ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. ВОЗРАСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2 ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.3. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 211
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ
КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 35
2.3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Приложение 60
Приложение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В
МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. ВОЗРАСТНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.2 ТРУДОЛЮБИЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 14
1.3. ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 211
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ
КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 29
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА 29
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 35
2.3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ТРУДОЛЮБИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Приложение 60
Приложение
Актуальность исследования. В жизни каждого из нас труд начинается еще в самом юном возрасте, еще до того момента, когда дети идут в школу. Вот как о трудовом воспитании высказывался В.А Сухомлинский: «Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Высшая педагогическая мудрость трудового воспитания заключается в том, чтобы утвердить в детском сердце народное отношение к труду. Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде раскрывается богатство человеческих отношений» [43].
Ведь именно труд становится великим учителем, когда входит в нашу духовную жизнь. К тому же в трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. Формируется умение выполнять все аккуратно, придавать своей работе красивый вид. Отсюда можно сделать вывод, что трудовое воспитание может рассматриваться одним из главных мотивов учения и как важное средство обучения.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что воспитание трудолюбия детей - непреходящая ценность. Она становится наиболее актуальна в связи с социально-экономическим изменением в обществе. Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Актуальность ее решения нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» [1], где подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей в образовании, воспитании гражданственности, трудолюбия (и других качеств личности), любви к окружающей природе, Родине, семье.
Новые социальные ориентиры, перечисленные в законе, требуют развития таких качеств как самостоятельность, самодисциплинированность личности, при этом каждый должен быть решительным, требовательным, честным, трудолюбивым. Творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Трудолюбие дает возможность реализовать себя и претендовать на успех. Поэтому от заложенной в младшем школьном возрасте ориентации на труд зависит дальнейшее развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, формирование ценностных основ трудолюбия.
Вопросами воспитания трудолюбия занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев и другие основоположники отечественной педагогики и психологии. В их трудах раскрывается механизм формирования качеств личности, соотнесенных с процессом воспитания трудолюбия как нравственного качества личности.
Цель исследования: определить уровень трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте и предложить программу развития трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: личность младшего школьника.
Предмет исследования: трудолюбие как личностное качество младшего школьника.
Гипотеза исследования: в своём исследовании под трудолюбием мы понимаем черту личности, заключающуюся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, которое проявляется в активности, инициативности, уважении к людям труда. Мы предполагаем, что актуальный уровень развития трудолюбия находится на среднем уровне, что проявляется в том, что наличие знаний о труде, наличие положительной мотивации к трудовой деятельности, наличие положительных эмоций от результата и процесса труда находятся на высоком уровне, а осознание роли труда для людей, наличие сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности, сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд - на среднем.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Описать возрастные и личностные особенности младших школьников.
2. Проанализировать понятие «трудолюбие» как личностное качество.
3. Выделить критерии трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте и подобрать диагностический инструментарий.
4. Провести констатирующий срез с целью выявления актуального уровня развития трудолюбия как личностного качества у младших школьников и обсудить результаты.
5. Разработать проект трудового воспитания с использованием коллективно-творческих дел для учащихся.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, синтез психолого-педагогической литературы, методы опроса.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемых источников, приложения.
Ведь именно труд становится великим учителем, когда входит в нашу духовную жизнь. К тому же в трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. Формируется умение выполнять все аккуратно, придавать своей работе красивый вид. Отсюда можно сделать вывод, что трудовое воспитание может рассматриваться одним из главных мотивов учения и как важное средство обучения.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что воспитание трудолюбия детей - непреходящая ценность. Она становится наиболее актуальна в связи с социально-экономическим изменением в обществе. Воспитание трудолюбия является одной из важнейших задач сегодняшнего дня. Актуальность ее решения нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» [1], где подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей в образовании, воспитании гражданственности, трудолюбия (и других качеств личности), любви к окружающей природе, Родине, семье.
Новые социальные ориентиры, перечисленные в законе, требуют развития таких качеств как самостоятельность, самодисциплинированность личности, при этом каждый должен быть решительным, требовательным, честным, трудолюбивым. Творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Трудолюбие дает возможность реализовать себя и претендовать на успех. Поэтому от заложенной в младшем школьном возрасте ориентации на труд зависит дальнейшее развитие личности в подростковом и юношеском возрасте, формирование ценностных основ трудолюбия.
Вопросами воспитания трудолюбия занимались Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев и другие основоположники отечественной педагогики и психологии. В их трудах раскрывается механизм формирования качеств личности, соотнесенных с процессом воспитания трудолюбия как нравственного качества личности.
Цель исследования: определить уровень трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте и предложить программу развития трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: личность младшего школьника.
Предмет исследования: трудолюбие как личностное качество младшего школьника.
Гипотеза исследования: в своём исследовании под трудолюбием мы понимаем черту личности, заключающуюся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности, которое проявляется в активности, инициативности, уважении к людям труда. Мы предполагаем, что актуальный уровень развития трудолюбия находится на среднем уровне, что проявляется в том, что наличие знаний о труде, наличие положительной мотивации к трудовой деятельности, наличие положительных эмоций от результата и процесса труда находятся на высоком уровне, а осознание роли труда для людей, наличие сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности, сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд - на среднем.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Описать возрастные и личностные особенности младших школьников.
2. Проанализировать понятие «трудолюбие» как личностное качество.
3. Выделить критерии трудолюбия как личностного качества в младшем школьном возрасте и подобрать диагностический инструментарий.
4. Провести констатирующий срез с целью выявления актуального уровня развития трудолюбия как личностного качества у младших школьников и обсудить результаты.
5. Разработать проект трудового воспитания с использованием коллективно-творческих дел для учащихся.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ, синтез психолого-педагогической литературы, методы опроса.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список используемых источников, приложения.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты изучения личности в младшем школьном возрасте, раскрыта суть трудолюбия как личностного качества у младших школьников; в работе отражена организация экспериментального исследования трудолюбия, освещены результаты эксперимента, представлена программа коллективно-творческих дел для формирования трудолюбия в младшем школьном возрасте.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка, качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, которая активно стремится к познанию. Младший школьный возраст - это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Помимо этого, в младшем школьном возрасте формируется и трудовой интерес, который напрямую связан с развитием учебных интересов. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Учебная деятельность очень тесно связана с трудом. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний.
Младший школьный возраст является наиболее значимым в совершенствовании личностного качества трудолюбия. Здесь начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная и трудовая деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В младшем школьном возрасте очень важно грамотно воспитывать трудолюбие, чтобы ребенок не потерял положительную мотивацию. Трудолюбие - это прежде всего социальное качество личности, оно является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда.
В основу нашего исследования была положена гипотеза. Мы предполагали, что актуальный уровень развития трудолюбия находится на среднем уровне, что проявляется в том, что наличие знаний о труде, наличие положительной мотивации к трудовой деятельности, наличие положительных эмоций от результата и процесса труда находятся на высоком уровне, а осознание роли труда для людей, наличие сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности, сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд - на среднем.
Исследование подтвердило нашу гипотезу, оно показало, что у большего количества обучающихся поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями (35 % (10 обучающихся) от общего количества детей), неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение (40 % (12 обучающихся) от общего количества детей), преобладают отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудом; для детей характерно выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда (40 % (12 обучающихся) от общего количества детей). Подводя итог исследования уровня сформированности трудолюбия у младших школьников в экспериментальном классе, следует сказать, что к высокому уровню сформированности трудолюбия относятся лишь 4 человека (13 % от общего количества детей), средний уровень - 15 детей (50 % от общего количества детей), низкий уровень - 11 детей (37 % от общего количества детей). Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей 2Б класса уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне. Необходимо планомерная работа по повышению уровня сформированности трудолюбия у обучающихся данного класса.
Выделив основные понятия трудовой деятельности младшего школьника и проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что первые трудовые навыки имеют очень важное значение для формирования личностных качеств младшего школьника, то есть воспитание трудолюбия - актуальная проблема в общеобразовательной школе. Для этого, на наш взгляд, действенной будет методика коллективного творческого дела, которая учитывает психологию детского возраста и способствует формированию трудолюбия.
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения не только в физическом развитии, но и в психическом развитии ребенка, качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, которая активно стремится к познанию. Младший школьный возраст - это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Помимо этого, в младшем школьном возрасте формируется и трудовой интерес, который напрямую связан с развитием учебных интересов. Для воспитания учебных интересов важно соблюдать принцип: чем младше учащиеся, те нагляднее должно быть обучение и тем большую роль должно играть активное действование. Учебная деятельность очень тесно связана с трудом. Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний.
Младший школьный возраст является наиболее значимым в совершенствовании личностного качества трудолюбия. Здесь начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная и трудовая деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств. В младшем школьном возрасте очень важно грамотно воспитывать трудолюбие, чтобы ребенок не потерял положительную мотивацию. Трудолюбие - это прежде всего социальное качество личности, оно является одним из выражений ее положительного отношения к труду, которое в психологическом плане предполагает потребность и привычку трудиться, увлеченность и наслаждение трудовым процессом, заинтересованность в достижении полезного результата труда.
В основу нашего исследования была положена гипотеза. Мы предполагали, что актуальный уровень развития трудолюбия находится на среднем уровне, что проявляется в том, что наличие знаний о труде, наличие положительной мотивации к трудовой деятельности, наличие положительных эмоций от результата и процесса труда находятся на высоком уровне, а осознание роли труда для людей, наличие сформированных трудовых навыков и умений, опыта нравственного поведения в рамках трудовой деятельности, сформированность умения контролировать и оценивать собственный труд - на среднем.
Исследование подтвердило нашу гипотезу, оно показало, что у большего количества обучающихся поверхностные представления о трудовых операциях; отсутствие потребности к овладению новыми знаниями (35 % (10 обучающихся) от общего количества детей), неверное представление о ценности труда; отсутствие мотивации к труду; проявление пассивности, лени; готовность выполнять работу за вознаграждение (40 % (12 обучающихся) от общего количества детей), преобладают отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудом; для детей характерно выполнение работы после неоднократных просьб и требований взрослых; стремление уклониться от труда (40 % (12 обучающихся) от общего количества детей). Подводя итог исследования уровня сформированности трудолюбия у младших школьников в экспериментальном классе, следует сказать, что к высокому уровню сформированности трудолюбия относятся лишь 4 человека (13 % от общего количества детей), средний уровень - 15 детей (50 % от общего количества детей), низкий уровень - 11 детей (37 % от общего количества детей). Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей 2Б класса уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду проявляется на среднем уровне. Необходимо планомерная работа по повышению уровня сформированности трудолюбия у обучающихся данного класса.
Выделив основные понятия трудовой деятельности младшего школьника и проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что первые трудовые навыки имеют очень важное значение для формирования личностных качеств младшего школьника, то есть воспитание трудолюбия - актуальная проблема в общеобразовательной школе. Для этого, на наш взгляд, действенной будет методика коллективного творческого дела, которая учитывает психологию детского возраста и способствует формированию трудолюбия.
Подобные работы
- Развитие личностных качеств младших школьников на уроках математики (Педагогика начального образования)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СОВЕСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАЧЕСТВА «ТРУДОЛЮБИЕ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников во внеурочной деятельности (Теория и методика обучения и воспитания младших школьников, Тюменский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие нравственных качеств у младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МЯГКОЙ ИГРУШКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016



