Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №169699

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы100
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И НОРМОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 9
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с
нормой речевого развития в онтогенезе 9
1.2. Особенности коммуникативного развития у дошкольников с общим
недоразвитием речи 18
1.3. Обзор подходов и методик формирования коммуникативных
навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 33
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных
навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
Приложение А. Результаты обследования старших дошкольников с ОНР III уровня 83
Приложение Б. Пример игрового квеста со старшими дошкольниками с ОНР III уровня 85
Приложение В. Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи и коммуникативных навыков» 88


Актуальность проблемы и темы исследования
В отечественной педагогике и психологии коммуникация рассматривается как одно из важнейших условий развития познавательной и личностной сферы ребенка, залогом его успешной социальной адаптации.
Особое внимание развитию коммуникативных навыков стоит уделять в старшем дошкольном возрасте, когда происходит активное становление коммуникативной деятельности детей.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из главных задач обучения и воспитания детей данной категории, так как это напрямую связано с их социальной адаптацией и развитием личности в целом.
Вопросы изучения коммуникативного развития детей с ОНР неоднократно поднимались в исследованиях отечественных ученых (О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, О.С. Павлова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и другие). Авторы указывают на то, что наиболее распространенной речевой патологией в старшем дошкольном возрасте является ОНР III уровня. Отечественные исследователи сходятся во мнении о том, что у дошкольников с ОНР III уровня на фоне фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития имеются трудности формирования коммуникативных навыков, что говорит о необходимости их целенаправленного формирования. Однако, не смотря на высокий интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостная картина об особенностях коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III уровня.
Отечественные авторы предлагают различные способы формирования коммуникативных навыков у дошкольников с речевым недоразвитием. Однако на современном этапе развития дошкольного образования изменились требования к коммуникативному развитию выпускника дошкольного учреждения, о чем свидетельствует внедрение Министерством образования и науки Российской федерации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Имеющиеся методики формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР учитывают лишь некоторые аспекты коммуникативного развития современного дошкольника, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
Помимо этого, в ФГОС ДО указывается на то, что в условиях инклюзивного образования при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться особенности их развития и специфические образовательные потребности детей. Данный факт нацеливает на необходимость создания специальных условий для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР.
Как показал анализ литературных источников, в настоящее время существует дефицит научных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения, что в очередной раз подчеркивает актуальность данной проблемы.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• трудностями становления коммуникативной деятельности у старших дошкольников с ОНР III уровня и их значимостью для успешной социализации детей;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных навыков у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
• отсутствием специальных разработок, направленных на создание педагогических условий и организацию среды для максимально эффективного развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня в условиях дошкольного образовательного учреждения и их практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, а также составлении методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: коммуникативные навыки.
Предмет: особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
• Старшие дошкольники с ОНР III уровня будут иметь специфические особенности коммуникативных навыков, которые будут проявляться в недостаточной активности и инициативности в общении; наличии конфликтов в игре; трудностями интерпретации эмоционального состояния собеседника; недостаточном развитии умения передавать информацию с помощью вербальных средств;
• Будет прослеживаться тенденция к зависимости уровня сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и уровня развития их устной речи;
• Учет выявленных особенностей коммуникативных навыков у дошкольников рассматриваемой категории позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня и на основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
3. Выявить особенности коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня;
4. На основе выявленных особенностей составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова и другие);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова, Е.И. Исенина и другие);
• об особенностях речевой и коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи (Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, С.Н. Шаховская);
• о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н. Леонтьев, Л.С. Цветкова и другие).
Методы исследования. В ходе исследования применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, доказана тенденция к взаимозависимости между уровнем сформированности коммуникативных навыков и уровнем сформированности устной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня. Данный факт говорит о необходимости планирования коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей рассматриваемой категории в тесной взаимосвязи с развитием их устной речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методика диагностики коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, а методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у этих детей в тесной взаимосвязи с развитием их устной речи.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей пяти лет с заключением «общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия», 10 детей пяти лет с нормой речевого развития.
Исследование проводилось в течение 2016-2018 годов в три этапа:
1. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г.- август 2017 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2017 г.- май 2018 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня, оформление выводов и приложений (июнь 2018-сентябрь 2018).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах:
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
Особенности сформированности коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня// Современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. - Красноярск, 2018. - С. 44-46.
• Педагогическую деятельность в МБДОУ «Детский сад № 30» города Красноярска.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения и проиллюстрировано 4 таблицами, 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучению коммуникативного развития дошкольников с ОНР III уровня посвящены исследования таких выдающихся ученых как О.Е. Грибова, Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левина, Е.Р. Мустаева, О.С. Павлова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и других исследователей. Не смотря на высокий интерес исследователей к данной проблеме, в настоящее время отсутствует целостная картина о закономерностях становления коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III, а также возможностях их целенаправленного развития.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделан вывод о том, что в рамках проведенного исследования целесообразно рассматривать коммуникацию с аналитической точки зрения, понимая ее как одну из сторон общения, его информационную составляющую.
Анализ психолого-педагогической литературы также показал, что главную роль в возникновении и развитии коммуникативных навыков у ребенка играют опережающие воздействия взрослого, которые позволяют ребенку перейти на новый, более высокий уровень развития коммуникативной деятельности. При формировании коммуникативных навыков важно учитывать критерии появления потребности в общении, а также значимость эмоционального отношения ребенка к воздействиям взрослого.
В настоящий момент существует достаточно большое количество научных работ, в которых описаны методики и приемы формирования коммуникативных навыков у дошкольников. Однако на современном этапе развития дошкольного образования изменились требования к коммуникативному развитию выпускника дошкольного учреждения, о чем свидетельствует внедрение Министерством образования и науки Российской федерации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Имеющиеся методики формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III учитывают лишь некоторые аспекты коммуникативного развития современного дошкольника, что говорит об актуальности поиска новых путей работы в данном направлении.
С целью изучения коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня была разработана схема наблюдения за игрой детей на основе критериев сформированности коммуникативных навыков, предложенных А.А. Бодалевым, Л.Я. Лозован, Е.Г. Савиной. Помимо этого была изучена активная и связная речь дошкольников по протоколу логопедического обследования дошкольников, составленному А.В. Мамаевой. Для оценки результатов обследования активной и связной речи дошкольников были разработаны оценочные шкалы. Основой для выбора критериев оценивания послужили методики обследования связной речи дошкольников Е.М. Струниной, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой.
Был проведен констатирующий эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 30» города Красноярска. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей пяти лет с «общим недоразвитием речи 3 уровня, дизартрия», 10 детей пяти лет с нормой речевого развития.
В результате констатирующего эксперимента старшие дошкольники с ОНР III уровня продемонстрировали различные уровни сформированности коммуникативных навыков: средний (50 %), ниже среднего (40 %), низкий (10 %). Дошкольники с нормой речевого развития показали высокий (80 %) и средний (20 %) уровни сформированности коммуникативных навыков. У старших дошкольников с ОНР III уровня выявлены особенности сформированности коммуникативных навыков: не всегда правильная интерпретация эмоционального состояния собеседника; скованность, нерешительность в процессе коммуникации; наличие конфликтов; недостаточная активность и инициативность в общении; недостаточно развитое умение передавать информацию, трудности актуализации слов, формулирования мысли.
Обследование активной речи показало, что старшие дошкольники с ОНР III уровня демонстрируют недостаточный уровень развития активной речи, выражающийся в ошибках фонационного и лексико-грамматического оформления высказывания, недостаточной его связности, низком уровне контроля над собственной речью.
Обследование связной речи показало, что дошкольники с ОНР III уровня демонстрируют слабую сформированность связной речи, что проявляется в бедном лексическом наполнении связного высказывания, трудностях актуализации слов, ошибках грамматического оформления высказывания, отсутствии связующих элементов.
Были сопоставлены результаты обследования активной и связной речи и коммуникативных навыков дошкольников с ОНР III уровня с целью выявления зависимости уровня сформированности коммуникативных навыков от уровня речевого развития. В большинстве случаев уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР III соответствовал уровню речевого развития. Дети, показавшие низкий уровень речевого развития, продемонстрировали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков. Таким образом, была выявлена тенденция к зависимости сформированности коммуникативных навыков от речевого развития у старших дошкольников с ОНР III. Это позволяет определить содержание работы по формированию коммуникативных навыков у детей рассматриваемой категории, заключающееся в развитии компонентов речевой системы и обучении применять полученные речевые умения в различных коммуникативных ситуациях.
Нами составлены дифференцированные методические рекомендации и программа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня. Предлагается выстраивать коррекционную работу с детьми данной категории с учетом уровня речевого и коммуникативного развития детей в различных видах деятельности, а также с помощью правильно организованной предметно-развивающей среды.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве детей, апробация предложенных нами методических рекомендаций.



1. Андреева, Г.М. Социальная психология: для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007.- 363 с.
2. Бодалев, А.А. Психология общения/ А.А. Бодалев. - М.: Ин-т практической психологии,1996. - 256 с.
3. Большой психологический словарь/ Под
ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 672 с.
4. Боулби, Д. Теория привязанности/ Перевод с английского Н.Г. Григорьевой, Г.В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2003. - 288 с.
5. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева.- М.: Мысль, 1978. - 215 с.
6. Бушуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Галина Михайловна Бушуева. - Калининград, 2003. 206 с.
7. Ветрова, В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью/ В.В. Ветрова// Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. - М., 1981.
8. Волкова, Л.С. Логопедия./Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 2003. - 680 с.
9. Волковская, Т.Н. Организационно-содержательные аспекты коррекционной работы по формированию социально-коммуникативной сферы детей с недостатками речи/ Т.Н. Волковская // Логопед в детском саду.
- 2015. - № 2. - С. 69-89.
10. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи/ Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. - М.:
Книголюб, 2004. - 104 с.
11. Волковская, Т.Н. Система психологической помощи детям с недостатками речи: автореферат дис. ... доктора психол. наук: 19.00.10/ Татьяна Николаевна Волковская. - М., 2012. - 47 с.
12. Воробьева, Н.А. Педагогическая песочница. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников/ Н.А. Воробьева, О.Б. Сапожникова. - М.: Интеллект-центр, 2016. - 128 с.
13. Востокова, Н.Н. Общение как средство развития речи у дошкольников с ОНР III/ Н.Н. Востокова // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2013. - № 1. - С. 62-68.
14. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
15. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога/С.Ю. Головин. - Минск: Харвест,1998. - 551 с.
16. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации/ И.Н. Горелов. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 112 с.
17. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией/ О.Е. Грибова// Дефектология, 1995. - №6. - С.7-16.
18. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников/ Б.М. Гриншпун// Дошкольное воспитание. - 1968. - №8. - С.63-68 .
19. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи/ О.В. Дзюба// Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. - Калининград: Изд-во КГУ, 2009. - № 23. - С. 56-60.
20. Дзюба, О.В. Система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи/ О.В. Дзюба// Преподаватель XXI век. - М.: Прометей. -2009. - № 2. - С. 13-18.
21. Дыбина, О.В. Формирование коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи посредством двигательно-коммуникативной среды// Теория и практика общественного развития, 2015. - № 14. - С. 140¬144.
22. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Ирина Алексеевна Емельянова. - Екатеринбург, 2009. - 274 с.
23. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Айрис- Пресс, 2003. - 320 с.
24. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2001. - 432 с.
25. Ковалев, А.Г. Психология личности./А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1965. - 289 с.
26. Колесникова, А.Е. Новый подход к решению проблемы формирования стойких коммуникативных умений путем моделирования ситуаций с применением диалога у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи/ А.Е. Колесникова// Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 35-50.
27. Колесникова, А.Е. Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР III: новый подход/ А.Е. Колесникова// Логопед. - 2015. - № 3. - С. 23-31.
28. Коломинский, Я.Л. Психология общения/ Я.Л. Коломинский. - М.: Знание, 1974. - 96 с.
29. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить/М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.
30. Кондратьев, М.Ю. Психология отношений межличностной значимости/ М.Ю. Кондратьев. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 272 с.
31. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 415 с.
32. Косякова, О.О. Логопсихология/ О.О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 146 с.
33. Кузьменкова, Н.Ю. Формирование коммуникативной способности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Наталья Юрьевна Кузьменкова. - Архангельск, 2006. - 197 с.
34. Лауткина, С.В. Логопсихология/ С.В. Лауткина. - Витебск: Изд- во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. - 150 с.
35. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь дошкольникам с
общим недоразвитием речи/ И.Ю. Левченко, Г.Х. Юсупова. - М.:
Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
36. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. - 3-е изд-е. - М.: Смысл, 2005. - 386 с.
37. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н.
Леонтьев. - М., 1975.
38. Леханова, О.Л. Особенности понимания и использования
невербальных средств общения с детьми с ОНР III/ О.Л. Леханова// Практическая психология и логопедия. Дайжест. - 2007. - №5. - с. 23-28.
39. Лисина, М.И. Генезис форм общения у детей/ М.И. Лисина// Возрастная и педагогическая психология: сб. ст. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 272 с.
40. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. - Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - 384 с.
41. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т
общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.:
Педагогика, 1986. - 144 с.
42. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
43. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Любовь Ярославовна Лозован. - Кемерово, 2005. - 181 с.
44. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
45. Мазитова, Т.Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07/ Гуламдам Хасбулаевна Мазитова. - М., 1977. - 22 с.
46. Мешалкина, А.А. Развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи/ А.А. Мешалкина// Детский сад от А до Я. - 2011. - № 4. - С. 79-102.
47. Микляева, Н.В. Комментированное рисование в детском саду/ Н.В. Микляева. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.
48. Мудрик, А.В. Общение как объект педагогических исследований / А.В. Мудрик // Проблемы общения и воспитания. - Тарту: Изд-во Тарт. ун¬та, 1974. - Т.1. - С. 36-60.
49. Мустаева, Е.Р. Проявление вербальных и невербальных нарушений у детей с ОНР III/ Е.Р. Мустаева// Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 1. - С.1-5.
50. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688 с.
51. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми/ Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
52. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. - 368 с.
53. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Ольга Сергеевна Павлова. - М., 1998. - 190 с.
54. Парыгин, Б.Д. Социальная психология/ Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999. - 592 с.
55. Протоколы логопедического обследования дошкольников: метод. рекомендации/ [А.В. Мамаева, Н.В. Сиско, Т.В. Зиновьева и др.]; под ред. А.В. Мамаевой; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. - 44 с.
56. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
57. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. Рузская. - М.: Педагогика, 1989. - 216 с.
58. Рузская, А.Г. Поведение детей раннего и дошкольного возраста в условиях речевых и неречевых воздействий взрослого/ А.Г. Рузская // Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. - М., 1990.
59. Савина, Е. Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Елена Геннадьевна Савина. — Екатеринбург, 2005. — 22 с.
60. Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений/ В.И. Селиверстов. - М.: Владос, 2004. - 229 с.
61. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи/ О.А. Слинько// Дефектология. 1992. - №1. - С. 62-68.
62. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка/ Е.О. Смирнова. - М: Академия, 2000. - 160 с.
63. Соботович, Е.Ф. Формирование навыков речевого общения у детей с первичным недоразвитием речи/ Е.Ф. Соботович// Речевые и нервно¬психические нарушения у детей и взрослых. Л., 1987. - С. 17-24.
64. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928с.
65. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи/ Л.Г. Соловьева// Дефектология, 1996. - №1. - С.62-67.
66. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет/ Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2002. - 52 с.
67. Федосеева, Е. Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Елена Геннадьевна Федосеева. - М., 1999. - 191 с.
68. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
69. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-
gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya
70. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие/ Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 5-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
71. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи// Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - 240 с.
72. Pinker S. language Learning and language development / S. Pinker. - Harvard University Press; M.: Masses And London (England), 1996.
73. Sprague J. why teaching works: the transformative power of pedagogical communication / J. Sprague. Connection Of Education, 1993. - Thom. 42. - C. 4


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ