ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность понятия мышление и мыслительные операции 7
1.2 Особенности развития операций мышления в младшем школьном
возрасте 14
1.3 Компьютерные игры и их влияние на мышление младшего
школьника 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ 31
2.1 Диагностический инструментарий для определения уровня
сформированности мыслительных операций детей младшего школьного возраста 31
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования 36
2.3 Использование компьютерных игр в школьном образовании 48
2.4 Программа внеурочной деятельности для развития мыслительных
операций на основе конструирования компьютерной игры 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность понятия мышление и мыслительные операции 7
1.2 Особенности развития операций мышления в младшем школьном
возрасте 14
1.3 Компьютерные игры и их влияние на мышление младшего
школьника 20
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, УВЛЕКАЮЩИХСЯ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ 31
2.1 Диагностический инструментарий для определения уровня
сформированности мыслительных операций детей младшего школьного возраста 31
2.2 Анализ и интерпретации результатов исследования 36
2.3 Использование компьютерных игр в школьном образовании 48
2.4 Программа внеурочной деятельности для развития мыслительных
операций на основе конструирования компьютерной игры 51
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность исследования. Основным видом человеческой деятельности, наряду с обучением и трудом является игра. Начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни, элементы игр сопровождают человека, способствуя развитию личности, улучшению памяти, внимания, координации и др. В нашем мире невозможно представить свою жизнь без современных гаджетов, с которыми ребенок знаком чуть ли не с первых дней своей жизни. Молодые родители находят удобным применение смартфонов и компьютеров для отвлечения внимания своего ребенка. В этом играют большую роль, в том числе, и компьютерные игры, в виртуальный мир которых ребенок погружается с большим интересом.
Согласно требованиям ФГОС НОО, уже на ступени начального общего образования в школах обучают детей ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формируют способность их грамотно применять [50]. Компьютеры созданы для того, чтобы облегчить людям жизнь, но далеко не каждый способен самостоятельно разобраться в работе с вычислительной техникой. Тогда перед современным образованием встает задачи в адаптации учащихся и педагогов к жизни в информационном обществе. Если современный человек умеет грамотно использовать компьютерные технологии для работы, тогда его деятельность становится более продуктивной и творческой. Но младших школьников компьютер привлекает вовсе не из-за удобства поиска необходимой информации для учебных целей, а компьютерными играми, которые могут сказываться на развитии ребенка как положительно, так и отрицательно.
С одной стороны, есть компьютерные игры, которые развивают внимание, воображение, память, логическое и абстрактное мышление. Также помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, тренируют координацию, умение быстро переключаться с одного действия на другое, ориентироваться в пространстве и пр. Но с другой стороны, компьютерные игры могут отрицательно влиять на психику, физическое и интеллектуальное здоровье ребенка. Виртуальная реальность способна сильно привлекать школьников, и может стать для них заменителем друзей и прогулок, от этого пострадает сфера общения. Игры, которые имеют жестокий характер, способны привести к тому, что игрок будет проявлять агрессию по отношению к окружающим. Из-за пристрастия к игре может возникнуть компьютерная зависимость, в последствие которой дети перестанут интересоваться чем-либо другим, будут отставать в обучении. В данном случае идет речь о школьной успеваемости, а так же об учебной мотивации, которая и так слабо развита у ученика начальной школы.
Современные педагоги и родители бьют тревогу относительно компьютерной зависимости, а точнее о ее возможном влиянии на развитие детей. Притом учителя активно используют компьютерные технологии в школьном обучении. Например, известная площадка LearningApps, которая предназначена для создания мультимедийных интерактивных упражнений, так же включает в себя элементы игры, и часто используется в качестве средства для проверки усвоенного материала.
Изучением игры и ее значением в развитии человека занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Л. Рубинштейн и др.
Исследованием компьютерных игр занимались: М.И. Садыков, Р.А. Хаустов, Г.П. Кузьмина, А.В. Могилев, И.А. Сидоров, А.Г. Шмелев и др.
Проблема влияния компьютерных игр на развитие мыслительных и интеллектуальных процессов была раскрыта в работах многих ученых. Положительное влияние представлено в исследованиях М.М. Безруких, И.В. Бурмистра, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной и др. Отрицательное влияние доказали: А.Е. Войскунский, А.Е. Елкина, М.В. Жукова, Т.П. Илюкович и др.
Актуальность данной темы обусловлена ростом числа младших школьников, играющих в компьютерные игры, которых существует достаточно много, и они разнообразны по содержанию, но лишь немногие из них направлены на развитие мышления, в том числе мыслительных
операций.
На сегодняшний день сложилось противоречие между необходимостью интеллектуального развития младших школьников с одной стороны и недостаточным использованием потенциала компьютерных игр в данном направлении - с другой. Из противоречия выявлена следующая проблема исследования: каковы особенности развития мышления у младших школьников, которые увлекаются компьютерными играми?
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития мышления у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, разработать программу внеурочных занятий кружка по конструированию компьютерной игры, направленного на развитие операций мышления в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: мышление в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития мышления младших школьников, увлекающихся компьютерными играми.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей в младшем школьном возрасте, увлекающихся компьютерными играми, мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение сформированы, в основном, на высоком и среднем уровнях, а такие операции, как абстрагирование и конкретизация сформированы преимущественно на низком уровне.
В соответствии с объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать особенности развития мышления в младшем школьном возрасте, в том числе мыслительных операций.
3. Определить влияние компьютерных игр на мышление младшего школьника.
4. Подобрать методы диагностирования уровня развития мыслительных операций и критерии оценки.
5. Провести исследование подобранных методик.
6. Изучить применение компьютерной игры в школьном образовании.
7. Разработать программу внеурочной деятельности для развития
операций мышления с использованием компьютерной игры.
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез литературы по теме исследования, ее классификация и систематизация. Эмпирические: методика «Незаконченные предложения», анкетирование, методика «Обобщение понятий», методика «Исключение лишнего», методика «Простые аналогии», методика «Логические ряды» и методика «Понимание пословиц».
База исследования: базой для исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №157» Советского района города Красноярска. В исследовании приняли участие 48 человек, среди них 24 учащихся 4 «С» класса и 24 учащихся 4 «Ю» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Согласно требованиям ФГОС НОО, уже на ступени начального общего образования в школах обучают детей ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формируют способность их грамотно применять [50]. Компьютеры созданы для того, чтобы облегчить людям жизнь, но далеко не каждый способен самостоятельно разобраться в работе с вычислительной техникой. Тогда перед современным образованием встает задачи в адаптации учащихся и педагогов к жизни в информационном обществе. Если современный человек умеет грамотно использовать компьютерные технологии для работы, тогда его деятельность становится более продуктивной и творческой. Но младших школьников компьютер привлекает вовсе не из-за удобства поиска необходимой информации для учебных целей, а компьютерными играми, которые могут сказываться на развитии ребенка как положительно, так и отрицательно.
С одной стороны, есть компьютерные игры, которые развивают внимание, воображение, память, логическое и абстрактное мышление. Также помогают детям научиться принимать самостоятельные решения, тренируют координацию, умение быстро переключаться с одного действия на другое, ориентироваться в пространстве и пр. Но с другой стороны, компьютерные игры могут отрицательно влиять на психику, физическое и интеллектуальное здоровье ребенка. Виртуальная реальность способна сильно привлекать школьников, и может стать для них заменителем друзей и прогулок, от этого пострадает сфера общения. Игры, которые имеют жестокий характер, способны привести к тому, что игрок будет проявлять агрессию по отношению к окружающим. Из-за пристрастия к игре может возникнуть компьютерная зависимость, в последствие которой дети перестанут интересоваться чем-либо другим, будут отставать в обучении. В данном случае идет речь о школьной успеваемости, а так же об учебной мотивации, которая и так слабо развита у ученика начальной школы.
Современные педагоги и родители бьют тревогу относительно компьютерной зависимости, а точнее о ее возможном влиянии на развитие детей. Притом учителя активно используют компьютерные технологии в школьном обучении. Например, известная площадка LearningApps, которая предназначена для создания мультимедийных интерактивных упражнений, так же включает в себя элементы игры, и часто используется в качестве средства для проверки усвоенного материала.
Изучением игры и ее значением в развитии человека занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Л. Рубинштейн и др.
Исследованием компьютерных игр занимались: М.И. Садыков, Р.А. Хаустов, Г.П. Кузьмина, А.В. Могилев, И.А. Сидоров, А.Г. Шмелев и др.
Проблема влияния компьютерных игр на развитие мыслительных и интеллектуальных процессов была раскрыта в работах многих ученых. Положительное влияние представлено в исследованиях М.М. Безруких, И.В. Бурмистра, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной и др. Отрицательное влияние доказали: А.Е. Войскунский, А.Е. Елкина, М.В. Жукова, Т.П. Илюкович и др.
Актуальность данной темы обусловлена ростом числа младших школьников, играющих в компьютерные игры, которых существует достаточно много, и они разнообразны по содержанию, но лишь немногие из них направлены на развитие мышления, в том числе мыслительных
операций.
На сегодняшний день сложилось противоречие между необходимостью интеллектуального развития младших школьников с одной стороны и недостаточным использованием потенциала компьютерных игр в данном направлении - с другой. Из противоречия выявлена следующая проблема исследования: каковы особенности развития мышления у младших школьников, которые увлекаются компьютерными играми?
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития мышления у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, разработать программу внеурочных занятий кружка по конструированию компьютерной игры, направленного на развитие операций мышления в младшем школьном возрасте.
Объект исследования: мышление в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности развития мышления младших школьников, увлекающихся компьютерными играми.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что у детей в младшем школьном возрасте, увлекающихся компьютерными играми, мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение сформированы, в основном, на высоком и среднем уровнях, а такие операции, как абстрагирование и конкретизация сформированы преимущественно на низком уровне.
В соответствии с объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Проанализировать особенности развития мышления в младшем школьном возрасте, в том числе мыслительных операций.
3. Определить влияние компьютерных игр на мышление младшего школьника.
4. Подобрать методы диагностирования уровня развития мыслительных операций и критерии оценки.
5. Провести исследование подобранных методик.
6. Изучить применение компьютерной игры в школьном образовании.
7. Разработать программу внеурочной деятельности для развития
операций мышления с использованием компьютерной игры.
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез литературы по теме исследования, ее классификация и систематизация. Эмпирические: методика «Незаконченные предложения», анкетирование, методика «Обобщение понятий», методика «Исключение лишнего», методика «Простые аналогии», методика «Логические ряды» и методика «Понимание пословиц».
База исследования: базой для исследования послужило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №157» Советского района города Красноярска. В исследовании приняли участие 48 человек, среди них 24 учащихся 4 «С» класса и 24 учащихся 4 «Ю» класса.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.
Мышление - это познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Мышление включает такие операции как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Основные виды мышления - это теоретическое (понятийное, словесно - логическое, образное) и практическое (наглядно - образное, наглядно - действенное, словесно - логическое).
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мышления. Именно в этот период происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребенка, что связано с переходом на новую ступень развития - школьную. Ребенок приобретает новый социальный статус - статус школьника. Меняется его сфера деятельности. Но развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению - важнейшая задача учителя.
Необходимо отметить важность развития мышления в начальной школе, так как его недостаточное развитие может привести к неправильному формированию картины мира, что, в свою очередь, сделает дальнейший процесс обучения неэффективным. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания становятся обрывочными, фрагментарными, порой, просто ошибочными.
С приходом в школу у ребенка происходит смена ведущей деятельности: с сюжетно-ролевой игры на учебную. При этом игра остается значимой частью жизни ребенка на протяжении всего его обучения в начальной школе, но теперь она уже не является именно ведущей деятельностью. Только в настоящее время у игр меняется содержание и направленность. XXI век - это век компьютерных технологий, который дает возможность для создания большого разнообразия виртуальных игр. Они заменяют все привычные виды игр.
Были рассмотрены теоретические основания о влиянии компьютерных игр на развитие мыслительных и интеллектуальных процессов. Положительное влияние представлено в исследованиях М.М. Безруких, И.В. Бурмистра, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной и др. Отрицательное влияние доказали: А.Е. Войскунский, А.Е. Елкина, М.В. Жукова, Т.П. Илюкович и др. Нас интересовало влияние в рамках темы исследования, а именно влияние компьютерных игр на развитие процессов мышления.
Для того, чтобы оценить возможное влияние компьютерных игр на развитие мыслительных операций у младших школьников, было проведено диагностическое исследование среди младших школьников 4 «С» и 4 «Ю» класса Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средней школы №157 города Красноярска. В каждом классе приняли участие по 24 человека.
Для определения уровня развития мыслительных операций у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, были использованы следующие методики: «Исключение лишнего» (Н.Л. Белопольская), «Простые аналогии» (У. Гордон), «Понимание пословиц» (Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн), «Обобщение понятий» (Л.Ю. Субботина), «Логические ряды» (Тест Липмана), а так же была проведена методика «незаконченных предложений» для учащихся с целью определения их увлечения компьютерными играми, и анкетирование родителей, направленное на выяснение отношения родителей к компьютеру.
По результатам исследования мы подтвердили свою гипотезу о том, что операции мышления у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение находятся преимущественно на высоком и среднем уровнях, а операции конкретизация и абстрагирование, в силу возраста, на низком уровне. Мы установили, что компьютерные игры не несут негативного влияния конкретно на развитие операций мышления у детей младшего школьного возраста, а лишь являются их увлечением, которое отвлекает от учебной деятельности. Дети не имеют возможности практиковаться в выполнении каких-либо сложных мыслительных операций, соответственно нет основания для их развития.
Нами было предложено использование компьютерных игр для развития мышления. Предварительно рассмотрели применение компьютерных игр в образовании через знакомство с Minecraft: Education Edition и образовательными экспериментами, которые проводят с данной игрой.
Разработали собственную программу внеурочной деятельности по разработке компьютерной игры, которая предполагает развитие операций мышления младших школьников в процессе создания системы квестов и заданий для персонажей игры.
Мы надеемся, что благодаря нашей программе педагогам-психологам получится включить в учебный процесс детей младшего школьного возраста, в чьих интересах занимают особое место компьютерные игры, организовать благоприятную среду для развития операций их мышления, а в следствие чего и самого процесса мышления.
Младший школьный возраст является сензитивным для развития мышления. Именно в этот период происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребенка, что связано с переходом на новую ступень развития - школьную. Ребенок приобретает новый социальный статус - статус школьника. Меняется его сфера деятельности. Но развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению - важнейшая задача учителя.
Необходимо отметить важность развития мышления в начальной школе, так как его недостаточное развитие может привести к неправильному формированию картины мира, что, в свою очередь, сделает дальнейший процесс обучения неэффективным. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания становятся обрывочными, фрагментарными, порой, просто ошибочными.
С приходом в школу у ребенка происходит смена ведущей деятельности: с сюжетно-ролевой игры на учебную. При этом игра остается значимой частью жизни ребенка на протяжении всего его обучения в начальной школе, но теперь она уже не является именно ведущей деятельностью. Только в настоящее время у игр меняется содержание и направленность. XXI век - это век компьютерных технологий, который дает возможность для создания большого разнообразия виртуальных игр. Они заменяют все привычные виды игр.
Были рассмотрены теоретические основания о влиянии компьютерных игр на развитие мыслительных и интеллектуальных процессов. Положительное влияние представлено в исследованиях М.М. Безруких, И.В. Бурмистра, Е.Н. Волковой, А.В. Гришиной и др. Отрицательное влияние доказали: А.Е. Войскунский, А.Е. Елкина, М.В. Жукова, Т.П. Илюкович и др. Нас интересовало влияние в рамках темы исследования, а именно влияние компьютерных игр на развитие процессов мышления.
Для того, чтобы оценить возможное влияние компьютерных игр на развитие мыслительных операций у младших школьников, было проведено диагностическое исследование среди младших школьников 4 «С» и 4 «Ю» класса Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения Средней школы №157 города Красноярска. В каждом классе приняли участие по 24 человека.
Для определения уровня развития мыслительных операций у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, были использованы следующие методики: «Исключение лишнего» (Н.Л. Белопольская), «Простые аналогии» (У. Гордон), «Понимание пословиц» (Б.В. Зейгарник и С.Я. Рубинштейн), «Обобщение понятий» (Л.Ю. Субботина), «Логические ряды» (Тест Липмана), а так же была проведена методика «незаконченных предложений» для учащихся с целью определения их увлечения компьютерными играми, и анкетирование родителей, направленное на выяснение отношения родителей к компьютеру.
По результатам исследования мы подтвердили свою гипотезу о том, что операции мышления у младших школьников, увлекающихся компьютерными играми, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение находятся преимущественно на высоком и среднем уровнях, а операции конкретизация и абстрагирование, в силу возраста, на низком уровне. Мы установили, что компьютерные игры не несут негативного влияния конкретно на развитие операций мышления у детей младшего школьного возраста, а лишь являются их увлечением, которое отвлекает от учебной деятельности. Дети не имеют возможности практиковаться в выполнении каких-либо сложных мыслительных операций, соответственно нет основания для их развития.
Нами было предложено использование компьютерных игр для развития мышления. Предварительно рассмотрели применение компьютерных игр в образовании через знакомство с Minecraft: Education Edition и образовательными экспериментами, которые проводят с данной игрой.
Разработали собственную программу внеурочной деятельности по разработке компьютерной игры, которая предполагает развитие операций мышления младших школьников в процессе создания системы квестов и заданий для персонажей игры.
Мы надеемся, что благодаря нашей программе педагогам-психологам получится включить в учебный процесс детей младшего школьного возраста, в чьих интересах занимают особое место компьютерные игры, организовать благоприятную среду для развития операций их мышления, а в следствие чего и самого процесса мышления.
Подобные работы
- Особенности познавательных процессов у младших школьников,
увлекающихся компьютерными играми
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Ребенок и компьютер: возможности и ограничения для психического развития (Государственный Социально-Гуманитарный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



