ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с
нормой речевого развития в онтогенезе 9
1.2. Особенности коммуникативного развития у дошкольников с общим
недоразвитием речи 18
1.3. Обзор подходов и методик формирования коммуникативных
навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение А. Результаты обследования старших дошкольников с ОНР III уровня 83
Приложение Б. Пример игрового квеста со старшими дошкольниками с ОНР III уровня 85
Приложение В. Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи и коммуникативных навыков» 88
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с
нормой речевого развития в онтогенезе 9
1.2. Особенности коммуникативного развития у дошкольников с общим
недоразвитием речи 18
1.3. Обзор подходов и методик формирования коммуникативных
навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение А. Результаты обследования старших дошкольников с ОНР III уровня 83
Приложение Б. Пример игрового квеста со старшими дошкольниками с ОНР III уровня 85
Приложение В. Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи и коммуникативных навыков» 88
Актуальность проблемы и темы исследования
В отечественной педагогике и психологии коммуникация рассматривается как одно из важнейших условий развития познавательной и личностной сферы ребенка, залогом его успешной социальной адаптации.
Особое внимание развитию коммуникативных навыков стоит уделять в старшем дошкольном возрасте, когда происходит активное становление коммуникативной деятельности детей.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из главных задач обучения и воспитания детей данной категории, так как это напрямую связано с их социальной адаптацией и развитием личности в целом.
Вопросы изучения коммуникативного развития детей с ОНР неоднократно поднимались в исследованиях отечественных ученых (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, О.С. Павлова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие). Авторы указывают на то, что наиболее распространенной речевой патологией в старшем дошкольном возрасте является ОНР III уровня. Отечественные исследователи сходятся во мнении о том, что у дошкольников с ОНР III уровня на фоне фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития имеются трудности формирования коммуникативных навыков, что говорит о необходимости их целенаправленного формирования. Однако, не смотря на высокий интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостная картина об особенностях коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III уровня.
Отечественные авторы предлагают различные способы формирования коммуникативных навыков у дошкольников с речевым недоразвитием. Однако на современном этапе развития дошкольного образования изменились требования к коммуникативному развитию выпускника дошкольного учреждения, о чем свидетельствует внедрение Министерством образования и науки Российской федерации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Имеющиеся методики формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР учитывают лишь некоторые аспекты коммуникативного развития современного дошкольника, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
Помимо этого, в ФГОС ДО указывается на то, что в условиях инклюзивного образования при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться особенности их развития и специфические образовательные потребности детей. Данный факт нацеливает на необходимость создания специальных условий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.
Как показал анализ литературных источников, в настоящее время существует дефицит научных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения, что в очередной раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• трудностями становления коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня и их значимостью для успешной социализации детей;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных навыков у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
• отсутствием специальных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: коммуникативные навыки.
Предмет: особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
• Старшие дошкольники с ОНР III уровня будут иметь специфические особенности коммуникативных навыков, которые будут проявляться в недостаточной активности и инициативности в общении; наличии конфликтов в игре; трудностями интерпретации эмоционального состояния собеседника; недостаточном развитии умения передавать информацию с помощью вербальных средств;
• Будет прослеживаться тенденция к зависимости уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и уровня развития их устной речи;
• Учет выявленных особенностей коммуникативных навыков у дошкольников рассматриваемой категории позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
3. Выявить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и другие);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова, Е.И. Исенина и другие);
• об особенностях речевой и коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская);
• о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова и другие).
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, доказана тенденция к взаимозависимости между уровнем сформированности коммуникативных навыков и уровнем сформированности устной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данный факт говорит о необходимости планирования коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей рассматриваемой категории в тесной взаимосвязи с развитием их устной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методика диагностики коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, а методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у этих детей в тесной взаимосвязи с развитием их устной речи.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей пяти лет с заключением «общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия», 10 детей пяти лет с нормой речевого развития.
Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г.- август 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2017 г.- май 2018 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, оформление выводов и приложений (июнь 2018-сентябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах:
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
Особенности сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. - Красноярск, 2018. - С. 44-46.
• Педагогическую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 30» города Красноярска.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения и проиллюстрировано 4 таблицами, 3 рисунками.
В отечественной педагогике и психологии коммуникация рассматривается как одно из важнейших условий развития познавательной и личностной сферы ребенка, залогом его успешной социальной адаптации.
Особое внимание развитию коммуникативных навыков стоит уделять в старшем дошкольном возрасте, когда происходит активное становление коммуникативной деятельности детей.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из главных задач обучения и воспитания детей данной категории, так как это напрямую связано с их социальной адаптацией и развитием личности в целом.
Вопросы изучения коммуникативного развития детей с ОНР неоднократно поднимались в исследованиях отечественных ученых (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, О.С. Павлова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие). Авторы указывают на то, что наиболее распространенной речевой патологией в старшем дошкольном возрасте является ОНР III уровня. Отечественные исследователи сходятся во мнении о том, что у дошкольников с ОНР III уровня на фоне фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития имеются трудности формирования коммуникативных навыков, что говорит о необходимости их целенаправленного формирования. Однако, не смотря на высокий интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостная картина об особенностях коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III уровня.
Отечественные авторы предлагают различные способы формирования коммуникативных навыков у дошкольников с речевым недоразвитием. Однако на современном этапе развития дошкольного образования изменились требования к коммуникативному развитию выпускника дошкольного учреждения, о чем свидетельствует внедрение Министерством образования и науки Российской федерации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Имеющиеся методики формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР учитывают лишь некоторые аспекты коммуникативного развития современного дошкольника, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
Помимо этого, в ФГОС ДО указывается на то, что в условиях инклюзивного образования при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться особенности их развития и специфические образовательные потребности детей. Данный факт нацеливает на необходимость создания специальных условий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.
Как показал анализ литературных источников, в настоящее время существует дефицит научных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения, что в очередной раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• трудностями становления коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня и их значимостью для успешной социализации детей;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных навыков у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
• отсутствием специальных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: коммуникативные навыки.
Предмет: особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
• Старшие дошкольники с ОНР III уровня будут иметь специфические особенности коммуникативных навыков, которые будут проявляться в недостаточной активности и инициативности в общении; наличии конфликтов в игре; трудностями интерпретации эмоционального состояния собеседника; недостаточном развитии умения передавать информацию с помощью вербальных средств;
• Будет прослеживаться тенденция к зависимости уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и уровня развития их устной речи;
• Учет выявленных особенностей коммуникативных навыков у дошкольников рассматриваемой категории позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
3. Выявить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и другие);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова, Е.И. Исенина и другие);
• об особенностях речевой и коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская);
• о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова и другие).
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, доказана тенденция к взаимозависимости между уровнем сформированности коммуникативных навыков и уровнем сформированности устной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данный факт говорит о необходимости планирования коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей рассматриваемой категории в тесной взаимосвязи с развитием их устной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методика диагностики коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, а методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у этих детей в тесной взаимосвязи с развитием их устной речи.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей пяти лет с заключением «общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия», 10 детей пяти лет с нормой речевого развития.
Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г.- август 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2017 г.- май 2018 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, оформление выводов и приложений (июнь 2018-сентябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах:
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
Особенности сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. - Красноярск, 2018. - С. 44-46.
• Педагогическую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 30» города Красноярска.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения и проиллюстрировано 4 таблицами, 3 рисунками.
Изучению коммуникативного развития дошкольников с ОНР III уровня посвящены исследования таких выдающихся ученых как О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, О.С. Павлова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и других исследователей. Не смотря на высокий интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостная картина о закономерностях становления коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III, а также возможностях их целенаправленного развития.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделан вывод о том, что в рамках проведенного исследования целесообразно рассматривать коммуникацию с аналитической точки зрения, понимая ее как одну из сторон общения, его информационную составляющую.
Анализ психолого-педагогической литературы также показал, что главную роль в возникновении и развитии коммуникативных навыков у ребенка играют опережающие воздействия взрослого, которые позволяют ребенку перейти на новый, более высокий уровень развития коммуникативной деятельности. При формировании коммуникативных навыков важно учитывать критерии появления потребности в общении, а также значимость эмоционального отношения ребенка к воздействиям взрослого.
В настоящий момент существует достаточно большое количество научных работ, в которых описаны методики и приемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников. Однако на современном этапе развития дошкольного образования изменились требования к коммуникативному развитию выпускника дошкольного учреждения, о чем свидетельствует внедрение Министерством образования и науки Российской федерации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Имеющиеся методики формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III учитывают лишь некоторые аспекты коммуникативного развития современного дошкольника, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
С целью изучения коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня была разработана схема наблюдения за игрой детей на основе критериев сформированности коммуникативных навыков, предложенных А.А. Бодалевым, Л.Я. Лозован, Е.Г. Савиной. Помимо этого была изучена активная и связная речь дошкольников по протоколу логопедического обследования дошкольников, составленному А.В. Мамаевой. Для оценки результатов обследования активной и связной речи дошкольников были разработаны оценочные шкалы. Основой для выбора критериев оценивания послужили методики обследования связной речи дошкольников Е.М. Струниной, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой.
Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей пяти лет с «общим недоразвитием речи 3 уровня, дизартрия», 10 детей пяти лет с нормой речевого развития.
В результате констатирующего эксперимента старшие дошкольники с ОНР III уровня продемонстрировали различные уровни сформированности коммуникативных навыков: средний (50 %), ниже среднего (40 %), низкий (10 %). Дошкольники с нормой речевого развития показали высокий (80 %) и средний (20 %) уровни сформированности коммуникативных навыков. У старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены особенности сформированности коммуникативных навыков: не всегда правильная интерпретация эмоционального состояния собеседника; скованность, нерешительность в процессе коммуникации; наличие конфликтов; недостаточная активность и инициативность в общении; недостаточно развитое умение передавать информацию, трудности актуализации слов, формулирования мысли.
Обследование активной речи показало, что старшие дошкольники с ОНР III уровня демонстрируют недостаточный уровень развития активной речи, выражающийся в ошибках фонационного и лексико-грамматического оформления высказывания, недостаточной его связности, низком уровне контроля над собственной речью.
Обследование связной речи показало, что дошкольники с ОНР III уровня демонстрируют слабую сформированность связной речи, что проявляется в бедном лексическом наполнении связного высказывания, трудностях актуализации слов, ошибках грамматического оформления высказывания, отсутствии связующих элементов.
Были сопоставлены результаты обследования активной и связной речи и коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня с целью выявления зависимости уровня сформированности коммуникативных навыков от уровня речевого развития. В большинстве случаев уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III соответствовал уровню речевого развития. Дети, показавшие низкий уровень речевого развития, продемонстрировали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Таким образом, была выявлена тенденция к зависимости сформированности коммуникативных навыков от речевого развития у старших дошкольников с ОНР III. Это позволяет определить содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей рассматриваемой категории, заключающееся в развитии компонентов речевой системы и обучении применять полученные речевые умения в различных коммуникативных ситуациях.
Нами составлены дифференцированные методические рекомендации и программа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Предлагается выстраивать коррекционную работу с детьми данной категории с учетом уровня речевого и коммуникативного развития детей в различных видах деятельности, а также с помощью правильно организованной предметно-развивающей среды.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве детей, апробация предложенных нами методических рекомендаций.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделан вывод о том, что в рамках проведенного исследования целесообразно рассматривать коммуникацию с аналитической точки зрения, понимая ее как одну из сторон общения, его информационную составляющую.
Анализ психолого-педагогической литературы также показал, что главную роль в возникновении и развитии коммуникативных навыков у ребенка играют опережающие воздействия взрослого, которые позволяют ребенку перейти на новый, более высокий уровень развития коммуникативной деятельности. При формировании коммуникативных навыков важно учитывать критерии появления потребности в общении, а также значимость эмоционального отношения ребенка к воздействиям взрослого.
В настоящий момент существует достаточно большое количество научных работ, в которых описаны методики и приемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников. Однако на современном этапе развития дошкольного образования изменились требования к коммуникативному развитию выпускника дошкольного учреждения, о чем свидетельствует внедрение Министерством образования и науки Российской федерации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Имеющиеся методики формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III учитывают лишь некоторые аспекты коммуникативного развития современного дошкольника, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
С целью изучения коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня была разработана схема наблюдения за игрой детей на основе критериев сформированности коммуникативных навыков, предложенных А.А. Бодалевым, Л.Я. Лозован, Е.Г. Савиной. Помимо этого была изучена активная и связная речь дошкольников по протоколу логопедического обследования дошкольников, составленному А.В. Мамаевой. Для оценки результатов обследования активной и связной речи дошкольников были разработаны оценочные шкалы. Основой для выбора критериев оценивания послужили методики обследования связной речи дошкольников Е.М. Струниной, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой.
Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей пяти лет с «общим недоразвитием речи 3 уровня, дизартрия», 10 детей пяти лет с нормой речевого развития.
В результате констатирующего эксперимента старшие дошкольники с ОНР III уровня продемонстрировали различные уровни сформированности коммуникативных навыков: средний (50 %), ниже среднего (40 %), низкий (10 %). Дошкольники с нормой речевого развития показали высокий (80 %) и средний (20 %) уровни сформированности коммуникативных навыков. У старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены особенности сформированности коммуникативных навыков: не всегда правильная интерпретация эмоционального состояния собеседника; скованность, нерешительность в процессе коммуникации; наличие конфликтов; недостаточная активность и инициативность в общении; недостаточно развитое умение передавать информацию, трудности актуализации слов, формулирования мысли.
Обследование активной речи показало, что старшие дошкольники с ОНР III уровня демонстрируют недостаточный уровень развития активной речи, выражающийся в ошибках фонационного и лексико-грамматического оформления высказывания, недостаточной его связности, низком уровне контроля над собственной речью.
Обследование связной речи показало, что дошкольники с ОНР III уровня демонстрируют слабую сформированность связной речи, что проявляется в бедном лексическом наполнении связного высказывания, трудностях актуализации слов, ошибках грамматического оформления высказывания, отсутствии связующих элементов.
Были сопоставлены результаты обследования активной и связной речи и коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня с целью выявления зависимости уровня сформированности коммуникативных навыков от уровня речевого развития. В большинстве случаев уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III соответствовал уровню речевого развития. Дети, показавшие низкий уровень речевого развития, продемонстрировали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Таким образом, была выявлена тенденция к зависимости сформированности коммуникативных навыков от речевого развития у старших дошкольников с ОНР III. Это позволяет определить содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей рассматриваемой категории, заключающееся в развитии компонентов речевой системы и обучении применять полученные речевые умения в различных коммуникативных ситуациях.
Нами составлены дифференцированные методические рекомендации и программа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Предлагается выстраивать коррекционную работу с детьми данной категории с учетом уровня речевого и коммуникативного развития детей в различных видах деятельности, а также с помощью правильно организованной предметно-развивающей среды.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве детей, апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Подобные работы
- Развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием серии компьютерных игр
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Развитие связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи на материале рассказов описательного типа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи на примере рассказа-описания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием средств мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016



