Использование аутентичных текстов для развития познавательных стратегий обучающихся 9-х классов при совершенствовании навыков
чтения на французском языке
Введение 3
1. Теоретические основы совершенствования познавательных
стратегий обучающихся 9 классов в процессе чтения аутентичных текстов на французском языке 6
1.1 Обучение чтению и его значение в иноязычном образовании ... 6
1.2 Формирование познавательных стратегий в процессе чтения ... 12
1.3 Возрастные особенности старших подростков 21
1.4 Аутентичные тексты на уроках французского языка 23
Выводы по главе 1 30
2. Использование потенциала аутентичных текстов для развития
познавательных стратегий на уроках французского языка в 9 классе 32
2.1 Анализ учебной литературы и определение уровня
познавательного интереса у учащихся 32
2.2 Критерии отбора аутентичных текстов и основные этапы работы
с аутентичным текстовым материалом 36
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение А 47
Приложение Б 49
Приложение В 50
Приложение Г 51
Приложение Д 57
Приложение Е 58
Обучение иностранному языку в современных условиях является комплексным и носит практический характер. Главной целью обучения в современной школе является развитие личности школьника. Обществу необходимы творческие личности, умеющие критически мыслить, предлагать нестандартные решения возникающих проблем, способные реализовать себя. Ведущей целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной компетенции, то есть умения извлекать достаточно полную информацию при чтении иноязычных текстов, умения понять собеседника, а также выразить свою мысль, точку зрения устно и письменно.
На уроках иностранного языка вносится существенный вклад в воспитание активной личности. Чтение, как один из видов речевой деятельности, играет большую роль в реализации данной задачи. Но сегодня в современном мире у чтения много конкурентов: телевидение, компьютер, компьютерные игры и т. п. Поэтому задачей современной школы является такая организация работы по формированию и совершенствованию навыков в данном виде речевой деятельности, чтобы чтение на иностранном языке связывалось с положительными эмоциями, с постоянным желанием приобретать новые знания. Только так чтение будет способствовать развитию познавательных стратегий, а далее и познавательного интереса.
Актуальность выбора темы исследования основывается на следующем:
• 9 класс — это завершение обучения на уровне основного общего
образования с прохождением государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), а в дальнейшем единого государственного экзамена (ЕГЭ). Не все обучающиеся сдают иностранный язык, соответственно у них падает интерес к обучению, и для его поддержания необходимо использовать образовательный потенциал аутентичных текстов;
• в практике преподавания французского языка недостаточно активно и
полноценно используется дидактический потенциал аутентичных текстов.
Цель исследования - изучить возможности использования аутентичных текстов для развития познавательных стратегий учащихся при формировании и совершенствовании навыков чтения на уроках французского языка в 9 классе и разработать упражнения и задания, способствующие развитию познавательного интереса при формировании и совершенствовании навыков чтения.
Объект исследования - развитие познавательных стратегий в процессе иноязычного образования в 9 классе.
Предмет исследования - образовательный потенциал аутентичных текстов как средства совершенствования познавательных стратегий при формировании и совершенствовании навыков чтения на уроках французского языка в 9 классе.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить требования базовых документов, определяющих процесс иноязычного образования;
2. Дать характеристику чтению как виду речевой деятельности;
3. Рассмотреть понятие «познавательные стратегии»;
4. Описать возрастные особенности старших подростков;
5. Определить целесообразность применения аутентичных текстов;
6. Отобрать аутентичные тексты и разработать к ним задания и упражнения.
Теоретическую основу исследования составили работы Г.И. Щукиной [Щукина, 1971; Щукина, 1988], И.А. Зимней [Зимняя, 2008], Л.С. Выготского [Выготский, 1984], Г.И. Лернера [Лернер, 2011], Д.В. Татьянченко [Татьянченко, 2003], Е.И. Пассова [Пассов, 1989], О.С. Богдановой [Богданова, 2010], Э.Г. Азимова [Азимов, 2009], Н.Д. Гальсковой [Гальскова, 2018], Г.И. Бубновой [Бубнова, 2019], А.Н. Щукина [Щукин, 2009] и др...
Целью данного исследования было изучение особенностей использования аутентичных текстов для развития познавательного интереса обучающихся при формировании и совершенствовании навыков чтения на уроках французского языка в 9 классе и разработка упражнений и заданий, способствующих этому. Кроме того, удалось больше узнать о самом познавательном интересе с его характеристиками, а также со спецификой аутентичных текстов. Исследуемый материал можно назвать актуальным, поскольку сегодня необходимо подпитывать познавательный интерес учащихся и для этого использовать аутентичные тексты. Исследование можно считать продуктивным, а цели и задачи выполненными.
Теоретическая часть работы позволила ознакомиться с основными положениями и нормативными документами, где прописаны основные компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся. Был проведен анализ теоретической базы и даны такие определения, как «чтение», «познавательный интерес», «аутентичность», «аутентичный текст».
Практическая часть показала, как проявляется познавательный интерес учащихся, особенно при работе с аутентичным текстом. Было довольно увлекательно наблюдать за развитием познавательного интереса при формировании и совершенствовании навыков чтения. В данном разделе был приведен пример самостоятельного применения аутентичного текста, который исследовался в период прохождения педагогической практики. Использование практической работы выявило необходимость и важность применения аутентичных (подлинных) текстов для развития познавательных стратегий, а в дальнейшем и познавательного интереса обучающихся при формировании и совершенствовании навыков чтения на уроках французского языка.
1. Агафонова О. Ю. Контроль уровня сформированности умений чтения на среднем этапе обучения иностранному языку. Инфоурок, 2016. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/kontrol-urovnya-sformirovannosti-umeniy-chteniya- nauroke-angliyskogo-yazika- 1760796.html (дата обращения 20.10.2018).
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
3. Богданова О.С. Использование схем как способа обобщения и систематизации теоретико-практической информации. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск: 2010. 184 с.
4. Бубнова Г.И., Обучение интерактивному чтению на материале
учебно-методических комплектов по французскому языку УМК «Французский в перспективе». [Электронный ресурс] URL:
https://prosv.ru/webinars/subject/francais.html (дата обращения 21.01. 2019).
5. Вавилова Т. Е., Малюгина А. В. Особенности обучения курсантов
ведомственных вузов английскому языку с использованием аутентичных средств //Вестник ВИ МВД России. Воронеж. 2015. №1. С. 218-222. [Электронный
ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-obucheniya-kursantov-
vedomstvennyh-vuzov-angliyskomu-yazyku-s-ispolzovaniem-autentichnyh-sredstv (дата обращения 20.10.2018).
6. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. - М.: Педагогика, 1984.
7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной
деятельности. - М.: "Педагогика", - Ростов-на-Дону, - 1999.
8. Денисова О.Д. Эффективное чтение: модульное обучение зрительно-смысловой обработке информации в процессе чтения (французский язык, уровень А2): дис. канд. пед. наук: 13.00.02: защищена 15.10.2013: утв. 13.09. 2013. Москва, 2013. 298 с.
9. Залевская А. А. Введение в психолингвистику. // Учебник. -М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. -с.382.
10. Зимняя И.А. Психология обучения иностранного языка в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2008. 222 с.
11. Киян О.Н. Аутентичность как методическая категория / О.Н. Киян - М.: Рольф, 2008. 113 с.
12. Кузнецова С.В. К вопросу об использовании аутентичных текстов профессиональной направленности в процессе обучения иностранному языку в вузе // Народное образование. Педагогика. 2017 Т.6. №1 (18). С. 96-99.
13. Лернер, Г.И. «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе». 2011. №7. С. 31-35.
14. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие / Т. П. Леонтьева [и др.]; под общ. ред. Т. П. Леонтьевой. 3-е изд., испр. Минск: Высшая школа, 2017. 239 с.
15. Михайлова Н.Г., Никульшина Н.Л. Формирование познавательных стратегий в процессе чтения научно-учебных текстов // Омский научный вестник. 2007. №3. С. 149-152...35