разработал важнейшие вопросы семейного воспитания. В “Книге для родителей” Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок.
Отдельное внимание заслуживает воспитание в СССР . Идеологию прошлого столетия можно рассматривать по-разному, однако нельзя отрицать факт, что она серьезно повлияла на формирование определенной модели воспитания в семье. Существенный вклад в исследования данного процесса внесли работы А.С. Макаренко, С.Н. Гаврова, Е.М. Черняк, А.А. Каганович, С.И. Голод. А также теме родительства в СССР были посвящены научные труды А.В. Носковой, О.С. Ростовой, Ж.В. Черновой, О.А. Котовой, А.И Антонова, О.В. Лебедевой.
Обзор и анализ историко-педагогической литературы обнаруживает наличие исследовательского интереса к теме отечественного семейного воспитания, однако не все её значимые аспекты получили всестороннее освещение. До сего дня фактически нет работ, специально сравнивающих становление и развитие различных стилей воспитания в семье в СССР и России исследуемого период в совокупности его фундаментальных, прикладных и организационных составляющих.
Таким образом, существуют противоречия:
• между потребностью научно-педагогического сообщества в разрешении современных фундаментальных, прикладных и организационных проблем семейного воспитания и недостаточным вниманием к историческому опыту обретенному в процессе становления и развития «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания в СССР второй половины XX в.;
• между важностью для развития современной семейной практики воспитания изучения, осмысления и освоения, проверенных в прошлом идей, содержания, методических решений и опыта, обретенных в процессе становления и развития «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания в СССР второй половины XX в., и недостаточным вниманием к сравнительному анализу этого процесса в ходе внедрения «приглашающего» стиля семейного воспитания в современной России;
• между объективной потребностью современных педагогов и родителей в осуществлении преемственности позитивных идей и опыта, обрете'нных результате сравнительного анализа стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX века и современной России, и отсутствием их специального и комплексного описания в истории педагогики.
На основе изучения актуальности и выявленных противоречий сформулирована проблема исследования, заключающаяся в необходимости проведения сравнительного анализа процесса зарождения, становления и развития «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания в СССР второй 5
половины XX в. и «приглашающего» стиля в современной России в совокупности его фундаментальных, прикладных и организационных составляющих. В определении педагогических перспектив результатов исследования для развития современного воспитания в семье.
Данная проблема не ставилась и не подвергалась специальному историкопедагогическому изучению. Ее актуальность и не разработанность позволила сформулировать тему: «Семейное воспитание в СССР и современной России: сравнительный анализ стилей»
Разрешение указанной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - теория и практика семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в.
Предмет исследования - сравнение процессов зарождения, становления и развития основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в.
Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XX - первой трети XXI вв. Нижняя временная граница (1950-е гг.) определяется тем, что в указанный период проходило становлении и развитии в СССР «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания в совокупности его фундаментальных, прикладных и организационных оснований. Верхняя временная граница (1990-2000-е гг.) определена внедрением в современной России «приглашающего» стиля семейного воспитания.
Территориальные рамки определяются тем, что в исследовании термин «СССР» и «современная Россия» употребляется как собирательный. Они приняты в историографии для обозначения географического пространства, в основном совпадающего с территорией в границах бывшей Российской Империи. В исследуемый период карта этих территорий, особенно после 1991 г. неоднократно и существенно перекраивалась, выделялись новые, суверенные государства, административные образования, менялось их подчинение.
Гипотеза исследования:
1. Предпосылками процесса зарождения, становления и развития основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в., вероятно, явились общероссийские социально-экономические, политические, социокультурные и научные факторы в их тесной взаимосвязи и специфике проявления в условиях конкретных территорий страны
2. Развитие и трансформацию идей, содержания, методических решений и опыта внедрения основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в. можно рассматривать как закономерность, вероятно, обусловленную не только внутренней логикой этих процессов, динамичностью научного поиска, возрастающей общественной потребностью и развитием семейного воспитания в целом, но и сочетанием элементов общероссийской государственной политики в этой области, частой сменой вектора политического курса, целевых установок, ценностных ориентиров, доминирующих педагогических доктрин.
3. Особенности организационных форм и методов реализации основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в., вероятно, обусловливались не только общим состоянием теории и практики семейного воспитания, педагогической рефлексией ученых, педагогов и родителей направленной на разрешение насущных проблем воспитания детей в семье, но и влиянием идеологизации, централизации и бюрократизации управления наукой, школой и семьей, внедрения сверху «достижений» науки и «передового опыта», нехваткой денежных средств, квалифицированных специалистов, понижения общего уровня культуры общества.
4. В современных условиях и в будущем развитии отечественного семейного воспитания возможна и необходима оценка опыта внедрения основных стилей во второй половины XX - первой трети XXI вв., как и использование его элементов для нужд педагогической науки и семейной практики воспитания.
С учетом проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы определены задачи исследования:
1. Выявить и проанализировать общероссийские социально-экономические, политические, социокультурные и научные факторы и условия процесса зарождения, становления и развития основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в.
2. Определить и проанализировать целостные характеристики процесса развития и трансформации идей, содержания, методических решений и опыта внедрения основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в.
3. Раскрыть и проанализировать особенности разрешения проблем внедрения организационных форм и методов реализации основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в.
4. Дать оценку значения результатов исследования для возможности использования элементов исторического опыта в современных условиях и будущем семейного воспитания России.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения современной философии, педагогической антропологии и истории образования, рассматривающие человека и социальные процессы как субъекты саморазвития и объекты воздействия внешних сил. Труды отечественными зарубежных исследователей М. Буянова, А. Я. Варги, С.Н. Гаврова, А.Н. Ганичева, Ю. Гиппенрейтер, С.И. Голод, А. И. Захарова, О.Л. Зверевой, А.А. Каганович, И.С. Кон, А.С. Макаренко, 3. Матейчек, А.Г. Селевко, Г.К. Селевко, Р. Снайдер, А. С. Спиваковской, Л.А. Степашко, А. Фромма, Г. Хоментаускас, Е.М. Черняк, А.Н. Шевелевой, Э. Г. Эйдемиллер и др.
Методы исследования: системный и проблемный источниковедческий анализ, сравнительно-сопоставительный анализ; историко-ретроспективный,
хронологический.
Основные источники исследования:
1. Законы и нормативно-правовые акты РФ, которые определяют основные векторы семейной политики. В группу входят: Конституция Российской Федерации, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации; Постановления Правительства РФ и Государственной Думы Российской Федерации.
2. Данные государственной статистики естественного движения населения, выложенные на Официальном сайте Федеральной службы государственной статистики России (Росстата). На их основе изучалась динамика основных демографических процессов: количество браков и количество разводов, рождаемости и смертности, миграции. Этот вид источников дает возможность провести сравнительный анализ демографических изменений.
3. Материалы социологических источников и периодических изданий.
4. Научные' труды, отечественная и зарубежная педагогическая периодика, публицистика советского и постсоветского периодов, в которых освещены проблемы отечественного семейного воспитания.
5. Иллюстрации энциклопедий, брошюр и иллюстрации рекламных постеров.
Новизна исследования.
1. Выявлено продуктивное направление историко-педагогических исследований: сравнение процессов зарождения, становления и развитие основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети XXI в.;
2. Дана развернутая характеристика процессов развития и трансформации идей, содержания, методических решений и опыта внедрения основных стилей семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и России первой трети
XXI в.;...
В ходе данного исследования, я правела сравнительный анализ процесса зарождения, становления и развития «поддерживающего и помогающего» стиля семейного воспитания в СССР второй половины XX в. и «приглашающего» стиля в современной России в совокупности его фундаментальных, прикладных и организационных составляющих.
Выявлены следующие тенденции в воспитании ребенка:
• Первая тенденция - гуманизация, заключающийся в утверждении человека как высшей социальной ценности. Тенденция утверждает создания нового образца образования, который предусматривает приоритет образования, ориентированной на личность ученика (ориентированной) над образованием, ориентированной на "знания по предмету"; наиболее полное раскрытие способностей ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, воспитание чувства собственного достоинства, свободы, гармонии отношений с окружающим миром.
• Вторая тенденция - гуманитаризация образования, которая призвана формировать духовность, культуру личности, планетарное мышление, целостную картину мира. От уровня усвоения базовой гуманитарной культуры зависит развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой. На основе общечеловеческой культуры возможно развитие всех сторон личности, учета ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре является стержневой линией гуманитаризации содержания образования.
• Третья тенденция - создание условий для самоутверждения, самореализации и самоопределения личности, что является результатом ее самоорганизации.
• Четвертая тенденция - нераздельность обучения и воспитания, заключающийся в их органическом сочетании, подчинении содержания обучения и воспитания формированию целостной и гармонично развитой личности.
1. Aзaров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. - СПБ.:Питер, 2011. - 400 с.
2. Акутина, С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей//Известия Российского государственного педагогического университета им А.И Герцена. - 2009. №94 - С. 9-15.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: тенденции и проблемы. М., 1990.
4. Байков Н.М. Семья в условиях кризисного общества // Молодежь и планирование семьи. Хабаровск, 1995.
5. Батурин Ю.М. Право и политика в компьютерном круге - М.: Наука, 1987. - 79с.
6. Бауман З. Индивидуальное общество - М.: Логос, 2000. - с.201.
7. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций / Г.Ф. Биктагирова; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2013. -118 с.
8. Биктагирова Г.Ф. Семейная педагогика: Краткий конспект лекций для студентов ОЗО / Г.Ф. Биктагирова; Каз.федер.ун-т. - Казань, 2014. - 123 с
9. Бодрова В.В. Семья и женщина в зеркале общественного мнения // Современная семья. М., 1992.
10. Буман З. Индивидуализированное общество: монография.-М.: Логос, 2002, с.201.
11. Волков А. Семья - объект демографии. М., 1986.
12. Герасимов И.А. Структура семьи. М., 1976.
13. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в
Российской Федерации// Педагогика 2001, №1,с.10.
14. Демографическая модернизация России: 1900-2000 (2006) / Под ред.
А.Г.Вишневского. М.: Новое издательство. 608 с.
15.Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья: стратегия выживания // Семья в России. 1995. №3-4...29