ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГАНА КАК ЖАНРА РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1. Понятие дискурса в лингвистике. Особенности функционирования рекламного дискурса. Рекламный дискурс 5
1.2. Понятие слогана 12
1.3. Особенности коммуникативных стратегий и тактик в рекламном дискурсе 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СЛОГАНАХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ, США И ИСПАНИИ 29
2.1. Информационно-формирующие стратегии 29
2.2. Оптимизирующие стратегии 37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
На современном этапе реклама является важнейшим компонентом различных институтов общества. Прежде всего, реклама подразумевает коммуникацию компании с целевой аудиторией, потенциальными потребителями рекламируемых товаров и услуг. В связи с этим в лингвистической науке повышается интерес к исследованию рекламных текстов.
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что реклама является важным средством взаимодействия компании и потребителя. При производстве рекламы учитываются психологические особенности аудитории, на которую она рассчитана. Гендерные, возрастные, социальные аспекты сильно влияют на то, как будет воспринята информация аудиторией. Немаловажным становится в этой связи национальный фактор, что вызывает в настоящий момент повышенный интерес со стороны исследователей к проблеме прагматических особенностей рекламы. Слоган - важнейший компонент рекламного текста, он призван не только отразить характеристики рекламируемого товара и призвать аудиторию к совершению покупки, но и передать позицию самого производителя. Именно слоган часто становится «визитной карточкой» бренда.
Объект исследования - слоган как компонент рекламного текста.
Предмет исследования - коммуникативные стратегии и тактики в рекламных слоганах учебных заведений Великобритании, США и Испании.
Цель исследования - описать коммуникативные стратегии и тактики в слоганах учебных заведений Великобритании, США и Испании.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) рассмотреть рекламный дискурс и его особенности;
2) рассмотреть основные характеристики рекламного слогана и его жанры;
3) выявить коммуникативные стратегии и тактики, характерные для рекламных слоганов учебных заведений Великобритании, США и Испании, и охарактеризовать их;
Методы исследования: метод систематизации, метод сплошной выборки, контекстуальный анализ.
Материалом исследования являтся слоганы лучших учебных заведений Великобритании, Испании и США на 2021 год по версии QS World University Rankings.
Практическая значимость работы. Анализ научно-исследовательской литературы показал, что большинство работ посвящено особенностям функционирования рекламных слоганов в сфере пищевых, косметических товаров, автомобилей и т.п. Сфера образования в исследованиях практически не затрагивается. В данной работе специфика рекламного слогана будет проанализирована на материале учебных заведений Великобритании, США и Испании, чем обусловлена научная новизна данного исследования.
Теоретическая и методологическая база представлена работами таких авторов, как Н.Д. Арутюнова, Т.А. ван Дейк, А.А. Горячев, О.С. Иссерс, И.Г. Морозова, И.В. Неговорова и др.
По своей структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В настоящее время дискурс и его типы являются объектом изучения большого ряда гуманитарных наук. В эпоху информационных технологий в современном социуме особое место занимает рекламный тип дискурса, который рассматривается как особый лингвистический феномен, одновременно отражающий и изменяющий видение мира и систему ценностей человека. Целью данного типа дискурса является побуждение человека к определенному действию.
Проведенное исследование посвящено изучению слогана как текста рекламного дискурса, а также стратегий и тактик, присущих этому виду текста. В рамках решения теоретических задач изучены понятия слоган, дискурс, коммуникативная стратегия.
Объектом данного исследования выступает слоган и его особенности. Выбор такого фокуса лингвистического исследования объясняется тем, что в данный момент высшее образование является неким показателем статуса, престижа, и каждый университет старается повысить свою значимость с помощью всех возможных средств, в том числе с помощью слоганов.
Исследование проведено на материале слоганов лучших учебных заведений Великобритании, США и Испании на 2021 год по версии QS World University Rankings. Данные учебные заведения являются всемирно признанными, поэтому слоганы этих заведений являются отличным материалом для изучения особенностей слоганов.
Основной целью этих текстов является оказание воздействия на сознание адресата, а для достижения этой цели используется ряд коммуникативных стратегий. В учебных заведениях обеих стран популярной стратегией является стратегия ассоциирования, а реализация этих стратегий осуществляется за счет использования языковых и лингвостилистических средств: эпитетов, метафор, императивных конструкций, синтаксического параллелизма, парцелляции. Однако, между учебными заведениями 62
Великобритании, США и Испании есть различия: университеты Великобритании в слоганах и рекламе чаще всего используют преимущества самого учебного заведения, направленность учебной деятельности и место в общем рейтинге университетов страны, в США большое внимание уделяется университету, как команде, объединенной целями, деятельностью, стремлением к знаниям, а университеты Испании чаще других побуждают адресата к действиям.
Перспективы дальнейшего исследования заключаются в том, чтобы понять, как использовать эффективные стратегии и тактики повсеместно, в учебных заведениях различных стран, в том числе и в России. Такое решение может оказать существенное влияние на престижность образования в нашей стране, а в долгосрочной перспективе - повысить уровень жизни.
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой Энциклопедический Словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 136-137 с.
2. Арутюнова Н.Д. Прагматика // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 685 с.
3. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АНСССР. Сер. литературы и языка. 1981. Т. 40. № 4. С. 356-357
4. Асташева Е.М. Воздействующий потенциал телевизионного рекламного дискурса // Международный журнал экспериментального образования. 2011. №8. С. 90-91
5. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Наука, 1966. 378 с.
6. Вернадская Ю.С. Текст в рекламе. М.: ЮНИТИ, 2008. 288 с.
7. Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст: Задачник для копирайтеров. 2-е изд. М.: ОГИ, 2007. 200 с.
8. Ван Дейк Т.А. (1998). К определению дискурса [Электронный ресурс]. 1998. URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandijk2.htm (дата обращения: 24.03.2021).
9. Воейкова А.А. Образ американского языкового сознания (по материалам слоганов рекламных текстов) // Вестник ЧелГУ [Электронный ресурс]. 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-amerikanskogo- yazykovogo-soznaniya-po-materialam-sloganov-reklamnyh-tekstov (дата обращения: 26.10.2021).
10. Горячев А.А. Моделирование речевого воздействия в рекламной коммуникации: дис. ... канд. филол. наук: 2010. 296 c.
11. Данилова С. А. Институциональный дискурс, интердискурсивность и дискурсная гетерогенность // Концепт: научно - методический электронный журнал. 2015. Т. 30. С. 316-320
12. Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка.М.: МГУ, 1998. 528 с.
13. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000. 224 с.
14. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006. 288 с.
15. Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. М.: Флинта, 2009. 224 с....(47)