Реферат 2
Введение 5
1 Теоретический анализ исследования особенностей обучения юных
баскетболистов на начальном этапе подготовки 8
1.1 Возрастные особенности развития детей младшего школьного
возраста 8
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности обучающихся младшего
школьного возраста 8
1.1.2 Психические особенности обучающихся младшего школьного
возраста 11
1.2 Организация работы внеучебной деятельности по баскетболу 13
1.2.1 Физическая подготовка баскетболистов на начальном этапе
тренировочного процесса 19
1.2.2 Техническая подготовка баскетболистов на начальном этапе
тренировочного процесса 23
1.2.3 Тактическая подготовка баскетболистов на начальном этапе
тренировочного процесса 25
1.3 Учебно-тренировочный процесс юных баскетболистов в группе
начальной подготовки 27
2 Методы и организация исследования 33
2.1 Методы исследования 33
2.2 Организация исследования 49
3 Разработка методики обучения элементам баскетбола и проверка её
эффективности в педагогическом эксперименте 51
3.1 Обучение тактико-техническим действиям обучающихся младших классов
на начальном этапе подготовки с учётом их возрастных особенностей 51
3.2 Разработка методики обучения элементам баскетбола обучающихся
начальных классов на начальном этапе подготовки 55
3.3 Проверка эффективности методики обучения элементам баскетбола
обучающихся начальных классов на начальном этапе подготовки 63
Заключение 78
Список использованных источников 80
Актуальность. За продолжительную историю развития баскетбола в России сложилась определенная система подготовки игроков высокого класса, что позволило добиться успехов на международной арене. Эффективность функционирования этой системы определяется действием многих факторов, среди которых важнейшую роль играет построение и содержание учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки игроков, где закладывается фундамент школы баскетбола.
В спортивной научно-методической литературе подробно представлены условия, средства и методы обучения начинающих игроков. Большое внимание уделяется классификации учебного материала по основным разделам подготовки юных баскетболистов и видам обеспечения учебно-тренировочного процесса. Предпринимаются попытки обосновать новый подход к определению главного и второстепенного учебного материала, взяв за основу динамические игровые ситуации, а не только формальные характеристики движений и действий игрока (или группы игроков). Важным условием совершенствования системы подготовки спортивного резерва считается осуществления индивидуализации учебно-тренировочного процесса с учетом
типоспецифических и индивидуальных особенностей юных баскетболистов.
В настоящее время важной проблемой теории и методики спортивной тренировки является совершенствование системы подготовки юных баскетболистов в технико-тактическом, психологическом и физическом направлениях. Одним из наиболее рациональных решений этих проблем специалисты выделяют грамотное научное обоснование, построения и содержания учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на этапе начальной подготовки, а также модификация программ и методик занятий в учебной деятельности по баскетболу в общеобразовательной школе, которое позволит повысить уровень овладения баскетболистами необходимыми знаниями, умениями и навыками.
В процессе физического воспитания общеобразовательных школ решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развитие их физических способностей, расширение функциональных возможностей организма, формирования двигательных навыков, воспитания их нравственности и волевых качеств: патриотизма, коллективизма, смелости, решительности, упорства, целеустремленности. Для более эффективного всестороннего развития детского организма - используется внеклассная работа в школе.
Одним из самых популярных во внеклассной работе, является занятия во внеучебной деятельности по баскетболу. Однако вместе с позитивными результатами, фиксирующими определенное продвижение в решении проблем подготовки юных баскетболистов, следует выделить ряд вопросов, которые не нашли поля своего отражения во внеурочной системе общеобразовательной школы. Остаются не до конца разработанными методики физической подготовленности юных баскетболистов, посещающих школьную внеучебную деятельность по баскетболу, напрямую влияющих на физические и технико-тактические умения обучающихся, поэтому довольно часто не выполняются требования и нормативы начального этапа подготовки...
1. При анализе литературных источников было выявлено, что особенности учебно-тренировочного процесса по баскетболу на начальном этапе обучения у школьников 4 класса имеет недоработки в использовании морфофункциональных показателей для построения тренировочного процесса. Чаще всего эти показатели не учитываются в подготовке юных спортсменов, а они в свою очередь помогают тренеру более точно раскрыть потенциал игрока и выстроить такую программу тренировок, которая будет направлена не только на овладение техническими и тактическими элементами, но и на развитие морфофункциональных показателей и физических качеств.
2. Чтобы учебно-тренировочный процесс по баскетболу на начальном этапе обучения школьников 4 класса стал эффективнее необходимы:
■ методика обучения элементам баскетбола;
■ использование методов диагностики, характеризующие функциональное и физическое состояние юных спортсменов ;
3. Доказана результативность методики обучения баскетболистов. У всех участников эксперимента наблюдались улучшения по всем тестирующим показателям. Прирост показателей отмечен по выполнению технических элементов, физических и морфофункциональных показателей и тактических взаимодействий между игроками.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного развития. Физическая нагрузка должна быть адекватна способностям занимающихся. Упражнения должны быть разнообразны по структуре, направленности и темпу движений. Интеллект опосредует развитие всех функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Большое значение нужно уделять эмоциональному фону занятий: применять различные игры, моделировать соревновательные
ситуации. Это поможет более эффективному усвоению двигательных умений и навыков, поможет дольше сохранять работоспособность детей и их интерес к занятиям. Знание вышеизложенных особенностей развития дает нам право говорить об особой организации занятий с детьми младшего школьного возраста.
Проанализировав организацию начального этапа в учебно-тренировочном процессе по баскетболу, можно отметить выявленные некоторые особенности. Во-первых, широкий арсенал возможностей начинающих спортсменов для освоения игры в баскетбол варьирует от относительно высокого уровня, который необходимо грамотно сохранять, до невысокого уровня, который требует искусного педагогического руководства. Во-вторых, некоторые противоречия по поводу определения наиболее благоприятных периодов индивидуального развития двигательной сферы юных баскетболистов в части возраста и темпа. Наконец, в-третьих, акцент на комплексную подготовку с равновероятным успехом в большинстве видов этой подготовки: физической, технической, тактической.
В целом педагогический эксперимент показал, что предложенная нами методика эффективна. Во всех тестах показатели экспериментальной группы достоверно выше, чем контрольной. Достоверного прироста физических, технических и морфофункциональных показателей в контрольной группе не наблюдается...
1. Айропетянц Л.Р. Спортивные игры / Айропетянц Л.Р., Гадик А.А. - Ташкент: ИбнСин, 2011. - 90 с.
2. Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреев В.И. - Омск, 2009. - 21 с.
3. Анискина С.Н. Методика обучения игре в баскетбол: методическое пособие / С.Н. Анискина. - М.: ГЦОЛИФК, 1991. - 38 с.
4. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида / Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. // Теор. и практ. физ. культ. - 2008. - №4. - С. 29-31.
5. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетика и здоровье человека. - СПб: МГП Петрополис, 2012. - 123 с.
6. Арушанова А.П. Энциклопедия спорта / А.П. Арушанова. - Москва : Просвещение, 2011. - 512 с.
7. Бакинов А.Б. Роль занятий баскетболом в формировании личности / А.Б. Бакиров, П.В. Чухно // Успехи современного естествознания. - 2012. - №5. - С. 109-111.
8. Баскетбол. Броски по кольцу. Мастера советуют // Физкультура в школе. - 2010. - №7. - С. 15-17.
9. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2015. - 100 с.
10. Баскетбол: учебник для ВУЗов физической культуры / под ред. Ю.М. Портного. - М: Физкультура и спорт, 2012. - 157 с.
11. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры / под ред. Н.В. Семашко. - М: Физкультура и спорт, 2010. - 114 с.
12. Баскетбол: учебник для институтов физической культуры // Под ред. Ю.М. Портнова. - М.: Физкультура и Спорт, 2011. - 350 с.
13. Баула Н.П. Баскетбол. Обучение игре младших школьников / Н.П. Баула, В.И. Кучеренко. - М.: Чистые пруды, 2005. - 32 с.
14. Безматерных Л.Э. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / Безматерных Л.Э., Куликов В.П. // Физиология человека. - 2008. - №3. - С. 79-85.
15. Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу / Белов С. // Физкультура в школе. - 2012. - №6. - С.17-18...47