Введение 4
Глава 1: Теоретические предпосылки и основания исследования
драматизации как эффективного приема обучения говорению на уроке английского языка в 4-ом классе в контексте реализации коммуникативного подхода 10
1.1. Описание основных содержательных линий Федерального
государственного образовательного стандарта второго
поколения 10
1.2. Говорение как вид речевой деятельности в контексте различных
методических подходов 15
1.3. Методические основы обучения говорению 20
1.4. Возрастные особенности обучения говорению младших
школьников 24
1.5. Сущность понятия «драматизация» как методического приема 27
1.6. Физическое действие в системе К. С. Станиславского 32
Выводы по главе 1 35
Глава 2: Включение приема драматизации в процесс обучения говорению обучающихся 4-х классов на материале УМК по английскому языку “Spotlight - 4” (Н.И. Быкова, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.
Эванс) 37
2.1. Анализ содержания УМК по английскому языку “Spotlight - 4” (Н.И.
Быкова, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс) 37
2.2. Организационно-методическая деятельность учителя на этапе введения
элементов драматизации в урок иностранного (английского) языка 40
2.3. Методика организации использования приема драматизации на уроке
английского языка 44
2.4. Оценивание эффективности (результатов) использования приема
драматизации на уроке английского языка 65
Выводы по главе 2 86
Заключение 87
Библиографический список 90
Приложение А 96
Приложение Б 99
Приложение В 101
Приложение Г 103
Приложение Д 105
Обращение к эмоционально-чувственной сфере сознания, наряду с рационально-логической - одна из задач начальной школы в поиске продуктивного использования возможностей мозга. Это обращение особенно актуально на фоне информационных перегрузок, которые все больше ощущаются как в жизни, так и в обучении. В наше время, давление растущих потоков информации, в основном, приходится на левое “логическое полушарие”, в свою очередь правое “эмоциональное полушарие” почти не участвует в процессе обучения.
Психологи утверждают, что то, что вызывает эмоциональное сопереживание, осмысливается и запоминается лучше, чем нейтральное индифферентное. В связи с этим, учителю иностранного языка необходимо активно «вмешиваться» в эмоциональную атмосферу урока и, по возможности, обеспечивать возникновение благоприятных эмоциональных состояний у обучающихся в процессе учебной деятельности с целью повышения ее эффективности. Возможности нетрадиционных приемов обучения в этом случае являются неоспоримыми, а их использование способствует подключению эмоциональной сферы сознания как неиспользованного резерва развития творческих способностей личности в процесс формирования языковых компетенций в рамках учебного предмета. Кроме того, использование приема драматизации является, на наш взгляд, эффективным и продуктивным, поскольку придаст процессу освоения содержания учебной программы по изучаемому предмету выраженный деятельностный характер, сориентирует его на результат обучения вообще, и обучения говорению, в частности. Говорение является одним из ключевых видов речевой деятельности при формировании коммуникативной компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, который в том числе рассматривает необходимость обогащения активного и пассивного словаря обучающихся. Прием драматизации является эффективным средством при формировании коммуникативной компетенции, что соответствует современной интегративной цели обучения обучающихся начальной школы - формирование элементарной коммуникативной компетенции [Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 2-4 классы, 2013]. Все вышесказанное и обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку в 4-ом классе.
Предмет исследования - прием драматизации при обучении говорению в 4-ом классе.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке серии уроков по включению драматизации в процесс обучения говорению обучающихся 4-х классов на материале УМК по английскому языку “Spotlight - 4” [Быкова, 2015].
В своем исследовании мы исходим из следующей гипотезы: использование приема драматизации на уроках иностранного языка в 4 -ом классе является эффективным приемом формирования речевых навыков...
В ходе работы были описаны теоретические предпосылки и основания исследования драматизации как эффективного приема обучения говорению на уроке английского языка в 4-ом классе в контексте реализации коммуникативного подхода.
Предмет исследования представляет собой один из наиболее эффективных методических приемов, создающих ситуацию реального общения, развивающий коммуникативную компетенцию и формирующий культуру речи, по средствам которого развивается мышление, память, внимание, а также творческая составляющая личности, что способствует формированию и развитию монологической и диалогической речи в реалиях системно-деятельностного подхода, главенствующего в обучении английскому языку на этапе начального общего образования, что отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу - обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами своего предмета.
Изучение возрастных особенностей обучающихся показало, что составляющие приема драматизации, такие как имитативные физические фонетические рифмовки, небольшие стихотворения с иллюстративным материалом, а также метод языковой догадки - одни из самых результативных методов обучения английскому языку в начальной школе, что связано со слабым развитием произвольного внимания и логической памятью обучающихся данного возраста.
В ходе опытно-экспериментальной работы нам удалось доказать правильность представленной в начале исследования гипотезы: использование приема драматизации на уроках иностранного языка в 4 -ом классе является эффективным приемом формирования речевых навыков.
По результатам опытно-экспериментальной работы была разработана серия уроков по включению драматизации в процесс обучения говорению обучающихся 4-го класса, методическая копилка заданий-драматизаций, а также урок- драматизация английского народного стихотворения “This is the House that Jack Built”.
Технология применения приема драматизации получила экспериментальное подтверждение. В соответствии с разработанными параметрами и критериями эффективности предлагаемой методики, результаты эксперимента показали, что прием драматизации обеспечивает достижение положительных образовательных результатов - повышение успеваемости обучающихся. Отмечаются количественные и качественные изменения результатов обучения - увеличение объема монологических высказываний, продуктивности речи, как по форме, так и по содержанию; возросшей способности обучающихся к участию в диалогах. Эксперимент позволил выявить косвенные результаты, проявившиеся в улучшении взаимоотношений обучающихся, которые стали носить более мотивированный характер.
Разумеется, прем драматизации не рассматривается как основной при обучении говорению, и претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Драматизация - это одно из средств, адекватно отражающие сущность системно-деятельностного подхода, которое может быть эффективно интегрировано в различные этапы обучения. При грамотном использовании прием драматизации способствует более эффективному решению методических задач, а также гармоничному развитию эмоционально-волевой сферы личности, оказывая нравственное и эстетическое воздействие и развивая творческие умения и навыки обучающихся. Кроме этого, следует отметить, установление благоприятного морально-психологический климата на уроке английского языка посредством приема драматизации, что способствует повышению интереса и мотивации к процессу обучения. В этом ключе наблюдается более активная мыслительная деятельность, развитие образной памяти, а также усиление контакта между обучающимися и учителем...
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения:
20.04.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации [Текст]. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
3. Агаева О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка [Текст] / О.В. Агеева // Актуальные задачи педагогики. -
2016. - №2. - С. 92- 94.
4. Артёмов В.А. Психология обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / В.А. Артёмов. - М.: Высшая школа, 2002. - 256 с.
5. Баранов С.П. Принципы обучения [Текст] : учеб. пособие / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2008. - 354 с.
6. Белянко Е.А. Драматизация в обучении английскому языку [Текст] / Е.А. Белянкина // Педагогика и методика преподавания. - 2017. - №
6. - С. 22- 28.
7. Беспалова В.В. Обучение английскому языку в начальной школе с помощью театра [Текст] / В.В. Беспалова // Актуальные задачи педагогики. - 2015. - № 4. - С. 34- 39.
8. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] : учеб. пособие / В.П. Беспалько. - М.: Просвещение, 1989. - 282 с.
9. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника [Текст] : учеб. пособие / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2002. - 278 с.
10. Болтнева О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры [Текст] / О.Ю. Болтнева // Иностранные языки в школе. - 2009. - №4. - С. 77- 79.
11. Борисова Р.Г. О некоторых приемах обучения диалогической речи [Текст] / Р.Г. Борисова // Иностранные языки в школе. - 2013. - №3. - С. 12- 15.
12. Булатова О.С. Педагогический артистизм [Текст] : учеб. пособие / О.С. Булатова. - М.: Академия, 2015. - 134 с.
13. Быкова Н.И. Spotlight - 4 [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Быкова [и др.]. - М.: Просвещение, 2015. - 184 с.
14. Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы. Заповеди. Советы [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Волков, С.В. Цукасов. - М.: ЛКИ, 2016.
- 221 с.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Выготский. - СПб: Питер, 2001. - 512 с...63