Особенности сформированное коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
|
Введение 3
Глава I. Научно - теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у нормально развивающихся детей и детей с нарушением зрения 9
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у нормативно
развивающихся детей 9
1.2. Особенности коммуникативного развития у дошкольников с нарушением
зрения 16
1.3. Обзор подходов и методик формирования коммуникативных навыков у
дошкольников с функциональными расстройствами зрения 21
Выводы по I главе 25
Глава II. Изучение особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 27
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста 45
Выводы по II главе 64
Заключение 66
Библиография 69
Приложения
Глава I. Научно - теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у нормально развивающихся детей и детей с нарушением зрения 9
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у нормативно
развивающихся детей 9
1.2. Особенности коммуникативного развития у дошкольников с нарушением
зрения 16
1.3. Обзор подходов и методик формирования коммуникативных навыков у
дошкольников с функциональными расстройствами зрения 21
Выводы по I главе 25
Глава II. Изучение особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 27
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста 45
Выводы по II главе 64
Заключение 66
Библиография 69
Приложения
Коммуникация - это значимый фактор социализации для дошкольника, его развития на уровне дошкольного возраста, полноценного проживания дошкольного детства.
Наиболее полно отражают специфику нарушений в сфере коммуникации у детей с нарушениями зрения исследования А.М. Виленской, Г.В. Григорьевой, М.И. Земцовой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. [10;17;23;35;43]. Они отмечают, что дети испытывают трудности коммуникации и не могут реализовать себя в игровой деятельности, что отражается на их взаимодействии со сверстниками. Нарушение зрения негативно влияет на социализацию ребёнка с амблиопией и косоглазием, что становится особенно явным в старшем дошкольном возрасте.
По мнению Л.С. Выготского [12] судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Он подчеркивал, что органический дефект вызывает "социальный вывих", так как недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношения с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску.
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении и введение в действие ФГОС» от 17 октября 2013 года внесли кардинальные изменения в систему дошкольного образования. В настоящее время результаты дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, где приоритеты отданы не знаниевому компоненту (ЗУНы), а личностным качествам ребёнка. Способность к эффективной коммуникации и взаимодействию относится к сквозным образовательным результатам, которые определяют успешность ребёнка и занимают ведущее место.
По мнению Л.В. Фомичевой [55] в настоящее время увеличивается количество детей с функциональными расстройствами зрения (далее - дети с ФРЗ). Принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить таким детям возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений по варианту 4.1. ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) ставит задачу овладения целевыми ориентирами и детьми с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья), для которых должны быть созданы специальные образовательные условия с целью «...разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Образование детей с ФРЗ является одним из приоритетных направлений современного образования, т.к. для этих детей коммуникация также является значимым фактором социализации и успешности в школе.
Анализируя методические источники, мы не встретили комплексного анализа проблемы формирования навыков коммуникации у детей с ФРЗ.
Перечисленные выше авторы указывают на тот факт, что у детей с ФРЗ есть сложности именно зрительного восприятия партнера - ребёнок не видит мимику и плохо анализирует пантомимику собеседника. И делают вывод, что именно с этим связаны проблемы с коммуникацией. Нет комплексного анализа, как это может отражаться на умении вести диалог и на способности взаимодействовать.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
- трудностями формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ и их значимостью для успешной социализации и развития ребенка;
- необходимостью комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ФРЗ в рамках инклюзивного образования и отсутствием методических рекомендаций, направленных на взаимодействие специалистов в контексте формирования коммуникативных навыков;
- отсутствием специальных рекомендаций, направленных на создание специальной образовательной среды, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с ФРЗ, и практической востребованностью их в образовательной деятельности дошкольников с ФРЗ.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны формирование коммуникативных навыков дошкольников с ФРЗ является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку уровень сформированности коммуникативных навыков влияет на социализацию детей и развитие в целом, с другой стороны формирование коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования дошкольников с ФРЗ изучено недостаточно. Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей сформированности
коммуникативных навыков у дошкольников с ФРЗ и разработке на их основе методических рекомендаций комплексного психолого-педагогического сопровождения в контексте формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
Гипотеза исследования. Коммуникативные навыки старших дошкольников с ФРЗ, обучающихся инклюзивно имеют особенности, обусловленные недостаточной зрительной информацией. Выявленные особенности позволят нам теоретически обосновать и разработать методические рекомендации комплексного сопровождения старшего дошкольника с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Цель исследования: выявление общих и специфических особенностей сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нормальным зрением и ФРЗ.
2. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
3. Описать выявленные особенности сформированности
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
4. Разработать методические рекомендации комплексного сопровождения старших дошкольников с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Теоретическая значимость.
Анализ литературных источников показал отсутствие рекомендаций комплексного сопровождения старших дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзивного образования в контексте формирования коммуникативных навыков. В данной работе нами обосновано и описано такое комплексное сопровождение, реализуемое командой специалистов ДОО.
Практическая значимость.
• Практические рекомендации, игры, упражнения и другие материалы, структурированы и оформлены в виде методических рекомендаций и могут быть использованы в ходе комплексного сопровождения инклюзивного образования дошкольника с ФРЗ.
• Данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, воспитывающих детей с ФРЗ.
Методологической базой исследования являются положения общей и детской тифлопсихологии; теории - генезиса общения у детей дошкольного возраста М.И. Лисиной [28] и восприятия и познания человека человеком в процессе коммуникативной деятельности А.А. Бодалева [8]; учения о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка Л.С. Выготского [12]; изучение коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения и прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой [16;35;43;54]; представления тифлопсихологии о закономерностях формирования личности при зрительной депривации В.З. Денискиной, М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, и др. [20;23;43].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования.
Теоретические: анализ тифлопедагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анализ медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте дошкольников, имеющих статус ребенок с ФРЗ без тяжелых нарушений речи; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 37 «Теремок» города Железногорска Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: группы А экспериментальная и группа Б контрольная.
Исследование включало в себя 3 этапа в течение 2018-2020 годов.
1. Аналитический этап. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования (сентябрь 2018 г.- август 2019 г.)
2. Этап констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2019 г.- май 2020 г.).
3. Заключительно-обобщающий этап. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ, оформление выводов и приложений (июнь 2020- ноябрь 2020).
Ограничения исследования: в эксперименте участвовали только дошкольники с ФРЗ (косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения в пределах 0,4 и выше) старшего дошкольного возраста; речь детей экспериментальных и контрольных групп приближена к норме или имеется нарушение звукопроизношения одной группы звуков.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах;
• публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
- Научно-теоретические основы формирования коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения //Инноватика в современном мире/ Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (11 октября 2019 г., г. Уфа). / - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2019.С. 165-168;
- К вопросу об особенностях сформированности коммуникативных навыков
дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования//Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и
аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2020 г. Красноярск, [Электронный ресурс] / отв. ред. О.Л.Беляева, А.В.Жарова; ред. кол. Электрон.дан. /Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. -Красноярск, 2020.C.54 - 57;
• педагогическую деятельность в МБДОУ №37 «Теремок» г. Железногорска, Красноярского края.
Структура и объем: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Наиболее полно отражают специфику нарушений в сфере коммуникации у детей с нарушениями зрения исследования А.М. Виленской, Г.В. Григорьевой, М.И. Земцовой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. [10;17;23;35;43]. Они отмечают, что дети испытывают трудности коммуникации и не могут реализовать себя в игровой деятельности, что отражается на их взаимодействии со сверстниками. Нарушение зрения негативно влияет на социализацию ребёнка с амблиопией и косоглазием, что становится особенно явным в старшем дошкольном возрасте.
По мнению Л.С. Выготского [12] судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Он подчеркивал, что органический дефект вызывает "социальный вывих", так как недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношения с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску.
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении и введение в действие ФГОС» от 17 октября 2013 года внесли кардинальные изменения в систему дошкольного образования. В настоящее время результаты дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, где приоритеты отданы не знаниевому компоненту (ЗУНы), а личностным качествам ребёнка. Способность к эффективной коммуникации и взаимодействию относится к сквозным образовательным результатам, которые определяют успешность ребёнка и занимают ведущее место.
По мнению Л.В. Фомичевой [55] в настоящее время увеличивается количество детей с функциональными расстройствами зрения (далее - дети с ФРЗ). Принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить таким детям возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений по варианту 4.1. ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) ставит задачу овладения целевыми ориентирами и детьми с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья), для которых должны быть созданы специальные образовательные условия с целью «...разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Образование детей с ФРЗ является одним из приоритетных направлений современного образования, т.к. для этих детей коммуникация также является значимым фактором социализации и успешности в школе.
Анализируя методические источники, мы не встретили комплексного анализа проблемы формирования навыков коммуникации у детей с ФРЗ.
Перечисленные выше авторы указывают на тот факт, что у детей с ФРЗ есть сложности именно зрительного восприятия партнера - ребёнок не видит мимику и плохо анализирует пантомимику собеседника. И делают вывод, что именно с этим связаны проблемы с коммуникацией. Нет комплексного анализа, как это может отражаться на умении вести диалог и на способности взаимодействовать.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
- трудностями формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ и их значимостью для успешной социализации и развития ребенка;
- необходимостью комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ФРЗ в рамках инклюзивного образования и отсутствием методических рекомендаций, направленных на взаимодействие специалистов в контексте формирования коммуникативных навыков;
- отсутствием специальных рекомендаций, направленных на создание специальной образовательной среды, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с ФРЗ, и практической востребованностью их в образовательной деятельности дошкольников с ФРЗ.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны формирование коммуникативных навыков дошкольников с ФРЗ является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку уровень сформированности коммуникативных навыков влияет на социализацию детей и развитие в целом, с другой стороны формирование коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования дошкольников с ФРЗ изучено недостаточно. Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей сформированности
коммуникативных навыков у дошкольников с ФРЗ и разработке на их основе методических рекомендаций комплексного психолого-педагогического сопровождения в контексте формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
Гипотеза исследования. Коммуникативные навыки старших дошкольников с ФРЗ, обучающихся инклюзивно имеют особенности, обусловленные недостаточной зрительной информацией. Выявленные особенности позволят нам теоретически обосновать и разработать методические рекомендации комплексного сопровождения старшего дошкольника с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Цель исследования: выявление общих и специфических особенностей сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нормальным зрением и ФРЗ.
2. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
3. Описать выявленные особенности сформированности
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
4. Разработать методические рекомендации комплексного сопровождения старших дошкольников с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Теоретическая значимость.
Анализ литературных источников показал отсутствие рекомендаций комплексного сопровождения старших дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзивного образования в контексте формирования коммуникативных навыков. В данной работе нами обосновано и описано такое комплексное сопровождение, реализуемое командой специалистов ДОО.
Практическая значимость.
• Практические рекомендации, игры, упражнения и другие материалы, структурированы и оформлены в виде методических рекомендаций и могут быть использованы в ходе комплексного сопровождения инклюзивного образования дошкольника с ФРЗ.
• Данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, воспитывающих детей с ФРЗ.
Методологической базой исследования являются положения общей и детской тифлопсихологии; теории - генезиса общения у детей дошкольного возраста М.И. Лисиной [28] и восприятия и познания человека человеком в процессе коммуникативной деятельности А.А. Бодалева [8]; учения о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка Л.С. Выготского [12]; изучение коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения и прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой [16;35;43;54]; представления тифлопсихологии о закономерностях формирования личности при зрительной депривации В.З. Денискиной, М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, и др. [20;23;43].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования.
Теоретические: анализ тифлопедагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анализ медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте дошкольников, имеющих статус ребенок с ФРЗ без тяжелых нарушений речи; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 37 «Теремок» города Железногорска Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: группы А экспериментальная и группа Б контрольная.
Исследование включало в себя 3 этапа в течение 2018-2020 годов.
1. Аналитический этап. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования (сентябрь 2018 г.- август 2019 г.)
2. Этап констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2019 г.- май 2020 г.).
3. Заключительно-обобщающий этап. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ, оформление выводов и приложений (июнь 2020- ноябрь 2020).
Ограничения исследования: в эксперименте участвовали только дошкольники с ФРЗ (косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения в пределах 0,4 и выше) старшего дошкольного возраста; речь детей экспериментальных и контрольных групп приближена к норме или имеется нарушение звукопроизношения одной группы звуков.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах;
• публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
- Научно-теоретические основы формирования коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения //Инноватика в современном мире/ Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (11 октября 2019 г., г. Уфа). / - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2019.С. 165-168;
- К вопросу об особенностях сформированности коммуникативных навыков
дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования//Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и
аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2020 г. Красноярск, [Электронный ресурс] / отв. ред. О.Л.Беляева, А.В.Жарова; ред. кол. Электрон.дан. /Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. -Красноярск, 2020.C.54 - 57;
• педагогическую деятельность в МБДОУ №37 «Теремок» г. Железногорска, Красноярского края.
Структура и объем: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Коммуникация это значимый фактор социализации для дошкольника, его развития на уровне дошкольного возраста, полноценного проживания дошкольного детства.
Наиболее полно отражают специфику нарушений в сфере коммуникации у детей с нарушениями зрения исследования А.М. Виленской, Л.С. Волковой, М.И. Земцовой, Г.В. Григорьевой, В.П. Гудонис, Р.А. Курбанова, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. Они отмечают, что дети испытывают трудности коммуникации и не могут реализовать себя в игровой деятельности, что отражается на их взаимодействии со сверстниками. Нарушение зрения негативно влияет на социализацию ребёнка с амблиопией и косоглазием, что становится особенно явным в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что коммуникативные навыки в условиях инклюзивного образования дошкольников с ФРЗ изучены недостаточно. В настоящее время отсутствуют методические рекомендаций комплексного психолого-педагогического сопровождения в контексте формированию коммуникативных навыков, что создает трудности составления АОП (адаптированные образовательные программы) и реализации образовательного процесса.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделан вывод о том, что в рамках данного исследования целесообразно мы придерживаться деятельностной теории общения и рассматриваем коммуникацию как одну из сторон общения (подход М.И. Лисиной [28]), под коммуникативными навыками подразумевать способность человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая её.
Анализ тифлопедагогической литературы показал, что большинство авторов трудности формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ связывают с недостаточным уровнем зрительного восприятия мимики и пантомимики партнера общения. Ряд авторов отмечают трудности построения диалога (даже при развитии речи приближенном к норме) и задержку развития игровых действий, что связывается с трудностями общения.
Обзор подходов и методов формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ показал, что в основном коррекционно-развивающая работа имеет вид отдельных технологий, не встроенных в единый образовательный процесс и направленных на формирование представлений о мимике и пантомимике. Нам не удалось обнаружить рекомендации, которые бы комплексно отражали воздействие на все компоненты выделенных трудностей формирования навыков коммуникации у дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзии в дошкольных образовательных организациях.
С целью изучения особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ был разработана комплект диагностических методик, состоящий из 4-х блоков: методики, направленные на выявление особенностей восприятие мимики и пантомимики (адаптация методики изучения восприятия эмоций Л.А. Ремезовой, М.А. Компанцевой, Л.В. Сергеевой, Т.В. Лапшиной, адаптация методики «Игра молчанка» Г.В. Григорьева, адаптация методики «Понимание жестов и позы человека» Н.В. Пилипко); на развитие диалогический речи (методика изучения умений вести диалог И.А. Бизикова); на развитие межличностных отношений (методика «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей 6-7 лет с ФРЗ, 10 детей 6-7 лет с нормальным зрением. Экспериментальная деятельность проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37 «Теремок» г. Железногорска Красноярского края.
В результате констатирующего эксперимента у дошкольников с ФРЗ выявлены следующие особенности сформированности коммуникативных навыков: высокий уровень - 15%; средний уровень - 45%; низкий уровень - 40%.
Дошкольники без нарушения зрения показали высокий уровень - 75%, средний уровень - 25%, низкий уровень отсутствует.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что коммуникативные навыки старших дошкольников с ФРЗ, обучающихся инклюзивно имеют особенности, обусловленные недостаточной зрительной информацией. Коррекционно-развивающая работа тифлопедагога, направленная на развитие зрительного восприятия, не решает всех проблем коммуникации. Необходима специально созданная образовательная среда, предполагающая комплексное сопровождение дошкольника с ФРЗ в контексте формирования навыков коммуникации.
На основе выявленных особенностей мы разработали методические рекомендации комплексного сопровождения старшего дошкольника с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Наиболее полно отражают специфику нарушений в сфере коммуникации у детей с нарушениями зрения исследования А.М. Виленской, Л.С. Волковой, М.И. Земцовой, Г.В. Григорьевой, В.П. Гудонис, Р.А. Курбанова, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. Они отмечают, что дети испытывают трудности коммуникации и не могут реализовать себя в игровой деятельности, что отражается на их взаимодействии со сверстниками. Нарушение зрения негативно влияет на социализацию ребёнка с амблиопией и косоглазием, что становится особенно явным в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что коммуникативные навыки в условиях инклюзивного образования дошкольников с ФРЗ изучены недостаточно. В настоящее время отсутствуют методические рекомендаций комплексного психолого-педагогического сопровождения в контексте формированию коммуникативных навыков, что создает трудности составления АОП (адаптированные образовательные программы) и реализации образовательного процесса.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделан вывод о том, что в рамках данного исследования целесообразно мы придерживаться деятельностной теории общения и рассматриваем коммуникацию как одну из сторон общения (подход М.И. Лисиной [28]), под коммуникативными навыками подразумевать способность человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая её.
Анализ тифлопедагогической литературы показал, что большинство авторов трудности формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ связывают с недостаточным уровнем зрительного восприятия мимики и пантомимики партнера общения. Ряд авторов отмечают трудности построения диалога (даже при развитии речи приближенном к норме) и задержку развития игровых действий, что связывается с трудностями общения.
Обзор подходов и методов формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ показал, что в основном коррекционно-развивающая работа имеет вид отдельных технологий, не встроенных в единый образовательный процесс и направленных на формирование представлений о мимике и пантомимике. Нам не удалось обнаружить рекомендации, которые бы комплексно отражали воздействие на все компоненты выделенных трудностей формирования навыков коммуникации у дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзии в дошкольных образовательных организациях.
С целью изучения особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ был разработана комплект диагностических методик, состоящий из 4-х блоков: методики, направленные на выявление особенностей восприятие мимики и пантомимики (адаптация методики изучения восприятия эмоций Л.А. Ремезовой, М.А. Компанцевой, Л.В. Сергеевой, Т.В. Лапшиной, адаптация методики «Игра молчанка» Г.В. Григорьева, адаптация методики «Понимание жестов и позы человека» Н.В. Пилипко); на развитие диалогический речи (методика изучения умений вести диалог И.А. Бизикова); на развитие межличностных отношений (методика «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей 6-7 лет с ФРЗ, 10 детей 6-7 лет с нормальным зрением. Экспериментальная деятельность проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37 «Теремок» г. Железногорска Красноярского края.
В результате констатирующего эксперимента у дошкольников с ФРЗ выявлены следующие особенности сформированности коммуникативных навыков: высокий уровень - 15%; средний уровень - 45%; низкий уровень - 40%.
Дошкольники без нарушения зрения показали высокий уровень - 75%, средний уровень - 25%, низкий уровень отсутствует.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что коммуникативные навыки старших дошкольников с ФРЗ, обучающихся инклюзивно имеют особенности, обусловленные недостаточной зрительной информацией. Коррекционно-развивающая работа тифлопедагога, направленная на развитие зрительного восприятия, не решает всех проблем коммуникации. Необходима специально созданная образовательная среда, предполагающая комплексное сопровождение дошкольника с ФРЗ в контексте формирования навыков коммуникации.
На основе выявленных особенностей мы разработали методические рекомендации комплексного сопровождения старшего дошкольника с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 14700 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО -
ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021



