Введение 3
Глава I. Научно - теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у нормально развивающихся детей и детей с нарушением зрения 9
1.1. Особенности развития коммуникативных навыков у нормативно
развивающихся детей 9
1.2. Особенности коммуникативного развития у дошкольников с нарушением
зрения 16
1.3. Обзор подходов и методик формирования коммуникативных навыков у
дошкольников с функциональными расстройствами зрения 21
Выводы по I главе 25
Глава II. Изучение особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с функциональными расстройствами зрения 27
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 27
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста 45
Выводы по II главе 64
Заключение 66
Библиография 69
Приложения
Коммуникация - это значимый фактор социализации для дошкольника, его развития на уровне дошкольного возраста, полноценного проживания дошкольного детства.
Наиболее полно отражают специфику нарушений в сфере коммуникации у детей с нарушениями зрения исследования А.М. Виленской, Г.В. Григорьевой, М.И. Земцовой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. [10;17;23;35;43]. Они отмечают, что дети испытывают трудности коммуникации и не могут реализовать себя в игровой деятельности, что отражается на их взаимодействии со сверстниками. Нарушение зрения негативно влияет на социализацию ребёнка с амблиопией и косоглазием, что становится особенно явным в старшем дошкольном возрасте.
По мнению Л.С. Выготского [12] судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Он подчеркивал, что органический дефект вызывает "социальный вывих", так как недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношения с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску.
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования и науки России «Об утверждении и введение в действие ФГОС» от 17 октября 2013 года внесли кардинальные изменения в систему дошкольного образования. В настоящее время результаты дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, где приоритеты отданы не знаниевому компоненту (ЗУНы), а личностным качествам ребёнка. Способность к эффективной коммуникации и взаимодействию относится к сквозным образовательным результатам, которые определяют успешность ребёнка и занимают ведущее место.
По мнению Л.В. Фомичевой [55] в настоящее время увеличивается количество детей с функциональными расстройствами зрения (далее - дети с ФРЗ). Принимаются эффективные меры по введению инклюзивного обучения, которое сможет обеспечить таким детям возможность получения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений по варианту 4.1. ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) ставит задачу овладения целевыми ориентирами и детьми с ОВЗ (ограниченными особенностями здоровья), для которых должны быть созданы специальные образовательные условия с целью «...разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Образование детей с ФРЗ является одним из приоритетных направлений современного образования, т.к. для этих детей коммуникация также является значимым фактором социализации и успешности в школе.
Анализируя методические источники, мы не встретили комплексного анализа проблемы формирования навыков коммуникации у детей с ФРЗ.
Перечисленные выше авторы указывают на тот факт, что у детей с ФРЗ есть сложности именно зрительного восприятия партнера - ребёнок не видит мимику и плохо анализирует пантомимику собеседника. И делают вывод, что именно с этим связаны проблемы с коммуникацией. Нет комплексного анализа, как это может отражаться на умении вести диалог и на способности взаимодействовать.
В результате изучения психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
- трудностями формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ и их значимостью для успешной социализации и развития ребенка;
- необходимостью комплексного психолого-педагогического сопровождения дошкольника с ФРЗ в рамках инклюзивного образования и отсутствием методических рекомендаций, направленных на взаимодействие специалистов в контексте формирования коммуникативных навыков;
- отсутствием специальных рекомендаций, направленных на создание специальной образовательной среды, направленной на формирование коммуникативных навыков у детей с ФРЗ, и практической востребованностью их в образовательной деятельности дошкольников с ФРЗ.
Таким образом, актуальность исследования заключается в том, что с одной стороны формирование коммуникативных навыков дошкольников с ФРЗ является актуальной психолого-педагогической проблемой, поскольку уровень сформированности коммуникативных навыков влияет на социализацию детей и развитие в целом, с другой стороны формирование коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования дошкольников с ФРЗ изучено недостаточно. Это и определило проблематику исследования в выявлении особенностей сформированности
коммуникативных навыков у дошкольников с ФРЗ и разработке на их основе методических рекомендаций комплексного психолого-педагогического сопровождения в контексте формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: коммуникативные навыки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
Гипотеза исследования. Коммуникативные навыки старших дошкольников с ФРЗ, обучающихся инклюзивно имеют особенности, обусловленные недостаточной зрительной информацией. Выявленные особенности позволят нам теоретически обосновать и разработать методические рекомендации комплексного сопровождения старшего дошкольника с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Цель исследования: выявление общих и специфических особенностей сформированности коммуникативных навыков старших дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с нормальным зрением и ФРЗ.
2. Организовать экспериментальное исследование по выявлению особенностей сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
3. Описать выявленные особенности сформированности
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ФРЗ.
4. Разработать методические рекомендации комплексного сопровождения старших дошкольников с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Теоретическая значимость.
Анализ литературных источников показал отсутствие рекомендаций комплексного сопровождения старших дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзивного образования в контексте формирования коммуникативных навыков. В данной работе нами обосновано и описано такое комплексное сопровождение, реализуемое командой специалистов ДОО.
Практическая значимость.
• Практические рекомендации, игры, упражнения и другие материалы, структурированы и оформлены в виде методических рекомендаций и могут быть использованы в ходе комплексного сопровождения инклюзивного образования дошкольника с ФРЗ.
• Данные рекомендации могут быть полезны педагогическим работникам, специалистам дошкольных образовательных организаций, а также родителям, воспитывающих детей с ФРЗ.
Методологической базой исследования являются положения общей и детской тифлопсихологии; теории - генезиса общения у детей дошкольного возраста М.И. Лисиной [28] и восприятия и познания человека человеком в процессе коммуникативной деятельности А.А. Бодалева [8]; учения о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка Л.С. Выготского [12]; изучение коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения и прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения Л.П. Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой [16;35;43;54]; представления тифлопсихологии о закономерностях формирования личности при зрительной депривации В.З. Денискиной, М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, и др. [20;23;43].
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования.
Теоретические: анализ тифлопедагогической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические: анализ медицинской документации с целью отбора для участия в эксперименте дошкольников, имеющих статус ребенок с ФРЗ без тяжелых нарушений речи; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных в ходе эксперимента данных.
Организация исследования: исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 37 «Теремок» города Железногорска Красноярского края. Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две группы: группы А экспериментальная и группа Б контрольная.
Исследование включало в себя 3 этапа в течение 2018-2020 годов.
1. Аналитический этап. Анализ литературы по проблеме исследования, формулирование цели, задач, гипотезы исследования (сентябрь 2018 г.- август 2019 г.)
2. Этап констатирующего эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2019 г.- май 2020 г.).
3. Заключительно-обобщающий этап. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ, оформление выводов и приложений (июнь 2020- ноябрь 2020).
Ограничения исследования: в эксперименте участвовали только дошкольники с ФРЗ (косоглазием и амблиопией, имеющие остроту зрения в пределах 0,4 и выше) старшего дошкольного возраста; речь детей экспериментальных и контрольных групп приближена к норме или имеется нарушение звукопроизношения одной группы звуков.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах;
• публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах:
- Научно-теоретические основы формирования коммуникативных навыков дошкольников с нарушением зрения //Инноватика в современном мире/ Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (11 октября 2019 г., г. Уфа). / - Уфа: Изд. НИЦ Вестник науки, 2019.С. 165-168;
- К вопросу об особенностях сформированности коммуникативных навыков
дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования//Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов и
аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2020 г. Красноярск, [Электронный ресурс] / отв. ред. О.Л.Беляева, А.В.Жарова; ред. кол. Электрон.дан. /Краснояр.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева. -Красноярск, 2020.C.54 - 57;
• педагогическую деятельность в МБДОУ №37 «Теремок» г. Железногорска, Красноярского края.
Структура и объем: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Коммуникация это значимый фактор социализации для дошкольника, его развития на уровне дошкольного возраста, полноценного проживания дошкольного детства.
Наиболее полно отражают специфику нарушений в сфере коммуникации у детей с нарушениями зрения исследования А.М. Виленской, Л.С. Волковой, М.И. Земцовой, Г.В. Григорьевой, В.П. Гудонис, Р.А. Курбанова, Г.В. Никулиной, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и др. Они отмечают, что дети испытывают трудности коммуникации и не могут реализовать себя в игровой деятельности, что отражается на их взаимодействии со сверстниками. Нарушение зрения негативно влияет на социализацию ребёнка с амблиопией и косоглазием, что становится особенно явным в старшем дошкольном возрасте.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, тем, что коммуникативные навыки в условиях инклюзивного образования дошкольников с ФРЗ изучены недостаточно. В настоящее время отсутствуют методические рекомендаций комплексного психолого-педагогического сопровождения в контексте формированию коммуникативных навыков, что создает трудности составления АОП (адаптированные образовательные программы) и реализации образовательного процесса.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования сделан вывод о том, что в рамках данного исследования целесообразно мы придерживаться деятельностной теории общения и рассматриваем коммуникацию как одну из сторон общения (подход М.И. Лисиной [28]), под коммуникативными навыками подразумевать способность человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая её.
Анализ тифлопедагогической литературы показал, что большинство авторов трудности формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ связывают с недостаточным уровнем зрительного восприятия мимики и пантомимики партнера общения. Ряд авторов отмечают трудности построения диалога (даже при развитии речи приближенном к норме) и задержку развития игровых действий, что связывается с трудностями общения.
Обзор подходов и методов формирования коммуникативных навыков у детей с ФРЗ показал, что в основном коррекционно-развивающая работа имеет вид отдельных технологий, не встроенных в единый образовательный процесс и направленных на формирование представлений о мимике и пантомимике. Нам не удалось обнаружить рекомендации, которые бы комплексно отражали воздействие на все компоненты выделенных трудностей формирования навыков коммуникации у дошкольников с ФРЗ в условиях инклюзии в дошкольных образовательных организациях.
С целью изучения особенностей коммуникативных навыков у старших дошкольников с ФРЗ был разработана комплект диагностических методик, состоящий из 4-х блоков: методики, направленные на выявление особенностей восприятие мимики и пантомимики (адаптация методики изучения восприятия эмоций Л.А. Ремезовой, М.А. Компанцевой, Л.В. Сергеевой, Т.В. Лапшиной, адаптация методики «Игра молчанка» Г.В. Григорьева, адаптация методики «Понимание жестов и позы человека» Н.В. Пилипко); на развитие диалогический речи (методика изучения умений вести диалог И.А. Бизикова); на развитие межличностных отношений (методика «Наблюдение за межличностными отношениями дошкольников» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные группы: 10 детей 6-7 лет с ФРЗ, 10 детей 6-7 лет с нормальным зрением. Экспериментальная деятельность проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 37 «Теремок» г. Железногорска Красноярского края.
В результате констатирующего эксперимента у дошкольников с ФРЗ выявлены следующие особенности сформированности коммуникативных навыков: высокий уровень - 15%; средний уровень - 45%; низкий уровень - 40%.
Дошкольники без нарушения зрения показали высокий уровень - 75%, средний уровень - 25%, низкий уровень отсутствует.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что коммуникативные навыки старших дошкольников с ФРЗ, обучающихся инклюзивно имеют особенности, обусловленные недостаточной зрительной информацией. Коррекционно-развивающая работа тифлопедагога, направленная на развитие зрительного восприятия, не решает всех проблем коммуникации. Необходима специально созданная образовательная среда, предполагающая комплексное сопровождение дошкольника с ФРЗ в контексте формирования навыков коммуникации.
На основе выявленных особенностей мы разработали методические рекомендации комплексного сопровождения старшего дошкольника с ФРЗ в контексте формирования коммуникативных навыков.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Андреева, Г. М. Общение и межличностные отношения / Г.М. Андреева // Психология влияния: хрестоматия / сост. А.В. Морозов. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. - 41 с.
2. Белоусова, Е. В. «Развитие эмоциональной сферы у детей с нарушением зрения» методическая разработка. Электронный ресурс, опубликовано 3001.2014. Образовательная социальная сеть nsportal.ru.
3. Беляева, О. Л. Инклюзивное образование: новые возможности и опыт (монография) / О.Л. Беляева, Л.А. Брюховских, О.А. Козырева [и др.] - Издательство «Литера-принт». Краснояр. гос. пед.ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск. 2014. - 148 с.
4. Беляева, О. Л., Уфимцева, Л. П. Организационно-педагогические
условия формирования коммуникативной компетентности
слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени: монография [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.
5. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 — 136 с.
6. Бизина, Е. В. Использование методов арттерапии для коррекции эмоци ональн волевой сферы у детей с нарушениями зрения рабочая программа по теме. Электронный ресурс, Опубликовано 10.12.2011 Образовательная социальная сеть nsportal.ru
7. Биркенбил, В. Язык интонации, мимики, жестов - СПб.: Питер, 1997. - 224 с.
8. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком. М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мир», 2015. — 240 с.
9. Бушуева, Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: автореферат кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Калинингр. гос. ун-т. - Калининград, 2003. - 19с.
10. Виленская, А. М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей [Текст] / А. М. Виленская; Х- науч.сессия по дефектах. - М.: Полиграфсервис,1990. - 323с.
11. Волкова, Л. С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Волкова. - М.: Вече, 1983 - 254с.
12. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
13. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / Отв. ред. В. Н. Ярцева; Предисл. В. И. Карасика. Изд. 4-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 112 с.
14. Григорьева, Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - № 5. - С. 76-87.
15. Григорьева, Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. 2001. - № 2. - С. 76-83.
16. Григорьева, Л. П., Бернадская, М. Э., Блинникова, И. В., Солнцева, О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / - М. Шк.-Пресс, 2001. - 72 с.
17. Григорьева, Л. П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 1996. № 3 с. 3-12.
18. Грищенко, Т. А. Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры: [методическое пособие] /Т.А.Грищенко. М.: Гуманитарный изд.центр Владос, 2017.-96с.
19. Данилова, И. Н. «Программа эмоционального развития дошкольников «Пойми меня» Электронный ресурс, опубликовано 27.19.2012 Образовательная социальная сеть nsportal.ru
20. Денискина, В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения [Текст] : (Метод. рекомендации) / В. З. Денискина. -Верхняя Пышма : [б. и.], 1997. -22 с.
21. Денискина, В. З. Учимся улыбаться // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 1. - с. 66-73; № 2. - с. 74-79.
22. Денискина, В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л.И. Солнцева, В.З. Денискина. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 с.
23. Земцова, М. И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М. И. Земцова. -М.: Просвещение, 1973. -159 с.
24. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-9770-0518-0 (МПСИ) Коломинский, Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Москва: АСТ, 2010. 448 с.
25. Корнилова И. Г. Коррекция недостатков развития коммуникативных качеств старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации // Дефектология. - 1998. - №. 6. - С. 50-58.
26. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ - М.: Научно-производственная фирма «Смысл», 2008. - 356 с.
27. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Академия, 1997. - 384 с.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / Научно¬
исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1986. 144 с.
29. Мазитова, Г. Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими у младенцев: Автореферат. М., 1977. - 22 с.
30. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология. -М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 282 с.
31. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А./ М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368с.
32. Панферов, В. Н. Общая психология. Теоретические основы: учебник и практикум для академического бакалавриата /— М.: Издательство Юрайт, 2016. — 296 с.
33. Петровский, А. В. Введение в психологию. - М, 1995. - с. 235
34. Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения. - М, 1998. - 299 с.
35. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.
36. Проглядова, Г.А. Психолого-педагогические подходы в работе с лицами, имеющими нарушение зрения: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2018. - 116 с.
37. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 173 с.
38. Ремезова, Л. А. Развитие восприятия эмоций у дошкольников с наруше нием зрения: учебно-методическое пособие/ Л.А. Ремезова [и др.]. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. - 166 с. илл.
39. Рожкова, Л. А., Благосклонова, Н. К., Григорьева, Л. П., Фишман, М. Н., и др. Проблема психофизиологии развития познавательных процессов у детей со сложными нарушениями. Дефектология. 2002. № 4. С.3-14 Школа - Пресс М.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
41. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / [М. И. Лисина, А. Г. Рузская, Н. Н. Авдеева и др.]; Под ред. А. Г. Рузской; НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М. : Педагогика, 1989. - 215 с.
42. Солнцева, Л. И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф сервис, 1997. - 124 с.
43. Солнцева, Л. И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушениями зрения. Институт коррекционной педагогики РАО, Москва. психологии, 41 с 1997, Дефектология, 1998 г. №4 стр. 9¬15.
44. Солнцева, Л. И. Особенности игровой деятельности слепых
дошкольников // Дефектология, 1974. - №6. - С. 66.
45. Смирнова, О. Е., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
46. Тарасова, Н. В. «Развитие эмоционально -
ценностной сферы у детей с нарушением зрения» Психолог, 2007. - 42 с.
47. Тарских, С. Д. Педагогическая коррекция нарушений общения слабовидящих детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми: учеб. пособие, М-во образования и науки Рос. Федерации. Уральский государственный педагогический университет. Институт специального образования. - Екатеринбург: 2004. - 83 с.
48. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: коллектив. монография / авт. коллектив [И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда и др.]. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2015. - 304 с.
49. Тюрлик, И. В. Шаг к общению: парциальная программа для детей с нарушением зрения 3-7 лет / - Петрозаводск: б. и., 2005. - 62 с.
50. Уфимцева, Л. П., Грищенко, Т.А. Педагогическая технология развития зрительного восприятия графических изображений слабовидящими школьниками: монография / [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.
51. Феоктистова, В. А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. - СПб.: Речь, 2005 - 128 с.
52. Феоктистова, В. А. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. - С-Пб.: Образование, 1995. - 234 с.
53. Феоктистова, В. А. Обучение и коррекция дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. С. - Петербург «Образование» 1995. - с.147.
54. Фомичева, Л. В. Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения: Учебно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2007. 256 с.
55. Хомякова, Л. Ф. Системный подход к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации по организации системного подхода к проблеме реабилитации детей с нарушением зрения в содружестве медицины и педагогики— Екатеринбург: Изд-во "Центр Проблем Детства ", 1998 г. 48 с.
56. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 256 с.
57. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития коммуникативности дошкольников [Текст]: Книга для воспитателей Д/C: Из опыта работы / Под ред. В.В.Гербовой. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. - 64 с.
58. Шумакова, Н. Б. Возраст вопросов // Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". - М.: Знание, 1990. - N 10. - 79 с.
59. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
60. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Б.Д. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.
61. Эльконин, Д. Б. Детская психология. // - М., 1980. - 320 с.
62. Эльконин, Д. Б. Психология игры. // - М., 1986. - 460 с.
63. Эльконин, Д. Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. - М.: Просвещение, 1969. - с. 115-183
64. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М., 1958. - 115 с.
65. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - C.10-29.
66. Юрьева, Н. М. Речевой онтогенез в теории и эксперименте:
диссертация... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Юрьева Надежда
Михайловна - Москва, 2006. - 566 с.
67. Яковлева, Н. А. Формирование неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения. - С-Пб.: Речь, 2001. - 56 с.
68. Якубинский, Л. П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. Спб., 2007. - 259 с.
69. Янкуль, П. В. Дошкольная педагогика: // Учеб. пособие для студ. сред. пед. Учеб. - 2-е изд. - М., 2000.
70. Pinker S. language Learning and language development / S. Pinker. - Harvard University Press; M.: Masses nnd London (England), 1996.
71. Kagan, G. The second year. The emerge of self-awareness. Cambridge, 1981.