Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности составления описательных рассказов у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №169720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием
речи III уровня 6
1.2. Развитие связной речи в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития связной монологической речи при ОНР 18
1.4. Анализ существующих подходов к обучению составлению описательных
рассказов детей с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА II. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента .. 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 34
2.3. Методические рекомендации по развитию навыков составления
описательных рассказов у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
Приложение 1 64
Приложение 2 65
Приложение 3 67

Актуальность проблемы: Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития. При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи.
Вопросы формирования связной речи изучались Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ф. А. Сохиным, Л. С. Выгостким, А. А. Леонтьевым и др. Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В.П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н.С. Жуковой и др.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. У детей с общим недоразвитием речи нарушена связность, полнота, развернутость и лексико-грамматическое оформление высказывания. И это мешает им социализироваться и обучаться, поэтому проблема связной речи приобретает актуальность.
Объект исследования: связная монологическая речь
Предмет: особенности составления описательных рассказов у детей 6¬7 лет с ОНР III уровня.
Цель исследования: выявить особенности и уровни сформированное™ умения составлять описательные рассказы у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности и уровни сформированности составления описательных рассказов времени года, игрушки и животного.
3. Составить методические рекомендации по формированию навыков составления описательных рассказов у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.
В основу нашей работы легла следующая гипотеза: мы предполагаем, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня наиболее нарушена связность, полнота, развернутость и лексико-грамматическое оформление высказывания.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной педагогики и психологии:
1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Г альперина;
2. Концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых нарушений (М.С. Певзнер, Р.Е. Левина);
3. Положение о единстве общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и др.);
4. Положение о понимании речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой зависят один от другого и обуславливают друг друга (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, О.Е. Грибова и др.);
Методы исследования:
1. Теоретические (изучение и анализ научной литературы по данной проблеме);
2. Эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение, изучение психолого-педагогической и медицинской документации);
3. Практические (проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данных).
Исследование проводилось в течении 2015-2016 гг. в три этапа:
Первый этап (август 2015 г. - октябрь 2015 г.) - изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, выбор методики для проведения констатирующего эксперимента;
Второй этап (март 2016 г.) - проведение констатирующего эксперимента;
Третий этап (март 2016 г. - май 2016 г.) - составление методических рекомендаций по развитию навыков составления описательных рассказов у детей 6-7 лет с ОНР III уровня, оформление работы.
Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад № 322 компенсирующего вида» для детей с тяжелыми речевыми нарушениями города Красноярска в группе с речевыми нарушениями и на базе МБДОУ «Детский сад №112 комбинированного вида» в группе общеразвивающей направленности. В обследовании принимали участие 20 дошкольников 6-7 лет. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы: 10 детей с ОНР III уровня и 10 детей с нормой речевого развития.
Теоретическая значимость: определяется тем, что ее результаты подтверждают имеющиеся научные представления о сформированности логичности и последовательности речевого высказывания у детей с ОНР III уровня.
Практическая значимость: предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы в работе воспитателя, учителя, логопеда.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую и логопедическую литературу об особенностях развития связной монологической речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня в работах различных авторов, мы установили, что под термином «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Связная речь - это особая сложная форма коммуникативной деятельности. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми, а также является основой речевого воспитания детей.
У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При составлении описательного рассказа у детей, страдающих общим недоразвитием речи III уровня, наиболее нарушена связность, полнота, развернутость и лексико-грамматическое оформление высказывания.
Выявив особенности и уровни сформированности составления описательных рассказов у детей с ОНР III уровня, мы увидели, что лишь немногие из них способны самостоятельно составить рассказ-описание. Большинству требовалась помощь логопеда в виде наводящих вопросов. Рассказы недостаточно информативны, предложения используются простые, малораспространенные. Также выявлены лексические затруднения и недостатки в грамматическом оформлении предложений. Рассказ-описание мало доступен для детей, которые обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня наиболее нарушена связность, полнота, развернутость и лексико-грамматическое оформление высказывания.
Основываясь на результатах проведенного исследования нами были составлены методические рекомендации по развитию навыков составления описательных рассказов у детей 6-7 лет с ОНР III уровня.



1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи дошкольников с ОНР. / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство - Пресс, 2009. - 112 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников /М.М.
Алексеева, В.И. Яшина . - М.: изд. центр «Академия», - 2010. - 431 с.
3. Арсеньева, М.В. Изучение особенностей репродуктивной и творческой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием произведений детской художественной литературы и определение путей их коррекции/ М.В. Арсеньева // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - №7. - С. 44-47.
4. Белошистая, А. Развиваем связную речь: для работы со старшими дошкольниками / А. Белошистая, А. Смага // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 20-25.
5. Белякова, Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. - 2010. - № 5. - С. 21-30.
6. Вакуленко, Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / Л.С. Вакуленко. - М.: Форум, 2013. - 272 с.
7. Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. - 199 с.
8. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ-Астрель, 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Академия, 2014. - 419 с.
10. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.:
Педагогика, 2011. - 420с.
11. Гвоздев, Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство Пресс, 2007. - 472с.
12. Глухов, В.П. Изучение особенностей формирования навыков связных высказываний у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2014. - № 1. - С. 34-38.
13. Глухов, В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушением речевого и познавательного развития / В.П. Глухов // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 10. - С. 42-46.
14. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. / В.П. Глухов. - Москва: АРКТИ, 2004. - 168 с.
15. Гуськова, А. А. Коррекционно-педагогические условия выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе для детей с ОНР / А. А. Гуськова // Логопед. - 2011. - №3. - С. 111-120.
16. Демидова, Ю.С. Недоразвитие речи у дошкольников / Ю.С. Демидова // ФЭН-НАУКА. - 2015. - №3. - С.22-25.
17. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения / Под ред. Ю.Ф, Гаркуши. - М.: НИИ Школьных технологий, 2008. - 192 с.
18. Дмитриевская, Н. Ф. Особенности самооценки как структурного компонента внутренней картины речевого дефекта у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н. Ф. Дмитриевская // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 2 (апрель-июнь). - С. 31-34.
19. Дудочкина, О.А. Особенности формирования предложно¬падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи / О.А. Дудочкина // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 11. - С. 18-21.
20. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Книгомир, 2011. - 320 с.
21. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики: учебное пособие для студентов / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 513 с.
22. Карнаухова, Я.Б. Возможности изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников с общим недоразвитие речи // Специальное образование.- 2013. - № 1 (29). - С.
23. Крохина, И. Н. Использование обобщенных моделей в коррекционной работе с детьми с ОНР / И. Н. Крохина // Логопед. - 2011. - №3. - С. 24-31.
24. Кузьменкова, Н.Ю. Своеобразие коммуникативных умений дошкольников с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Кузьменкова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №2. - С. 52-55.
25. Ладович, К. С. Результативность изучения речи старших дошкольников с недостатками речевого развития с помощью разных диагностических средств / К. С. Ладович // Коррекционная педагогика. - 2014. - № 2 (апрель-июнь). - С. 78-80.
26. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - 3 изд. - перераб. и доп. / Р.И. Лалаева - М.: Айрисс- пресс, 2015. - 240 с.
Т1. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев.— Москва:
Смысл, 2008. - 368с.
28. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность. / А.А. Леонтьев - М.: Красанд, 2010. - 2016 с.
29. Леханова, О. Л. Своеобразие употребления, понимания и интерпретации невербальных средств общения дошкольниками с общим недоразвитием речи / О. Л. Леханова // Дефектология. - 2011. - № 6. - С. 17¬25
30. Лисицина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисицина. - СПб: Питер, 2009. - 320 с.
31. Логопедия: учебник для студентов дефектологических
факультетов высших учебных заведений / под ред. Л. С. Волковой. - Издание пятое, переработанное и дополненное. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 103 с.
32. Основы специальной психологии: Учеб. посибие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева, и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 480 с.
33. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256с.
34. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
35. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с
36. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко - 2 изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2015. - 72 с.
37. Сингаевская, О.В., Соболева А.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская // Логопедия сегодня. - 2011. - №2. - С.26¬30.
38. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. - М.: Владос., 2002. - 167 с.
39. Тишина, Л.А., Толпегина А.С. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л.А. Тишина, А.С. Толпегина // Школьный логопед. - 2010. - №. - С.67-73.
40. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. - М.; Издательство института психотерапии, 2013. - 240с.
41. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева - М.: Аркти, 2000. -314 с.
42. Филичева, Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2015. - 224 с.
43. Флерина, Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теориии методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 1999.- 560с.
44. Чухачева, Е.В., Крамерева И.Е. Обучение рассказыванию дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ. / Е.В. Чухачева, И.Е. Крамерева // Специальное образование. - 2014. - №11. - Т.11. - С. 210-212.
45. Шашкина, Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина- М.: Аркти, 2013. - 240 с.
46. Шимкович, Т.А. Нарушение речи у дошкольников / Т.А. Шимкович, Е.Г. Корицкая. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 349
47. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся /Под ред. В.В.Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
48. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. / Д.Б. Эльконин. // Избранные психологические труды. - М.: Академия, 2011. - С. 216-298.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ