Введение 3
Глава 1. Проблема исследования памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.1 Основные подходы к изучению памяти в психологии 7
1.2 Сущность и содержание понятия память 16
1.3 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 29
1.4 Особенности развития памяти у детей с нарушенным интеллектом. 38
Глава 2. Исследование особенностей развития памяти детей с нарушенным интеллектом 49
2.1 Организация и методы исследования памяти детей с нарушенным
интеллектом 49
2.2 Анализ результатов исследования 57
Глава 3. Методические рекомендации психологу по развитию слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 68
3.1. Научно-методическое обоснование проблемы развития памяти у детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 68
3.2. Рекомендации психологу по развитию слуховой и зрительной памяти
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 70
Заключение 82
Список используемой литературы 85
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении десятков лет привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи обращают внимание на развитие личности и ее формирование. Они изучают разные стороны протекания психических процессов, их формы, основные изменения, особенности, функции, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы. В особенности, огромную значимость имеет такой познавательный процесс, как память.
Память - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы сохраняем наше прошлое для будущего, имеем возможность регулярно расширять круг своих знаний и использовать их по мере надобности.
Память считается главным условием успешного обучения и воспитания учащихся, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значимость памяти в жизни человека велика, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие пропадают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека возникают проблемы с памятью, то возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Таким образом, в данной работе мы исходим из следующего определения памяти: память - это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
Учащимся с нарушением интеллекта свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. Таким образом, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, то при умственной отсталости результаты произвольного запоминания находятся на достаточно низком уровне. Память учащихся с умственной отсталостью характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала), и воспроизведения (неточность).
Проблема памяти умственно отсталых учащихся относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии. Проблемами памяти занимались Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Х. С. Замский и другие.
Вместе с тем актуальность данной работы заключается в том, что в вспомогательной школе обучаются дети сходные по своему интеллектуальному развитию, однако, имеющие свои индивидуальные различия, что вынуждает педагогов учитывать данную индивидуальную составляющую. Помимо этого, память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида. По этой причине, невзирая на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование памяти конкретного ребенка конкретной категории умственно отсталых детей в конкретных условиях обучения и деятельности обладает существенной значимостью.
Тема актуальна потому, что сознание человека никак не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые влияния реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.
Именно по этому, в связи с актуальностью проблемы, была выбрана темой исследования: «Особенности развития памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта».
Объект: мнестическая деятельность у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта легкой степени.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы явилось выявление особенностей памяти у учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени, разработка методических рекомендаций по развитию памяти у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме особенностей развития памяти у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2. Провести психологическое исследование и выявить особенности и уровень развития памяти младших школьников (коррекционной) школы VIII вида и учащихся с сохранным интеллектом.
3. Разработать методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта легкой степени.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предложили, что для памяти учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени характерно преобладании зрительной и зрительно-моторно-слуховой памяти.
Методы определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись организационные, эмпирические, интерпретационные методы и методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представления о проблеме памяти младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.
Практическая значимость исследования состоит в определении методических рекомендаций для работы школьного психолога и учителей с детьми c нарушением интеллекта легкой степени.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, показана практическая значимость.
В первой главе «Проблема памяти в психолого-педагогической литературе» сформулированы необходимые теоретические основы: сущность и содержание понятия памяти, особенности развития памяти умственно-отсталых детей.
Во второй главе «Исследование особенностей развития памяти детей с нарушением интеллекта» проведена исследование памяти выявлены особенности памяти этой категории детей.
В третьей главе даны методические рекомендации по развитию слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В заключении обобщены основные выводы по дипломной работе.
Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применяя свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения.
В обучение детей ведущая роль принадлежит зрительной и слуховой памяти, так как на ней базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Для повышения качества обучения учащихся с умственной отсталостью легкой степени необходимо при предъявлении учебного материала опираться именно на зрительную и слуховую память.
Мы предположили, что комплексное изучение памяти учащихся 3-го класса с сохранным интеллектом и учащимися с умственной отсталостью легкой степени позволит выявить особенности памяти у детей с умственной отсталостью легкой степени. Для этого нами было организованно эмпирическое исследование, целью которого явилось выявление особенностей долговременной памяти у учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени.
Для достижения поставленной цели были использованы методики А.Р Леонтьева «Заучивание 10 слов», А.Н Леонтьева «Опосредованное запоминание», «Запомни картинку» - направленные на выявление уровня сформированности долговременной памяти, а также исследование зрительной, слуховой, моторно-слуховой, зрительно- моторно-слуховой памяти.
Анализ полученных результатов показал, что долговременная память у учащихся 3-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида ниже, чем у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Так, мы установили, что у школьников с умственной отсталостью легкой степени нарушена и механическая («Заучивание 10 слов») и логическая («Опосредованное запоминание») память. Количественные показатели у экспериментальной группы испытуемых значительно ниже, чем у контрольной группы обследуемых. Уровень развития долговременной памяти у учащихся с сохранным интеллектом по методике «Заучивание 10 слов» составляет 84%, а с умственной отсталостью легкой степени 30%. По методики «Опосредованное запоминание» результаты, соответственно, следующие: 94% и 38,4%.
На основании результатов методики «Заучивание 10 слов» также можно сделать вывод, что на качество запоминания влияние оказывает первое воспроизведение. Первое воспроизведение ведет к закреплению в памяти учащихся как правильных, так и ошибочных высказываний - «застревание» на «лишних» словах. В этом проявляется характерная для данной категории детей инертность нервных процессов.
Также мы выявили, что в свою очередь, объем зрительной памяти (50%) у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида выше, чем объем слуховой памяти (33,3%).
Результаты проведенного нами исследования показывают, что учащиеся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени лучше запоминают материал с помощью зрительной и зрительно-моторно-слуховой памяти. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, запоминаются ими менее успешно, чем ряды картинок, изображающих предметы.
Данное исследование позволило нам сделать вывод о том, что учащиеся с умственной отсталостью легкой степени способны запомнить материал, который им интересен и понятен, то есть у них присутствует мотивация деятельности, именно понимаемое содержание усваивается ими быстрее, точнее и прочнее. Яркий, интересный и оригинально преподнесенный материал, также на долгое время остается в памяти учащихся с умственной отсталостью легкой степени. Данные особенности обуславливают необходимость постоянной заботы о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал, а также ставить вопрос о важности вариативных, многообразных приемов, которые следует применять для повторения пройденного материала и тем самым противодействовать механическому зазубриванию.
Данный эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что особенности развития интеллектуальной деятельности учащихся с умственной отсталостью легкой степени определяют специфику формирования их памяти. Мы предполагаем, что комплексное изучение зрительно-слуховой памяти учащихся 3-х классов с умственной отсталостью легкой степени позволит выявить преобладающие особенности зрительно¬слуховой памяти, установить различия в ее проявлениях и составить методические рекомендации по ее коррекции и развитию.
1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. - М.: Академия, 2002. 158с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000-384с.
3. Блонский П. П. Память и мышление. // Избранные психологические произведения. - М., 1964.
4. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 575с.
5. Бергсон А. (Bergson A.) Материя и память. Ростов На-Дону Издательство Рост Ун-та 1982.
6. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Пер. с нем. М.: Медицина, 1991. 240 с.
7. Васенков Г.В. Педагогические аспекты обучения умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2009. - №2. - С. 13 - 17.
8. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2003. - 159с.
9. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. /В кн.: Избранные психологические исследования. M. 1986. 480 с.
10. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М., 2002.
11. Грановская Р. М. Восприятие и модели памяти. - Л., 1974.
12. Детская психология: Хрестоматия / Сост. Н.А. Белопольская. 2-е изд. испр. М.: КогитоЦентр, 2001. 351с.
13. Джеймс У. (Dgaims U. )Психология. - М., 1991.
14. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: АПН,
1997.
15. Добрынин Н. А. Память и ее развитие // Вопросы психологии № 1, 2001г.
16. Жигорева М.В. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в развитии // Коррекционная педагогика: Теория и практика. - 2009. - №3. - С. 6 - 11.
17.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №1. - С. 49 - 54.
18.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - №1. - С. 5 - 8.
19.Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. Пособие для студ. вузов. М.: Изд. центр «Академия», 1999. 112с.
20. Ильина М.К. Психология памяти. - Новосибирск, 2000.
21. Илюшенко А.С., Астафьев И.О. Обучение умственно отсталых детей // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - №12. - С. 60 - 63.
22. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., Просвещение. 1998.
23. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова М.,
2002.
24. Коррекционная педагогика основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие /Под. ред. Пузанова Б.П. 3 изд. М: Академия. 1999. 155с.
25. Костровский Г.И. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости. // Вопросы психологии. - 2008. - №11. - С. 32 - 37.
26. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. М., 2004.
27. Лядиус А.Р. «Память в процессе развития» М.: 1990
28. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием. //Дефектология, 1999, №3. С. 18.
29. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2003.400с.
30. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
31. Немов Р.С. «Психология» 1 и 2 том. М.: Изд. центр «Владос» 1999.
32.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для туд. высш. и сред. пед. учеб. заведений //Под ред. Б.П.Пузанова. М.: Издательский центр «Академия»,
2003. С. 35-46.
33.Обучение младших школьников: Уч.пособие для студ. вы с. заведений /Под ред. Б.П.Пузанова. М., 2005.
34.Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1995.-303 с.
35. Петрова В.Г. Умственная и практическая деятельность учащихся вспомогательной школы. М., Просвещение, 1992
36. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.
37. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями в развитии. /Сост. и общая редакция В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. СПб.: Питер, 256 с.
38. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития /Сост. В.А. Астапова и др. СПб.: Питер, 2001.384с.
39. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: "ЧеРо", 2002. - 816 с.
40. Психология умственно отсталых школьников (учебное пособие ч.З). Под. ред. В.Г. Петровой, Красноярск. 1994.
41. Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2000. - 584с.
42. Психологический словарь под ред. Карпенко А.А. М., Педагогика, 1991
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кН. 2-е изд.
Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста. - М.: Владос,1998.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Памятники психологической мысли. М., 1998.
45. Руководство к методике исследования интеллекта у детей. Д. Векселера. Адаптированный вариант. СПб, 1992.
46. Симонова Л.Ф. Память. Дети. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 144с.
47. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - 6-е изд., стеоретип. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 480 с.
48. Словарь практического психолога /Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1997.-800с.
49. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М., 2003.
50. Степанова М.А. Предпосылки теории планомерно-поэтапного
формирования умственных действий и понятий: Л.С.Выготский и
П.Я.Гальперин // Вопросы психологии, 2000. №6 С.45.
51. Ф.В. Ипполитов. Память школьника. - М.: Знание, 1991
52. Хванливин М.М. «Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии» М.: 1999
53. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. Спб., 1998.