Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Женщины в мусульманском мире: проблемы трансформации социального и правового статуса

Работа №169702

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4610 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Ведение 3
Глава 1. Характеристика статуса женщины в мусульманском мире 6
1.1. Историческое и современное положение статуса женщины в мусульманском мире 6
1.2 Основные факторы, влияющие на изменение статуса женщины 15
Глава 2. Трансформация статуса женщины под влиянием внешних факторов 22
2.1. Международные организации и права женщин в мусульманских государствах 22
2.2. Международные неправительственные организации и их роль в изменении статуса женщин 32
2.3. Влиятельные мусульманские женщины 41
Заключение 47
Список использованных источников 52

На сегодня в мире проживает 1 908 292 623 человека, которые исповедуют ислам. Если говорить о процентах, то каждый четвёртый житель планеты - мусульманин и мусульманка, то есть они составляют 24,86% от всего числа живущих на планете земля [1]. Таким образом, ислам очень многочисленная религия, а, по мнению многих экспертов к 2025 году, может достичь 30% жителей на планете. Мусульманский мир - это не только традиционные страны Востока. Большие мусульманские общины проживают в России, и почти во всех экономически развитых странах Европейского Союза - Франции, Германии и пр. Это связанно не только с активной эмиграцией, но и традиционно более высокими показателями рождаемости в мусульманских семьях.
В настоящее время традиционно многие женщины мусульманского мира живут по религиозным правилам. Права женщин в этих странах, рассматриваются через призму религии. Особенно острые дискуссии вызывает правовое положение женщин в мусульманских государствах.
Актуальность темы выражена в исследовании изменения статусы мусульманской женщины на государственном уровне и глобальном уровне. Так как, многими исследователями статус женщины в исламе признается одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире.
Социолог Вероника Костенко утверждает, что есть мусульманские государства, где положение женщин было уязвимо на протяжении XX века, например, в Саудовской Аравии, Кувейте, Иордании, Северном Йемене и Судане. Еще в начале XXI века, некоторые страны удивляли некоторыми своими законами. Например, в Саудовской Аравии женщина не могла выходить из дома без сопровождения, у нее не было права голосовать, распоряжаться имуществом, водить машину. В последние годы в этих странах стали меняться ценности в сторону большей свободы. Одной из причин является смена поколений, так как у молодых людей появляется возможность получить хорошее образование не только в своей стране, но и за границей [2].
Не стоит также забывать, что в некоторых мусульманских странах женщины все также сталкиваются с дискриминацией. У них ограничены права в сфере образования, здравоохранения и трудоустройстве. Они не могут принимать участие в политической и общественной жизни своей страны. Это непосредственно не дает возможность арабским государствам развиваться. Также, эксперты ООН отмечают, что причины гендерного неравенства в мусульманских государствах заключаются в превосходстве мужчин, иностранной оккупации, нарушении прав человека в ходе борьбы с терроризмом, а также отсутствие эффективного государственного управления [3].
Целью работы является выявление тенденций изменения статуса женщины в мусульманском мире в современный период под воздействием внешних и внутриполитических факторов
В соответствии с указанной целью были выделены следующие задачи:
• изучить религиозные основы правового положения и статуса мусульманской женщины;
• изучить причины и факторы, влияющие на изменение положения женщин в мусульманском мире;
• проанализировать деятельность международных межправительственных организаций направленных на расширение прав женщин в мусульманском мире;
• проанализировать деятельность международных неправительственных организаций деятельностью, которых является защита и расширение прав женщин в мусульманском мире;
• проанализировать и оценить значение общественно-политической деятельности выдающихся женщин мусульманского мира....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день в разумах людей закрепились стереотипные установки об образе мусульманки. Западными людьми она воспринимается, как бесправное и скрытое простынями существо, которое зависит от мужчины, второй образ связан с радикальными действиями, которые может совершить женщина. Равноправие между мужчинами и женщинами по западным стандартам отличается, и чтобы достичь гендерного равенства многим государствам необходимо пересмотреть свою правовую базу. Мусульманские страны понимают проблему, связанную с гендерным неравенством, и активно сотрудничают с международными органами в этой сфере.
Также необходимо сказать о том, что права женщин западного и мусульманского мира значительно отличаются. Во-первых, считать женщину за человека стали раньше в мусульманском мире. Это произошло в VII веке в Аравии, в то время как на западе это случилось в XIX веке. Во-вторых, для западной женщины на первом месте стоит карьера и саморазвитие, в то время как для мусульманки главное в жизни - это семья и воспитание будущих поколений. Таким образом, дискуссия о положении и правах женщин в мусульманском обществе продолжает оставаться актуальной. При рассмотрении положения женщины в мусульманском обществе необходимо учитывать разные факторы: социальное положение, различия в религиозном течении, а так же особенности режима государственного устройства.
На трансформацию статуса женщины в арабском мире влияют как внутренние, так и внешние факторы, которые необходимо рассматривать в комплексе. Огромное влияние на положение женщины в обществе, продолжает играть религиозный фактор, так как политика многих государств основывается на исламе. Необходимо также отметить экономический фактор, сферы, где могут работать женщины, ограничены и некоторые рабочие места занимаются иностранными специалистами. Необходимо сказать, что за женщиной закрепляется определенная социальная роль, поскольку в первую очередь на ее плечах лежит воспитание детей, а не карьерный рост. Не стоит также забывать, что мусульманский мир в настоящее время остается нестабильным. В некоторых государствах происходят войны и конфликты, тем самым права женщин отходят на второй план. Также необходимо отметить, что на изменение статуса женщины влияют международные организации, поскольку они призывают достичь гендерного равенства. Например, пересмотреть законодательство страны, предоставить возможность женщинам занимать определенные политические посты.
Мусульманские государства ратифицируют универсальные договоры, которые касаются гендерного равенства с большим количеством оговорок, т.к. лидеры исламского мира, считают, что такие документы, если бы обладали полной силой на территории их государств, в своём первоначальном виде, могли подорвать не только семейные ценности, но и разрушить государственный строй в целом. Например, в одной из конвенции ООН, предлагается шаг по разделению религии и права в моментах, которые являются дискриминационными в отношении женщин, но как уже было сказано ранее, в ряде мусульманских государств, право неотделимо от религии. В правовой сфере акцент с равенства в мусульманских странах смещается не в пользу равноправия с мужчиной, а в сторону соответствия прав женщин с исполняемыми ею обязанностями, что для основной части мусульманок является частью исламских традиций и не является ущемлением их прав.
Проблему гендерного неравенства пытаются решить региональные организации. В документах ОИС закреплены положения, которые защищают права женщин. Данная организация призывает государства к искоренению половой дискриминации, для развития и процветания государств в будущем. Если же рассматривать региональную организацию ССАГАЗ, то прогресс в расширении прав женщин, в данных государствах происходит неравномерно. Для большего успеха в достижении гендерного равенства государствам необходимо разработать совместный план действий, поскольку на данный момент таких общих документов у организации нет. Также необходимо отметить, такую организацию как ОБСЕ, в некоторых документах этой организации закреплены меры, которые защищают мусульман, в том числе и женщин, в европейских государствах....


1. Сколько мусульман в мире - [Электронный ресурс] - 2019 - Режим доступа: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/skolko-musulman-v-mire.
2. Костенко, В.В. Дело тонкое: как менялись взгляды на положение женщин на Ближнем Востоке [Электронный ресурс] /В.В. Костенко // Forbes - 2018. - Режим доступа:https://www.forbes.ru/forbes-woman/357995-delo-tonkoe-kak-menyalis-vzglyady-na-polozhenie-zhenshchin-na-blizhnem-vostoke.
3. Дискриминация женщин препятствует развитию и процветанию арабского мира - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://news.un.org/ru/story/2006/12/1097371.
4. Федорова, Ю.Е. «Женский вопрос» в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе [Электронный ресурс] / Ю.Е. Федорова // Nota Bene - 2015. — Режим доступа:https://e- notabene.ru/fr/article 16731 .html#3.
5. Hashim, I. Reconciling Islam and feminism / I. Hashim // Gender and Development. - London, 1999. - № 1. - S. 7 - 14.
6. Hashmi, Taj I. Women and Islam: Taslima Nasreen, society and politics in Bangladesh / Taj I. Hashmi // South Asia: Journal of South Asian Studies. - 1995. - № 2 - S. 23 - 48.
7. Haddad, Y. The Study of Women in Islam and the West: A Select Bibliography / Y. Haddad // Hawwa (Journal of Women of the Middle East and the Islamic World) - 2005. - № 3 - S. 111-157.
8. Offenhauer, P. Women in Islamic Societies: A selected review of social scientific literature [Электронный ресурс] / P. Offenhauer // Research Gate - 2015. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/298710268 Women in Islamic SocietiesA selected review of social scientific literature.
9. Universal Islamic Declaration of Human Rights: [Электронный ресурс]: [принят 19.09.1981]: офиц. текст. - Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/instree/islamic declaration HR.html#:~:text=The%20Universal%20Islamic%20Declaration%20of,us%20along%20the%20right%20path.
10. Конституция Туниса 2014 - [Электронный ресурс] - Режим доступа:https: //worldconstitutions.ru/?p=1049.
11. Соболева, А.С. К вопросу об образе женщины-мусульманки в Российском информационном пространстве / А.С. Соболева // Статус женщины-мусульманки в поликонфессиональном обществе: история и современность. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 18-19 октября 2016 г. - 2016. - С. 105-111.
12. Ибрахим, И.А. Краткое иллюстрированное руководство, способствующее лучшему пониманию Ислама / И.А. Ибрахим. - Москва: Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений «Собрание», 2001 - 80 с.
13. Гадиуллина, Г.. Мир мусульманской женщины / Г. Гадиуллина - Москва: Наука, 2001. - 58 с.
14. Юсупова, Н.Ж. Права женщины в исламе / Н.Ж. Юсупова - Казань: Мастер-Лайн, 2001. - 125 с.
15. Abu-Lughod, L. Do Muslim Women Really Need Saving? Anthropological Reflections on Cultural Relativism and Its Others [Электронный ресурс] / L. Abu-Lughod // Research Gate - 2002. - Режим доступа: https: //www.researchgate.net/publication/227662225 Do Muslim Women ReallyNeed Saving Anthropological Reflections on Cultural Relativism and Its Others...(87)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ