ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
|
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ В
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Адаптация, как психолого - педагогический феномен 8
1.2 Особенности социально - психологической адаптации детей
младшего школьного возраста 18
1.3 Психолого - педагогическое сопровождение первоклассников в
адаптационный период 26
Вывод по I главе 38
ГДАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Методическая организация исследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента, и их обсуждение 40
2.2 Программа работы по сопровождению дезадаптации у детей
младшего школьного возраста 51
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 65
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ В
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Адаптация, как психолого - педагогический феномен 8
1.2 Особенности социально - психологической адаптации детей
младшего школьного возраста 18
1.3 Психолого - педагогическое сопровождение первоклассников в
адаптационный период 26
Вывод по I главе 38
ГДАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Методическая организация исследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента, и их обсуждение 40
2.2 Программа работы по сопровождению дезадаптации у детей
младшего школьного возраста 51
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 65
Актуальность. Проблема адаптации является современной и сложной в исследовании. Она представляет интерес для исследователей в различных областях науки: философии, психологии, биологии, социологии, педагогики и т. д. Общепризнано, что впервые термин «адаптация» был введен в научный оборот немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 году и первоначально использовался в биологии. Он рассматривал адаптацию как изменение чувствительности анализаторов кожи к действию внешних раздражителей. Позже стало известно, что работоспособность всех органов чувств связана с «адаптацией». Это стало началом всестороннего изучения проблемы, которая вышла за рамки общей биологии и начала проникать в технические, естественные и гуманитарные науки.
Существует множество определений «адаптации» и методов ее изучения в зависимости от целей исследования. В психологической науке термин «адаптация» был введен из биологических дисциплин. В исследовании биологической адаптации основное внимание уделяется изменениям метаболизма и функций органов, в зависимости от жизненного значения стимулов. В частности, в физиологии термин означает реакцию адаптации органов чувств к действию соответствующих раздражителей. Значение адаптации остается в психологии. Психологическая адаптация проявляется как адаптация к условиям и задачам на уровне психических процессов [4]. Это особенно выражено в тех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимосвязи между индивидуумом и окружающей средой.
В работах Г.А. Балл и С.Г. Айрапетян адаптация в широком смысле - это динамическое формирование, результат и процесс адаптации организма или индивидуума к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулируемой системы (биологической, социальной или технической), которая заключается в способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Это понимание конкретизируется на уровне философского, социально-психологического, педагогического, психолого¬педагогического анализа [3;9].
Психологическое содержание понятия «адаптация» гораздо шире, чем в биологических науках, благодаря социальному звучанию, а именно необходимости адаптации личности к новой социальной среде и важности адаптации различных видов личной деятельности.
На философском уровне понятие «адаптация» рассматривается как процесс активного взаимодействия между саморазвивающейся и самоуправляющейся системой (организмом, населением и т. д.) с окружающей средой в направлении повышения устойчивости способов развития этой системы при определенных условиях окружающей среды [53].
Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская рассматривают адаптацию на уровне социально-психологического анализа, где выступает как адаптация личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и т. д.). В современной, отечественной и зарубежной социальной психологии проблемы адаптации занимают серьезное место среди практических и теоретических исследований. Многие образовательные и методические работы по проблемам общей, социальной и этнической психологии также отражают проблему адаптации [20;5;54].
На уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан главным образом с включением ребенка в качестве субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успеха в обучении.
В связи с этим начало систематического школьного обучения является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, поскольку оно связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям. Этот процесс сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной степени влияет на психологическую и эмоциональную сферу. Успех социальной деятельности ребенка зависит в значительной степени от благосостояния адаптационного периода, при поступлении в школу.
Школьная дезадаптация ведет к развитию невротических состояний, снижению образовательной мотивации, деформации межличностных отношений. Неблагоприятный ход адаптации указывает на снижение функциональных резервов организма и перенапряжение регуляторных систем, что сопровождается появлением соматических заболеваний.
Исходя из вышесказанного, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе».
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе и разработать программу.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
методологическую литературу по теме исследования.
2. Описать основные понятия работы.
3. Охарактеризовать особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
4. Выделить критерии, уровни и подобрать методики
5. Провести опытно-экспериментальную работу
6. Разработать программу работы по сопровождению дезадаптации детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет следующее:
- завышенная самооценка, где самооценка выражается у детей в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
- средний уровень мотивации - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
- социометрические позиции: преобладают «предпочитаемые» и «принятые» - это такие члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.
Методы исследования: наблюдение; беседа; методика «Какой Я» Р.С. Немов; методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; методика «Ооциометрия» Дж. Морено.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средней школы №98» г. Железногорска, 1 «А», 1 «Б», 1 «В» классы (52 учащихся).
Существует множество определений «адаптации» и методов ее изучения в зависимости от целей исследования. В психологической науке термин «адаптация» был введен из биологических дисциплин. В исследовании биологической адаптации основное внимание уделяется изменениям метаболизма и функций органов, в зависимости от жизненного значения стимулов. В частности, в физиологии термин означает реакцию адаптации органов чувств к действию соответствующих раздражителей. Значение адаптации остается в психологии. Психологическая адаптация проявляется как адаптация к условиям и задачам на уровне психических процессов [4]. Это особенно выражено в тех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимосвязи между индивидуумом и окружающей средой.
В работах Г.А. Балл и С.Г. Айрапетян адаптация в широком смысле - это динамическое формирование, результат и процесс адаптации организма или индивидуума к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулируемой системы (биологической, социальной или технической), которая заключается в способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Это понимание конкретизируется на уровне философского, социально-психологического, педагогического, психолого¬педагогического анализа [3;9].
Психологическое содержание понятия «адаптация» гораздо шире, чем в биологических науках, благодаря социальному звучанию, а именно необходимости адаптации личности к новой социальной среде и важности адаптации различных видов личной деятельности.
На философском уровне понятие «адаптация» рассматривается как процесс активного взаимодействия между саморазвивающейся и самоуправляющейся системой (организмом, населением и т. д.) с окружающей средой в направлении повышения устойчивости способов развития этой системы при определенных условиях окружающей среды [53].
Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская рассматривают адаптацию на уровне социально-психологического анализа, где выступает как адаптация личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и т. д.). В современной, отечественной и зарубежной социальной психологии проблемы адаптации занимают серьезное место среди практических и теоретических исследований. Многие образовательные и методические работы по проблемам общей, социальной и этнической психологии также отражают проблему адаптации [20;5;54].
На уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан главным образом с включением ребенка в качестве субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успеха в обучении.
В связи с этим начало систематического школьного обучения является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, поскольку оно связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям. Этот процесс сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной степени влияет на психологическую и эмоциональную сферу. Успех социальной деятельности ребенка зависит в значительной степени от благосостояния адаптационного периода, при поступлении в школу.
Школьная дезадаптация ведет к развитию невротических состояний, снижению образовательной мотивации, деформации межличностных отношений. Неблагоприятный ход адаптации указывает на снижение функциональных резервов организма и перенапряжение регуляторных систем, что сопровождается появлением соматических заболеваний.
Исходя из вышесказанного, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе».
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе и разработать программу.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
методологическую литературу по теме исследования.
2. Описать основные понятия работы.
3. Охарактеризовать особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
4. Выделить критерии, уровни и подобрать методики
5. Провести опытно-экспериментальную работу
6. Разработать программу работы по сопровождению дезадаптации детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет следующее:
- завышенная самооценка, где самооценка выражается у детей в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
- средний уровень мотивации - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
- социометрические позиции: преобладают «предпочитаемые» и «принятые» - это такие члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.
Методы исследования: наблюдение; беседа; методика «Какой Я» Р.С. Немов; методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; методика «Ооциометрия» Дж. Морено.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средней школы №98» г. Железногорска, 1 «А», 1 «Б», 1 «В» классы (52 учащихся).
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.
Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творческой, ценящей себя и других, и необходимостью сохранения здоровья детей.
В ходе выполнения дипломной работы нами были поэтапно реализованы все сформулированные ранее задачи исследования.
1. Осуществлён анализ научной литературы различных авторов по теме социально-психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Изучили теоретические аспекты понятий адаптации и дезадаптации. Что позволило нам выделить ряд проблем, возникающих у первоклассников в период адаптации к школе.
2. Осуществили констатирующий этап исследования социально-психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе в несколько этапов и по нескольким категориям.
Практическая часть нашего исследования выстраивалась в два этапа: констатирующий этап исследования и разработки программы. Мы провели диагностику детей младшего школьного возраста и смогли выделить ряд проблем, которые возникают у детей в начале обучения в школе. Среди таких проблем мы выделили:
• отсутствие мотивов и интереса к учебе;
• слабая статусная позиция школьника;
Наш констатирующий этап исследования показал, что для повышения уровня адаптированности детей к школе необходимо осуществлять работу по трём категориям: дети, учитель, родители.
В процессе нашего исследования были выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 20 учащихся (44,4%) и 15 учащихся (27,8%) со статусной позицией - «изолированные» и «отвергнутые».
3. По завершению нашего констатирующего этапа исследования, мы разработали программу по сопровождению детей с дезадаптацией для родителей и учителей, где предлагаем варианты (способы) разрешения возникших проблем в вопросе готовности и адаптации ребенка к школе, что тоже являлось одной из задач нашей работы.
В ходе исследования была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет следующее:
- высокий уровень самооценки, где самооценка выражается у детей в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
- средний уровень мотивации - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
- социометрические позиции: преобладают «предпочитаемые» и «принятые» - это такие члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.
Таким образом, сформированная в начале работы гипотеза подтвердилась, задачи выполнены, цель достигнута.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.
Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творческой, ценящей себя и других, и необходимостью сохранения здоровья детей.
В ходе выполнения дипломной работы нами были поэтапно реализованы все сформулированные ранее задачи исследования.
1. Осуществлён анализ научной литературы различных авторов по теме социально-психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Изучили теоретические аспекты понятий адаптации и дезадаптации. Что позволило нам выделить ряд проблем, возникающих у первоклассников в период адаптации к школе.
2. Осуществили констатирующий этап исследования социально-психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе в несколько этапов и по нескольким категориям.
Практическая часть нашего исследования выстраивалась в два этапа: констатирующий этап исследования и разработки программы. Мы провели диагностику детей младшего школьного возраста и смогли выделить ряд проблем, которые возникают у детей в начале обучения в школе. Среди таких проблем мы выделили:
• отсутствие мотивов и интереса к учебе;
• слабая статусная позиция школьника;
Наш констатирующий этап исследования показал, что для повышения уровня адаптированности детей к школе необходимо осуществлять работу по трём категориям: дети, учитель, родители.
В процессе нашего исследования были выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 20 учащихся (44,4%) и 15 учащихся (27,8%) со статусной позицией - «изолированные» и «отвергнутые».
3. По завершению нашего констатирующего этапа исследования, мы разработали программу по сопровождению детей с дезадаптацией для родителей и учителей, где предлагаем варианты (способы) разрешения возникших проблем в вопросе готовности и адаптации ребенка к школе, что тоже являлось одной из задач нашей работы.
В ходе исследования была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет следующее:
- высокий уровень самооценки, где самооценка выражается у детей в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
- средний уровень мотивации - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
- социометрические позиции: преобладают «предпочитаемые» и «принятые» - это такие члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.
Таким образом, сформированная в начале работы гипотеза подтвердилась, задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Современная журналистика как средство социально-психологической
адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ АРТ-ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - Условия организации социально - психологической адаптации к обучению в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И
КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



