ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1 Проблема психологической адаптации к школьному обучению в
научной литературе 8
1.2 Психолого-педагогические особенности детей-мигрантов младших
школьников 17
1.3 Психологические аспекты адаптации детей-мигрантов к русскоязычной
школе 19
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ШКОЛЕ 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов исследования адаптации детей-мигрантов в
русскоязычной школе 29
Выводы по второй главе 40
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 41
3.1 Научно-методологические основы программы сопровождения адаптации
детей-мигрантов к обучению в начальной школе 41
3.2 Содержание психологической программы адаптации детей-мигрантов в
русскоязычной школе 46
3.3 Методические рекомендации к программе сопровождения адаптации
детей мигрантов 55
Выводы по третьей главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЯ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 77
Актуальность исследования обусловлена тем, что до настоящего времени недостаточно изучены психолого-педагогические аспекты адаптации детей-мигрантов в том числе интеграция детей-мигрантов в российскую систему образования.
Большое значение имеет изучение проблемы адаптации мигрантов к иной культуре, что порождается потребностью в продуманной, научно обоснованной государственной миграционной политике в сфере образования, определяющей перспективы жизни общества. Однако, как показывает анализ психолого-педагогической практики, вследствие недостаточного развития навыков общения младших школьников из семей мигрантов в новой культурной среде они испытывают значительные трудности в налаживании контактов с местными сверстниками.
Плохое знание языка иностранными гражданами, имеющими постоянное гражданство, осложняет взаимопонимание и в сочетании со слабой дошкольной подготовкой затрудняет усвоение школьной программы.
В современном образовании возникают разногласия между потребностью детей-мигрантов в успешной школьной адаптации в новых для них условиях в обществе и их недостаточной психологической подготовленностью к жизнедеятельности в этих условия; между необходимостью разработки форм, средств и методов школьной адаптации детей-мигрантов и недостаточной научно-методической обеспеченностью этого процесса. [22, 68, 77].
Желание найти пути разрешения обозначенных разногласий определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это разработка модели психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей-мигрантов; в практическом плане - определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность школьной адаптации детей мигрантов.
Объектом исследования является школьная адаптация детей - мигрантов.
Предметом исследования являются психолого-педагогические условия благоприятной адаптации детей-мигрантов к обучению в школе.
Цель исследования - выявить особенности психологической адаптации к школьному обучению детей-мигрантов из иноязычной среды, а также разработать программу психолого-педагогического сопровождения детей - мигрантов в начальной школе.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
1. рассмотреть теоретические аспекты психологической адаптации детей-мигрантов в русскоязычной школе;
2. провести эмпирическое исследование особенностей адаптации детей-мигрантов в русскоязычной школе;
3. разработать программу психологического сопровождения процесса адаптации детей-иммигрантов в русскоязычной школе.
Гипотеза исследования. Дети-мигранты испытывают значительные трудности психологической адаптации к условиям школы, что проявляется в низкой мотивации, отсутствии позиции школьника.
Теоретико-методологическая основа исследования:
В науке накоплен достаточно большой опыт в разработке различных аспектов проблемы адаптации человека (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Г. Гартманн, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Олпорт, И.П. Павлов, Т. Парсонз, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Т. Шибутани, К. Ясперс).
Вопросы школьной адаптации стали предметом исследований Ю.А. Александровского, Э.М. Александровской, М.В. Григорьевой, С.М. Громбах, И.В. Дубровиной, Б.Д. Карвасарского, Н.В. Литвиненко, А.М. Прихожан, Л.С. Славиной, М.Б. Чижковой.
Особое значение для нас имеют работы в области решения проблемы школьной адаптации детей-мигрантов (Е.А. Бауэр, О.В. Гукаленко, Н.И. Ковалевой, Н.В. Казновой, М.А. Лобас, М.С. Миримановой).
Методы исследования: наблюдение, теоретический анализ литературы, тестирование, беседа, анкетирование.
Основные этапы исследования: исследование проводилось в период с 2021г. по 2023 г. и осуществлялось в несколько этапов:
Подготовительный этап (сентябрь 2021г. - сентябрь 2022г.). На данном этапе работы происходило формулирование проблемы, гипотезы, объекта, предмета, цели и задач экспериментального исследования.
В период с февраля по октябрь 2022г. Изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, определение современного ее состояния.
Разработка моделей исследования. На данном этапе проходило выявление особенностей адаптации детей-мигрантов в русскоязычной школе на основании отобранных методов и методик. (октябрь 2022г. - ноябрь 2022г.).
Разработка программы психологического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов в начальной школе. (апрель 2023г. - май 2023г.).
Научная новизна исследования заключается в том, что настоящая работа представляет собой исследование, посвященное особенностям психологической адаптации детей-мигрантов младших школьников. Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе школьной психологической службы для организации психолого-педагогического сопровождения школьной адаптации детей мигрантов в начальном образовании; для профилактики этнопсихологических проблем; реализация разработанной программы будет способствовать развитию личностного и познавательного потенциала детей мигрантов, их адаптации к новой культуре, обучению конструктивным формам взаимодействия с окружающими; развитию педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах школьной адаптации детей мигрантов.
База исследования: МАОУ Лицей №3 г. Красноярск.
Описание структуры диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (80 источников на русском, 3 зарубежных источника), приложений. Текст диссертации изложен на 84 страницах.
Выпускная квалификационная работа была посвящена актуальной и интересной проблеме, изучение психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптаций детей-мигрантов к школе. Проведенное нами исследование проблемы, позволяет сделать нам следующие выводы.
Одним из самых значимых периодов в жизни человека является младший школьный возраст. В младшем школьном возрасте формируются познавательные, социальные, коммуникативные, психоэмоциональные и личностные характеристики. Сама же личность школьника формируется благодаря постоянному взаимодействию со взрослыми и сверстниками, оценки которых влияют на самооценку и мотивацинно-волевую сферу школьника.
Адаптивная готовность к школе - это комплексное понятие, включающее в себя изучение трех уровней развития: личностный (мотивационный), волевой и интеллектуальный. Данные характеристики дают представление об общем развитии ребенка и о его способностях перейти на более сложную ступень развития. В школе от ребенка требуют подчинения, выполнения заданий и контролируют его деятельность.
В научной литературе не широко рассматривается адаптивная готовность к школе детей-мигрантов. В основном внимание уделяется общей ситуации развития детей данной группы. Многие исследователи многократно отмечали отклонения в психофизиологическом развитии детей-мигрантов. Отклонения в сфере мотивационных, коммуникативных и эмоциональных проявлениях приводит к повышению уровня тревожности, агрессивности, и к снижению взаимосвязей со взрослыми и сверстниками, не входящими в среду мигрантов.
В процессе исследования теоретического материала нами были раскрыты и рассмотрены основные аспекты данной проблемы. Рассматривая психологическую и социальную адаптацию к школе детей-мигрантов можно сделать вывод, что для этой группы детей необходимо проведение специальных развивающих программ, которые ориентированы на развитие психофизиологических и познавательных характеристик, основной целью которых является развитие мотиваций к познанию и обучению. Низкий уровень развития психофизиологических, коммуникативных и познавательных характеристик личности дошкольников-мигрантов влияет на общий низкий уровень мотивации к обучению в школе.
Опытно-экспериментальная работа продемонстрировала, что разработанный комплекс внеклассных мероприятий может стать хорошей методологической базой для успешного прохождения адаптаций детей- мигрантов в школе.
Анализируя причины полученных нами результатов, необходимо отметить следующие:
В более выигрышных условиях оказываются дети-мигранты, посещавшие детский сад, поскольку там элементы адаптивной готовности к школьному обучению целенаправленно формируются педагогическим воздействием. Затруднения, возникающие вследствие недостаточной адаптивной готовности к школе, могут быть причиной дезадаптации ребёнка. С понятием “школьной дезадаптации” связывают любые отклонения в учебной деятельности школьников. В зависимости от уровня психологической подготовки ребёнка к школе соответственно протекает адаптация шестилетних детей - на высоком, среднем или низком уровне.
Следует подвести ребёнка к пониманию необходимости выполнять учебные и социальные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Педагоги и психологи должны помнить о создании условий для адаптации и последующего полноценного развития младшего школьника.
Таким образом, можно предположить, что четких результатов в нашем исследовании не получилось из -за физиологической незрелости испытуемых.
В заключении следует добавить, что изучение проблемы нашего исследования должно быть продолжено и в дальнейшем.
1. Адаптация детей мигрантов в школе: моногр. / Коллектив авторов. - Москва: Огни, 2019. - 321 с.
2. Адаптация детей-мигрантов в условиях общеобразовательного
учреждения / Электр. ресурс. Режим доступа:
http:// sch1910uv.mskobr.ru/conditions/adaptaciya-detey-migrantov-v-usloviyah- obscheobrazovatel-nogo-uchrezhdeniya
3. Александров Д. А. Дети и родители - мигранты во взаимодействии с Российской школой / В. В. Баранова, В. А. Иванюшина // Вопросы образования. - 2022. - № 1. - с. 199.
4. Александровская Э.М., Психологическое сопровождение школьников: Учебное пособие / Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. - Москва: Академия, 2022. - 208 с.
5. Аленкина Ж. Р. Особенности развития преемственности детского сада и школы / А. А. Токарев // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2023. - с. 38.
6. Андреева, Ю. В. Адаптация детей мигрантов в школе / Е. Л. Омельченко. - М., Изд-во Ульяновского государственного университета,2020.- 104 с.
7. Артюхова И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / Артюхова И.С. // Начальная школа - 2018 - №9 - c.44.
8. Афанасьева, А. Б. Актуализация этнокультурного образования в поликультурной среде современной школы / А. Б. Афанасьева // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - СПб, 2021. - № 142. - с. 143.
9. Баева И. А. Тренинги психологической безопасности
в образовании. / Баева И. А. — СПб, 2022 - 251 с.
10. Барканова О.В. Социально-психологическая адаптация детей - мигрантов в России: монография. - Электрон. дан. / Барканова О.В. // Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П, Астафьева. - Красноярск, 2022.
11. Баярмагнай М. Особенности взаимоотношений педагогов и родителей в процессе адаптации ребенка из семьи мигрантов в дошкольном учреждении / М. Баярмагнай // Знание. Понимание. Умение. - М., 2022. - № 4. - с. 240.
12. Бережная О. Н. Развитие речи старшего дошкольника как средство социальной адаптации: автореф. дис. канд. пед. наук / О. Н. Бережная, Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2021. - 21 с.
13. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Сб. метод. мат. Для админ., педагогов и шк. психол. / Битянова М.Р. - М.: 2022.
14. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. / Битянова М.Р. — М.: Совершенство, 2020. — 229 с.
15. Бондаревская, Е. В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей-мигрантов в поликультурном образовании / О. В. Гукаленко. - Тирасполь, 2020. - 89 с.
16. Боровиков Л. И. Народные педагогические традиции в системе общественного воспитания по месту жительства. Памятка-программа для определения целевых задач опытно-поисковой работы / Л. И. Боровиков, Москва - 2020. с. 57.
17. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государственной миграционной политики. Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации / Воробьева О. Д. // Аналитический сборник Совета Федерации ФС РФ - 2023. - № 9 (202). - с. 35.
18. Габуния Г.Г. Социокультурная адаптация детей мигрантов в иноэтничной среде, / Габуния Г.Г. - М., 2021.
19. Гладкая В. В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие познавательной деятельности с младшими школьниками с трудностями в обучении: учеб. - метод. пособие / В. В. Гладкая. - Минск: Зорны Вера- сок, 2021. - 109 с.
20. Глухова Т.В., Национальная идентичность и межнациональная толерантность в подростковом возрасте / Мутерперель С.В. // Возрастные особенности формирования толерантности. М., 2023. с. 162.)
21. Головнева Е.В. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Головнева Е.В. //- 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2019.
22. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация детей вынужденных переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. Социальная психология / Н.С. Шустова. - 2022. - №3. - с. 33.
23. Гриценко В. В., Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. / Шустова Н. Е. - Изд: Форум, 2021 - 224 с.
24. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной адаптации / Т. Г. Грушевицкая. - М.: ЮНИТИ, 2023. - 352 с.
25. Гукаленко, О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образова-тельном пространстве / автореф. дис. д. пед. наук / О. В. Гукаленко. - Ростов н/д : РГПУ, 2020. - 326 с
26. Гукаленко О.В. Диагностический инструментарий для изучения особенностей детей-мигрантов и трудностей работы в поликультурном образовательном пространстве. Учебно -методическое пособие. / Гукаленко О.В. - Тирасполь: РИО ПГУ, 2020. - 63с.
27. Дацко, О. В. Психологические проблемы детей из семей мигрантов / С. М. Фурса // Молодой ученый. - 2021. - № 11. - с. 1797.
28. Дмитриева М. В. ПМК «Социомониторинг» в комплексном исследовании проблемы адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях города Москвы [Электронный ресурс] / В. М. Дмитриева. - М.,
2020. - URL: http://www.sociomonitoring.ru/smc_sociom/59(дата обращения: 30.03.2024).
29. Долженко Е.А. Адаптация детей дошкольного возраста. Проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры. ФГОС ДО / Е.А. Долженко. - М.: Учитель, 2020. - 872 с.
30. Дьякин, Е. Н. Обучение детей-мигрантов: проблемы и решения / Е. Н. Дьякин // Коррекционная педагогика. - 2022. - с. 38.
31. Захарченко Е. Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы / Захарченко Е. Ю. // Педагогика. - 2022. -№ 9. - с. 53
32. Зборовский Г.Е. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации / Е.А. Шуклина // Социологические исследования, 2023. №2, с. 91.
33. Иванюшина В. Исследование детей мигрантов в школах / В. Иванюшина // Электр. ресурс. Режим доступа: http://slon.hse.ru/issledovanija- detejmigrantov-v-shkolax
34. Инишева С.В. Адаптация детей мигрантов в социуме города Екатеринбурга. Методы и формы работы с мигрантами в общеобразовательной школе. / Инишева С.В. // XII Международная научно - практическая конференция «Устойчивое развитие российских регионов: экономическая политика в условиях внешних и внутренних шоков». Сборник материалов. Екатеринбург, 2022. с 549.
35. Интеграция мигрантов средствами образования: опыт Москвы / Ю. А. Горячев. - М.: Издательский дом «Этносфера», 2021. - 112 с.
36. Кадочникова Г.А. Адаптация подростков-мигрантов в социокультурном пространстве школы уральского промышленного города / Кадочникова Г.А. // ФГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А.М. Горького». Челябинск, 2020.
37. Касамара В.А. Политическое сознание подростков: благополучные школьники vs дети улиц. / Сорокина А.А. - 2019
38. Катульская, Е. В. Особенности произвольной сферы детей седьмого года жизни / О. Ю. Зайцева // Педагогическое мастерство: материалы VIII междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2022. - с. 109
39. Кикиани В. А. Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов / С.И. Здоровенко, А.А. Бареева // Молодой ученый. - 2022. - №11. - с. 1750
40. Ковалева, Н. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Н. И. Ковалева // Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерации психологов образования России», -
2021. - с. 52.
41. Конькина Е. В. Адаптация детей-мигрантов: способы решения
проблемы [Электронный ресурс] / И. А. Савинова // Современная педагогика. - М. - 2023. - № 12 (13). - с. 13. - URL: http://
http://pedagogika.snauka.ru/2013/12/1998(дата обращения: 25.01.2024).
42. Кузнецов, И. М. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты / О. Е. Хухлаев, М. Ю. Чибисова // Психологическая наука и образование. - 2023. - № 3. - с. 16.
43. Кругова, Л. В. Пути преодоления сложностей адаптации детей - мигрантов к российской школьной действительности / Н. Н. Малярчук // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - Т. 37. - c. 135.
44. Крушельницкая О. Как помочь детям мигрантов / А. Третьякова // Отечественные записки. 2024, № 4 с.8
45. Лобас М.А. Особенности психологической адаптации детей - мигрантов к русскоязычной школе: / Лобас М.А. Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2021. - 158 с.
46. Матис В.И. Теория и практика развития национальной школы в поликультурном обществе: автореф. Дис. д-ра пед.наук / Матис В.И. Барнаул, 2019
47. Мацумото Д. Психология и культура. / Мацумото Д. - Санкт- Петербург: Питер, 2023. - 718 с.
48. Молодцова, Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме / Т.Д. Молодцова // Социологические науки. Международный журнал экспериментального образования - 2023. - №7. - с.94
49. Мохова, Л. А Исследование проблем детей-мигрантов как условие их социально-педагогического сопровождения / Т. А. Спирина, // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1. - с. 105.
50. Нечаев Е. М. Риски социокультурной и социально -психологической адаптации мигрантов: Психология социальных и экологических рисков в современном обществе: материалы Международной науч.- практ. конф. / Нечаев Е. М. Саратов, 17-18 нояб. 2011 г. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2021. - 108 с.
51. Неводова, Д. П. Работа учителя начальных классов с младшими
школьниками по формированию толерантного отношения к детям мигрантов / Д. П. Неводова. // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. — Москва: Буки-Веди, 2023. — с. 192. — URL:
https://moluch.ru/conf7ped/archive/208/11309/(дата обращения: 22.01.2024).
52. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: современный дод- ход к воспитанию на народных традициях / Г.В. Палаткина // Педагогика. - 2022 - № 5 - с.47.
53. Пантелеев А.Б. Психолого-педагогические технологии адаптации детей и подростков из семей мигрантов в системе образования / А.Б. Пантелеев // автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 2022. 34 с.
54. Печатникова Л. Обучение детей-мигрантов: французский опыт / Печатникова Л. // Первое сентября. 2021. № 2. с. 28
55. Письмо Минпросвещения России от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан»
56. Портнова Т.В. Индивидуальный стиль обучения детей-мигрантов в Ставропольском крае / Портнова Т.В. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. №1. с.147.
57. Проблемы обучения и социальной адаптации детей мигрантов в цифрах и диалогах: монография / В. П. Засыпкин, Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. - Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2022
58. Программа адаптации студентов первокурсников к обучению в вузе. - Каратаум, 2018.
59. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / под ред. Г. У. Солдатовой. - М., 2022. - 72 с.
60. Работа с детьми мигрантов в образовательных организациях: учебно-методическое пособие / Н. Н. Касенова, О. В. Мусатова, Г. К. Джурабаева; М-во науки и высшего образования Российской Федерации, Новосиб. гос. пед. ун-т, Новосиб. регион. общ. орг. «Узбекско-русский национально-культурный центр». - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2020. - 198 с.
61. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе / Должикова, Р. А. - Москва: Школьная Пресса,
2021. - 126 с.
62. Рубцов В. В. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга службы практической психологии образования «Содержание и ресурсное обеспечение профессиональной деятельности педагогов - психологов в системе образования Российской Федерации» / Рубцов В. В. — М.: МГППУ, 2019.
63. Руонала Л. А. Подходы к обучению мигрантов как фактор их успешной психологической адаптации / Л. А. Руонала, О. И. Миронова// Педагогика и психология Образования. 2022- №3- с. 92
64. Рыбаковский Л.Л. Миграционные процессы: понятие, формы, виды и стадии. / Рыбаковский Л.Л. 2020. - 8с.
65. Сапожникова И.С. Психологическая адаптация подростков- мигрантов как компонент безопасности муниципального образовательного пространства: автореф. дис. канд. психол. наук / И.С. Сапожникова. Ростов- на-Дону, 2021. 25 с
66. Силантьева Т.А. Социокультурная адаптация детей-мигрантов / Силантьева Т.А. // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2022. - выпуск №1.
67. Соколова, Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности / Соколова, Е.Т. // Психологи о мигрантах и миграции в России. М., 2021. № 2. с. 32.
68. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам в России: исследования и практика. / Калиненко В.К., Кравцова O.A., Прокофьева Т.Ю., Шайгерова JI.A. - Москва: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2023. - 200 с.
69. Солдатова О.Д. Психологическая коррекция личностного развития детей-мигрантов в условиях общеобразовательной школе: Диссертация кандидата психологических наук. / Солдатова О.Д. - Ставрополь, 2023. - 187 с.
70. Солдатова, Г. У. Проблемы адаптации вынужденных мигрантов в России / П. А. Черкасов, Л. А. Шайгерова // Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень. - 2020. - № 1. - с. 9
71. Татарко А. Н. Методы этнической и кросскультурной психологи. Учебно-методическое пособие. / Лебедева Н. М. Издательский дом Высшей школы экономики. Москва, 2021. 245 с.
72. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю //http://www.krasstat.gks.ru/
73. Ушева Т.Ф. Рефлексивное взаимодействие социального педагога с родителями по профилактике социальных девиаций обучающихся / Ушева Т.Ф. // Педагогический имидж. 2018. № 4 (41). с. 105.
74. Ушева Т.Ф. Технологические особенности формирования рефлексивной компетентности учащихся / Ушева Т.Ф. // Школьные технологии. 2022. № 6. с. 40.
75. Хухлаев О. Е. Образовательные достижения учащихся в школах с высокой численностью детей-мигрантов (Электронный ресурс) / М. Ю. Чибисова // Психологическая наука и образование. - 2022 - №5 - с.56
76. Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней общеобразовательной школы. / Хлюпин В.О. Хабаровск. 2022. 24 с.
77. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. / Хотинец В.Ю. СПб.: Алетейя. 2020. 90 с.
78. Шапошникова, Т.Д. К проблеме адаптации детей из семей мигрантов в современном социокультурном пространстве / Т.Д. Шапошникова // Начальная школа плюс до и после. 2022. - № 5. - с. 91.
79. Шерстобитова И. А. Методологические аспекты работы с
учениками инофонами (Электронный ресурс) -
https://megalektsii.ru/s2736t4.html
80. Triandis, H. C. Culture and Conflict // International Journal of Psychology. - 2000. - № 35 (2). - P. 145-152. 509
81. Taguma, M., Kim, M., Brink, S., Teltemann, J. (2010). Sweden. OECD Reviews of Migrant Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/sweden/44862803. г.).
82. Tajfel H. et ad. Social Categorization and Intergroup Behavior // European Journal of Social Psychology. - V. 1, I. 2. - 1971. - Pp. 149-178.