Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ В
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Адаптация, как психолого - педагогический феномен 8
1.2 Особенности социально - психологической адаптации детей
младшего школьного возраста 18
1.3 Психолого - педагогическое сопровождение первоклассников в
адаптационный период 26
Вывод по I главе 38
ГДАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
2.1 Методическая организация исследования и анализ результатов
констатирующего эксперимента, и их обсуждение 40
2.2 Программа работы по сопровождению дезадаптации у детей
младшего школьного возраста 51
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Список литературы 65
Актуальность. Проблема адаптации является современной и сложной в исследовании. Она представляет интерес для исследователей в различных областях науки: философии, психологии, биологии, социологии, педагогики и т. д. Общепризнано, что впервые термин «адаптация» был введен в научный оборот немецким физиологом Г. Аубертом в 1865 году и первоначально использовался в биологии. Он рассматривал адаптацию как изменение чувствительности анализаторов кожи к действию внешних раздражителей. Позже стало известно, что работоспособность всех органов чувств связана с «адаптацией». Это стало началом всестороннего изучения проблемы, которая вышла за рамки общей биологии и начала проникать в технические, естественные и гуманитарные науки.
Существует множество определений «адаптации» и методов ее изучения в зависимости от целей исследования. В психологической науке термин «адаптация» был введен из биологических дисциплин. В исследовании биологической адаптации основное внимание уделяется изменениям метаболизма и функций органов, в зависимости от жизненного значения стимулов. В частности, в физиологии термин означает реакцию адаптации органов чувств к действию соответствующих раздражителей. Значение адаптации остается в психологии. Психологическая адаптация проявляется как адаптация к условиям и задачам на уровне психических процессов [4]. Это особенно выражено в тех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимосвязи между индивидуумом и окружающей средой.
В работах Г.А. Балл и С.Г. Айрапетян адаптация в широком смысле - это динамическое формирование, результат и процесс адаптации организма или индивидуума к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулируемой системы (биологической, социальной или технической), которая заключается в способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Это понимание конкретизируется на уровне философского, социально-психологического, педагогического, психолого¬педагогического анализа [3;9].
Психологическое содержание понятия «адаптация» гораздо шире, чем в биологических науках, благодаря социальному звучанию, а именно необходимости адаптации личности к новой социальной среде и важности адаптации различных видов личной деятельности.
На философском уровне понятие «адаптация» рассматривается как процесс активного взаимодействия между саморазвивающейся и самоуправляющейся системой (организмом, населением и т. д.) с окружающей средой в направлении повышения устойчивости способов развития этой системы при определенных условиях окружающей среды [53].
Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская рассматривают адаптацию на уровне социально-психологического анализа, где выступает как адаптация личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и т. д.). В современной, отечественной и зарубежной социальной психологии проблемы адаптации занимают серьезное место среди практических и теоретических исследований. Многие образовательные и методические работы по проблемам общей, социальной и этнической психологии также отражают проблему адаптации [20;5;54].
На уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан главным образом с включением ребенка в качестве субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успеха в обучении.
В связи с этим начало систематического школьного обучения является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, поскольку оно связано с необходимостью адаптироваться к новым социальным условиям. Этот процесс сопровождается различными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной степени влияет на психологическую и эмоциональную сферу. Успех социальной деятельности ребенка зависит в значительной степени от благосостояния адаптационного периода, при поступлении в школу.
Школьная дезадаптация ведет к развитию невротических состояний, снижению образовательной мотивации, деформации межличностных отношений. Неблагоприятный ход адаптации указывает на снижение функциональных резервов организма и перенапряжение регуляторных систем, что сопровождается появлением соматических заболеваний.
Исходя из вышесказанного, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе».
Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе и разработать программу.
Объект исследования: процесс социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую,
методологическую литературу по теме исследования.
2. Описать основные понятия работы.
3. Охарактеризовать особенности социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в школе.
4. Выделить критерии, уровни и подобрать методики
5. Провести опытно-экспериментальную работу
6. Разработать программу работы по сопровождению дезадаптации детей младшего школьного возраста
Гипотеза исследования: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет следующее:
- завышенная самооценка, где самооценка выражается у детей в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
- средний уровень мотивации - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
- социометрические позиции: преобладают «предпочитаемые» и «принятые» - это такие члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.
Методы исследования: наблюдение; беседа; методика «Какой Я» Р.С. Немов; методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой; методика «Ооциометрия» Дж. Морено.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средней школы №98» г. Железногорска, 1 «А», 1 «Б», 1 «В» классы (52 учащихся).
Адаптация к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к данной проблеме обусловлено ориентацией на личность школьника и фиксации потребности в социально адаптированных учащихся.
Обучение и воспитание личности первоклассника в начальной школе является составной частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, увеличение объема информации, повышение требований к образованию, развитие умственных способностей детей, их творческая активность в общеобразовательной практике не всегда сочетаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию взаимоотношений со сверстниками и учителем. Это порождает противоречие между потребностью в формировании всесторонне развитой личности, самостоятельной и творческой, ценящей себя и других, и необходимостью сохранения здоровья детей.
В ходе выполнения дипломной работы нами были поэтапно реализованы все сформулированные ранее задачи исследования.
1. Осуществлён анализ научной литературы различных авторов по теме социально-психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе. Изучили теоретические аспекты понятий адаптации и дезадаптации. Что позволило нам выделить ряд проблем, возникающих у первоклассников в период адаптации к школе.
2. Осуществили констатирующий этап исследования социально-психологических условий адаптации детей младшего школьного возраста к школе в несколько этапов и по нескольким категориям.
Практическая часть нашего исследования выстраивалась в два этапа: констатирующий этап исследования и разработки программы. Мы провели диагностику детей младшего школьного возраста и смогли выделить ряд проблем, которые возникают у детей в начале обучения в школе. Среди таких проблем мы выделили:
• отсутствие мотивов и интереса к учебе;
• слабая статусная позиция школьника;
Наш констатирующий этап исследования показал, что для повышения уровня адаптированности детей к школе необходимо осуществлять работу по трём категориям: дети, учитель, родители.
В процессе нашего исследования были выявлены дети с низкой школьной мотивацией - 20 учащихся (44,4%) и 15 учащихся (27,8%) со статусной позицией - «изолированные» и «отвергнутые».
3. По завершению нашего констатирующего этапа исследования, мы разработали программу по сопровождению детей с дезадаптацией для родителей и учителей, где предлагаем варианты (способы) разрешения возникших проблем в вопросе готовности и адаптации ребенка к школе, что тоже являлось одной из задач нашей работы.
В ходе исследования была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза: социально-психологическая адаптация детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет следующее:
- высокий уровень самооценки, где самооценка выражается у детей в таких особенностях поведения, как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку, игнорирование своих ошибок, отрицание неуспеха.
- средний уровень мотивации - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравится чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере, учебный процесс их мало привлекает.
- социометрические позиции: преобладают «предпочитаемые» и «принятые» - это такие члены группы, которые определяются по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных выборов.
Таким образом, сформированная в начале работы гипотеза подтвердилась, задачи выполнены, цель достигнута.
1. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М., 2002.
2. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сб. метод. мат. для админ., педагогов и шк. психол./ Битянова М.Р. - М.: Образоват. центр «Педагогический поиск», 1997.
3. Айрапетян С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия "адаптация". Ереван, 1984.
4. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации в школе / Под. Ред. С.М. Громбаха. - М., 1988.
5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 2001.
6. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6-7 летних детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду. - 2000. - №4
7. Артемов С.Д., Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 1990.
8. Бадьина Н.П., Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе / Н.П. Бадьина. - М.: Генезис, 2007.
9. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989, № 1.
10. Безруких, М. М. Трудности обучения в школе: причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М.М. Безруких. - Москва: Эксмо, 2009.
11. Битянова М.Г. Организация психологической работы в школе. - М., 2013.
12. Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 2013.
13. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе. М. , Владос, 2012.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 2009.
15. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1985.
16. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: пособие для
воспитателей / Н. Д. Ватутина; под ред. Л. И. Каплан. - М.: Просвещение,
1983.
17. Вершинина, Т.И. Производственная адаптация рабочих кадров / Т.И. Вершинина. - Новосибирск, 1979.
18. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М. - 1987.
19. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. - Минск, БГУ, 2001.
20. Зотова О.И., Кряжева И.К. Методы исследования социально психологических аспектов адаптации личности // Психологический журнал, 1995, №4.
21. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации [Текст] / В.Е. Каган //Вопросы психологии. — 1984. — №4.
22. Казначеев В. П. Адаптация человека и среда. М., 2013
23. Калинина, Р. Р. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Р. Калинина // Дошкольное воспитание. - 1998.
24. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. - 2-е изд. - М.:
Айрис-пресс, 2006.
25. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. - 2-е изд. - М.:
Айрис-пресс, 2006.
26. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997.
27. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М.,
1983.
29. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / Леонтьев А.Н. - М., 1971.
30. Локалова Н.П., Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.: Ось - 89, 2003.
31. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти / Лурия А.Р. - М.: Педагогика, 1974.
32. Матвеева О. А., Львова Е. А. Помощь в адаптации к средней школе. // Психологическая наука и образование. 2013.
33. Милославова, И.А. Роль социальной адаптации / И.А. Милославова. - Л.,
1984.
34. Мосина, Н.А. Психологическое сопровождение процесса социализации
учащихся в условиях меняющегося мира. // В сборнике: Психология экстремальных ситуаций: человек в меняющемся мире материалы
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2014.
35. Налчаджян, А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация / Налчаджян А.А. - Ереван, 1986.
36. Никитина, И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. - М., 1980.
37. Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. - М., 1988.
38. Особенности и динамика самоактуализации личности в процессе социокультурной адаптации/ Э.А.Ахмадуллина, Г.Ш.Габдреева//ученые записки Казанского гос. Университета.-2008.-Т.15О,сер. Гуманитарные науки, кН.3.
39. Павлов, И. П., Философские проблемы теории адаптации / под ред. Г. И. Царегородцева. — М.: Мысль, 1975.
40. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. Пособие. - 2-е изд. -М.: «Академия», 2001.
41. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / С.А. Боровикова, Т.П. Водолазская, М.А. Дмитриева, Л.Н. Корнеева; Ред. Г.С. Никифоров; Санкт - Петербургский государственный университет. -- СПб: Изд-во СПбГУ, 1991.
42. Психология. Учебник. /Под ред. А.А. Крылова. -М.: “ПРОСПЕКТ”, 2008.
43. Растигеев А.П. Социальная адаптация и ответственность личности. Томск, 1985.
44. Ронгинская Т.Н. Изменение системы личностный характеристик в процессе адаптации студентов Дис. . канд. псих. наук. - Ленинград, 1987.
45. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.
46. Семичев С.Б. Теория кризисов и психопрофилактика. - Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В.М. Бехтерева. Л., 1972.
47. Сиомичев, А. В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе / А. В. Сиомичев. // Автореф. канд. пс. н. — Л., 1985.
48. Сластенин В. А. Каширин В. П. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
49. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности: сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Бодалева. - М.:
НИИОП - 1981.
50. Субботина Л. Г. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения: Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2002.
51. Флейвелл Дж., Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. - М., 1973.
52. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010.
53. Философский словарь. М., 1987.
54. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.
55. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
56. Яницкий М.С., Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.