ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Мышление как познавательный процесс 7
1.2. Особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня 11
1.3. Способы развития словесно-логического мышления детей младшего школьного
возраста с ОНР III уровня 17
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 24
2.1. Описание и обоснование методик исследования 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1. Изучение уровня развития словесно-логического мышления младших
школьников с ОНР III уровня 26
3.2. Проведение формирующего эксперимента по развитию словесно-логического
мышления младших школьников с ОНР III уровня 31
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Мышление как познавательный процесс 7
1.2. Особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня 11
1.3. Способы развития словесно-логического мышления детей младшего школьного
возраста с ОНР III уровня 17
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 24
2.1. Описание и обоснование методик исследования 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1. Изучение уровня развития словесно-логического мышления младших
школьников с ОНР III уровня 26
3.2. Проведение формирующего эксперимента по развитию словесно-логического
мышления младших школьников с ОНР III уровня 31
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность исследования.
В последнее десятилетие значительно (на 25%) возросло количество школьников с речевым недоразвитием (Герега С.А., Ахутина Т В., 2018). В связи с этим существует потребность в изучении особенностей мышления и усовершенствовании коррекционно - развивающего обучения.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку, возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена [31].
У детей с общим недоразвитием речи выявляется отставание в развитии словесного мышления в виде недостаточности понимания логико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности.
Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как И.Т. Власенко (1990), Р.Е. Левина (2008), Е.Ф. Соботович (1982), Л.Ф. Тихомирова (1996), Т.Р. Кислова (2017) и др. Изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями занимались такие ученые, как Г.В. Гуровец (1988), Н.С. Жукова (2016), Е.М. Мастюкова (1992), О.Н. Усанова (2006), Т.А. Фотекова (1994), М.Е. Хватцев (2009).
В целом, многие авторы отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточную развитость предметно - практической и трудовой деятельности, для них характерно своеобразие в развитии отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и другое). При этом отмечается явная связь между видом речевого расстройства и характерными особенностями в протекании мыслительных процессов. Проблема особенностей мышления у младших школьников с речевой патологией в настоящее время является достаточно актуальной и требующей дальнейшего изучения. Исследования Е.Б. Манузиной (2012), А. С. Границкой (1991), А. А. Кирсанова (1996), В. Д. Шадрикова О.С. (1993), О.С. Газман (1998) позволяют говорить о важности индивидуализации учебного процесса, а разработанная психолого-педагогическая программа И.В. Колодяжной (2017) указывает на комплексный подход в развитии мышления младших школьников.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей с недоразвитием речи позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие.
Понимание особенностей словесно-логического мышления и индивидуальный подход обусловливают положительную динамику в развитии не только мышления, но и коммуникативных навыков, успехов в учебной деятельности школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы: Выявить особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня и апробировать коррекционно-развивающую программу;
Объект исследования: Словесно-логическое мышление младших школьников с ОНР III уровня;
Предмет исследования: Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить особенности мышления у младших школьников с ОНР III уровня
3. Изучить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня
4. Определить способы развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня
5. Провести коррекционно-развивающую работу по развитию словесно-логического мышления
Гипотеза исследования: Развитие мышления в процессе психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должно протекать более успешно, когда:
теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления младших школьников с ОНР III уровня;
выявлены особенности мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
определены критерии и уровни развития мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
проводится целенаправленная систематическая индивидуально-ориентированная работа педагога-психолога по развитию мышления.
Практическая значимость Выявленные особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня, дают теоретическую и методическую основу для формирования дальнейшей работы, помощи в развитии мышления с применением различных диагностических и корректирующих мероприятий. Полученные результаты позволяют индивидуализировать мероприятия, направленные на развитие мышления данной категории детей. Показано, что проведение регулярных занятий с учетом особенностей ребенка приносят положительные результаты не только в развитии психических процессов, но и в учебной деятельности.
Эмпирическая база исследования:
Исследование уровня и особенностей развития мышления младших школьников проведено на базе МАОУ СШ № 148. В исследовании приняли участие 12 человек младшего школьного возраста, учащиеся 3 класса, с ОНР III уровня.
Этапы исследования: Опытно-экспериментальная часть состояла из трех этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента - изучение уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2. Формирующий этап эксперимента - организация и проведение
коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
3. Контрольный этап эксперимента - анализ эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Структура работы: Текст выпускной квалифицированной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В последнее десятилетие значительно (на 25%) возросло количество школьников с речевым недоразвитием (Герега С.А., Ахутина Т В., 2018). В связи с этим существует потребность в изучении особенностей мышления и усовершенствовании коррекционно - развивающего обучения.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку, возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена [31].
У детей с общим недоразвитием речи выявляется отставание в развитии словесного мышления в виде недостаточности понимания логико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности.
Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как И.Т. Власенко (1990), Р.Е. Левина (2008), Е.Ф. Соботович (1982), Л.Ф. Тихомирова (1996), Т.Р. Кислова (2017) и др. Изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями занимались такие ученые, как Г.В. Гуровец (1988), Н.С. Жукова (2016), Е.М. Мастюкова (1992), О.Н. Усанова (2006), Т.А. Фотекова (1994), М.Е. Хватцев (2009).
В целом, многие авторы отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточную развитость предметно - практической и трудовой деятельности, для них характерно своеобразие в развитии отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и другое). При этом отмечается явная связь между видом речевого расстройства и характерными особенностями в протекании мыслительных процессов. Проблема особенностей мышления у младших школьников с речевой патологией в настоящее время является достаточно актуальной и требующей дальнейшего изучения. Исследования Е.Б. Манузиной (2012), А. С. Границкой (1991), А. А. Кирсанова (1996), В. Д. Шадрикова О.С. (1993), О.С. Газман (1998) позволяют говорить о важности индивидуализации учебного процесса, а разработанная психолого-педагогическая программа И.В. Колодяжной (2017) указывает на комплексный подход в развитии мышления младших школьников.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей с недоразвитием речи позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие.
Понимание особенностей словесно-логического мышления и индивидуальный подход обусловливают положительную динамику в развитии не только мышления, но и коммуникативных навыков, успехов в учебной деятельности школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы: Выявить особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня и апробировать коррекционно-развивающую программу;
Объект исследования: Словесно-логическое мышление младших школьников с ОНР III уровня;
Предмет исследования: Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить особенности мышления у младших школьников с ОНР III уровня
3. Изучить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня
4. Определить способы развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня
5. Провести коррекционно-развивающую работу по развитию словесно-логического мышления
Гипотеза исследования: Развитие мышления в процессе психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должно протекать более успешно, когда:
теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления младших школьников с ОНР III уровня;
выявлены особенности мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
определены критерии и уровни развития мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
проводится целенаправленная систематическая индивидуально-ориентированная работа педагога-психолога по развитию мышления.
Практическая значимость Выявленные особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня, дают теоретическую и методическую основу для формирования дальнейшей работы, помощи в развитии мышления с применением различных диагностических и корректирующих мероприятий. Полученные результаты позволяют индивидуализировать мероприятия, направленные на развитие мышления данной категории детей. Показано, что проведение регулярных занятий с учетом особенностей ребенка приносят положительные результаты не только в развитии психических процессов, но и в учебной деятельности.
Эмпирическая база исследования:
Исследование уровня и особенностей развития мышления младших школьников проведено на базе МАОУ СШ № 148. В исследовании приняли участие 12 человек младшего школьного возраста, учащиеся 3 класса, с ОНР III уровня.
Этапы исследования: Опытно-экспериментальная часть состояла из трех этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента - изучение уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2. Формирующий этап эксперимента - организация и проведение
коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
3. Контрольный этап эксперимента - анализ эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Структура работы: Текст выпускной квалифицированной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Формирование мышления является важным этапом в психическом развитии человека. В разные возрастные периоды возникают не только основные формы наглядного мышления — наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления — способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу и синтезу и др. Мышление ребенка с общим недоразвитие речи имеет ряд особенностей: оно синкретично, привязано к конкретным предметам, преобладает образность, нерасчлененность. Во многих случаях проявляется неразвитость понимания причинно-следственных связей. Мышление ребёнка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребёнок овладевает системой знания различных "предметов", которая заключает систематизированный и обобщённый опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет своё содержание, чем оно расчленено в восприятии. При своевременном развитии словесно-логического мышления ребёнок усваивает новые понятия, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире. У ребёнка с речевым нарушением объем внешних воздействий ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими людьми, тем самым затрудненно развитие словесно-логического мышления. В рамках данной работы были изучены особенности развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня, влияние коррекционно-развивающей работы на уровень развития мышления. На первом этапе работы определялось состояние развития словесно-логического мышления детей. Оказалось, что большинство детей показали низкий уровень развития словесно-логического мышления, а именно 7 школьников. Для выполнения поставленной задачи была предложена целенаправленная коррекционная работа по развитию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения. В процессе работы
дети испытывали значительные трудности. Как вспомогательное средство, облегчающее процесс восприятия, был использован метод индивидуального подхода. Суть работы заключалась в знакомстве ребенка с ситуацией при помощи учебных действий и наглядного материала, которые были включены в ход индивидуальных и подгрупповых занятий. При необходимости объяснялись непонятные ребенку значения слов, а также устраивался просмотр видео, кинофильмов с последующим их обсуждением. Конечной целью коррекционной работы являлось самостоятельное усвоение материала и умение оперировать предложенным материалом. Контрольный эксперимент показал значительное повышение уровня развития словесно - логического мышления детей экспериментальной группы - высокий уровень продемонстрировали 7 учеников, 3 - средний и 2 низкий уровень, что свидетельствует об эффективности проведенной с ними коррекционной работы.
По результатам проведённой работы можно сказать, что гипотеза подтвердилась, действительно развитие мышления в процессе психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III Протекает успешно при - 1. Полноценном выявлении особенностей мышления,
2. Определении критериев и уровней развития мышления, а также когда проводится целенаправленная систематическая работа педагога-психолога по развитию мышления.
дети испытывали значительные трудности. Как вспомогательное средство, облегчающее процесс восприятия, был использован метод индивидуального подхода. Суть работы заключалась в знакомстве ребенка с ситуацией при помощи учебных действий и наглядного материала, которые были включены в ход индивидуальных и подгрупповых занятий. При необходимости объяснялись непонятные ребенку значения слов, а также устраивался просмотр видео, кинофильмов с последующим их обсуждением. Конечной целью коррекционной работы являлось самостоятельное усвоение материала и умение оперировать предложенным материалом. Контрольный эксперимент показал значительное повышение уровня развития словесно - логического мышления детей экспериментальной группы - высокий уровень продемонстрировали 7 учеников, 3 - средний и 2 низкий уровень, что свидетельствует об эффективности проведенной с ними коррекционной работы.
По результатам проведённой работы можно сказать, что гипотеза подтвердилась, действительно развитие мышления в процессе психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III Протекает успешно при - 1. Полноценном выявлении особенностей мышления,
2. Определении критериев и уровней развития мышления, а также когда проводится целенаправленная систематическая работа педагога-психолога по развитию мышления.
Подобные работы
- Преодоление психо-речевого недоразвития у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
СЛОВЕСНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Особенности сформированности оптико-пространственных представлений у третьеклассников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С НОРМОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА РАССКАЗЫВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ
ТВОРЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование речемыслительной деятельности у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на
логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



