Введение 3
Глава I. Теоретические подходы к изучению особенностей развития
самосознания младшего подростка
1.1 Анализ проблемы развития самосознания в отечественной и
зарубежной психологии
1.2 Развитие самосознания в онтогенезе 13
1.3 Особенности развития самосознания у младших подростков с
соматическими заболеваниями
Выводы по главе I 24
Глава II. Организация и анализ результатов исследования самосознания часто болеющих младших подростков
2.1. Методы, процедура и организация исследования 27
2.2 Анализ констатирующего среза исследования 30
2.3 Коррекция самооценки у часто болеющих младших подростков 52
Выводы по главе II 59
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложения 71
Предметом собственно психологических исследований самосознание становится лишь во второй половине 19 века. На современном этапе развития психологической науки в нашей стране проблема развития самосознания продолжает являться актуальной, так как изучает важнейший составной компонент личности. Существенный вклад в область изучения самосознания личности внесли представители гуманистической и экзистенциальной психологии (Л. Бинсвангер, М. Босс, Д. Бюдженталь, Р Кеттелл, А. Маслоу, К. Р Меррей, Р Мэй, Г. Олпорт, В. Франкл). Характерной особенностью в теориях данных направлений является понимание самосознания как компонента, свойственного здоровой развитой личности, истоки развития которого заложены в самой органической природе человека.
Актуальность проблемы развития самосознания обусловлена тем, что являясь «ядром личности», самосознание оказывает регулирующее влияние на все стороны жизнедеятельности человека, но в настоящее время мы наблюдаем увеличение числа часто болеющих детей и подростков, что активно влияет на изменения в развитии самосознания. Это связано с тем, что кардинально меняется экономическое состояние в России, обостряются социальные проблемы. И именно подростки наиболее ярко и болезненно на них реагируют.
В работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и ряда других авторов раскрываются различные аспекты становления самосознания и его развития. В числе наименее изученных вопросов - условия и механизмы развития самосознания в переходные периоды онтогенеза, в частности, в начале переходного возраста, когда происходят качественные изменения самосознания, определяющие развитие социальной и интеллектуальной активности. Но при этом выявлено, что на формирование личности и ее самосознания решающее влияние оказывают социальные, психические и физиологические условия.
Таким переходным периодом является и подростковый возраст, и все особенности качественного изменения самосознания проявляются очень ярко: ломается и перестраивается все прежние отношения ребенка к миру и самому себе.
В отрочестве на базе качественно нового характера структуры и состава деятельности у подростка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития. В этот период активно формируются конструкты для развития важнейшей стороны самосознания - самооценки.
В психологических исследованиях Л.С. Выготского, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.Р. Лурия, В.С. Мерлина, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Спиркина, В.В. Столина, И.И. Чесноковой подчеркивается, что процесс развития самосознания и формирования самооценки сложный и длительный, сопровождающийся целой гаммой специфических «часто внутренне конфликтных» переживаний. Появление сознательного «Я», возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте.
Среди зарубежных авторов можно отметить Ч. Кули, А. Маслоу, Д. Мид, К. Роджерс, З. Фрейд и др. Они рассматривают процесс формирования самосознания непосредственно в сочетании влияния различных факторов, а именно, взаимодействия и взаимообусловленности реального и идеального «Я».
По мнению Г.А. Ариной, Н.А. Коваленко и В.В. Николаевой часто болеющие дети имеют индивидуально-психологические особенности и индивидуальное психосоматическое развитие, отличающееся от развития здоровых детей. Так, для них характерно нарушение эмоциональной сферы: выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе.
Для изучения особенностей самосознания часто болеющих младших подростков в нашем исследовании мы опирались на понятие и структуру, предложенную И.И. Чесноковой. Во-первых, эта структура, на наш взгляд, наиболее полно раскрывает особенности развития самосознания в младшем подростковом возрасте, в том числе, и часто болеющих младших подростков. Во- вторых, она рассматривает самооценку как интегративное качество самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе, а в подростковом возрасте прослеживается более эмоционально окрашенное отношение к себе и к окружающим.
Цель: исследовать особенности развития самосознания у часто болеющих младших подростков и разработать рекомендации для учителей, часто болеющих младших подростков и их родителей.
Объект: процесс развития самосознания у младших подростков.
Предмет: особенности развития самосознания часто болеющих младших подростков с соматическими заболеваниями.
Гипотеза: Мы предполагаем, что самосознание часто болеющих младших подростков, в отличие от их здоровых сверстников имеет свои особенности:
специфика самопознания проявляется в выраженности симптомокомплексов «общительность», «тревожность и агрессивность», «повышенный интерес к своему «Я»», «конфликтность»;
самоотношение проявляется в адекватной самооценке по шкалам «ум, способности», «авторитет у сверстников», «уверенность в себе»
саморегуляция проявляется в неустойчивости и нестабильности оценки самого себя относительно оценки одноклассников и учителя;
Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме самосознания;
2. Раскрыть особенности часто болеющих младших подростков;
3. Подобрать диагностический комплекс для выяснения особенностей развития самосознания часто болеющих младших подростков;
4. Дать анализ полученных данных;
5. Разработать рекомендации для учителей, часто болеющих младших подростков и их родителей.
Методы исследования:
1. Теоретические: проблемно-ориентированный и понятийно¬
терминологический анализ психолого-педагогической литературы, применявшийся для описания категориального поля проблемы.
2. Эмпирические: анкетирование, наблюдение, эксперимент.
Базой исследования были выбраны две группы детей 11-ти и 12-ти лет (здоровые и часто болеющие), обучающиеся в МБОУ СШ № 94 г. Красноярска. Для получения объективных результатов при формировании выборки, нами учитывались следующие показатели: возраст детей, состояние здоровья детей и количество детей в семье, образование родителей и состав семьи (полные или неполные). Группу А составили часто болеющие младшие подростки 11-ти и 12-ти лет, в количестве 15 человек. Группу Б составили здоровые младшие подростки 11- ти и 12-ти лет, в количестве 15 человек.
Структура ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
При анализе психолого-педагогической литературы, можно отметить, что самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, то есть с открытием личностью своего "Я".
В нашей работе мы опирались на понятие, данное И.И.Чесноковой. Она отмечает, что самосознание начинается с осознания физического «Я» ребенка в результате манипулирования предметами и взаимоотношений со взрослыми. Следовательно, самосознание ребенка зарождается очень рано, в младенческом возрасте, и развивается по мере развития личности. Проявляется самосознание через самопознание себя.
В ходе исследования, нами было выявлено, что группа часто болеющих детей неоднородна по своему составу. В нее входят больные, имеющие хронические очаги инфекции в носоглотке, дети с аллергическими проявлениями и дети, у которых частота заболеваний связана с увеличением контактов с больными людьми. Наиболее распространенные жалобы и признаки у часто болеющих детей - это снижение аппетита, повышенная утомляемость, бледность кожных покровов, увеличение лимфоузлов, различные дисфункции со стороны желудочно-кишечного тракта и желчевыводящих путей.
Исходя из этого, можно отметить, что к часто болеющим детям относятся те дети, которые не менее четырех раз в год обращаются к врачу с заболеваниями органов дыхания, ОРВИ и ОРЗ. В нашей работе под соматическими заболеваниями мы будем рассматривать респираторные заболевания из-за увеличения их частоты проявлений среди младших подростков.
Для часто, но не тяжело болеющих детей характерно амбивалентное отношение к болезни. На сознательном уровне они понимают, что болеть плохо, но на неосознаваемом эмоциональном - болезнь для них иногда даже более привлекательна, чем здоровье, так как дает заботу и внимание. Около 84% часто болеющих детей полагают, что во время болезни их будут жалеть, больше обращать внимания и заботиться о них.
Обобщая выше сказанное, мы отмечаем, что общим для всех соматоформных расстройств актуальным психологическим состоянием является остро выраженная потребность во внимании и заботе со стороны тех, кому предъявляются жалобы. Чрезмерная озабоченность состоянием своего здоровья обычно связана с психосоциальными и эмоциональными проблемами человека. В следствие возникает, по мнению В. В. Николаевой, механизм «замкнутого круга». Он заключается в том, что нарушение, первоначально возникающее в соматической сфере, вызывает психопатологические реакции, дезорганизующие личность, а эти реакции, в свою очередь, выступают причиной развития специфических особенностей в развитии самосознания и самооценки.
Таким образом, процесс формирования самосознания часто болеющего младшего школьника формируется на основе не только самопознания себя, но и под влиянием социокультурной среды.
Для исследования самосознания часто болеющих подростков нами были использованы критерии, предложенные И.И.Чесноковой, а именно: самопознание, самоотношение и саморегуляция. И подобраны следующие методики: методика А.М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя»; методика исследования самооценки Т.С. Дембо - С.Я. Рубинштейн; методика, предложенная французским психиатром Де Греефе.
Итак, в процессе исследования нами установлено, что самосознание часто болеющего младшего подростка характеризуется следующими особенностями:
• Самооценка часто болеющего младшего подростка не обладает определенной устойчивостью;
• Возникновение представления часто болеющего младшего подростка о самом себе, о своем состоянии здоровья и своих возможностях, лежащих в основе самооценки и самосознания, связано с условиями его жизни и воспитания;
• Самооценка часто болеющих младших подростков, так же, как и эмоционально-ценностное отношение к себе, развивается на основе межличностного общения;
• Формирование эмоционально-ценностного отношения к себе и развитие самооценки часто болеющих младших подростков является несколько иным в сравнении со здоровыми их сверстниками и характеризуется как заниженная.
В нашем исследовании мы нашли подтверждение выдвинутой гипотезе.
Это объясняется тем, что часто болеющие младшие подростки винят себя в своих болезнях и воспринимают это как наказание за плохую учебу или непослушание с одной стороны, а с другой стороны наличие дефицитарной социальной ситуации развития, проявляющаяся в контроле со стороны родителей (ограничение в круге общения со сверстниками, в прогулках, отсутствие свободного времени).
В младшем подростковом возрасте в переломный период младший подросток особо остро ощущает противоречивость, неупорядоченность своего «Я», что обусловлено как неопределенностью уровня притязаний, так и трудностями переориентации с внешней оценки на самооценку. Особенно трудно приходится часто болеющим младшим подросткам, которые уже начинают осознавать свою особую ситуацию, связанную с частыми заболеваниями. Особенностью младшего подростка является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все больше опора на внутренние критерии. Однако навыков самопознания, самоанализа у подростков нет. Таким образом, возникает противоречие между острой потребностью младшего подростка в самопознании и неспособностью адекватно осуществить эту потребность, последствием чего и является снижение уровня адекватности самооценок.
В младшем подростковом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. А так же, на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у младшего подростка
развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.
У часто болеющих, так же, как и у здоровых младших подростков, эмоционально-ценностное отношение к себе развивается на основе качественных изменений в структуре личности. Динамика развития эмоционально-ценностного отношения к себе у часто болеющих младших подростков и их здоровых сверстников различна. Различия наблюдаются в проявлении симптомокомплексов: «общительность», «тревожность и агрессивность», «повышенный интерес к своему «Я»», «неудовлетворенность и неуверенность в себе» и «конфликтность». Наблюдаемые различия в динамике мы можем объяснить особенностями психических переживаний, связанными с изменениями социальной ситуации развития, обусловленной имеющимся заболеванием.
На основании полученных выводов мы предлагаем программу коррекционных занятий по изменению самооценки с тенденцией к ее завышению. Работа будет проводиться в трех направлениях. А именно:
• Для детей предлагаем групповые занятия с элементами сказкотерапии; психологические упражнения и игры, разработанные Е.Н. Лебеденко, позволяющие решать задачи развития, коррекции и последующей диагностики психо-эмоционального состояния ребенка; И.З. Гильмеевым разработан курс психотренинга «Я плюс ТЫ», в основе которого лежит игровая деятельность, как средство формирования определенных качеств.
• Для родителей предлагаем провести родительский киноклуб, который будет состоять из курса занятий и включать в себя различные упражнения, просмотр и обсуждение фильмов, направленные на осознание особенностей переживания часто болеющими младшими подростками ситуации болезни, их потребностей, проблем, страхов и желаний, формирование и отработку навыков конструктивного поведения родителей в таких ситуациях.
• И работа с учителями заключается в проведении тематических семинаров на темы - «часто болеющие дети, кто они?», «Как общаться с родителями часто болеющих младших подростков?» с элементами тренинга, дискуссии и обменом опытом друг с другом.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект, 2003. - С. 704.
2. Ананьев Б.Г. Проблемы подросткового возраста. - К.,1994. - С. 167.
3. Аплетаев М.Н Нравственное воспитание подростков в процессе обучения. - М., 1988. - С. 132.
4. Арина Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? // Школа здоровья, 1995. - Т.2. - №3. - С. 116-124.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль. 1976. - С.173.
6. Беличева С.А. Этот «опасный» возраст. - М.: Знание. 1982. - С. 184.
7. Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - С. 153.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 144.
9. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. - 1965. - №1. - С. 22-24.
10. Васильева З.И. Изучение особенностей старших школьников // Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.13-15.
11. Выготский Л.С. Собр. Соч.: в 6 т. - М., 1983. - Т. 5. - С. 396.
12. Гавалов С.М. Часто и длительно болеющие дети. - Новосибирск, 1993. - С. 283.
13. Гильмеев И.З. Я плюс ТЫ. - М.: SvR - Аргус. - 1994. - С.80.
14. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. - Спб.: Речь. 2008. - С.688.
15. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.: Политиздат., 1991. - С. 188.
16. Грейс Крайг, Психологическое развитие. - СПб. - 2000. - с. 368.
17. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., «Академия», 2004. - С.288.
18. Зейгарник Б.Ф. Саморегуляция личности: норма и патология. - М.: Воронеж, 1998. - С. 374.
19. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь». 2000. - С. 310.
20. Исаев Д.Н. Психология больного ребенка. - СПб., 1993. - С. 75
21. Ительсон Л.Б. Становление личности. - Сыктывкар., 1982. - С.182.
22. Каган, М.С. Особенности самосознания подростков. - М.: Знание. 1973. - С.164.
23. Ковалевский В.А. Развитие личности соматического больного дошкольника, младшего школьника и подростка. - Красноярск, 1997. - 124с.
24. Колесов Д.В. Учителю о физиологии и психологии подростка. - М.:
Просвещение. 1987. - С. 137.
25. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - 1984. - С. 142.
26. Кон И.С. Открытие «Я». - М.: Политиздат. - 1978. - С.114.
27. Краковский А.П. О подростках. - М.: Знание. - 1982. - С.175.
28. Кун М., Эмпирическое исследование установок личности на себя. // Современная зарубежная социальная психология. - М: МГУ, 1984.
29. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. - М.: Прометей; Книголюб. 2003. - С.64.
30. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1976. - С. 64.
31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Питер; СПб.; 2009. - С. 92.
32. Личко А.Е. Подростковая психология. Руководство для родителей. - М.: Знание. 1989. - С.96.
33. Люшер М. Цвет вашего характера // Пер. с англ. - М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. - С. 400
34. Маслоу А. Мотивация и личность // перевод с англ. А.М. Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 1999. - С. 478.
35. Мерлин В.С. Психология интегральной индивидуальности.- М., Смысл, 2011.- 636с.
36. Мир подростка / Под. Ред. Р.Д. Снежневской, - М., Педагогика. 1989. - 116с.
37. Мосина Н.А. Особенности развития самосознания часто болеющих младших школьников. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. - 112 с.
38. Мудрик А.В. Время поисков и решений. - М.: Просвещение. 1990. - 182с.
39. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - 1976. - 121с.
40. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. - М., 1987. - 166с.
41. Николаева В.В. Тяжелобольной ребенок. Штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья, 1994. - Т.2. - №2. - с. 86-95.
42. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение. 1992. - 158с.
43. Общая психодиагностика. / Под. Ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, М: МГУ - 1984. - 283с.
44. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. - М.: Просвещение. - 1987. - 144с.
45. Румянцев А.Г. Часто болеющие дети. Традиционный взгляд / А.Г. Румянцев, В.Н. Касаткин // Школа здоровья, 1996. - Т.3. - №2. - с.41-47.
46. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - С. 480.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // В 2-х т. - Т.1. - М.: Педагогика, 1989. - С. 485.
48. Славина Л.С. Индивидуальный подход к подросткам. - Л.: Просвещение. 1983. - С.87.
49. Славина Л. С. Трудные дети: избранные психологические труды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2006. - С.164.
50. Сологуб Г.П. Пробуждение личности. - М.: Просвещение, 1987. - С.204.
51. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат. 1972. - С.235.
52. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Из-во Московского университета, 1983. - С.236
53. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопросы психологии. - 1990. - №4.
54. Филонов Л.Б. Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 213.
55. Фрейд З. О психоанализе. Лекции. - Мн.: Харвест. 2003. - С.480.
56. Хорни К. Самоанализ. — М. :Канон+РООИ "Реабилитация", 2013.
57. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. - СПб.: Речь. 2002. - С.168.
58. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - С.144.
59. Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация // Проблемы психологии личности. - М.: Наука, 1982. - С. 121-126.
60. Чистякова М.И. Психогимнастика // под ред. М.И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. 1995. - С.160.
61. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 512.
62. Шельштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2000. - №2.
63. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., Просвещение. 1997. С. 239-284.
64. Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Академия. - 1998. - С.253.