Использование счетных палочек Х.Кюизенера в развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛОЧЕК Х .КЮИЗЕНЕРА 6
1.1. Предметное содержание и методика работы по развитию математических представлений у детей 5-6 лет 6
1.2. Цветные счетные палочки Х . Кюизенера - средство развития математических представлений 17
1.3. Упражнения с палочками в процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СМЕТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Констатирующий эксперимент 3 1
2.2. Формирующий эксперимент 33
2.3. Контрольный эксперимент 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛОЧЕК Х .КЮИЗЕНЕРА 6
1.1. Предметное содержание и методика работы по развитию математических представлений у детей 5-6 лет 6
1.2. Цветные счетные палочки Х . Кюизенера - средство развития математических представлений 17
1.3. Упражнения с палочками в процессе развития математических представлений у детей дошкольного возраста 22
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СМЕТНЫХ ПАЛОЧЕК КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31
2.1. Констатирующий эксперимент 3 1
2.2. Формирующий эксперимент 33
2.3. Контрольный эксперимент 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6 4
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования [1,4].
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Это наводит на мысль о том, что в дошкольной дидактике еще недостаточно используются разнообразные развивающие средства обучения.
Как считают Р.Л.Непомнящая, Е.А.Носова, важно так построить педагогический процесс, чтобы цветные палочки стали современным средством для развития математических представлений у дошкольников. Это убеждение позволило нам определить тему, цель, задачи исследования.
Проблема исследования состоит в обосновании условий развития математических представлений у детей в системе дошкольного образования, основанных на использовании цветных счетных палочек Х.Кюизенера.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования палочек Х. Кюизенера развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования.развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:процесс использования палочек Х. Кюизенерав развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: палочки Х. Кюизенера будет являться эффективным средством развития, если созданы следующие условия:
- работа по их использованию ведется систематически;
- дидактические игры и упражнения с палочками Х. Кюизенера применяются в совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- воспитатель владеет методикой организации работы с палочками Х.Кюизенера:.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития математических представлений детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс заданий с детьми 5-6 лет по развитию математических представлений детей с использованием заветных палочек Х.Кюизенера.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования;
- эмпирические методы исследования: педагогические наблюдения за процессом развития элементарных математических представлений, изучение опыта воспитателей, анализ методических пособий, констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких педагогов-методистов, как Л.Б. ІБ-іряева. А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина и др.
База исследования: МБДОУ детский «Сайзанак» с. ШекпээрБарун- Хемчикского района. В экспериментальных исследованиях участвовало 12 детей старшей группы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав включающих констатирующий и формирующий эксперименты, выводов, списка использованной литературы.
В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.
Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Это наводит на мысль о том, что в дошкольной дидактике еще недостаточно используются разнообразные развивающие средства обучения.
Как считают Р.Л.Непомнящая, Е.А.Носова, важно так построить педагогический процесс, чтобы цветные палочки стали современным средством для развития математических представлений у дошкольников. Это убеждение позволило нам определить тему, цель, задачи исследования.
Проблема исследования состоит в обосновании условий развития математических представлений у детей в системе дошкольного образования, основанных на использовании цветных счетных палочек Х.Кюизенера.
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем эффективность использования палочек Х. Кюизенера развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования.развитие математических представлений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования:процесс использования палочек Х. Кюизенерав развитии математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: палочки Х. Кюизенера будет являться эффективным средством развития, если созданы следующие условия:
- работа по их использованию ведется систематически;
- дидактические игры и упражнения с палочками Х. Кюизенера применяются в совместной и самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста;
- воспитатель владеет методикой организации работы с палочками Х.Кюизенера:.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития математических представлений детей дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс заданий с детьми 5-6 лет по развитию математических представлений детей с использованием заветных палочек Х.Кюизенера.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы для определения теоретических основ и практических направлений исследования;
- эмпирические методы исследования: педагогические наблюдения за процессом развития элементарных математических представлений, изучение опыта воспитателей, анализ методических пособий, констатирующий и формирующий эксперимент.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются труды таких педагогов-методистов, как Л.Б. ІБ-іряева. А.В. Белошистая, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Е.С. Демина, М. Монтессори, А.А. Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А. Михайлова, Л.С. Метлина и др.
База исследования: МБДОУ детский «Сайзанак» с. ШекпээрБарун- Хемчикского района. В экспериментальных исследованиях участвовало 12 детей старшей группы.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав включающих констатирующий и формирующий эксперименты, выводов, списка использованной литературы.
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента видно, что уровень развития математических представлений детей повысился. Это дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую нами в начале нашей работы, подтвердившейся, поэтому использование цветных счетных палочек Кюизенера по развитию математических представлений детей 5-6 лет заслуживают внимания.
Анализируя проделанную работу, можно сделать ряд выводов:
1. Экспериментальная работа в старшей группе МБДОУ « Сайзанак» с. ШекпээрБарун-Хемчикского района была достаточно продуктивной. Нам удалось достичь основной цели данного исследования - определение влияния цветных счетных палочек Кюизенера на развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Результатом проведенной работы является следующие методические рекомендации:
а) систематически использовать на занятиях по развитию математических представлений и индивидуально с каждым ребенком цветные счетные палочки Кюизенера;
б) целесообразна дальнейшая разработка новых методик для использования цветных счетных палочек Кюизенера, направленных на развитие математических представлений дошкольников.
Анализируя проделанную работу, можно сделать ряд выводов:
1. Экспериментальная работа в старшей группе МБДОУ « Сайзанак» с. ШекпээрБарун-Хемчикского района была достаточно продуктивной. Нам удалось достичь основной цели данного исследования - определение влияния цветных счетных палочек Кюизенера на развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
2. Результатом проведенной работы является следующие методические рекомендации:
а) систематически использовать на занятиях по развитию математических представлений и индивидуально с каждым ребенком цветные счетные палочки Кюизенера;
б) целесообразна дальнейшая разработка новых методик для использования цветных счетных палочек Кюизенера, направленных на развитие математических представлений дошкольников.



