Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗОК

Работа №169880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников 6
1.1 Понятия «эмоции», «эмоциональная отзывчивость» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития эмоциональной отзывчивости младших
школьников в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов 15
1.3 Способы, приёмы, методы развития эмоциональной отзывчивости
младших школьников 21
Выводы по первой главе 33
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по развитию эмоциональной отзывчивости младших школьников 36
2.1. Выявление уровня сформированности эмоциональной отзывчивости младших школьников 36
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3 Комплекс заданий, направленный на развитие эмоциональной
отзывчивости младших школьников на основе изучения сказок 47
Методические рекомендации 51
Выводы по второй главе 58
Заключение 60
Список литературы 61

На современном этапе развития общества актуальной задачей является воспитание человека, изначально направленного на принятие другой личности. Способность к сопереживанию занимает одно из главных мест, в структуре личности человека, в познании им окружающей действительности. Сопереживание является основной побудительной силой к действию личности в обществе. Однако сегодня само общество приводит личность человека к деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций человека. Поэтому среди многообразия задач всестороннего развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоциональной-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.
Исследования психологов показали, что именно эмоциональная отзывчивость, как составляющая личности человека, вызывает адаптацию к изменяющимся условиям жизни, а также эффективность взаимодействия с окружающим миром и социумом. Проявление эмоций внешне определяется при помощи мимики, жестов, движений, помогая человеку при адаптации в социальной среде.
Традиционная школа сосредоточена на интеллекте учащихся, а задачи воспитания эмоциональной отзывчивости у учеников имеют недостаточную разработанность научно-методического обеспечения. Эмоциональные переживания учащихся в традиционном образовании рассматриваются в основном в качестве психологического резерва личности и не становятся частью обучения. В рамках учебных предметов цель воспитания эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста реализуется лишь частично, эпизодически, для решения узких интеллектуальных задач. Например, при прохождении окружающего мира, некоторых разделов литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Совместно с другими внутриличностными механизмами определяющей гуманную направленность личности, младший школьный возраст наиболее благоприятный для развития эмоциональной отзывчивости. Необходимо не упустить природной способности учащегося выходить за пределы индивидуального эмоционального опыта. Поскольку при отсутствии помощи взрослого, лежащие в основе природных способностей механизмы, развиваются медленно.
Большое внимание вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется в психолого-педагогической литературе и рассматривается в разных контекстах:
> Как эмоциональная черта характера - Б.И. Додонов, У. Хартап;
> Как психическое явление - А.Н. Леонтьев;
> Как качество человека, выражающееся в его способности к переживанию - В.А. Сухомлинский;
> Как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям - В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец;
> Исследования проблемы эмоциональной, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали - П.К. Анохин, О.А. Апраксина, В.Н. Шацкая, Н.Н. Ветлугина и др.
Рассматриваемая проблема вызывает особый интерес, так как условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников недостаточно исследованы психолого-педагогической и методической литературе.
Цель исследования: на основе выявления актуального уровня развития эмоциональной отзывчивости младших школьников, составить комплекс занятий и предложить методические рекомендации для родителей и учителей.
Объект исследования: эмоциональная отзывчивость младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень эмоциональной отзывчивости младших школьников.
Гипотеза исследования: эмоциональная отзывчивости младших школьников находится на среднем уровне развития с тенденцией к низкому и характеризуется:
> знанием об эмоциях;
> пониманием эмоциональных состояний людей;
> умением реагировать на эмоциональное состояние другого человека.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
2. Изучить особенности эмоциональной отзывчивости младших школьников.
3. Рассмотреть способы, приемы, методы развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
4. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня развития эмоциональной отзывчивости младших школьников.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его результаты.
6. Составить комплекс занятий, направленный на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников на основе изучения сказок
7. Предложить методические рекомендации родителям и учителям.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий).
База исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя школа № 95» г. Железногорск. В эксперименте приняли участие 20 учащиеся 2 «А» класса (в возраст 8-9 лет).
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Вопрос развития эмоциональной отзывчивости у младших школьников является актуальным на современном этапе образования.
Были изучены теоретические основы процесса развития эмоциональной отзывчивости таких психологов и педагогов как С.А. Курносова, Н.Н. Мулярчик, Е.П. Ильин, В. С. Мухина, А.М.Щетинина.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения определяет новые цели и ценности образования. В модели выпускника начальной школы указаны качества личности, уважающей ценности общества, нормы морали и чувства окружающих людей, эмпатийные переживания.
В процессе определения методики исследования были выявлены критерии, определены и описаны показатели развития эмоциональной отзывчивости.
Опытно-экспериментальное исследование имело цель, определенную логику построения, выводы.
Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.
Тема данной работы на современном этапе образования является актуальной и требует дальнейшего изучения.



1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова.-М.: Воронеж, 2000.
2. Анохин П.К. Эмоции / БМЭ, Т.35, М., 1964. 339с.
3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985. 208 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. ЧД-я, Свердловск, 1990. 104с.
5. Беляева Л.И. Психологические закономерности эмоций и чувств и учет их в работе педагогов и библиотек. М., 1978, 64с.
6. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 188 с.
7. Бодалев А.А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии. № 2. 1993. с. 86-91.
8. Божович Л.И. Вопросы психологии личности школьника. М. Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961. 408 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1986. 464 с.
10. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии. М., 1987. с. 408-412.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М. Д990. 144 с.
12. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., 1967. 196 с.
13. Вайнер, М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника/ М.Э. Вайнер// Начальная школа - 1997. - № 3. - 24 с.
14. Венгер А.Л. , Цукерман Н.К. Схемы индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 12. Томск. 1993. 69 с.
15. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976. 142 с.
16. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СП., 1997. 224 с.
17. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва, 1991. - 536 с.
18. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста. Вопросы психологии. № 5. 1974. с. 107-114.
19. Гамезо М.В. Младший школьник: Психодиагностическая коррекция развития. М., 1995. 116 с.
20. Гомзан Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. 175 с.
21. Генералова, И.А. Интегративный предмет "Театр" или воспитание искусством / И.А. Генералова - М., Авангард, 1997.
22. Голубков, В.В. Методы преподавания литературы / В.В. Голубкова. - М., 2008. 253 с.
23. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Данилина Т.А. Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. Айрис Пресс, 2004.
24. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. Хрестоматия по психологии. М., 1987. с. 408-412.
25. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978. 144 с.
26. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. 1978. 270 с.
27. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
28. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников/ А.В. Запорожец//Эмоциональное развитие дошкольников. М., 1985.
29. Запорожец, А.В. Эмоциональные процессы младших школьников. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zamolodost.ru/articles/82- psihologiya-emociy.
30. Земская, Л. И. Выработка эмоциональной окрашенности речи / Л. И. Земская // Начальная школа . - 1985. - № 11. - С. 22-27.
31. Изард К.Е. Эмоции человека. М. 1980. 440 с.
32. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, с. 2001. - 752.
33. Ильин В.С. Формирование личности школьника. М. 1984. 144 с.
34. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М. 1986. 190 с.
35. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. 1981. 192 с.
36. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам/ Караманенко Т.Н., КараманенкоЮ.П. - М., "Просвещение", 1982.
37. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьника. Методические рекомендации. Екатеринбург, 1997. 35 с.
38. Каюрова А. Н. Развитие эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста/ А. Н. Каюрова, Т. В. Гугуман, Л. Б. Савина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — с. 56-58.
39. Косов Б.Б. Личность. Актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. М., 1997. с. 58-68.
40. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2003. 176 с.
41. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. Москва: Академия, 2000. 173 с.
42. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Том 03: Обучение и воспитание в школе / Под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. . Константинова. - М: Издательство Академии педагогических наук, 1959.
43. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996. 208 с.
44. Курносова, С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников / С.А. Курносова. - Петр.-Камч.: КамГУим.Витуса Беринга, 2007. - 238 с.
45. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008.-№ 4.
46. Курносова, С.А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников//Мир науки, культуры. Образования №1 (32). 2012. 194с.
47. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 40 с.
48. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 304 с.
49. Леонтьев Е.Н. Проблемы развития психики. М., 1972, 573 с.
50. Линдсли Д.Б. Эмоции. Т.1.М., 1960. 629 с.
51. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. 143 с.
52. Лук А.Н. Эмоции и чувства. М., 1972. 79 с.
53. Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М. 1988. 11 с.
54. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 4-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 1999. - 456 с.
55. Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функций и структуре эмоциональных процессов у ребенка. Вопросы психологии № 6. 1974. с. 59¬73.
56. Немов Р.С. Психология. М., 1994. 1 кн. 576 с. II кн. 496 с.
57. Неменский Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека. Вопросы психологии. 1991. с. 9-16.
58. Никитина Н. Б. Коррекционно-развивающая работа психолога с эмоциональной сферой ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Гуманитарный вектор. Сер.: Педагогика, психология. 2011. № 1. с. 134-140.
59. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.П. Обухова - М., Педагогическое общество России, 2003.
60. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. М., 1983. 80 с.
61. Очерки по психологии детей, (младший школьный возраст). М., 1950. 190 с.
62. Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1996. 602 с.
63. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М. 1986. 366 с.
64. Психологический словарь. / Под редакцией В.В. Давыдова. М., 1996. 440 с.
65. Психологическое развитие младших школьников / Под редакцией В.В. Давыдова. М., 1990. 160 с.
66. Рапацевич Е.С. Педагогика: большая современная энциклопедия. Минск: Современное слово, 2005. 720 с.
67. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. М., 1946. 170 с.
68. Рябкова, Н.Г. Противоречия гуманизации воспитания в современной школе как педагогическая / Н.Г. Рябкова. - Петропавловск-Камчатский: Изд- во КГПИ, 1998. - 312с.
69. Симонов П.В. Что такое эмоция. М., 1966. 93 с.
70. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Хрестоматия по психологии. М., 1987. с. 232-238.
71. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М. 1971. 206 с.
72. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр / Н.Ф. Сорокина - М., Аркти, 2002.
73. Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка // Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: 1985.
74. Стылик С.А. Педагогическое руководство развитием эмоциональной отзывчивости у младших школьников: дис. канд. пед. наук: защищена 6.12.01: утв. 19.04.02 / С.А. Стылик. Хабаровск. 2001. - 225 с.
75. Теплов, Б. М. Избранные труды. В. 2т. / Б. М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. - Т. I. - 328с. ; Т. II. - 360с.
76. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974. Т.1 584 с. Т.2 438 с.
77. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать/ К. Фопель - М.: "Генезис", 1999.
78. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности у дошкольников и младших школьников / Чурилова Э.Г. - М.: Владос, 2001.
79. Шингаров Г.Х Эмоции и чуства как форма отражения действительности. М., 1971. 185 с.
80. Щукина Г.И. Проблемы познавательных интересов в педагогике. М., 1971. 352 с.
81. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 64 с.
82. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1956. 238 с.
83. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М., 1966. 291 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ