Введение 3
1. Теоретические основы обучения грамматикеи лексике немецкого языка 7
1.1Из истории комплексной системы обучения и воспитания 7
1.2 Роль и место грамматики в обучении иностранному языку 11
1.3 Роль и место лексики в обучении иностранному языку 15
1.4Подходы и методы к процессу формированиялексико-грамматических навыков 17
1.5Упражнение как основная единица в процессе формирования и развитиялексико-грамматических навыков в рамках комплексного подхода 22
1.6Использование наглядности в процессе формирования лексико-грамматических навыков 24
Выводы по главе 1 28
2. Методические рекомендации по использованию комплексного подхода лексико-грамматического материала по теме «Sommerferien» 30
2.1 Анализ УМК Бим И.Л «Немецкий язык» для 5 класса 30
2.2 «Упражнения» и «задания» с лексико-грамматическим материалом в рамках комплексного подхода 32
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Библиографический список 44
Владение и знание иностранных языков очень ценится на сегодняшний день, так как эти составляющие помогают найти высокооплачиваемую работу, новых друзей. Благодаря знаниям формируется умение общаться с носителем языка на разные и интересные темы. Стоит отметить, что изучение иностранных языков содержит в себе несколько аспектов: фонетика, грамматика илексика. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков, всвязи с этимочень важным является использование комплексного подхода при обучении лексике и грамматике для обучающихся 5 классов. [Статья формирование коммуникативной грамматической компетенции обучающихся].
Актуальность данного исследования заключается в том, что лексико-грамматические навыкии умения являются составным элементом всех видов речевой деятельности, формирование, совершенствование и развитие которых и является главной и первостепенной целью обучения иностранным языкам. Особенно важен процесс формирования грамматических навыков и умений для обучающихся 5 классов. Успешное овладение иностранным языком на уроке произойдет только в том случае, если учебный процесс организуется таким образом, чтобы обучающиеся могли как точно имитировать условия реального языкового общения. Процесс обучения иностранного языка, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности дисциплины в решении этой проблемы.
Объектом данного исследования является процесс обучения грамматике и лексике на уроке немецкого языка, а предметом использование комплексного подхода в процессе развития иноязычных грамматических навыков.
Цель исследования: обосновать необходимость использования комплексного подхода в процессе развития лексико-грамматических навыков.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятий "Комплексная система обучения",
«Грамматический навык», «Упражнение»...
В первом разделе работы рассмотрены роль и место лексики и грамматики при обучении иностранным языкам,способы визуализации грамматических структур и виды наглядностей, к которым относят полиграфические и абстрактные символы и графические средства, а также такие стадии формирования грамматического навыка, как восприятие структуры, имитация, подстановка, трансформация, целенаправленное изолированное употребление и переключение.К основнымэтапам работы над лексикой относятпрежде всего введение, первичное закрепление и применение.Рассмотрены коммуникативный, структурный, структурно-функциональный и индуктивные методы обучения.
Упражнения бывают трансформационными, игровыми, подстановочными, имитационными и условно-речевыми.
Во второй главе проведён анализ УМК И.Л.Бим «Немецкий язык» 5 класс.В этой же главе приведён ряд лексико-грамматических игр по теме «Sommerferien».
Изучив УМК И.Л. Бим,«Немецкий язык» для 5 класса стоит отметить, что он ориентирован на дальнейшее развитие приобретённого в начальной школе уровня коммуникативной компетенции -уровня начинающего, но всё-таки в нём не хватает упражнений на формирование лексико-грамматических навыков по определённым темам, поэтому задания и упражнения по теме «Sommerferien» были разработаны лично. Данное исследование показало, что обучающиеся лучше работают и усваивают тот материал, в котором использовался комплексный подход. Обучающиеся более осознанно грамматически правильно строят свою речь, используя лексику, приобретённую ранее, то есть они лучше запоминают материал при обучении грамматике и лексике сразу и при этом у них резко повышается успеваемость.В процессе формирования лексико-грамматических навыков следует опираться на комплексность обучения, что способствует ускоренному формированию знаний, умений и навыков, учебной группы иличности каждого ребёнка; следует представлять сложные грамматические явления в упрощенном варианте. Упражнения должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям обучающихся и они должны быть увлекательными,чтобы повысить активность,мотивацию и интерес к языку учащихся.
Правила и пояснения и правила должны быть ясными, краткими, точными ипростыми, адекватно отражающими специфику лексико-грамматического материалаи стоит применять парную и групповую формы работы для закрепления лексико-грамматического материала, тем самым способствуя улучшению качеству обучения. Нужно принимать во внимание сочетание индивидуальных парных и фронтальных форм работы, при которой любой школьник, независимо от возраста и языкового уровня знаний постоянно будет задействован на уроке.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Берман И.М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа,2010.230е.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. М.:Просвещение, 1965. 228 с.
4. Бим И.Л. Немецкий язык 5 класс .М.:Просвещение, 2015. 240 с.
5. БимИ.Л., КаплинаО. В., Садомова Л. В.Немецкий язык. Книга для учителя.5 класс пособие для общеобразовательных организаций. Изд.М.: Просвещение, 2015. 110 с.
6. Бим И.Л Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 254 с.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос.энцикл., 2002. 528 с.
8. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigene.ru/edueation/text/2087153 (дата обращения 23.05.2019).
9. Бухбиндер В.А. Методика обучения немецкому языку в среднейшколе. Изд.Киев: Вища школа, 2014.200 с.
10. Дмитриенко Т.А. Методика преподавания английского языка в ВУЗе. Учебное пособие: изд.М.: МЭЛИ,2009.92 с.
11. Коммуникативная методика против традиционного метода обучения иностранному языку. URL: https://molueh.ru/eonf/ped/arehive/147/7230/ (дата обращения 03.06.2019).
12. Кузнецова Л.А.Использование наглядных приёмов изучения немецкой лексики на уроках немецкого языка / Разделы:Преподавание иностранных языков.Изд.М.: Просвещение,2014.90 с.
13. Ланг.А.П. «О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения»//Советская педагогика. 2007. №6.46-52 с.
14. Лизенин С.М., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы// ИЯШ.-2012.-№5
15. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный
ресурс].URL:http://didaets.ru/termin/kompleksnaja-sistema-obuehenija.html (дата обращения 25.05.2019)...33