Введение 7
1 Технологическая часть 9
1.1 Общие сведенья 9
1.1.1 Вещественный состав и природные типы руд 11
1.1.2 Горнотехнические условия месторождения 12
1.1.3 Г идрогеологические условия месторождения 13
1.2 Мощность, режим работы и основные показатели карьера 14
1.2.1 Порядок отработки и вскрытие поля карьера 17
1.2.2 Горно-капитальные работы 19
1.2.3 Система разработки 19
1.3 Расчет основных параметров карьера 21
1.3.1 Определение ширины рабочей площадки 25
1.4 Буровзрывные работы 25
1.5 Добыча руды и план отработки месторождения 27
1.6 Общая характеристика отвальных работ 30
1.6.1 Устойчивость отвалов 31
1.6.2 Механизация отвальных работ 36
1.6.3 Параметры отвалов 36
1.6.4 Порядок отсыпки отвалов 37
1.6.5 Отвальное оборудование 37
1.7 Основное технологическое оборудование 38
1.8 Карьерный водоотлив 40
1.9 Общие характеристики и вывод 41
2 Эксплуатация техники в условиях проектируемого предприятия 42
2.1 Общие сведенья 42
2.2 Определение количества и видов технических обслуживании и
ремонтов 45
2.3 Факторы выбора и повышения эффективности использования
автотранспорта 54
2.4 Применяемый карьерный транспорт на предприятии 56
2.5 Получение экономического эффекта, за счет изменения конструкции
главной передачи автосамосвала БелАЗ-75473 57
2.5.0 Обоснование выбора и замены автосамосвалов 57
2.5.1 Характеристики БелАЗ-75473 60
2.5.2 Обоснование модернизации главной передачи автосамосвала
БелАЗ-75473 62
2.5.3 Модернизация главной передачи 63
2.5.4 Работа дифференциала 64
2.5.5 Самоблокирующийся дифференциал 66
2.5.6 Покомпонентное изображение узла повышенного трения и
дифференциал в разрезе 67
2.5.7 Краткое описание работы устанавливаемого узла 69
2.5.8 Эксплуатация устанавливаемой главной передачи 69
2.5.9 Расчет эффективности модернизации 70
2.5.10 Выводы 76
3. Безопасность жизнедеятельности в условиях карьера «Николаевский»...78
3.1 Техника безопасности при ведении открытых горных работ 78
3.2 Меры безопасности при взрывных работах 79
3.3 Расчет безопасных расстояний при ведении взрывных работ 81
3.4 Меры безопасности при производстве горных работ в карьере 84
3.5 Меры безопасности при отвалообразовании 85
3.6 Меры безопасности при эксплуатации карьерного автотранспорта..86
4. Экономическая часть 87
Заключение 95
Список используемой литературы 96
Неоспоримой тенденцией развития мировой горной промышленности на обозримую перспективу считается стабильная ориентация на открытый способ разработки, как обеспечивающий наилучшие экономические показатели. В России открытым способом добывается 91% железных руд, более 70% руд цветных металлов и 60% угля. Если учесть, что по мере роста глубины карьеров доля затрат на карьерный транспорт доходит до 55-60% в общей себестоимости добычи полезного ископаемого, то вполне очевидным представляется тезис о том, что вопросы развития и совершенствования карьерного транспорта являются одними из основных для открытых горных разработок.
Основными факторами, определяющими развитие карьерного транспорта, являются систематически ухудшающиеся горно-геологические и горно-технические условия разработки. Известно, что развитие открытого способа разработки сопровождается ростом концентрации производства, увеличением глубины и пространственных размеров карьеров, расстояния и сложности транспортирования горной массы. Определяющим при этом является показатель глубины карьеров.
Компоновочные схемы современных карьерных самосвалов практически одинаковы, и если отличаются, то только дизайном оперения, кабины и пр. Более 70% всех карьерных самосвалов выполнены по классической схеме, когда все узлы и системы самосвалов монтируются на жесткой раме. По схеме с шарнирно-сочлененной рамой выпускаются самосвалы либо сравнительно небольшой грузоподъемности (до 40-50 т), либо очень большой - до 300-400 т.
Основным ограничением применения автомобильного транспорта на глубоких карьерах по-прежнему остается высокая себестоимость перевозки горной массы. Кроме того, карьерный автомобильный транспорт является основным источником негативного антропогенного воздействия на окружающую среду при открытых горных работах.
С целью расширения области применения автотранспорта в глубоких карьерах, повышения его эффективности не прекращаются поиски новых технологических схем.
Способностью работать в сложных горно-технических условиях, характеризуемых стесненностью рабочей зоны, обводненностью и другими неблагоприятными факторами.
Возможностью преодоления крутых уклонов (до 25° ) при низком качестве дорог (без дорожного покрытия).
Ремонтопригодностью при наличии соответствующего вспомогательного оборудования и техники для обслуживания и ремонта непосредственно в карьере.
Универсальностью для широкого применения и возможности решения различных задач по вскрытию наклонными и разрезными траншеями,форсированному разносу бортов и др. Большой единичной мощностью агрегатов. Резервы времени полезной работы самосвалов и автомобильно - экскаваторных комплексов в целом могут быть выявлены путем совершенствования системы организации их работы. На практике процесс управления осуществляется с применением различных информационных систем на основе непрерывного анализа обеспеченности каждого экскаватора средствами автотранспорта. Наилучший результат достигается с применением системы диспетчерского управления, основанной на технологии космической навигации (GPS), позволяющей с высокой точностью определять координаты движущихся объектов с применением спутниковых радиосигналов, с помощью компьютерной обработки непрерывно отображать положение объектов, оптимизировать маршруты самосвалов, а также вести учет объемов выполненной работы. Для этой цели партии самосвалов оснащаются элементами такой системы (приемными устройствами и средствами учета) и внедряются на карьерах.
В данном дипломном проекте объектом проектирования является северный участок Николаевского карьера АО «Васильевский рудник».
Целью дипломного проекта является, снижения себестоимости транспортировки горной массы, по сравнению с существующей на предприятии-аналоге за счет выбора и модернизации автосамосвала.
Задачами дипломного проекта являются:
1. Выбор способа вскрытия и системы разработки месторождения.
2. Выбор вида транспорта для заданных условий.
3. Модернизация выбранного автосамосвала.
В работе отражены все разделы, соответствующие выполнению дипломного проекта для специальности "Горные машины и оборудование"
В горной части дана горно-геологическая характеристика Николаевского месторождения, вскрытие карьерного поля, выбор и расчет системы разработки.
Для вскрышных и добычных работ определены параметры рабочих площадок.
Расчет конструктивных параметров буровзрывных работ (диаметр и сетка скважин, величины - заряда, перебура, забойки и т.д.), произведены по нормативному справочнику, и представлены в графическом и печатном виде.
В разделе горные машины раскрыты вопросы по выбору средств механизации вскрышных и добычных работ, а так же работы по отвалообразованию.
В разделе транспортных машин дано описание выбора и обоснование замены существующих самосвалов на более подходящую машину. В специальной части с целью уменьшения себестоимости вывозки выбран автосамосвал одного типа и для полноценной замены произведена модернизация главной передачи, а так же произведен расчет коэффициента полезного действия внедряемого дифференциала. Расчет показал что КПД, а так же устойчивость и эффективность внедрения соответствует положительному результату.
Также в дипломном проекте рассматриваются вопросы безопасности и охраны труда применительно к Васильевскому руднику.
1. Правила охраны недр. ПБ 07-601-03.
2. Рекомендации по содержанию, оформлению и порядку
представления на государственную экспертизу материалов подсчета запасов. МПР РФ, ГКЗ. М., 1998.
3. Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. ПБ 03 - 498 - 02.
4. Нормы технологического проектирования горнорудных предприятий цветной металлургии с открытым способом разработки. ВНТП 35 - 86. Минцветмет СССР, 1986.
5. Нормы технологического проектирования горнодобывающих предприятий черной металлургии с открытым способом разработки. Ленинград, Гипроруда, 1983.
6. Методические указания по нормированию, определению и учету потерь и разубоживания золотосодержащей руды (песков) при добыче. ОАО «Иргиредмет», Иркутск, 1994,
7. Единые правила безопасности при взрывных работах. ПБ 13 - 407 - 01.
8. Нормативный справочник по буровзрывным работам. Авдеев Ф. А., Барон В. Л., Гуров Н. В., Кантор В. X. М., Недра, 1986.
9. Справочник механика открытых работ. Экскавационно - транспортные машины цикличного действия. М., «Недра», 1989.
10. Временные методические указания по управлению устойчивостью бортов карьеров цветной металлургии. Унипромедь, М., 1989.
11. Технология разработки золоторудных месторождений. В. П. Неганов, В. И. Коваленко, Б. М. Зайцев, Ю. А. Казаченко и др. М., «Недра», 1995.
12. СНиП 2.05.07 - 91*. Промышленный транспорт.
13. Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда.
14. Правила технической эксплуатации рудников, приисков и шахт, разрабатывающих месторождения цветных, редких и драгоценных металлов. М., «Недра», 1980.
15. Технология открытой разработки месторождений полезных ископаемых. Новожилов М. Г., Хохряков В. С. и др. М., «Недра», 1971...49