Введение 3
1. Теоретические основы обучения говорению на уроке иностранного языка в
8 классе 7
1.1 Методы обучения говорению как виду речевой деятельности 7
1.2 Особенности обучения говорению на уроке иностранного языка в 8
классе 14
Выводы по главе 1 18
2. Разработка комплекса заданий с использованием проблемно¬
коммуникативных ситуаций, направленных на обучение говорению на уроке английского языка в 8 классе 20
2.1 Использование проблемного подхода к обучению говорению на уроках иностранного языка 20
2.2 Комплекс заданий с использованием проблемно-коммуникативных ситуаций, направленных на обучение говорению на уроке английского языка в 8 классе (на основе УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс.) 28
Выводы по главе 2 36
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение А 42
Приложение Б 44
Актуальность данной работы обуславливается в первую очередь тем фактом, что говорение считается наиболее сложным видом речевой деятельности, являющимся, тем не менее ключевым фактором умения общаться на иностранном языке, что является основной целью обучения иностранному языку [Федеральный Государственный...., 2015].
Методика обучения различным видам иноязычной речевой деятельности, в том числе говорению на иностранном языке, рассмотрена в работах Э.П. Шубина, Е.И. Пассова, А.А. Леонтьева, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, С. Торнберри, П. C. Вествуда. Однако, большинство методистов (Е.И. Пассов, А.Р Лурия, А.А. Миролюбова) описывают работу над обучением говорению на начальном этапе обучения иностранному языку, средний и старший этапы обучения исследованы в меньшей степени.
Широко обсуждаемой темой многих современных исследований в области методики обучения иностранным языкам является проблемное обучение: Б.В. Беляев, А.М. Матюшкин, Е.Л. Мельникова, П.С. Вествуд.
Проблемные ситуации в контексте обучения иностранным языкам рассматривают Г.М. Махутова, Е.А. Путилина, Е.О. Ускова, Л.В. Павлова.
Тем не менее, проблемно-ситуативный подход к обучению говорению на иностранном языке, по нашим данным, исследован в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Проблемно-коммуникативная
ситуация как метод обучения говорению на уроке английского языка в 8 классе».
Объектом исследования являются методы обучения говорению на уроке иностранного языка.
В качестве предмета исследования рассматриваются проблемно-коммуникативные ситуации, направленные на обучение говорению на уроке иностранного языка.
Цель исследования: определить возможности использования проблемно-коммуникативной ситуации как метода обучения говорению на уроке английского языка в 8 классе.
С учетом поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть методы обучения говорению как виду речевой деятельности.
2. Описать особенности обучения говорению на уроках иностранного языка в 8 классе.
3. Определить закономерности использования проблемного подхода к обучению говорению на уроках иностранного языка .
4. Выявить методический потенциал проблемно-коммуникативных
ситуаций при обучении говорению на уроках иностранного языка.
5. Разработать комплекс заданий с использованием проблемно-коммуникативных ситуаций, направленных на обучение говорению на уроке английского языка в 8 классе (на основе УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс)...
В выпускной квалификационной работе рассмотрены задания с проблемно-коммуникативными ситуациями для обучения говорению на иностранном языке.
Для достижения цели исследования - определить возможности использования проблемно-коммуникативной ситуации как метода обучения говорению на уроке английского языка в 8 классе, поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главе выпускной квалификационной работы.
В ходе проведенного исследования выявлено, что преобладание заданий для обучения говорению, разработанных на основе метода проблемно-коммуникативных ситуаций, стимулирует более успешное развитие речевой деятельности обучающихся.
На основе полученных данных разработан комплекс заданий с использованием проблемно-коммуникативных ситуаций, направленных на обучение говорению на уроке английского языка в 8 классе (на основе УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс) к тематическим блокам «Who am I?» и «Globetrotter!».
Предполагается, что при использовании проблемных ситуаций на занятиях по обучению говорению на иностранном языке, даже небольшой словарный запас не является преградой для выражения мыслей на иностранном языке, поскольку активизация мыслительной деятельности и актуальность вопроса относительно речевой ситуации помогает обучающимся преодолеть неуверенность и языковой барьер, что поддерживает интерес к иностранному языку. Опыт показывает, что проблемные ситуации максимально приближенные к реальной жизни активизируют речевую деятельность обучающихся.
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке комплекса условно-речевых и речевых упражнений для формирования и развития диалогических навыков и умений на уроке немецкого языка как второго иностранного в 8 классе ко всем тематическим блокам УМК «Forward. Английский язык. 8 класс». Авторы: М.В. Вербицкая, С. Маккинли, Б. Хастингс.
Мы предполагаем, что включение представленных заданий в ход работы на уроке существенным образом повлияет на успешное формирование и развитие диалогических навыков и умений обучающихся.
1. Абаева Ф.Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye- metody-obucheniya-studentov-govoreniyu-na-inostrannom-yazyke (дата обращения: 15.05.2020).
2. Алиева О.И. Использование технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка как средства саморазвития личности учащихся [Электронный ресурс].
URL:http://216.239.59.104/search?q=cache:vflmib:oldteacher.org/documents/278/11(д ата обращения: 13.05.2020).
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар 2016. 448 с.
4. Баранова А.Р., Сакаева Л.Р., Методика обучения иностранным языкам. Казань: КФУ, 2016. 189 с.
5. Беляев Б. В. Сущность проблемного обучения и его место на занятиях разных структурных типов // Пути реализации проблемного подхода в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. М.: МГЛУ, 2014. С. 63-89.
6. Борзова Е. В. Иноязычное личностно ориентированное образование в старших классах средней школы. М.: Просвещение 2009. 134 с.
7. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 104 с.
8. Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал. 2013. № 7. С. 32-36.
9. Виноградова О.С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Автореф... дис. канд. пед. наук. М.: РАО Институт общего и среднего образования, 2016. 97 с.
10. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр "Академия", 2006. 336 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука:
проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета. 2013. №1. [Электронный ресурс] URL: http://evestnik-
mgou.ru/Articles/View/281 (дата обращения 15.05.2020).
12. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
13. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Изд-во Москва, 2016. 237 с.
14. Леонтьев А. А. Общая методика обучения иностранным языкам. М.: Русский Язык, 2015. 360 с.
15. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. М.: Моск. ун-т, 2009. 320 с...31