Введение 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы одиночества в пожилом возрасте 5
1.1. Проблемы людей пожилого возраста 5
1.2. Особенности одиночества в пожилом возрасте 9
1.3. Содержание социальной работы с одинокими пожилыми людьми 14
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Практическое исследование особенностей субъективного переживания одиночества пожилыми людьми 21
2.1. Организация и методы исследования особенностей субъективного уровня
переживания одиночества людей пожилого возраста 21
2.2. Результаты исследования особенностей субъективного уровня переживания
одиночества людей пожилого возраста 26
2.3. Организация социального сопровождения пожилых людей с субъективным переживанием одиночества в условиях КГАУ СО «КЦСОН «Сосновоборский» . 35
Выводы по 2 главе 43
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение 57
Проблеме одиночества пожилых людей стало посвящаться все больше исследований. Изучаются особенности субъективного переживания одиночества в пожилом возрасте, его причины, факторы, содержательные характеристики и последствия.
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, наличием явной тенденции «постарения» населения (т.е. доля пожилых людей постоянно растет в связи с развивающейся системой здравоохранения и одновременным снижением рождаемости), с другой - спецификой переживания одиночества в пожилом возрасте, которую обуславливают целый ряд объективных и субъективных факторов, связанных с социальными обстоятельствами и психолого-возрастными изменениями. Это такие факторы, как выход на пенсию, разрыв социальных связей, дефицит различных типов межличностных отношений, возрастная ранимость и другие. Также данная проблема становится остро актуальна в условиях пандемии, когда пожилые люди, как самая уязвимая категория, оказались в ситуации социальной изоляции.
В современной социальной работе в отдельное направление выделяется технология работы с пожилыми людьми по преодолению чувства одиночества, внутреннее содержание которой требует систематизации, определения наиболее эффективных методов и форм работы.
Методологические основы исследования составили:
- труды А.В. Левченко, Л.А Пьянковой, Е.И. Холостовой и др. по проблемам переживания одиночества в пожилом возрасте;
- труды Н.В. Бибиковой, С.В. Королевой, О.С. Морозовой, С.В. Никифировой, Н.А. Шацковым и др. по вопросам прикладных аспектов помощи пожилым людям, проживающим чувство одиночество.
Объектом исследования выступает социальное сопровождение пожилых людей.
Предмет исследования: организация социального сопровождения пожилых людей с субъективным переживанием одиночества в условиях КЦСОН.
Цель исследования: выявить особенности субъективного переживания одиночества пожилых людей и разработать программу его преодоления в условиях КЦСОН.
Для достижения поставленной цели должны быть последовательно решены такие задачи.
1. Рассмотреть основные проблемы пожилых людей: проблемы со здоровьем, материальную проблему и проблему одиночества.
2. Эмпирически изучить особенности и уровень субъективного переживания одиночества пожилых людей.
3. Разработать программу, направленную на преодоление субъективного переживания одиночества пожилыми людьми в условиях КЦСОН, оценить ее эффективность.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что люди пожилого возраста имеют средний и высокий уровни субъективного переживания одиночества, воспринимают одиночество через негативные смыслы, выбирают пассивные и неэффективные стратегии совладания с ним.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез, обобщение научной литературы по проблеме восприятия одиночества пожилыми людьми.
2. Эмпирические методы: анкетирование для выявления феномена и его уровня по Д. Расселу и М. Фергюсону.
3. Количественный и качественный анализ результатов исследования.
4. Метод социального проектирования.
Исследование проводилось на базе отделения социального обслуживания на дому КГАУ СО «КЦСОН «Сосновоборский». В исследовании приняли участие 20 пожилых людей.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, библиографического списка, включающего 52 наименования, одного приложения; в работе представлены 13 рисунков и 2 таблицы. Объем работы - 56 страниц без учета приложений.
Проблема одиночества - это одна из самых сложных и распространенных проблем пожилых людей. Для пожилых людей характерны значительные изменения в жизненных условиях и обстановке, общественных и семейных ролях, характере социальных и дружеских контактов, что, в итоге, ведет к потере жизненных целей и смысла жизни. При этом даже совместное проживание с родственниками не является гарантом ожидаемой пожилым человеком психологической, эмоциональной поддержки. Исследование Д. Перлмана и его коллег показало, что среди одиноких пожилых людей было выявлено больше фактов одиночества в сравнении с отдельно проживающими пожилыми людьми, что было связано с тем, что более эмоционально насыщенными и поддерживающими оказались контакты с друзьями и соседями, нежели контакты с родственниками.
Таким образом, одиночество становится устойчивой характеристикой пожилых людей как социальной группы. Нами отмечена сложность и неоднородность переживания одиночества в пожилом возрасте, его причин, факторов, содержательных характеристик и последствий. Так, последствиями длительного и глубокого переживания одиночества пожилыми людьми могут быть депрессивные и суицидальные настроения, личностные деформации, усугубление негативных психологических черт и психических расстройств.
Потенциалом в решении проблем одиночества у пожилых людей имеет социальная работа. Наибольшую эффективность показывают социально¬досуговые (социально-культурные), социально-психологические, социально¬педагогические технологии.
Результатом теоретического исследовании стало выдвижение гипотезы: люди пожилого возраста имеют средний и высокий уровни субъективного переживания одиночества, воспринимают одиночество через негативные смыслы, выбирают пассивные и неэффективные стратегии совладания с ним.
Предметом исследования в практической части исследования выступили, соответственно, особенности и уровень субъективного уровня переживания одиночества людей пожилого возраста.
В целях проверки гипотезы исследования были предприняты такие шаги:
1. Разработка анкеты оценки особенностей и уровня субъективного уровня переживания одиночества людей пожилого возраста.
Критериями оценки переживания одиночества пожилыми людьми выступили: характер восприятия одиночества пожилыми людьми; позиция пожилых людей по отношению к проблеме одиночества; способность справляться с переживанием чувства одиночества.
В анкету включено 10 вопросов, а также встроена методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона, позволяющая объективно оценить уровень субъективного переживания одиночества пожилыми людьми.
2. Определение выборки и базы исследования: 20 пожилых людей; на базе отделения социального обслуживания на дому КГАУ СО «КЦСОН «Сосновоборский».
Результаты проведенной диагностики показали, что достаточно часто пожилые люди испытывают чувство одиночества. Чаще всего они воспринимают одиночество как негативную характеристику социальной жизни, как изоляцию и отчуждение от остальных людей, нежели уединение и возможность побыть наедине с собой, а потому тяготятся им, говорят о том, что такое состояние ими трудно переносится. Пожилые люди демонстрируют позицию смирения и пассивности, показывая, что причинами одиночества в их случае чаще всего является возраст, а способы преодоления такого состояния очень ограничены.
Проведенное исследование позволило сделать выводы о преобладании средних и высоких уровней субъективного переживания одиночества у пожилых людей, о восприятии одиночества преимущественно через негативные смыслы. Это обуславливает необходимость разработки предложений по преодолению одиночества у пожилых людей.
Был разработан и реализован социальный проект «Общение в мире современных технологий», базирующийся на идее внедрения виртуального общения как метода преодоления одиночества пожилых людей.
Цель проекта: преодоление субъективного ощущения одиночества у пожилых людей.
Задачи проекта:
1. Обучение пожилых людей компьютерной грамотности.
2. Содействие в возобновлении и возникновении межличностных контактов.
3. Повышение жизненной активности.
4. Мотивация к саморазвитию и поиску новых жизненных смыслов, интересов.
Содержание основного этапа социального проекта представлено такими формами и видами мероприятий: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, беседы, кружковая работа.
На заключительном этапе реализации проекта была проведена повторная диагностика уровня субъективного ощущения одиночества по методике Д. Рассела и М. Фергюсона. Был сделан вывод о том, что количество пожилых людей с высоким и средним уровнем субъективного ощущения одиночества снизилось, а количество пожилых людей с низким уровнем субъективного ощущения одиночества увеличилось. Это говорит о том, что пожилые люди стали реже к переживать чувство одиночества, реже тяготиться им, испытывать нехватку общения со стороны окружающих, а значит реализованный социальный проект может считаться эффективным.
Гипотеза исследования подтверждена, цель - достигнута, задачи - решены. Социальный проект «Общение в мире современных технологий», показавший свою эффективность, был предложен КГАУ СО «КЦСОН «Сосновоборский» для дальнейшей реализации.
1. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан
в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ // URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения:
13.03.2021).
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Издательство «Наука», 1980. 336 с.
3. Андросова М.И., Афанасьева Л.И., Холмогорова Т.В. Обеспечение социально-психологической помощи одиноким людям пожилого возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69. С. 30-33.
4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Психологический журнал. 1994. Т.15. №1. С. 3-18.
5. Анцыферова Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 6. С. 60-71.
6. Ахильгова М.Т. Эмоционально-поведенческие особенности пожилых людей в контексте переживания одиночества // Приоритетные направления развития науки и образования. 2016. № 1 (8). С. 223-227.
7. Бархатова И.В. Социально-психологические технологии преодоления одиночества пожилых людей // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы X Международной научно-практической конференции. 2018. С. 117-118.
8. Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста : учебное пособие. Р.-н/Д.: Феникс, 2009. 346 с.
9. Белокрыльцева А. Первые шаги в мире бабушколюбия, или Как я могу помочь пожилым. М.: АНО «Студио-Диалог», 2014. 66 с.
10. Бибикова Н.В., Гринёва Е.А., Плохова И.А. Инновационные технологии по преодолению социальной эксклюзии пожилых людей // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. С. 34-37.
11. Боженкова К.А. Особенности восприятия жизненного пути пожилыми людьми с опытом переживания геронтологического насилия // Педагогика и просвещение. 2020. № 2. С. 1-14.
12. Борисов Г.И. Психологические характеристики пожилых людей третьего возраста // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 171-176.
13. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. 140 с.
14. Вейс Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. М.: Прогресс, 1989. С. 114-128.
15. Волкова Т.Н. Социальные и психологические проблемы старости // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 118-126.
16. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 112 с.
17. Еремина Л.Ю. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы. М.: МГПУ, 2010. 148 с.
18. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. 542 с.
19. Кадилаева Р.Ш. Одиночество как социальная проблема и пути ее решения при обслуживании пожилых инвалидов на дому // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии: материалы Второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 162-169.
20. Киселева Н.А. Люди пожилого возраста как объект социальной работы / Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. // URL: http://ekoncept.ru/2016/16007.htm (дата обращения: 21.04.2021).
21. Кознева Ю.В. Психодиагностический инструментарий в работе психолога и педагога-психолога учреждений социального обслуживания населения. СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2016. 60 с.
22. Корчагина С.Г. Генезис, виды и проявления одиночества. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 196 с.
23. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья : учебное пособие. М.: ДСЗН, 2010.
24. Куриленко Л.В., Киселева Н.А. Специфика социального обслуживания людей пожилого возраста // Евразийский Союз Ученых. 2015. С. 138-149.
25. Лазарянц О.В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей: дисс. ... канд. псих. наук. Кострома, 2010. 201 с.
26. Левченко А.В. Переживание одиночества в пожилом возрасте // Краеведение Приамурья. 2014. № 2 (26). С. 46-52.
27. Марченко И. Сочетание различных методик социокультурной реабилитации пожилых людей и инвалидов. // Социальная работа. 2004. № 1. С. 43.
28. Миллер О.В. Социальные сети как способ решения проблемы одиночества пожилых людей // Инновационная наука. 2015. № 7-2 (7). С. 157¬159.
29. Нагорнова А.Ю. Теория и технология социальной работы с пожилыми людьми: учебно-методическое пособие: УлГПУ, 2012. 149 с.
30. Обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности в библиотеке : метод. разработка программы / МБУК «Библиотеки Тольятти», Отд. информ. сопровождения; сост. Ю. А. Телепегина. Тольятти: [би], 2018. 42 с.
31. Орлова И.С. Социальная защита пожилых людей в России / Научные труды северо-западного института управления. 2015. С. 183-200.
32. Осколков А.В. Одиночество пожилых людей как социальная проблема: теоретический анализ // Аллея науки. 2020. Т. 1. № 7 (46). С. 261-267.
33. Паршина В.В. Профилактика одиночества пожилых людей средствами досуга // Социокультурные исследования: история и современность. Сборник научных и учебно-методических статей. Москва, 2016. С. 125-131.
34. Пьянкова Л.А., Каташева И.В. Особенности переживания одиночества в пожилом возрасте // Science Time. 2016. № 3 (27). С. 406-411.
35. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 672 с.
36. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 1032 с.
37. Сажина Н.С. Профилактика одиночества пожилых людей через досуг в учреждениях социального обслуживания населения // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 6-3. С. 110-112.
38. Свищева И.К., Чуркина И.Н. Модель психосоциальной профилактики одиночества пожилых людей // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. Материалы IV- международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2017. С. 143-149.
39. Соболева Е.В. Проблема одиночества пожилых людей // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1(70). С.161-165.
40. Социальная работа с различными категориями населения: теория и практика. / Под общ. Ред. Н. М. Шакировой. Псков: Псковский государственный университет, 2017. 130 с.
41. Старовойтова Л.И. Одиночество пожилых граждан и учет его особенностей как условие повышения качества социальной работы // Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития. Материалы IV-международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.В. Фурмана, Т.Б. Белозеровой, Е.П. Непочатых. 2017. С. 155-158.
42. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб.: Питер, 2010. 256 с.
43. Тихонов Г.М. Одиночество как тензионное состояние // Мир психологии. 2016. № 3 С. 118-125.
44. Тютченко А.М. Учебно-методические материалы по привлечению студентов к волонтерскому движению // Актуальные проблемы науки, образования и социальной работы. Сборник научных статей. РГСУ филиал в г. Люберцы; Институт психологии, социологии и социальных отношений ГАОУ ВО МГПУ. М.: Перо, 2015. С. 180-186.
45. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИТК «Дашков и К», 2010. 344 с.
46. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 575 с.
47. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.: Медицина. 1966. С. 35-36.
48. Шацков П.А. Социальная работа по преодолению субъективного ощущения одиночества у граждан пожилого возраста // Социальный потенциал пожилых людей: условия, опыт, проблемы эффективного применения. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.И. Савинова. 2019. // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39550573&pff=1 (дата обращения: 06.04.2021).
49. Шполянская Д.М. Одиночество в третьем возрасте // Книга в повседневной жизни: горизонты понимания. материалы научно-практической конференции. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. 2018. С. 212-215.
50. Экономцева Т.Л., Стрелков В.И. Ранние детерминанты одиночества пожилых // Апробация. 2016. № 4 (43). С. 119-122.
51. Hwang J., Wang L., Jones C. Tackling social isolation and loneliness through community exercise programs for seniors // UBC Medical Journal. 2016. Т. 8. №. 1. С. 38-39.
52. Sum S. et al. Internet use and loneliness in older adults // CyberPsychology & Behavior. 2008. Т. 11. №. 2. С. 208-211.