ВВЕДЕНИЕ 3
1 Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории 5
1.1 Понятия чести, достоинства и деловой репутации 5
1.2 Права на честь, достоинство и деловую репутацию 13
2 Условия и порядок защиты чести, достоинства, деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет» 19
2.1 Условия реализации права на защиту чести, достоинства и деловой репутации лица в случае распространения порочащих сведений в сети «Интернет» 19
2.2 Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации лица в случае распространения порочащих сведений в сети «Интернет» 34
3 Отдельные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет».... 38
3.1 Опровержение порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет» 38
3.2 Удаление порочащей информации, распространенной в сети «Интернет» 43
3.3 Возмещение убытков и компенсация морального вреда как способы защиты чести, достоинства и деловой репутации лица в случае распространения порочащих сведений в сети «Интернет».... 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Права и свободы человека и гражданина признаны Конституцией Российской Федерации высшей ценностью. Каждому физическому и юридическому лицу гарантирована защита его благ как материальных, так и нематериальных. Именно рассматриваемые блага отражают положение лица в обществе.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что на сегодняшний день количество интернет-пользователей возрастает с каждым днем не только в Российской Федерации, но и во всем мире. Одновременно увеличивается и число правонарушений, совершаемых в рассматриваемой сфере. Нередко физические и юридические лица могут столкнуться в сети «Интернет» с опубликованными в отношении них сведениями, которые на самом деле не соответствуют действительности и тем самым наносят существенный урон чести, достоинству и деловой репутации лица.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие по поводу защиты чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет».
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие защиту чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет», правоприменительная практика по рассматриваемой проблематике и научная доктрина.
Цель работы заключается в комплексном исследовании защиты чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
- исследовать правовые основы защиты чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет»;
- раскрыть условия и порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет»;
- проанализировать отдельные способы защиты чести, достоинства и деловой репутации лица от порочащих сведений, распространенных в сети «Интернет».
В процессе исследования учитывались теоретические разработки российских ученых-правоведов: А.Л. Анисимова, А.Д. Бичерова, Е.В. Гаврилова, Г.Ю. Мордохова и др.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов, состоящих из семи подразделов, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Честь и достоинство представляют собой нематериальные блага гражданина, разграничение которых вызывает определенные трудности. Зачастую их рассматривают как единую социально-правовую категорию. Представляется возможным выделить некоторые специфические признаки рассмотренных категорий. Например, честь - это внешнее отношение к человеку, его поведению и заслугам, а достоинство - внутреннее отношение человека к себе, те. самосознание личностью своих качеств и поведения. При этом, с учетом анализа судебной практики, можно сделать вывод, что разграничение данных категорий имеет значение только лишь в теории, так как на практике они не дифференцируются и применяются исключительно в совокупности.
2. Деловая репутация гражданина, ввиду особой многогранной природы, в одних условиях является нематериальным благом, а в других может обладать материальным содержанием, быть предметом сделки и выступать в роли иного имущества, предусмотренного как объект гражданского права в ст. 128 ГК РФ.
Деловая репутация юридического лица в отличие от деловой репутации гражданина не относится к нематериальным благам ни в каких случаях, так как при анализе п. 1 ст. 150 ГК РФ можно обратить внимание на такую характеристику нематериальных благ, как принадлежность их именно гражданину, что тем самым исключает возможность наличия нематериальных благ у юридических лиц.
При раскрытии дефиниции деловой репутации стоит отметить, что это сформированная, обладающая признаком изменчивости положительная или отрицательная общественная оценка профессиональных качеств гражданина или юридического лица, возникающая ввиду его участия в деловых отношениях и являющаяся условием его успешной и эффективной деятельности.
3. Рассматриваемые социально-правовые категории выступают объектами регулятивных гражданских правоотношений, в рамках которых у обладателей данных объектов возникают субъективные гражданские права. Данное утверждение обусловлено тем, что существование прав на честь, достоинство и деловую репутацию не зависит от того, будут ли они нарушены, рассматриваемые блага не возникают в будущем вследствие возможного правонарушения, а являются существующими без каких-либо нарушений, ввиду которых возникает лишь необходимость защиты этих прав, а не сами права.
4. Особенность осуществления субъективных прав на честь, достоинство и деловую репутацию состоит в том, что законом определяются не пределы реализации этих прав управомоченным лицом, а устанавливаются границы вторжения посторонних лиц в личную среду и, если эти границы нарушаются, возникают конфликтные правоотношения, связанные с правами на рассматриваемые блага, в рамках которых обладатели данных прав обретают права на их защиту и допускается применение принудительных мер к их восстановлению.
5. Для обеспечения возможности реализации права на защиту рассматриваемых благ и во избежание нарушения иных прав необходимо, чтобы выполнялась совокупность определенных условий. Перечень таких условий изменяется в зависимости от способа защиты, применимого в каждой конкретной ситуации. При рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации от распространения сведений в сети «Интернет» можно выделить следующие базовые предпосылки защиты:
- распространение сведений в сети «Интернет»;
- распространение сведений определенным третьим лицом;
- относимость сведений именно к истцу;
- порочащий характер сведений и (или) несоответствие их действительности (при условии что данное несоответствие будет доказано истцом) или оскорбительный характер субъективного мнения....
I Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 : с учетом поправок, внесенных Закона¬ми РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 1 [Электронный
ресурс] : федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ ред. от 16.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2 [Электронный
ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ ред. от 18.03.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
4. Об исполнительном производстве [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ ред. от 02.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон от 27.07.2006 № 149 ред. от 03.04.2020 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
6. О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Граждан-ского кодекса Российской Федерации от 02.07.2013 № 142 [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.07.2013 № 142 // Справочная правовая система «Кон-сультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.05.2014 № 97 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
8. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [Элек-тронный ресурс] : федер. закон от 11.02.1993 № 4462-1 ред. от 27.12.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: //www.consultant .ru.
9. О средствах массовой информации [Электронный ресурс] : федер. за¬кон от 27.12.1991 № 2124-1 ред. от 01.05.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
II Специальная литература
10. Анисимов, А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Л. Анисимов. - Москва : Владос-Пресс, 2001. - 224 с.
11. Архиереев, Н. В. О противодействии распространению противоправ¬ной информации в сети Интернет / Н. В. Архиереев, Е. Б. Балякина // Судья. - 2019. - № 8. - С. 99-113.
12. Бичерова, А. Д. Защита деловой репутации юридического лица в сети Интернет: проблемы правового регулирования / А. Д. Бичерова // Юстиция. - 2018. - № 3. - С. 15-21.
13. Брагинский, М. И. Комментарий к части первой ГК РФ для предпри-нимателей / М. И. Брагинский. - Москва : Фонд «Правовая культура» Москва, 1995. - 480 с.
14. Гаврилов, Е. В. Удаление информации в сети Интернет как способ за-щиты чести, достоинства и деловой репутации. Законодательство и экономика / Е. В. Гаврилов // Законодательство и экономика - 2014. - № 2. - С. 51-55.
15. Гущин, Д. И. Юридическая ответственность за моральный вред (тео-ретико-правовой анализ) / Д. И. Гущин. - Санкт-Петербург : Юрид. центр Пресс,
2002. - 166 с....(62)