Введение 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА «ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Сущностные характеристики нравственного качества
«доброжелательность» 5
1.2. Психолого-педагогические характеристики возрастных особенностей
младших школьников 18
1.3. Способы и приемы по развитию нравственного качества
"доброжелательность" у младших школьников 21
Вывод по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 38
2.1. Этапы организации опытно-экспериментальной работы по определению
особенностей развития доброжелательности у младших школьников 38
2.2. Анализ уровня развития доброжелательности у младших
школьников 40
2.3. Программа развития доброжелательности у младших школьников
посредством внеурочной деятельности в кружке «Добрые дела» 46
Вывод по главе 2 55
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение
В настоящее время, в период быстрых социальных изменений общества в целом педагоги в частности столкнулись с проблемой пересмотра нравственных ценностей и нравственных качеств подрастающего поколения. В концепции духовно-нравственного воспитания и развития сформулирована цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
В образовательной среде школы учителем начальных классов решаются две основные задачи: создание условий для освоения детьми образовательной программы, а также обеспечение возможностей для личностного развития обучающихся (в том числе формирование и развитие таких качеств, как ответственность, инициативность, нравственность, доброжелательность и так далее.
Для педагогики становится актуальным поиск эффективных способов формирования нравственного качества «доброжелательность», влияющего на становление личности ребенка и определяющих его поведение в обществе сверстников. В нравственном качестве «доброжелательность» подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется социальным заказом общества, направленным на развитие воспитанников как субъектов коммуникативной деятельности, умеющего устанавливать доброжелательные отношения с окружающими.
Изучением проблемы развития нравственного качества доброжелательность у младших школьников занимались такие ученые, как В. С. Мухина, В. М. Холмогорова, Л. И. Божович, В. А. Крутецкий,
А. А. Люблинская, Л. С. Славина, Е. Е Кравцова и многие другие. Они определили, что для младшего школьного возраста характерна повышенная восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. Это предоставляет возможность вовремя заложить нравственный фундамент развитию личности.
Цель исследования: изучить особенности развития доброжелательности младших школьников и разработать программу развития доброжелательности у младших школьников.
Объект исследования - доброжелательность младших школьников.
Предмет исследования - особенности развития доброжелательности у младших школьников.
Гипотеза - доброжелательность младших школьников может быть развита благодаря проведению определенных видов занятий, а именно бесед и сюжетно-ролевых игр. Доброжелательность в младшем школьном возрасте, имеет следующие критерии:
1. когнитивный - анализирует непосредственное знание школьниками правил проявления доброжелательности к людям, а также представление об эмоциях и способах их проявления
2. эмоциональная отзывчивость - исследует, насколько у ребенка заложено стремление установить доброжелательные отношения с окружающими и как он умеет проявлять позитивные эмоции и чувства к окружающим в ситуациях взаимодействия
3. поведенческий - определяет, насколько хорошо ребенок способен предложить и оказать свою помощь, продемонстрировать свое положительное отношение к окружающим и устранять ошибки в нарушении правил доброжелательности.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Раскрыть специфику развития доброжелательности младшего школьника.
3. Подобрать методики по выявлению актуального уровня развития доброжелательности младших школьников.
4. Выявить актуальный уровень развития доброжелательности младшего школьника.
5. Разработать программу развития доброжелательности младшего школьника посредством внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Методика наблюдения Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.
3. Модификация методики «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (А.Д. Кошелева).
4. Методика «Беседа» И.Б. Дермановой.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Стойбинская СОШ» в Партизанском районе, Красноярского края, г. Красноярска. В исследовании приняло участие 20 человек.
Данная исследовательская работа посвящена проблеме формирования нравственного качества «доброжелательность» у детей младшего школьного возраста. В ходе работы была проанализирована теоретическая и методическая литература. Было выявлено, что данной проблеме уделяется внимание со стороны педагогов. В ходе анализа разных методических идей был систематизирован материал о том, как можно построить систему работы по формированию доброжелательных отношений.
Воспитание и развитие нравственного качества «доброжелательность» у детей является первостепенной задачей нравственного воспитания, ориентиром всех разделов образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС. Современная школа взяла на себя воспитательную «миссию» развития нравственных качеств школьника до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Изначально были выделены критерии данного нравственного качества, а именно - эмоционально-ценностный, когнитивный и поведенческий.
Эмоционально-ценностный компонент включает в себя эмоциональную составляющую - невозможно проявить доброжелательность без сочувствия, понимания, внимательности и сопереживания.
Когнитивный критерий подразумевает собой набор теоретических и практических знаний, применяемых в ситуациях проявления доброжелательности.
Поведенческий критерий иллюстрирует, как поведет себя ребенок в определенной ситуации проявления доброжелательности и к чему приведет его модель поведения.
В ходе опытно-экспериментальной работы была проведена диагностика с целью проверки степени сформированности нравственного качества «доброжелательность» у детей. Большинство школьников в исследуемом классе имеют низкий уровень развития доброжелательности. А именно 46,7% школьников владеют низким уровнем. Дети испытывают трудности в ситуациях проявления доброжелательности и требуют внимательной помощи педагога либо родителей, так как пока еще плохо ориентируются в эмоционально-поведенческой составляющей.
38,3% школьников обладают средним уровнем. Это свидетельствует о том, что они в принципе знают и понимают правила проявления доброжелательности, ориентируются в ситуациях, где ее нужно проявить. Однако, не всегда могут поступить корректно или подобрать правильные слова. Таким образом, иногда им требуется помощь взрослого и направление действий ребенка в нужное русло.
Наименее всего представлен высокий уровень - 15% испытуемых. Они справляются во многих ситуациях проявления доброжелательности сами, помогают другим детям, если те не могут выбрать правильное поведение.
В целом уровень доброжелательности можно оценить как ниже среднего, детям необходима программа развития данного нравственного качества.
Данное исследование показало необходимость целенаправленной работы по развитию доброжелательности младшего школьника. В связи с этим, нами была разработана программа ее развития.
Данная программа рассчитана на 1 учебный год (36 часов), для учеников 1 класса. Программа включает в себя три блока: введение, основная часть и заключение. На вводном занятии обозначаются цели и задачи курса и осуществляется входная диагностика.
Основной этап является самым массовым и состоит, в свою очередь, из 4 разделов. Три раздела целиком направлены на развитие каждых из критериев: эмоционально-ценностного, когнитивного и поведенческого. В нашей опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики:
1. Методика «Наблюдение» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.
2. Модификация методики «Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок» (А.Д. Кошелева).
3. Методика «Беседа» И.Б. Дермановой.
Эксперимент показал средний уровень развития доброжелательности младших школьников.
Проведя исследование, мы убедились, что внеурочная деятельность дает большие возможности для развития доброжелательности младшего школьника. В начальных классах в кружковую работу вносятся элементы игры и беседы. Она проводится в занимательных формах, что, вероятно, и обусловливает ее эффективность.
Реализация программы внеурочных занятий по развитию доброжелательности будет способствовать расширению знаний о данном нравственном качестве и приведет к повышению уровня сформированности доброжелательности у младших школьников.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. В конце исследования были разработаны рекомендации для педагогов по формированию культуры общения и доброжелательности у детей младшего школьного возраста.
1. Асранкулова Б.Р. Воспитание школьников нравственным и духовным ценностям - основная проблема национального воспитания // Известия Кыргызской академии образования. 2014. № 1 (29). С. 82-85.
2. Артеменко О.Н. Развитие личности младшего школьника в условиях ученического коллектива // Вестник Московского университетаМВД России. - 2010. - № 3. - С. 5-7.
3. Баландина К.В., Емельянова А.Д. Роль игровой деятельности в формировании личности дошкольника и младшего школьника // Наука иинновации XXI века: материалы III Всероссийской конференции молодых ученых. - 2016. - С. 245-248.
4. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми / Избранные психологические произведения. - М.: Инфра-М, 2010. - 379 с.
5. Белоусова, Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Часть 1 / Т.Л. Белоусова. - М.: Просвещение, 2017. - 628 с.
6. Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника и образовательная среда // Психология обучения. - 2012. - № 8. - С. 113-121.
7. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы международной научно -практической конференции. Пенза, научно-издательский центр «Социосфера», 2013. - 136 с.
8. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка. - Минск: Минск-пресс, 2010. - 285 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С.62 -76.
10. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. - М.: Педагогика, 1974. - 270 с.
11. Горбунова Г.П., Козловская H.A. Формирование нравственных чувств как условие и фактор развития психологически здоровой личности младшего школьника // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 25. - С. 73-77.
12. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL:
йЛр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/13.05.15 -Г оспрограмма-Развитие_образования_2013-2020
13. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности в системе духовно-нравственного развития личности // Мир науки, культуры,образования. - 2017. - № 6 (67). - С. 100-102.
14. Дмитриева Е.В. Воспитание доброжелательности и профилактика агрессивности: интеграция процессов // Кант, 2018. - №1 (26). - С. 41-45.
15. Жолобова А. А. Взаимосвязь личностных характеристик младших школьников и социально-психологического статуса в классном коллективе / А. А. Жолобова // Наука и современность. - 2017. - № 51. - С. 103-108.
16. Карелова И.М. Современная игровая досуговая программа: подходы и пути развития // Воспитание школьников. - 2011. - №6. - С. 35-42.
17. Карпушина Л. П. Формирование социально-значимых качеств у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Л. П. Карпушина, Н. Ф. Пупкова // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1. - С. 42-46.
18. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872c.
19. Козловская Н.А., Морозова И.С. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника // Интеграция образования. - 2007. - № 3-4 (48-49). - С. 182-187.
20. Концепция духовно - нравственного воспитания российских
школьников и программа воспитания и социализации как компоненты основной образовательной программы
https ://docviewer.yandex.ru/view/1059101648
21. Крушельницкая, О. И. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова. - М.: Сфера, 2015. - 436 c.
22. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2017. - 224 c.
23. Курносова С. А. Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы / С. А. Курносова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 4(13). - С. 58-62.
24. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26
25. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т./Под ред. В. В. Давыдова и др. - М.: Альфа-пресс, 1983. - Т.2. - С.69-70.
26. Методика «Беседа» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С.32-34.
27. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития.10-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М. 2015. - 608 с.
28. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. М.: Инфра-М, 2000. - 169 с.
29. Никифоров Г.С. Критерии психического здоровья школьников / Г.С. Никифоров. - СПб: Питер, 2012. - 217 с.
30. Новикова В.И. Воспитание доброты как существенного качества личности младшего школьника: автореф. диссер. канд. пед. наук. - Москва, 1994. - 117 с.
31. Петрова А.А. Психолого-педагогическая сущность понятий «воспитание», «нравственность», «мораль», «духовность», «нравственное воспитание» // Научный журнал. - 2015. - № 1. - С. 41-44.
32. Психология общения: энциклопедический словарь / под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр. 2011 - 292 с.
33. Рассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 6. - c.11-13
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: Владос, 2011. - 277 с.
35. Розина И. Н. Оформление библиографических ссылок на электронные информационные ресурсы. [Электронный документ]. (http://www.eidos.ru/journal/2000/0107-O1.htm). Проверено 06.06.2020
36. Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2014. - 88 с.
37. Сибаева Г. М. О влиянии образовательной среды начальной школы на развитие нравственных качеств младших школьников / Г. М. Сибаева, Д. Н. Баязитова, Р. М. Халисова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 30. - С. 7-10.
38. Смирнова Е.О., Холмогорова В.И. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 8. - С. 73-77.
39. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети - М.: Эксмо, 2016. - 176с.
40. Соколова И.И. Формирование ценностных ориентаций личности младшего школьника: методический материал / И.И. Соколова // Начальная школа. - 2007. - N 6. - с.82-85
41. Соловьёва Т.А., Гусева В.А. Теоретическая модель категории «милосердие школьника» как социокультурной доминанты в процессе
духовно-нравственного развития современных школьников. Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально¬
гуманитарные науки. - 2014. - 112с.
42. Социологическая энциклопедия/ Под общ. ред. А. Н. Данилова. - Мн.: БелЭн, 2003. - 382 с.
43. Старцева Г.А. Проблема активности и самостоятельности личности младшего школьника: теоретические аспекты // Педагогика и современность. - 2013. - № 6. - С. 19-21.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015. - 47 с.
45. Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Часть 4. Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4 - М.: Генезис, 1998. - 150 с.
46. Хатаева Т. Р., Гордиенко Н. В. Исследование процесса формирования культуры общения у детей младшего школьного возраста при и не включении ребенка в проектную деятельность // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 38-41.
47. Шаронова А.Ю. Личность учителя в нравственном воспитании младшего школьника // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. - 2016. - № 4. - С. 9-13.
48. Шегаева А. В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. - С. 144-145.
49. Ширина О. А. Перечень личностных качеств младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №32. - С. 108-112.
50. Шутова В.А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста: автореф. диссер. канд. пед. наук. - Москва, 1999. - 32 с.
51. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь - справочник / Сиб. федерал. ун-т; ред. А. П. Сковородников. Красноярск: СФУ, 2012. - 881 с.
52. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. М.: Слово, 1983. - 211 с.
53. Mosley Jenny. Circle Time for Young Children. Routledge Taylor&Francis, 2005. - 132 p.