Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ

Работа №169889

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы87
Год сдачи2022
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность понятия мышление и мыслительные операции 7
1.2 Особенности развития операций мышления в младшем школьном
возрасте 14
1.3 Компьютерные игры и их влияние на мышление младшего
школьника 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ 31
2.1 Диагностический инструментарий для определения уровня
сформированности мыслительных операций детей младшего школьного возраста 31
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования 36
2.3 Использование компьютерных игр в школьном образовании 48
2.4 Программа внеурочной деятельности для развития мыслительных
операций на основе конструирования компьютерной игры 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68


Актуальность исследования. Основным видом человеческой деятельности, наряду с обучением и трудом является игра. Начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, элементы игр сопровождают человека, способствуя развитию личности, улучшению памяти, внимания, координации и др. В нашем мире невозможно представить свою жизнь без современных гаджетов, с которыми ребенок знаком чуть ли не с первых дней своей жизни. Молодые родители находят удобным применение смартфонов и компьютеров для отвлечения внимания своего ребенка. В этом играют большую роль, в том числе, и компьютерные игры, в виртуальный мир которых ребенок погружается с большим интересом.
Согласно требованиям ФГОС НОО, уже на ступени начального общего образования в школах обучают детей ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формируют способность их грамотно применять [50]. Компьютеры созданы для того, чтобы облегчить людям жизнь, но далеко не каждый способен самостоятельно разобраться в работе с вычислительной техникой. Тогда перед современным образованием встает задачи в адаптации учащихся и педагогов к жизни в информационном обществе. Если современный человек умеет грамотно использовать компьютерные технологии для работы, тогда его деятельность становится более продуктивной и творческой. Но младших школьников компьютер привлекает вовсе не из-за удобства поиска необходимой информации для учебных целей, а компьютерными играми, которые могут сказываться на развитии ребенка как положительно, так и отрицательно.
С одной стороны, есть компьютерные игры, которые развивают внимание, воображение, память, логическое и абстрактное мышление. Также помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, тренируют координацию, умение быстро переключаться с одного действия на другое, ориентироваться в пространстве и пр. Но с другой стороны, компьютерные игры могут отрицательно влиять на психику, физическое и интеллектуальное здоровье ребенка. Виртуальная реальность способна сильно привлекать школьников, и может стать для них заменителем друзей и прогулок, от этого пострадает сфера общения. Игры, которые имеют жестокий характер, способны привести к тому, что игрок будет проявлять агрессию по отношению к окружающим. Из-за пристрастия к игре может возникнуть компьютерная зависимость, в последствие которой дети перестанут интересоваться чем-либо другим, будут отставать в обучении. В данном случае идет речь о школьной успеваемости, а так же об учебной мотивации, которая и так слабо развита у ученика начальной школы.
Современные педагоги и родители бьют тревогу относительно компьютерной зависимости, а точнее о ее возможном влиянии на развитие детей. Притом учителя активно используют компьютерные технологии в школьном обучении. Например, известная площадка LearningApps, которая предназначена для создания мультимедийных интерактивных упражнений, так же включает в себя элементы игры, и часто используется в качестве средства для проверки усвоенного материала.
Изучением игры и ее значением в развитии человека занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Л. Рубинштейн и др.
Исследованием компьютерных игр занимались: М.И. Садыков, Р.А. Хаустов, Г.П. Кузьмина, А.В. Могилев, И.А. Сидоров, А.Г. Шмелев и др.
Проблема влияния компьютерных игр на развитие мыслительных и интеллектуальных процессов была раскрыта в работах многих ученых. Положительное влияние представлено в исследованиях М.М. Безруких, И.В. Бурмистра, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной и др. Отрицательное влияние доказали: А.Е. Войскунский, А.Е. Елкина, М.В. Жукова, Т.П. Илюкович и др.
Актуальность данной темы обусловлена ростом числа младших школьников, играющих в компьютерные игры, которых существует достаточно много, и они разнообразны по содержанию, но лишь немногие из них направлены на развитие мышления, в том числе мыслительных
операций.
На сегодняшний день сложилось противоречие между необходимостью интеллектуального развития младших школьников с одной стороны и недостаточным использованием потенциала компьютерных игр в данном направлении - с другой. Из противоречия выявлена следующая проблема исследования: каковы особенности развития мышления у младших школьников, которые увлекаются компьютерными играми?
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития мышления у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, разработать программу внеурочных занятий кружка по конструированию компьютерной игры, направленного на развитие операций мышления в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: мышление в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития мышления младших школьников, увлекающихся компьютерными играми.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей в младшем школьном возрасте, увлекающихся компьютерными играми, мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение сформированы, в основном, на высоком и среднем уровнях, а такие операции, как абстрагирование и конкретизация сформированы преимущественно на низком уровне.
В соответствии с объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать особенности развития мышления в младшем школьном возрасте, в том числе мыслительных операций.
3. Определить влияние компьютерных игр на мышление младшего школьника.
4. Подобрать методы диагностирования уровня развития мыслительных операций и критерии оценки.
5. Провести исследование подобранных методик.
6. Изучить применение компьютерной игры в школьном образовании.
7. Разработать программу внеурочной деятельности для развития
операций мышления с использованием компьютерной игры.
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез литературы по теме исследования, ее классификация и систематизация. Эмпирические: методика «Незаконченные предложения», анкетирование, методика «Обобщение понятий», методика «Исключение лишнего», методика «Простые аналогии», методика «Логические ряды» и методика «Понимание пословиц».
База исследования: базой для исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №157» Советского района города Красноярска. В исследовании приняли участие 48 человек, среди них 24 учащихся 4 «С» класса и 24 учащихся 4 «Ю» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мышление - это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Мышление включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Основные виды мышления - это теоретическое (понятийное, словесно - логическое, образное) и практическое (наглядно - образное, наглядно - действенное, словесно - логическое).
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мышления. Именно в этот период происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребенка, что связано с переходом на новую ступень развития - школьную. Ребенок приобретает новый социальный статус - статус школьника. Меняется его сфера деятельности. Но развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению - важнейшая задача учителя.
Необходимо отметить важность развития мышления в начальной школе, так как его недостаточное развитие может привести к неправильному формированию картины мира, что, в свою очередь, сделает дальнейший процесс обучения неэффективным. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания становятся обрывочными, фрагментарными, порой, просто ошибочными.
С приходом в школу у ребенка происходит смена ведущей деятельности: с сюжетно-ролевой игры на учебную. При этом игра остается значимой частью жизни ребенка на протяжении всего его обучения в начальной школе, но теперь она уже не является именно ведущей деятельностью. Только в настоящее время у игр меняется содержание и направленность. XXI век - это век компьютерных технологий, который дает возможность для создания большого разнообразия виртуальных игр. Они заменяют все привычные виды игр.
Были рассмотрены теоретические основания о влиянии компьютерных игр на развитие мыслительных и интеллектуальных процессов. Положительное влияние представлено в исследованиях М.М. Безруких, И.В. Бурмистра, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной и др. Отрицательное влияние доказали: А.Е. Войскунский, А.Е. Елкина, М.В. Жукова, Т.П. Илюкович и др. Нас интересовало влияние в рамках темы исследования, а именно влияние компьютерных игр на развитие процессов мышления.
Для того, чтобы оценить возможное влияние компьютерных игр на развитие мыслительных операций у младших школьников, было проведено диагностическое исследование среди младших школьников 4 «С» и 4 «Ю» класса Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средней школы №157 города Красноярска. В каждом классе приняли участие по 24 человека.
Для определения уровня развития мыслительных операций у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, были использованы следующие методики: «Исключение лишнего» (Н.Л. Белопольская), «Простые аналогии» (У. Гордон), «Понимание пословиц» (Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн), «Обобщение понятий» (Л.Ю. Субботина), «Логические ряды» (Тест Липмана), а так же была проведена методика «незаконченных предложений» для учащихся с целью определения их увлечения компьютерными играми, и анкетирование родителей, направленное на выяснение отношения родителей к компьютеру.
По результатам исследования мы подтвердили свою гипотезу о том, что операции мышления у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение находятся преимущественно на высоком и среднем уровнях, а операции конкретизация и абстрагирование, в силу возраста, на низком уровне. Мы установили, что компьютерные игры не несут негативного влияния конкретно на развитие операций мышления у детей младшего школьного возраста, а лишь являются их увлечением, которое отвлекает от учебной деятельности. Дети не имеют возможности практиковаться в выполнении каких-либо сложных мыслительных операций, соответственно нет основания для их развития.
Нами было предложено использование компьютерных игр для развития мышления. Предварительно рассмотрели применение компьютерных игр в образовании через знакомство с Minecraft: Education Edition и образовательными экспериментами, которые проводят с данной игрой.
Разработали собственную программу внеурочной деятельности по разработке компьютерной игры, которая предполагает развитие операций мышления младших школьников в процессе создания системы квестов и заданий для персонажей игры.
Мы надеемся, что благодаря нашей программе педагогам-психологам получится включить в учебный процесс детей младшего школьного возраста, в чьих интересах занимают особое место компьютерные игры, организовать благоприятную среду для развития операций их мышления, а в следствие чего и самого процесса мышления.



1. Артемьева В.В. Компьютерные игры как средство развития младших школьников / В.В. Артемьева // Педагогические системы развития творчества: сб. науч. тр. / Екатеринбург - 2010. - C. 141-148.
2. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009. - 53 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб: Питер. - 2008. - 398 с.
4. Брушлинский А.В. О тенденциях развития современной психологии мышления / А.В. Брушлинский, О.К. Тихомиров // нац.псих.журн. - 2013. - № 2. - С. 10-16.
5. Водяхова Ю.Е., Водяхова С.А. Психология детей младшего школьного возраста / Екатеринбург - 2018 - 109 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б. С. Волков. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010. - 269 с.
7. Вордерман К., Макаманус Ш., Вудкок Дж. Программирование для детей. Иллюстрирование руководство по языкам Scratch и Python / под ред. Д.С. Голикова. - Издат-во : Манн, Иванов и Фербер. - 2019. - 224 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. Власовой Е.А. - М.: Питер, 2017. - 432с.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии - М.: Просвещение, 1995 - 527 с.
10. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, ЭКСМО, 2004 - 512 с.
11. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста [Электронный ресурс] - 2-е изд., стер.: ФЛИНТА. - Москва. - 2015. (дата обращения: 12.05.2021)
12. Гончаров П.П. Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии когнитивной сферы личности детей младшего школьного возраста / П.П. Гончаров, Н.А. Зацепина // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 121-130.
13. Гуричев К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика / Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. - 368 с.
14. Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 5-16.
15. Давыдов В.В. Лекции по педагогической психологии / Спб: Академия. - 2006. - 224 с.
16. Дмитриева Н.Ю. Общая психологая. - 2009 - Г.31 - 100 с.
17. Дьяконов И.Ф., Б. В. Овчинников Психологическая диагностика впрактике врача. - М.: СпецЛит. - 2008. - 180 с.
18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. - М.: Юрайт-Издат., 2012. - 367 с.
19. Елкина А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А.Е. Елкина // Казань: Молодой ученый. - 2017. - № 20 - С. 394-396.
20. Жеребненко О.А. Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм / О.А. Жеребенко, О.А. Кузнецова // пед.журн. - Казань. - 2015. - № 4. - С. 393-399.
21. Как и зачем применяют Minecraft в образовании / Разноформатная платформа DTF [Электронный ресурс]. - URL: https://dtf.ru/games/170803-kak-i-zachem-minecraft-primenyayut-v-obrazovanii(дата обращения: 13.05.2022).
22. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / М: ЭКСМО — 2007. — 416с.
23. Кодиров Ф.Э. Компьютерные игры и их текущие виды и преимущества / [Ф.Э. Кадиров, З.А. Мансурова, М.Б. Шамсиддинов и др.] // Теория и практика модернизации научной деятельности: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Оренбург - 2019. - C. 59-61.
24. Кузьмина Г.П. Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека / Г.П. Кузьмина, И.А. Сидоров // Вестник. - Чебоксары: ГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2012. - № 2. - С. 78-84.
25. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе / ИП РАН. - М.: Изд.центр «Академия», 2003. - 135 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Политиздат, - 1975, 130 с.
27. Леонтьев А.Н. Мышление / Константинов Ф.В. Философская энциклопедия. - 1964 - Т.3 - 584 с.
28. Леонтьев А.Н. Психология мышления. Хрестоматия / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Петухова В.В. — М: МГУ. - 1982. - 400с.
29. Лоскутова, Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. - 2005. - №4 - С. 80-82.
30. Максименко М.Ю. Развитие когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста с разными типами онтогенеза / М.Ю. Максименко, Л.Г. Шаль // Аутизм и нарушения развития. - 2019. - Т. 17. - № 3 (64). - С. 60-67.
31. Меган М. Все секреты Minecraft / Издат-во: Эскмо. - 2015. - 176 с.
32. Мельникова, Т.А. Математика: развитие логического мышления / Т.А. Мельникова. - М.: Просвещение, 1997. - 167 с.
33. Меньшенина Л.А. Формирование мыслительных процессов у младших школьников / Л.А. Меньшенина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. - Краснодар:
Новация. - 2016. - С. 165-169.
34. Меркулова У.В. Компьютерные игры в жизни школьника / У.В. Меркулова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Международной научной конференции. - Челябинск: Два комсомольца. - 2016. - С. 128-133.
35. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. — М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. — 800 с.
36. Налимова И.В. Логические задачи - средство развития логического мышления младшего школьника / И.В. Налимова, А.В. Шевчук // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 192-196.
37. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
38. Поляков Е.А. Становление когнитивной сферы личности в младенческом, раннем, дошкольном, младшем школьном возрастах / Е.А. Поляков // Sciences of Europe. - 2017. - № 14-2 (14). - С. 82-93.
39. Рубинтштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010 - 713с.
40. Рубинштейн С.Л. Природа мышления и пути его исследования / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2003. - 321 с.
41. Румянцева Л.И. Особенности процесса сравнения у младших школьников // Типические особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С. Ф. Жуйкова / Акад. пед. наук СССР. Ин-т психологии. - Москва : Просвещение, 1968. - 232 с.
42. Садыков М.И. Компьютерные игры - психология, классификация, будущее / М.И. Садыков, Р.А. Хаустов // ИННОВАТИКА - 2016: сб. науч. тр. / Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. - Томск. - 2016. - С. 403-406.
43. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника / М: МГППУ - 2006 - 210 с.
44. Сорокоумова Е.А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учебное пособие для вузов / Е.А. Сорокоумова. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 216 с.
45. Сорокоумова Е.А. Развитие когнитивной сферы современных младших школьников в учебной деятельности / Е.А. Сорокоумова, В.К. Попова // Коллекция гуманитарных исследований. - 2019. - № 2 (17). - С. 6¬10.
46. Спектакли в Minecraft: зачем их делают, и причем здесь школьники / Разноформатная платформа DTF [Электронный ресурс]. - URL: https://dtf.ru/games/164346-spektakli-v-minecraft-zachem-ih-delayut-kakaya-ot- nih-polza-i-pri-chem-tut-shkolniki(дата обращения: 13.05.2022)
47. Степин В.С., Елсуков А.Н. Методы научного познания / Минск: Вышэйшая школа. - 1974. - 152 с.
48. Талызина, Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н. Ф. Талызина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Профессиональное образование). // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/455213, (дата обращения 13.05.2022).
49. Тихомиров О.К. Психология компьютерной игры / О.К. Тихомиров, Е.Е. Лысенко // Новые методы и средства обучения. - М: Знание. - 2010. - № 1. - С. 30-66.
50. Федеральный государственный образовательный стандар начального общего образования // Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. - 2016.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. - № 2357.
52. Холодная М.А. Психология интеллекта - СПб.: Питер. - 2002. - 272 с.
53. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие 1-4 классы - М.: РОСТ книга. - 2004. - 95 с.
54. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок / А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров, А.И. Зеличенко и др. // Компьютерные игры. Вычислительная техника и ее применение. - 1988. - С. 16-84.
55. Яблокова А.В. Когнитивная простота-сложность у детей 6-8 лет / А.В. Яблокова // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-10. - С. 340-347.
56. Minecraft Education Edition [Электронный ресурс]. - URL: https://education.minecraft.net(дата обращения: 13.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ