ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. ВОЗРАСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2 ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.3. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 211
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ
КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 35
2.3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Приложение 60
Приложение
Актуальность исследования. В жизни каждого из нас труд начинается еще в самом юном возрасте, еще до того момента, когда дети идут в школу. Вот как о трудовом воспитании высказывался В.А Сухомлинский: «Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений» [43].
Ведь именно труд становится великим учителем, когда входит в нашу духовную жизнь. К тому же в трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. Формируется умение выполнять все аккуратно, придавать своей работе красивый вид. Отсюда можно сделать вывод, что трудовое воспитание может рассматриваться одним из главных мотивов учения и как важное средство обучения.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что воспитание трудолюбия детей - непреходящая ценность. Она становится наиболее актуальна в связи с социально-экономическим изменением в обществе. Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Актуальность ее решения нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» [1], где подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей в образовании, воспитании гражданственности, трудолюбия (и других качеств личности), любви к окружающей природе, Родине, семье.
Новые социальные ориентиры, перечисленные в законе, требуют развития таких качеств как самостоятельность, самодисциплинированность личности, при этом каждый должен быть решительным, требовательным, честным, трудолюбивым. Творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Трудолюбие дает возможность реализовать себя и претендовать на успех. Поэтому от заложенной в младшем школьном возрасте ориентации на труд зависит дальнейшее развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, формирование ценностных основ трудолюбия.
Вопросами воспитания трудолюбия занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев и другие основоположники отечественной педагогики и психологии. В их трудах раскрывается механизм формирования качеств личности, соотнесенных с процессом воспитания трудолюбия как нравственного качества личности.
Цель исследования: определить уровень трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте и предложить программу развития трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: личность младшего школьника.
Предмет исследования: трудолюбие как личностное качество младшего школьника.
Гипотеза исследования: в своём исследовании под трудолюбием мы понимаем черту личности, заключающуюся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, которое проявляется в активности, инициативности, уважении к людям труда. Мы предполагаем, что актуальный уровень развития трудолюбия находится на среднем уровне, что проявляется в том, что наличие знаний о труде, наличие положительной мотивации к трудовой деятельности, наличие положительных эмоций от результата и процесса труда находятся на высоком уровне, а осознание роли труда для людей, наличие сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности, сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд - на среднем.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Описать возрастные и личностные особенности младших школьников.
2. Проанализировать понятие «трудолюбие» как личностное качество.
3. Выделить критерии трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте и подобрать диагностический инструментарий.
4. Провести констатирующий срез с целью выявления актуального уровня развития трудолюбия как личностного качества у младших школьников и обсудить результаты.
5. Разработать проект трудового воспитания с использованием коллективно-творческих дел для учащихся.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, синтез психолого-педагогической литературы, методы опроса.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемых источников, приложения.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты изучения личности в младшем школьном возрасте, раскрыта суть трудолюбия как личностного качества у младших школьников; в работе отражена организация экспериментального исследования трудолюбия, освещены результаты эксперимента, представлена программа коллективно-творческих дел для формирования трудолюбия в младшем школьном возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка, качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, которая активно стремится к познанию. Младший школьный возраст - это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Помимо этого, в младшем школьном возрасте формируется и трудовой интерес, который напрямую связан с развитием учебных интересов. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Учебная деятельность очень тесно связана с трудом. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний.
Младший школьный возраст является наиболее значимым в совершенствовании личностного качества трудолюбия. Здесь начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная и трудовая деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В младшем школьном возрасте очень важно грамотно воспитывать трудолюбие, чтобы ребенок не потерял положительную мотивацию. Трудолюбие - это прежде всего социальное качество личности, оно является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда.
В основу нашего исследования была положена гипотеза. Мы предполагали, что актуальный уровень развития трудолюбия находится на среднем уровне, что проявляется в том, что наличие знаний о труде, наличие положительной мотивации к трудовой деятельности, наличие положительных эмоций от результата и процесса труда находятся на высоком уровне, а осознание роли труда для людей, наличие сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности, сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд - на среднем.
Исследование подтвердило нашу гипотезу, оно показало, что у большего количества обучающихся поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями (35 % (10 обучающихся) от общего количества детей), неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение (40 % (12 обучающихся) от общего количества детей), преобладают отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудом; для детей характерно выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда (40 % (12 обучающихся) от общего количества детей). Подводя итог исследования уровня сформированности трудолюбия у младших школьников в экспериментальном классе, следует сказать, что к высокому уровню сформированности трудолюбия относятся лишь 4 человека (13 % от общего количества детей), средний уровень - 15 детей (50 % от общего количества детей), низкий уровень - 11 детей (37 % от общего количества детей). Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей 2Б класса уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне. Необходимо планомерная работа по повышению уровня сформированности трудолюбия у обучающихся данного класса.
Выделив основные понятия трудовой деятельности младшего школьника и проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что первые трудовые навыки имеют очень важное значение для формирования личностных качеств младшего школьника, то есть воспитание трудолюбия - актуальная проблема в общеобразовательной школе. Для этого, на наш взгляд, действенной будет методика коллективного творческого дела, которая учитывает психологию детского возраста и способствует формированию трудолюбия.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральный закон об образовании в Российской федерации
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие/ изд., перераб. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
4. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 2011.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Гардарики,1968.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов. - М.: Просвещение, 2012.
7. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2008.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
9. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Семушкина Л.Г. Педагогика - М.: Просвещение, 2009.
10. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2006.
11. Большая психологическая энциклопедия, М.: Эксмо,2007.
12. Буре Р.С. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1971.
13. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.:2008.
14. Воспитание младшего школьника//Сост. Ковинько Л.В. М.: Академия, 2000.
15. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. Пособие для учителей М.: Просвещение, 2010.
16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. -. М.: Академический Проект, 2000.
17. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 2006.
18.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию /С.Д.Забрамная. - М.: Новая школа, 1998 .
19. Запорожец, А.В. Воспитание и обучение в детском возрасте. М.: Педагогика, 2018
20. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Издание «Педагогика», 1989
21. История педагогики и образования /Под.ред. Пискунова А.И. 2 изд. М.: 2001-126, 129, 213
22. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. //Педагогика - 2005.
23. Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980.
24. Коменский Я. А. Великая дидактика. - М.: Учпедгиз, 2006.
25. Кулагина И.Ю. Возрастная психология - М.: 2003.
26. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл,
2000.
27. Лихачев Б.Т. Педагогика - М.: Юрайт, 2000.
28. Макаренко А. С. Трудовое воспитание: М.: изд. Просвещение, 1964.
29. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте- Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983.
30. Миленький А.Я. Формирование у школьников интереса к учению. - Минск: Знание БССР, 1990.
31. Методическая копилка. Для учителей начальных классов/ Под ред. В.П. Шульгиной. - изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
32. Немов. А.С. Психология. М.: 1995.
33. Нравственное и трудовое воспитание: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
34.Обухова. Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2012.
35. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. М.: Просвещение, 1988.
36. Профессиональная ориентация учащихся: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов / Под ред. А. Д. Сазонова.—М.: Просвещение, 2006.
37. Психическое развитие младших школьников: под ред. В. В. Давыдова. М.: 1990.
38. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. - 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
39. Развитие трудового творчества у младших школьников: Кн. для учителя/Под ред. П.Н. Адрианова, М.А. Галагузовой. - М.: Просвещение, 2004.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г
41. Савин Н.В. Педагогика: Пособие для пед. училищ. Изд. 2-е, доп. М.: Просвещение, 2003.
42. Салтанов Е.Н. Труд и нравственное воспитание в педагогике К.Д.
43. Словарь по этике. Под редакцией И. Кона, М.: 1981 год.
44. Столетов В.Н. Диалоги о воспитании. - М.: Педагогика,2006
45. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: 2011.
46. Ушаков Д.Н.: Большой толковый словарь русского языка XX века, М.: 2000.
47. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения, Т. 1 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 2004.
48. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. - М.: 1986.
49. Федорова Н. С. Роль трудового воспитания в становлении личности младшего школьника/ Н. С. Федорова // Проблемы и перспективы науки и образования. -2016.
50. Философский энциклопедический словарь, М.: 1983.
51.Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального
самоопределения школьников на различных возрастных этапах. - Кемерово, 2001.
52.Шибанов А.А., Дуля И.П. и др. Воспитание в школе в труде. - М.: 2003.