ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Мышление как познавательный процесс 7
1.2. Особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня 11
1.3. Способы развития словесно-логического мышления детей младшего школьного
возраста с ОНР III уровня 17
ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ 24
2.1. Описание и обоснование методик исследования 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
3.1. Изучение уровня развития словесно-логического мышления младших
школьников с ОНР III уровня 26
3.2. Проведение формирующего эксперимента по развитию словесно-логического
мышления младших школьников с ОНР III уровня 31
3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Актуальность исследования.
В последнее десятилетие значительно (на 25%) возросло количество школьников с речевым недоразвитием (Герега С.А., Ахутина Т В., 2018). В связи с этим существует потребность в изучении особенностей мышления и усовершенствовании коррекционно - развивающего обучения.
Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого предмета свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове материальную оболочку, возникает и развивается в неразрывной связи с речью: чем глубже и основательнее продумана, тем более четко и ясно выражена [31].
У детей с общим недоразвитием речи выявляется отставание в развитии словесного мышления в виде недостаточности понимания логико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности.
Вопросами о путях развития, о частичном слиянии и совпадении процессов речи и мышления занимались многие исследователи: такие как И.Т. Власенко (1990), Р.Е. Левина (2008), Е.Ф. Соботович (1982), Л.Ф. Тихомирова (1996), Т.Р. Кислова (2017) и др. Изучением особенностей мышления у детей с различными речевыми нарушениями занимались такие ученые, как Г.В. Гуровец (1988), Н.С. Жукова (2016), Е.М. Мастюкова (1992), О.Н. Усанова (2006), Т.А. Фотекова (1994), М.Е. Хватцев (2009).
В целом, многие авторы отмечали, что дети, имеющие нарушения речи, интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Несмотря на сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточную развитость предметно - практической и трудовой деятельности, для них характерно своеобразие в развитии отдельных сторон мышления (несформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации и другое). При этом отмечается явная связь между видом речевого расстройства и характерными особенностями в протекании мыслительных процессов. Проблема особенностей мышления у младших школьников с речевой патологией в настоящее время является достаточно актуальной и требующей дальнейшего изучения. Исследования Е.Б. Манузиной (2012), А. С. Границкой (1991), А. А. Кирсанова (1996), В. Д. Шадрикова О.С. (1993), О.С. Газман (1998) позволяют говорить о важности индивидуализации учебного процесса, а разработанная психолого-педагогическая программа И.В. Колодяжной (2017) указывает на комплексный подход в развитии мышления младших школьников.
Изучение особенностей познавательной деятельности детей с недоразвитием речи позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие.
Понимание особенностей словесно-логического мышления и индивидуальный подход обусловливают положительную динамику в развитии не только мышления, но и коммуникативных навыков, успехов в учебной деятельности школьников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель работы: Выявить особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня и апробировать коррекционно-развивающую программу;
Объект исследования: Словесно-логическое мышление младших школьников с ОНР III уровня;
Предмет исследования: Особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с ОНР III уровня.
В соответствии с поставленной целью предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить особенности мышления у младших школьников с ОНР III уровня
3. Изучить уровень развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня
4. Определить способы развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня
5. Провести коррекционно-развивающую работу по развитию словесно-логического мышления
Гипотеза исследования: Развитие мышления в процессе психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должно протекать более успешно, когда:
теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, определяющие формирование и развитие мышления младших школьников с ОНР III уровня;
выявлены особенности мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
определены критерии и уровни развития мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
проводится целенаправленная систематическая индивидуально-ориентированная работа педагога-психолога по развитию мышления.
Практическая значимость Выявленные особенности мышления младших школьников с ОНР III уровня, дают теоретическую и методическую основу для формирования дальнейшей работы, помощи в развитии мышления с применением различных диагностических и корректирующих мероприятий. Полученные результаты позволяют индивидуализировать мероприятия, направленные на развитие мышления данной категории детей. Показано, что проведение регулярных занятий с учетом особенностей ребенка приносят положительные результаты не только в развитии психических процессов, но и в учебной деятельности.
Эмпирическая база исследования:
Исследование уровня и особенностей развития мышления младших школьников проведено на базе МАОУ СШ № 148. В исследовании приняли участие 12 человек младшего школьного возраста, учащиеся 3 класса, с ОНР III уровня.
Этапы исследования: Опытно-экспериментальная часть состояла из трех этапов:
1. Констатирующий этап эксперимента - изучение уровня развития словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
2. Формирующий этап эксперимента - организация и проведение
коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
3. Контрольный этап эксперимента - анализ эффективности коррекционно-развивающей работы по развитию словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Структура работы: Текст выпускной квалифицированной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Формирование мышления является важным этапом в психическом развитии человека. В разные возрастные периоды возникают не только основные формы наглядного мышления — наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления — способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу и синтезу и др. Мышление ребенка с общим недоразвитие речи имеет ряд особенностей: оно синкретично, привязано к конкретным предметам, преобладает образность, нерасчлененность. Во многих случаях проявляется неразвитость понимания причинно-следственных связей. Мышление ребёнка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребёнок овладевает системой знания различных "предметов", которая заключает систематизированный и обобщённый опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет своё содержание, чем оно расчленено в восприятии. При своевременном развитии словесно-логического мышления ребёнок усваивает новые понятия, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире. У ребёнка с речевым нарушением объем внешних воздействий ограничен, взаимодействие со средой обеднено, затруднено общение с окружающими людьми, тем самым затрудненно развитие словесно-логического мышления. В рамках данной работы были изучены особенности развития словесно-логического мышления младших школьников с ОНР III уровня, влияние коррекционно-развивающей работы на уровень развития мышления. На первом этапе работы определялось состояние развития словесно-логического мышления детей. Оказалось, что большинство детей показали низкий уровень развития словесно-логического мышления, а именно 7 школьников. Для выполнения поставленной задачи была предложена целенаправленная коррекционная работа по развитию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе психолого-педагогического сопровождения. В процессе работы
дети испытывали значительные трудности. Как вспомогательное средство, облегчающее процесс восприятия, был использован метод индивидуального подхода. Суть работы заключалась в знакомстве ребенка с ситуацией при помощи учебных действий и наглядного материала, которые были включены в ход индивидуальных и подгрупповых занятий. При необходимости объяснялись непонятные ребенку значения слов, а также устраивался просмотр видео, кинофильмов с последующим их обсуждением. Конечной целью коррекционной работы являлось самостоятельное усвоение материала и умение оперировать предложенным материалом. Контрольный эксперимент показал значительное повышение уровня развития словесно - логического мышления детей экспериментальной группы - высокий уровень продемонстрировали 7 учеников, 3 - средний и 2 низкий уровень, что свидетельствует об эффективности проведенной с ними коррекционной работы.
По результатам проведённой работы можно сказать, что гипотеза подтвердилась, действительно развитие мышления в процессе психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III Протекает успешно при - 1. Полноценном выявлении особенностей мышления,
2. Определении критериев и уровней развития мышления, а также когда проводится целенаправленная систематическая работа педагога-психолога по развитию мышления.
1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения/ А.Ф.Ануфриев.- М.: Издательство «Ось-89», 2001.- 272 с.
2. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология : учеб, пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.- 526 с. -
3. Бочкарева Е.А. «Играем - развиваемся»: Методическое пособие по раз-витию познавательных способностей детей посредством дидактической игры от 3-х лет до 7-ми лет/ Е.А. Бочкарева.- М. Синема. 2014 . - 104 с.
4. Брызгалова И.М. Развитие креативного мышления младшего школьника / И.М. Брызгалова //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20. С. 68-72.
5. Брызгалова И.М. Развитие креативного мышления младшего школьника / И.М. Брызгалова //Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 20. С. 68-72.
6. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с на-рушениями речи (1990) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2978212
7. Вохмянина А. Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена / А. Е. Вохмянина. - Магнитогорск, 2008. - 263 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Соцэкгиз, 1934.-368 с.
9. Выготский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Педагогическая психология. — Москва: Академия, 1991.
10. Гагай В.В., Особенности эмоциональных проявлений младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления/ В.В. Гагай [и др] //Перспективы науки и образования. - 2018. - № 3 (33). - С. 266-272.
11. Грибова О.Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи — М., 1990.
12. Гуляева А.С., Иванченко И.В. Влияние психолого-педагогических условий на развитие логического мышления младших школьников // Наука в современном информационном обществе: материалы XI Международной научно - практической конференции. 2017. С. 82-84
13. Дацерхоева М.А., Сравнительное исследование уровня развития словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста / М.А. Дацерхоева //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2015. - № 44. - С. 43-46.
14. Жинкин, Н.И. Язык. Речь. Интеллект (1972) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/402468/
15. Жукова, Н.С. Логопедия. - Екатеринбург, 2005. - 364 с.
16. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: МОДЭК, 2001
17. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]. - М.: Академия, 2007. - 98 с.
18. Карпунина О.И., Пиваева Е.О. Особенности развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста/ О.И. Карпунина//Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии.- 2016. - № 1. - С. 226-231.
19. Кобякова Г. Н. К Истории изучения проблемы недоразвития речи у детей
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-istorii-
izucheniya-problemy-nedorazvitiya-rechi-detey
20. Козырева А.В. Психолого-педагогические условия развития абстрактного мышления в начальной школе/ А.В. Козырева // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». 2016. - №5(09). Июль - C. 104-108
21. Колодяжная Е.В. Концептуальная модель развития мышления младших
школьников с низким уровнем личностной готовности к обучению. 2017. -
https://www.pglu.ru/upload/iblock/941/Pages-from-CHast-8_5.pdf
22. Кухтерина Г.В. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие/ Г. В. Кухтерина, Е. А. Кукуев. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. 2014. - 180 с.
23. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]. - М., 2008. - 287 с.
24. Литновская Н.А. Мышление, эмоции и здоровье //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология/ Н.А. Литновская. 2014. - № 5 (137). - С. 48-52
25. Логопсихология [Текст]/авт.-сост. С.В. Лауткина. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. - 467 с.
26. Лупандина Е.А. Формирование художественно-образного мышления
младших школьников: опыт диагностического исследования./Е.А.Лупандина
//Современная высшая школа: инновационный аспект. 2017. - Т. 9. № 3 (37). - С. 103-110.
27. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. МаклаковСПб: Просвещение, 2001
28. Манузина Е.Б. Младший школьник: мышление и индивидуальность. В книге: Философская и педагогическая антропология детства/ Под ред. В.А. Возчикова. - Бийск, 2012. - С. 319-358
29. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция (1992) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.Com/file/787402/
30. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина - М.: Академия, 2000.
31. Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2 : Психология образования / Р. С. Немов. - М. : Владос, 2007. - 496 с.
32. Нестерова, Т.В. Особенности формирования наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] //Логопедия. - 2003. - № 1-2. - С. 64-68.
33. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. Диагностика и коррекция/ Овчинникова Т.Н. - М.: Академический Проект, 2014.- 227 c
34. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже.- Пер. с фр. - М.: Просвещение, 1969.
35. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация.- М., 1963.- 424 с.
36. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - Санкт- Петербург: Речь, 1997.
37. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т. В. Лаврентьевой. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2014. - 144 с.
38. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е. М. Борисовой.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012.- 368 с.
39. Психология мышления и речи. Хрестоматия [Текст] / Москва: Просвещение, 2001.
40. Ревина, Е. Г. Настольная книга практического психолога: учебное пособие; в 2 кн/ Е.Т. Ревина. - М. : ВЛАДОС-пресс, 2012. - 384с.
41. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практ. пособие / Е. И. Рогов. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 435 с.
42. Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практ. пособие / Е. И. Рогов. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 435 с.
43. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург: Речь, 2001.
44. Сергеева Е.С. Проблемы изучения словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста/ Е.С. Сергеева //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - № 10. - С. 46-50.
45. Системные нарушения речи. Книга 3 [Текст]/ под ред. Л.С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 311 с.
46. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога - дефектолога [Текст] / Е. А. Стребелева. - Москва: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2004.
47. Тихомиров О. К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - М.: МГУ, 1984.
48. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи [Текст] / Т.А. Ткаченко,.- Москва: Книголюб, 2005.
49. Трошина О.В., Жулина Е.В. Логопсихология [Текст]. - М., 2005. - 236 с.
50. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст].- М., 2011. - 225 с.
51. Филичева, Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Развиваем речь и мышление - М., 2019.
52. Хазыкова Т.С. Развитие логического мышления младшего школьника на уроках математики. В сб: Образование и наука: современные тренды ./ Т.С. Хазыкова. - Чебоксары, 2016. - С. 158-176.
53. Халилова Л.Б. Психолингвистические основы формирования речевой коммуникации учащихся с недоразвитием речи // Специальное образование. 2018.
54. Ягудина Т.А. Логические формы мышления (дидактический аспект) // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 5 (55). С. 47-51.
55. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
56. Янова В.А. Проблема развития логического мышления у младших школьников // Наука сегодня: проблемы и пути решения: материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 74-76.
57. Swanson, H. L. Phonological Processes and Other Routes / H. L. Swanson // J. of Learning Disabilities. - 1989.
58. Thal, D. J. Early lexical development in children with focal brain injury / D. J. Thal et. al. // Brain and Language. - 1992
59. Torgesen, J. K. Cognitive and Behavioral Characteristics of Children with Learning Disabilities: Concluding Comments / J. K. Torgesen // J. of Learning Disabilities. - 1989
60. Woods, B. T. The restricted effects of right-hemisphere lesions after age one: Wechsler test data / B. Woods // Neuropsychology/ - 1980
61. Wuke, M. Perception and memory for spatial relations in children with deve-lopmental dysphasia / M. Wuke, D. Asso // Neuropsychologia. - 1979.