Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №169749

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность понятия «учебная мотивация» 6
1.2. Особенности развития учебной мотивации младших школьников 13
1.3. Способы развития учебной мотивации у младших школьников 18
Вывод по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Организация и методика исследования учебной мотивации младших
школьников 27
2.2. Анализ результатов исследования 31
2.3. Программа повышения уровня учебной мотивации у младших школьников 37
Вывод по главе 2 41
Заключение 43
Список использованной литературы 45
Приложение А 52
Приложение Б 56
Приложение В 58
Приложение Г 59
Приложение Д 60
Приложение Е 61
Приложение Ж 62


Актуальность исследования. В современной образовательной системе вопрос о мотивации является одним из центральных. В настоящее время перед теоретиками и практиками педагогики и психологии стоит задача совершенствования учения младших школьников как ведущего вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования. Успешное решение этих задач невозможно без работы по формированию и развитию учебно-познавательной мотивации, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Учёные, занимавшиеся вопросами мотивации учебно-познавательной деятельности (А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Н. Рубинштейн), обращали внимание на необходимость её формирования и развития в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что мотивационная сфера играет важную роль в освоение учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. Мотивация - главный компонент регуляции учебной деятельности. Кроме того, она стимулирует формирование познавательной активности, что, в свою очередь, обуславливает развитие мышления и приобретение знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующем.
Следовательно, в младшем школьном возрасте главная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании готовности к усвоению знаний. Поэтому очень важно в этот период сформировать основы учебной деятельности, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникли трудности и проблемы в обучении.
Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современной начальной школы является формирование учебно-познавательной мотивации у младших школьников. В соответствии с ФГОС НОО, среди требований к результатам обучающихся являются способность к саморазвитию и познанию, личной мотивации к обучению. Начальная школа - серьезный путь по освоению учебной деятельности, за который необходимо сформировать мотивационную сферу младших школьников. От того, насколько успешно была заложена способность к становлению учебно¬познавательной мотивации у ребенка в начальной школе, зависят его дальнейшие этапы развития в средней и старшей школах, где учащиеся готовы ставить перед собой самостоятельные цели [46, с. 39].
Исследованием проблемы учебно -познавательной мотивации у младших школьников занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина, А.А. Реан и др.
Итак, развитие учебно-познавательной мотивации у младших школьников можно назвать одной из центральных проблем современной школы, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения в учебной деятельности.
Цель исследования: на основе изучения особенностей развития учебной мотивации у младших школьников разработать программу игровых занятий для младших школьников, направленную на развитие учебно-познавательной мотивации.
Объект исследования: развитие учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Предмет исследования: актуальный уровень учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития учебно-познавательной мотивации у младших школьников не достигает высокого уровня и характеризуется положительным отношением к учению, низким познавательным интересом и отсутствием стремления к самообразованию.
Для достижения цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия «учебно-познавательная мотивация».
2. Выделить особенности развития учебно-познавательной мотивации младших школьников.
3. Ознакомится со способами развития учебно-познавательной
мотивации у младших школьников.
4. Охарактеризовать методы изучения учебно-познавательной мотивации.
5. Провести эмпирическое исследование учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
6. Разработать программу игровых занятий, направленную на развитие учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез психолого- педагогической литературы по данной теме работы, ее классификация и систематизация;
- эмпирические: анкетирование, тестирование.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической главы, выводов по главам, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной дипломной работе были рассмотрены особенности развития учебно-познавательной мотивации у младших школьников.
Младший школьный возраст - период, от которого зависит дальнейшее развития человека, как личности. Именно на этом этапе, формируется мотивация, необходимая для дальнейшего обучения и развития человека.
Мотивация (от лат. moveo- двигаю) - это общий термин для обозначения процессов, методов, средств побуждений учеников к активной деятельности.
После анализа литературы, мы сделали вывод, что в современной школе, необходимо диагностировать учебно-познавательную мотивацию, как одну их ведущих компонентов учебной деятельности. Мы рассмотрели понятие «учебно-познавательная мотивация», выявили особенности и способы её развития у младших школьников.
Учебно-познавательная мотивация- деятельностный подход к учебе, реализация желания хорошо учиться (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний).
После теоретического анализа литературы, нами были выделены следующие критерии сформированности учебно-познавательной мотивации:
1. Положительное отношение к учению.
2. Познавательный интерес.
3. Стремление к самообразованию.
Исследование показало, что (0%) исследуемых являются обладателями высокого уровня сформированности учебно-познавательной мотивации, большинство участников эксперимента (70%) обладают средним уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации и достаточно большое количество исследуемых (30%) обладают низким уровнем сформированности учебно-познавательной мотивации. Данные результаты говорят о том, что у младших школьников необходимо, как можно раньше, начать развивать учебно-познавательную мотивацию и не только на уроках, но и во внеурочную деятельность.
Так как, младших школьный возраст, подразумевает преобладание игровой деятельности, мы предлагаем комплекс игровых занятий, направленный на развитие учебно-познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста.



1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. В 20 книгах. Книга 4. Об оценках / Ш.А. Амонашвили. - М.: Амрита, 2015. - 320 с.
2. Андронова О.С. Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников в образовательном процессе [Электронный ресурс] / О.С. Андронова // Первое сентября. - 2011. - URL: https://urok.1sept.ru/статьи/591168/
3. Апиш Ф.Н. Психолого - дидактические основы развития учебной мотивации- Мю: МГОУ, 2003-180с.
4. Берцфаи, Л. В. Становление учебной деятельности / Л. В. Берцфаи, К. И. Поливанова // Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М.: 1988. - С. 77-94
5. Бабаева, Е. С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников / Е.С. Бабаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2011. - С. 92 - 97.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол.тр. / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
7. Божович, Л. И. Развитие мотивов учения у школьников [Текст] / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина / М. : АПНРСФСР, вып. 36. - 1951. - С. 29-104.
8. Большая психологическая энциклопедия: самое полное
современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий /
A. Б. Альмуханова и др. - М.: Эксмо, 2007. - 544 с.
9. Бузин В.В. Формирование мотивации учебной деятельности /
B. В. Бузин // Научный форум: Педагогика и психология сборник статей по материалам XXV международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 16-20.
10. Быкова, Е.А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского
государственного педагогического института. 2014. URL:
http:// shgpi.edu.ru/ files/nauka/vestnik/2014/2014-3-20.pdf
11. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием. / И.А. Васильев. - М.: Изд-во МГУ, 1991г. 144с.
12. Галяутдинова С.И. Соотношение компонентов правовой культуры современного подростка / С.И. Галяутдинова // Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 110-летию со дня рождения П.М. Якобсона. - 2012. - С. 312.
13. Газман, О. С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе. Межвуз. Сб. научных трудов. — Новосибирск: НГПИ, 2009. — 83 с.
14. Голикова И.С. Проблема мотивации учебной деятельности / И.С. Голикова // Практический маркетинг: материалы IV международной студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 164-165.
15. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации [Текст] / Л. В. Гончарик // Начальная школа. - 2004. - № 11.
16. Гликман, Г. Б. Как стимулировать желание учиться / Г. Б. Гликман // Народное образование. - 2003. - №2. - С.137-144.
17. Григорьева, М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М. В. Григорьева // Начальная школа. - 2009. - №1. - с. 8-9.
18. Гуткина Н.И. Развитие учебной мотивации учащихся в первых двух классах современной начальной школы / Н.И. Гуткина // Культурно¬историческая психология. - 2017. - № 4. - С. 11-19.
19. Джантугаев Р.З. Формирование учебной мотивации / [Р.З. Джантугаев, Д.А. Джантугаева, Н.В. Волынкина и др.] // Инновационные процессы в науке и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - 2019. - С. 144¬146.
20. Дубровина, И.В., Лисина, М.И. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: АПН СССР, 2005. - 164с
21. Додина В.П. О развитии мотивации к обучению детей школьного возраста во время учебной деятельности / В.П. Додина, Л.М. Текеева // Образовательная система: вопросы теории и практики сборник научных трудов (Казань). - 2019. - С. 136-140.
22. Елфимова, Н. В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: учебно - метод пособ. / Н. В. Елфимова. - М.: Издат-во МГУ, 1991. - 108 с.
23. Ефремова Н.Ф. Мотивация как ценностный феномен образовательной деятельности / Н.Ф. Ефремова, А.А. Хусейнова // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - № 4-1. - С. 164-169.
24. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности / И.А. Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - 27 с.
25. Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 787-792.
26. Заика, Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Вопросы психологии. - М.: 1995, №1
27. Жаворонкова, Ю.М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю.М. Жаворонкова, И.А. Кильмасова // Санкт- Петербургский образовательный вестник. - 2017. - № 3 (7). - С.18-23.
28. Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., Педагогика, 1995
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 165 с.
30. Кикнадзе, И. В. К проблеме побуждения деятельности / И. В. Кикнадзе // Вопросы психологии. 1986. - №5. - с. 45-50.
31. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 1988. - 192 с.
32. Краснобаева Я.О. Психолого-педагогические рекомендации
учащимся по развитию учебной деятельности в младшем школьном возрасте / Я.О. Краснобаева, Д.Н. Пушкарская, М.Ю. Миргородская // Формирование и развитие новой парадигмы науки в условиях постиндустриального общества: сборник статей Международной научно -практической
конференции. - 2020. - С. 214-216.
33. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М.: Высшая школа, 1971. - 430 с.
34. Леонтьев, В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск: Новосиб. полиграфкомбинат, 2002. - 264 с.
35. Лусканова Н.Г. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов / Н.Г. Лусканова // Школьный психолог. - 2011. - № 9. -
С. 8-9.
36. Лозоцева В. Н. Формирование учебной мотивации школьников // Школа и производство. - 2004.- №4. - С.73..
37. Локтева, О.С. Формирование мотивации учения через игру. http://festival. 1september.ru/articles/412415/
38. Ляшенко М.В. Мотивация учебной деятельности: основные понятия и проблемы / М.В. Ляшенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2019. - Т. 11. - № 1. - С. 53-73.
39. Маслоу, А. Мотивация и личность: учеб. пособие/ А. Маслоу. — Санкт-Петербург: Евразия, 1999. — 478 с.
40. Макклелланд Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
41. Маркова А.К. Формирование мотивации обучения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2015. - 192 с.
42. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя / А.К. Маркова. - М., Просвещение, 1993. - 96 с.
43. Матвеева М.Д. Мотивация и интерес в обучении русскому языку учащихся общеобразовательной школы / М.Д. Матвеева // Природа, общество, техника и мышление: тенденции и приоритеты: сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых, 5 апр. 2017 г.
- 2017. - С. 481-487.
44. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
45. Матюхина М.В. Особенности развития личности младшего школьника / М.В. Матюхина. - М.: Наука, 2009. - 236 с.
46. Милина И.Г. Особенности учебной мотивации младших школьников / И.Г. Милина // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 1. - С. 39-42.
47. Мильман, В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности / В. Э. Мильман/ Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — 139 с.
48. Мисюра В.В. Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников / В.В. Мисюра, Е.М. Ершова, Е.В. Костюшина // Наука и Образование. - 2019. - Т. 2. - № 2. - С. 141-148.
49. Моргун В.Ф. психологические условия воспитания познавательного интереса учащихся к учебному предмету / Автореф. к. пс. н. - М., 2009
50. Мотивация учебной деятельности: учеб. пособие / В.И. Чирков. - Ярославль: ЯрГУ, 1991. - 51 с.
51. Мураль, И. П. Возможности мотивации учебной деятельности младших школьников / И. П. Мураль // Начальная школа. - 2009. - №12. - С. 11-13.
52. Николаева, Н. В. Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности / Н. В. Николаева // Образование в современной школе. - 2015. - № 7/8. - С. 44¬45.
53. Осипова, И. Формирование учебной мотивации школьников / И. Осипова //Лучшие страницы педагогической прессы. - 2004. - № 1. - С. 76¬78.
54. Подласый И.П. Практическая педагогика. В 2 кн. Кн. 2: учебник для академического бакалавриата / И.П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп.
- М.: Издательство Юрайт, 2017. - 491 с.
55. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся: книга для учителя / Н.Ф. Талызина. - Москва: Просвещение, 1988. - 175 с.
56. Токмина Е.А. Эффективные способы развития учебной мотивации у младших школьников / Е.А. Токмина, Н.И. Мазурчук // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов (Екатеринбург). - 2020. - С. 157-166.
57. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: учеб. пособие/ Х. Хекхаузен. — Москва: Речь, 2003. — 855 с.
58. Хмелевская Я.А. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса / Я.А. Хмелевская // Научные тенденции: Педагогика и психология: сборник научных трудов по материалам XXI международной научной конференции. - 2019. - С. 50-56.
59. Фридман, Л. М. Психология детей и подростков: справ. для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 480 с.
60. Шкуркин, В. И. Влияние мотивов на учебную деятельность. —
Москва, 2003. — 240с.
61. Эльконин, Д. Б. Психология игры - Москва: ВЛАДОС, 1999. — 360с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ