Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения просмотровому чтению у учащихся средних классов в общеобразовательных учреждениях РТ
1.1. Понятие просмотрового чтения в научной методической литературе
1.2 Подходы, принципы и приемы в совершенствовании просмотрового чтения
1.3 Методы просмотрового чтения
Выводы по первой главе
Глава 2 Практические основы обучения просмотровому чтению учащихся средних классов в общеобразовательных учреждениях РТ
2.1. Анализ учебно-методического комплекта по английскому языку
для 5-9 классов
2.2. Комплекс упражнений для формирования навыков просмотрового чтения
Выводы по второй главе
Заключение
Список библиографии
Чтение является одним из важнейших средств общения, информационным каналом, через который человек приобщается к культурному наследию прошлого, знакомится с окружающим миром. Оно положительно влияет на становление и совершенствование других речевых умений. Именно поэтому обучение чтению - одна из важнейших практических задач, которая ставится действующей примерной программой по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений Российской Федерации [Биболетова М.З., 2012].
Данное исследование посвящено проблеме совершенствования просмотрового чтения при подготовке к ОГЭ у учащихся средних классов в общеобразовательных учреждениях РТ.
Выбор темы и его актуальность обусловлено тем, что в «Материалах для проведения экзаменов по иностранному языку в IX классе общеобразовательных организациях» четко указывается на то, что во втором разделе письменной части экзамена включает в себя чтение, в том числе и художественного текста с пониманием его основного содержания.
Как показывают многие исследования, просмотровое чтение позволяет обеспечить решение практически всех задач обращения человека к печатным источникам, возникающих в связи с его коммуникативными, познавательными и эстетическими потребностями.
Решить задачу оперативной и разносторонней обработки печатного материала в ограниченные сроки позволяет владение видами так называемого "быстрого" чтения, в частности, просмотровым чтением. Получение информации посредством чтения, а, следовательно, и умение читать литературу на иностранном языке, является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний.
На наш взгляд, именно эта особенность просмотрового чтения даст сегодняшним старшеклассникам, будущим специалистам, возможность в короткие сроки обрабатывать значительные объемы информации с целью подбора зарубежных источников по интересующим их темам. Вот почему в методике преподавания иностранных языков должно быть уделено большое внимание данному виду чтения.
Цель исследования: разработка системы упражнений по совершенствованию просмотрового чтения при подготовке к ОГЭ у учащихся средних классов в общеобразовательных учреждениях РТ.
Для достижения сформулированной выше цели исследования потребовалось решение следующих задач:
- Рассмотреть понятия просмотрового чтения в отечественной и зарубежной методике обучения иностранным языкам;
- проанализировать действующие учебники по английскому языку для средних классов в общеобразовательных учреждениях РТ;
- изучить подходы, принципы, методы и приемы в совершенствовании просмотрового чтения;
- разработать систему упражнений для совершенствования просмотрового чтения при подготовке к ОГЭ.
Объект исследования: процесс обучения просмотровому чтению учащихся средних классов в общеобразовательных организациях РТ.
Предмет исследования: система упражнений по совершенствованию навыков просмотрового чтения для подготовки к ОГЭ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- выявлена специфика обучения просмотровому чтению на английском языке учащихся средних классов в общеобразовательных учреждениях РТ;
- выявлена роль просмотрового чтения, как одного из наиболее востребованных видов чтения на английском языке;
- разработана система предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений при совершенствовании просмотрового чтения, которые способствуют развитию общих и специфических умений просмотрового чтения для подготовки к ОГЭ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы дипломной работы могут использовать учителя английского языка в школах РТ, студенты Филологического факультета по специальности иностранный язык, педагогического образования в области английского языка, зарубежной филологии, преподаватели кафедры английского и иностранных языков, а также все те, кто интересуются в области иностранного языка. Они могут быть использованы при чтении лекционных курсов и при разработке тематики курсовых и дипломных работ.
Объём и структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и приложений.
В первой главе мы рассматриваем понятие просмотрового чтения в отечественной и зарубежной методике, принципы, подходы, методы и приемы в совершенствовании данного вида чтения.
В настоящей дипломной работе было исследовано чтения у учащихся средних классов в организациях РТ.
Анализ программы, действующих учебников, а также уровню обученности учеников просмотровому чтению позволил сделать вывод о том, что методика обучения данному виду чтения является недостаточно разработанной.
На основе критического анализа литературы по психологии , психолингвистике, методике и дидактике были выявлены особенности восприятия и понимания текста при просмотре, охарактеризованы навыки умения, подлежащие формированию в учебном процессе. Это позволило создать основу для специального комплекса упражнений: используемые для совершенствования просмотрового чтения.
Работа по формированию и развитию навыков и умений чтения проходит несколько этапов, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи.
Научиться читать - значит уметь озвучивать графемы и извлекать мысли, факты, т.е. понимать, использовать информацию текста.
В процессе овладения чтением необходимо преодолеть массу трудностей, для этого учителю следует вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, создавая различные ситуации речевого общения,где у учащихся происходит накопление и расширение как базы для успешного овладения чтением.
В идеале чтение на иностранном самостоятельный характер, осуществляться не сопровождаться интересом со стороны ребят.
1. Агабекян И.П., Коваленко П.И. Устные темы по английскому языку и все для успешной сдачи экзамена. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2001. - 320 с.
2. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278.
4. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В.А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, с. 568.
5. Бухбиндер В.А., Миролюбов А.А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Советская педагогика. 1984. № 10, с.16.
6. Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с. 386.
7. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.
8. Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности //Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983, с. 186.
9. Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие //Иностранные языки в школе.1984.№ 5, с. 23.
10. Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. //Иностранные языки в школе. 1999. № 2, с. 18.
1 1 .Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: МГУ, 1979, с. 348.
12. Витт Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку //Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971, с124.
13. Возрастная и педагогическая психология /Ред. А.П. Петровский. М.: 1973, с. 486
14. Воронина Е.К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией, на аудирование //Тезисы докладов. Научно-методическая
конференция.— М.: МГПИИЯ, 1971, с. 68.
15. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1984, с. 124.
16. Годовые отчеты и планы работы Тувинского государственного университета с 1952 по 1955 гг. - фонд 11, опись 1
17. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987, с. 274.
18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: РАО/МПСИ, 2001, с. 396.
19. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, с. 248.
20. Калинина С.В., Миролюбов А.А. Дидактические основы программы по иностранным языкам //Советская педагогика. 1985. №11, с.19.
21. Карманова Н.А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.
22. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980.
23. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 456.
24. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М: РАО/МПСИ, 2001, с. 127.
25. Лукьянова .. «Тувинская правда» 1994, с.5
26. Монгуш .. «Тыванын Аныяктары» 1988, с.3
27. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 1989, 239.
28. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988, 324.
29. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
30. Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 10 — 11 классов школ с углубленным изучением иностранных язы-ков.— М.: Просвещение, 2000.
31. Шаалы А.С., Волков Г.Н., Салчак К.Б. Этнопедагогика тувинского народа. - К.: 2009.
32. British Counsil. The ESP teacher: role, development and prospects. - L.: 1981.
33. British Counsil. English Language Teaching. - Oxford University Press, 1972.
34. Zarubin B.E. English for teachers. - M., 1976.
Список интернет-ре урсов
35. Киреева Т.В. www.englishteachers.ru
36. www.fipi.ru