ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
|
Введение 3
Глава 1. Проблема исследования памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.1 Основные подходы к изучению памяти в психологии 7
1.2 Сущность и содержание понятия память 16
1.3 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 29
1.4 Особенности развития памяти у детей с нарушенным интеллектом. 38
Глава 2. Исследование особенностей развития памяти детей с нарушенным интеллектом 49
2.1 Организация и методы исследования памяти детей с нарушенным
интеллектом 49
2.2 Анализ результатов исследования 57
Глава 3. Методические рекомендации психологу по развитию слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 68
3.1. Научно-методическое обоснование проблемы развития памяти у детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 68
3.2. Рекомендации психологу по развитию слуховой и зрительной памяти
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 70
Заключение 82
Список используемой литературы 85
Приложения
Глава 1. Проблема исследования памяти в психолого-педагогической литературе 7
1.1 Основные подходы к изучению памяти в психологии 7
1.2 Сущность и содержание понятия память 16
1.3 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 29
1.4 Особенности развития памяти у детей с нарушенным интеллектом. 38
Глава 2. Исследование особенностей развития памяти детей с нарушенным интеллектом 49
2.1 Организация и методы исследования памяти детей с нарушенным
интеллектом 49
2.2 Анализ результатов исследования 57
Глава 3. Методические рекомендации психологу по развитию слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 68
3.1. Научно-методическое обоснование проблемы развития памяти у детей
младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 68
3.2. Рекомендации психологу по развитию слуховой и зрительной памяти
детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 70
Заключение 82
Список используемой литературы 85
Приложения
Актуальность исследования заключается в том, что проблема психического развития и становления человеческой личности на протяжении десятков лет привлекает внимание широкого круга исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи обращают внимание на развитие личности и ее формирование. Они изучают разные стороны протекания психических процессов, их формы, основные изменения, особенности, функции, которые происходят с познавательными процессами в развитии личности и многие другие вопросы. В особенности, огромную значимость имеет такой познавательный процесс, как память.
Память - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы сохраняем наше прошлое для будущего, имеем возможность регулярно расширять круг своих знаний и использовать их по мере надобности.
Память считается главным условием успешного обучения и воспитания учащихся, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значимость памяти в жизни человека велика, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие пропадают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека возникают проблемы с памятью, то возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Таким образом, в данной работе мы исходим из следующего определения памяти: память - это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
Учащимся с нарушением интеллекта свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. Таким образом, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, то при умственной отсталости результаты произвольного запоминания находятся на достаточно низком уровне. Память учащихся с умственной отсталостью характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала), и воспроизведения (неточность).
Проблема памяти умственно отсталых учащихся относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии. Проблемами памяти занимались Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Х. С. Замский и другие.
Вместе с тем актуальность данной работы заключается в том, что в вспомогательной школе обучаются дети сходные по своему интеллектуальному развитию, однако, имеющие свои индивидуальные различия, что вынуждает педагогов учитывать данную индивидуальную составляющую. Помимо этого, память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида. По этой причине, невзирая на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование памяти конкретного ребенка конкретной категории умственно отсталых детей в конкретных условиях обучения и деятельности обладает существенной значимостью.
Тема актуальна потому, что сознание человека никак не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые влияния реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.
Именно по этому, в связи с актуальностью проблемы, была выбрана темой исследования: «Особенности развития памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта».
Объект: мнестическая деятельность у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта легкой степени.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы явилось выявление особенностей памяти у учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени, разработка методических рекомендаций по развитию памяти у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме особенностей развития памяти у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2. Провести психологическое исследование и выявить особенности и уровень развития памяти младших школьников (коррекционной) школы VIII вида и учащихся с сохранным интеллектом.
3. Разработать методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта легкой степени.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предложили, что для памяти учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени характерно преобладании зрительной и зрительно-моторно-слуховой памяти.
Методы определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись организационные, эмпирические, интерпретационные методы и методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представления о проблеме памяти младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.
Практическая значимость исследования состоит в определении методических рекомендаций для работы школьного психолога и учителей с детьми c нарушением интеллекта легкой степени.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, показана практическая значимость.
В первой главе «Проблема памяти в психолого-педагогической литературе» сформулированы необходимые теоретические основы: сущность и содержание понятия памяти, особенности развития памяти умственно-отсталых детей.
Во второй главе «Исследование особенностей развития памяти детей с нарушением интеллекта» проведена исследование памяти выявлены особенности памяти этой категории детей.
В третьей главе даны методические рекомендации по развитию слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В заключении обобщены основные выводы по дипломной работе.
Память - это умственная деятельность. Проявляется она в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведением человеком того, что уже было зафиксировано в его сознании. Благодаря памяти мы сохраняем наше прошлое для будущего, имеем возможность регулярно расширять круг своих знаний и использовать их по мере надобности.
Память считается главным условием успешного обучения и воспитания учащихся, в то же время, и сама развивается в процессе обучения и воспитания. Значимость памяти в жизни человека велика, без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывает, что без памяти наше ощущение и восприятие пропадают бесследно по мере возникновения, оставляют человека вечно в положении новорожденного. Если у человека возникают проблемы с памятью, то возникают проблемы обучения, трудовой деятельности, приобретения простейших бытовых навыков. Проблемы памяти могут поставить под вопрос формирование и развитие личности человека. В отдельных же случаях при распаде памяти наступает и распад личности.
Таким образом, в данной работе мы исходим из следующего определения памяти: память - это отражение непосредственного и прошлого опыта человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения ранее пережитых им чувств, мыслей и образов, прежде воспринятых предметов и явлений.
Учащимся с нарушением интеллекта свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. Таким образом, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, то при умственной отсталости результаты произвольного запоминания находятся на достаточно низком уровне. Память учащихся с умственной отсталостью характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала), и воспроизведения (неточность).
Проблема памяти умственно отсталых учащихся относятся к числу наиболее изученных вопросов специальной психологии. Проблемами памяти занимались Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Х. С. Замский и другие.
Вместе с тем актуальность данной работы заключается в том, что в вспомогательной школе обучаются дети сходные по своему интеллектуальному развитию, однако, имеющие свои индивидуальные различия, что вынуждает педагогов учитывать данную индивидуальную составляющую. Помимо этого, память развивается в течении всей жизни человека, ее становление и формирование связаны как с развитием нервной системы, так и условиями воспитания и обучения, а так же деятельности индивида. По этой причине, невзирая на наличие достаточного теоретического материала по данной проблеме, исследование памяти конкретного ребенка конкретной категории умственно отсталых детей в конкретных условиях обучения и деятельности обладает существенной значимостью.
Тема актуальна потому, что сознание человека никак не ограничивается только формами непосредственного отражения. Отражаемые влияния реального мира оставляют своеобразные образы, накопление которых памятью лежит в основе опыта учащихся, обеспечивая ему возможность приобретать новые сведения, учиться и овладевать профессиональным мастерством.
Именно по этому, в связи с актуальностью проблемы, была выбрана темой исследования: «Особенности развития памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта».
Объект: мнестическая деятельность у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта легкой степени.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы явилось выявление особенностей памяти у учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени, разработка методических рекомендаций по развитию памяти у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель достигается путем решения следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме особенностей развития памяти у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
2. Провести психологическое исследование и выявить особенности и уровень развития памяти младших школьников (коррекционной) школы VIII вида и учащихся с сохранным интеллектом.
3. Разработать методические рекомендации по развитию памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта легкой степени.
Гипотеза исследования. В ходе исследования мы предложили, что для памяти учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени характерно преобладании зрительной и зрительно-моторно-слуховой памяти.
Методы определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись организационные, эмпирические, интерпретационные методы и методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость исследования позволяет расширить представления о проблеме памяти младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.
Практическая значимость исследования состоит в определении методических рекомендаций для работы школьного психолога и учителей с детьми c нарушением интеллекта легкой степени.
Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет исследования, показана практическая значимость.
В первой главе «Проблема памяти в психолого-педагогической литературе» сформулированы необходимые теоретические основы: сущность и содержание понятия памяти, особенности развития памяти умственно-отсталых детей.
Во второй главе «Исследование особенностей развития памяти детей с нарушением интеллекта» проведена исследование памяти выявлены особенности памяти этой категории детей.
В третьей главе даны методические рекомендации по развитию слуховой и зрительной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
В заключении обобщены основные выводы по дипломной работе.
Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. Следовательно, благодаря памяти человек имеет возможность овладеть опытом прошлых поколений, применяя свой личный опыт в практической деятельности, расширять и углублять имеющиеся знания, совершенствовать навыки и умения.
В обучение детей ведущая роль принадлежит зрительной и слуховой памяти, так как на ней базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Для повышения качества обучения учащихся с умственной отсталостью легкой степени необходимо при предъявлении учебного материала опираться именно на зрительную и слуховую память.
Мы предположили, что комплексное изучение памяти учащихся 3-го класса с сохранным интеллектом и учащимися с умственной отсталостью легкой степени позволит выявить особенности памяти у детей с умственной отсталостью легкой степени. Для этого нами было организованно эмпирическое исследование, целью которого явилось выявление особенностей долговременной памяти у учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени.
Для достижения поставленной цели были использованы методики А.Р Леонтьева «Заучивание 10 слов», А.Н Леонтьева «Опосредованное запоминание», «Запомни картинку» - направленные на выявление уровня сформированности долговременной памяти, а также исследование зрительной, слуховой, моторно-слуховой, зрительно- моторно-слуховой памяти.
Анализ полученных результатов показал, что долговременная память у учащихся 3-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида ниже, чем у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Так, мы установили, что у школьников с умственной отсталостью легкой степени нарушена и механическая («Заучивание 10 слов») и логическая («Опосредованное запоминание») память. Количественные показатели у экспериментальной группы испытуемых значительно ниже, чем у контрольной группы обследуемых. Уровень развития долговременной памяти у учащихся с сохранным интеллектом по методике «Заучивание 10 слов» составляет 84%, а с умственной отсталостью легкой степени 30%. По методики «Опосредованное запоминание» результаты, соответственно, следующие: 94% и 38,4%.
На основании результатов методики «Заучивание 10 слов» также можно сделать вывод, что на качество запоминания влияние оказывает первое воспроизведение. Первое воспроизведение ведет к закреплению в памяти учащихся как правильных, так и ошибочных высказываний - «застревание» на «лишних» словах. В этом проявляется характерная для данной категории детей инертность нервных процессов.
Также мы выявили, что в свою очередь, объем зрительной памяти (50%) у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида выше, чем объем слуховой памяти (33,3%).
Результаты проведенного нами исследования показывают, что учащиеся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени лучше запоминают материал с помощью зрительной и зрительно-моторно-слуховой памяти. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, запоминаются ими менее успешно, чем ряды картинок, изображающих предметы.
Данное исследование позволило нам сделать вывод о том, что учащиеся с умственной отсталостью легкой степени способны запомнить материал, который им интересен и понятен, то есть у них присутствует мотивация деятельности, именно понимаемое содержание усваивается ими быстрее, точнее и прочнее. Яркий, интересный и оригинально преподнесенный материал, также на долгое время остается в памяти учащихся с умственной отсталостью легкой степени. Данные особенности обуславливают необходимость постоянной заботы о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал, а также ставить вопрос о важности вариативных, многообразных приемов, которые следует применять для повторения пройденного материала и тем самым противодействовать механическому зазубриванию.
Данный эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что особенности развития интеллектуальной деятельности учащихся с умственной отсталостью легкой степени определяют специфику формирования их памяти. Мы предполагаем, что комплексное изучение зрительно-слуховой памяти учащихся 3-х классов с умственной отсталостью легкой степени позволит выявить преобладающие особенности зрительно¬слуховой памяти, установить различия в ее проявлениях и составить методические рекомендации по ее коррекции и развитию.
В обучение детей ведущая роль принадлежит зрительной и слуховой памяти, так как на ней базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Для повышения качества обучения учащихся с умственной отсталостью легкой степени необходимо при предъявлении учебного материала опираться именно на зрительную и слуховую память.
Мы предположили, что комплексное изучение памяти учащихся 3-го класса с сохранным интеллектом и учащимися с умственной отсталостью легкой степени позволит выявить особенности памяти у детей с умственной отсталостью легкой степени. Для этого нами было организованно эмпирическое исследование, целью которого явилось выявление особенностей долговременной памяти у учащихся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени.
Для достижения поставленной цели были использованы методики А.Р Леонтьева «Заучивание 10 слов», А.Н Леонтьева «Опосредованное запоминание», «Запомни картинку» - направленные на выявление уровня сформированности долговременной памяти, а также исследование зрительной, слуховой, моторно-слуховой, зрительно- моторно-слуховой памяти.
Анализ полученных результатов показал, что долговременная память у учащихся 3-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида ниже, чем у учащихся 3-х классов общеобразовательной школы. Так, мы установили, что у школьников с умственной отсталостью легкой степени нарушена и механическая («Заучивание 10 слов») и логическая («Опосредованное запоминание») память. Количественные показатели у экспериментальной группы испытуемых значительно ниже, чем у контрольной группы обследуемых. Уровень развития долговременной памяти у учащихся с сохранным интеллектом по методике «Заучивание 10 слов» составляет 84%, а с умственной отсталостью легкой степени 30%. По методики «Опосредованное запоминание» результаты, соответственно, следующие: 94% и 38,4%.
На основании результатов методики «Заучивание 10 слов» также можно сделать вывод, что на качество запоминания влияние оказывает первое воспроизведение. Первое воспроизведение ведет к закреплению в памяти учащихся как правильных, так и ошибочных высказываний - «застревание» на «лишних» словах. В этом проявляется характерная для данной категории детей инертность нервных процессов.
Также мы выявили, что в свою очередь, объем зрительной памяти (50%) у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида выше, чем объем слуховой памяти (33,3%).
Результаты проведенного нами исследования показывают, что учащиеся 3-го класса с умственной отсталостью легкой степени лучше запоминают материал с помощью зрительной и зрительно-моторно-слуховой памяти. Так, ряды, составленные из хорошо знакомых слов, обозначающих предметы, запоминаются ими менее успешно, чем ряды картинок, изображающих предметы.
Данное исследование позволило нам сделать вывод о том, что учащиеся с умственной отсталостью легкой степени способны запомнить материал, который им интересен и понятен, то есть у них присутствует мотивация деятельности, именно понимаемое содержание усваивается ими быстрее, точнее и прочнее. Яркий, интересный и оригинально преподнесенный материал, также на долгое время остается в памяти учащихся с умственной отсталостью легкой степени. Данные особенности обуславливают необходимость постоянной заботы о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал, а также ставить вопрос о важности вариативных, многообразных приемов, которые следует применять для повторения пройденного материала и тем самым противодействовать механическому зазубриванию.
Данный эксперимент подтвердил нашу гипотезу о том, что особенности развития интеллектуальной деятельности учащихся с умственной отсталостью легкой степени определяют специфику формирования их памяти. Мы предполагаем, что комплексное изучение зрительно-слуховой памяти учащихся 3-х классов с умственной отсталостью легкой степени позволит выявить преобладающие особенности зрительно¬слуховой памяти, установить различия в ее проявлениях и составить методические рекомендации по ее коррекции и развитию.
Подобные работы
- Психологическая коррекция произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Красноярский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция слухоречевой памяти младших
школьников с нарушением интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - Развитие творческого воображения у обучающихся школьного возраста с нарушением интеллекта в инклюзивной образовательной среде (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции тревожности учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2022



