Введение 3
1 Понятие «метод проектов» и особенности его применения 7
1.1 Основные характеристики метода проектов как инновационной технологии 7
1.2 Типы проектов, применяемых в иноязычном образовании 12
1.3 Особенности организации проектной деятельности в старших классах 17
Выводы по главе 1 24
2 Подготовка проекта к универсиаде Красноярска 26
2.1 О проекте для грядущей универсиады 27
2.2 Процесс работы над проектом 30
2.3 Структура проекта 31
2.4 Социальная сеть Instagram - платформа для продвижения проекта 32
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение А 43
Многие десятилетия система высшего образования в России считалась одной из лучших во всем мире. В наших университетах и по сей день существует программа обмена студентами с зарубежными вузами. Но вместе с тем, нет абсолютно стабильной и эффективной системы. На данный момент образование в вузах РФ претерпевает значительные изменения. Вводится интегрированный подход в подготовке квалифицированных специалистов. На смену ранее устоявшимся подходам приходит направление на регулярное развитие, самообновление и гибкость. Чтобы и в дальнейшем соответствовать вызовам времени, система высшего образования РФ должна быть универсальной, самонастраивающейся, способной адаптироваться к меняющимся условиям. С конца 20 века значительно увеличилось число высших учебных заведений, что способствовало улучшению качества образования. [Папикян, Обмоина, с. 13-16]
Российская система образования в 21 веке активно борется с 5 важными проблемами:
1. Стандартизированные программы без возможностей выбора. Цифровой мир меняется настолько быстро, что возникают новые профессии, которыми способны овладеть современные дети.
При традиционном, стандартизированном подходе к управлению образованием, необходимо при каждом изменении менять стандарты, учебные планы, программы.
Дестандартизация и децентрализация учебных планов и программ могла бы значительно продвинуть развитие этого вопроса.
2. Стандартизированное содержание обучения, жестко нормированный список учебников с определенным содержанием каждого урока, от которого отступать запрещено.
В целом - это следствие тоталитарного прошлого, где надо было контролировать знание истории, литературы, одновременно углублять знание естественных дисциплин - такая была задача, такой и остается система образования до сих пор.
Такой подход не допускает формирования собственного мнения, самостоятельности мышления, оригинальности и уникальности идей. Он воспитывает лишь тех, кто способен воссоздавать, повторять и делать по шаблону, с неразвитым умением формировать свое личное отношение и оценки.
В современном мире же нужны уникальные специалисты с нестандартным образом мышления. Итак, контроль сверху над содержанием обучения, как подход, устаревший, полностью оторванный от реальности.
3. Невозможность родителей управлять содержанием обучения детям. Родители сегодня не могут не только руководить, они не имеют даже возможности влиять на процесс обучения. Их роль - подчиняться системе и заставлять подчиняться ребенка.
Возможно поэтому, все больше родителей выбирают для ребенка домашнее обучение и дети потом - заграничные университеты.
4. Конвейерная классно-урочная система, которая делает невозможным внедрение истинных инноваций в учебный процесс...
Существует огромное количество разнообразных проектов, которые различаются по времени, целям и методам. В наше время учитель представляет ученикам информацию и организовывает их самостоятельную работу, используя определенные приемы и методы, в частности метод проектов.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что использование метода проектов не поможет решить все проблемы в обучении, однако это эффективное средство от однообразия, скуки, оно способствует развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. А этот проект заставит учащихся сбежать от повседневной суеты.
Проект - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметных областях, в проекте на иностранном языке. Предмет « Иностранный язык» имеет особенность. Межпредметные связи всегда были актуальны для учителей предметов гуманитарного цикла. Преподаватели иностранного языка одними из первых начали разрабатывать бинарные и интегрированные уроки. Более того, сама сущность урока иностранного языка - непрерывное общение - включает учителя и учащихся в обсуждение самых разнообразных тем - от древнейшей истории до актуальных экономических и политических проблем современности. Хотелось бы предложить в перспективе расширить опыт использования метода проектов, в связи с чем необходимо скорректировать поурочное планирование. Если составлять тематические планы, учитывая метод проектов, то появляется больше времени для их обдумывания. Становится возможным проведение межпредметных проектов, например, по теме «Защита окружающей среды. Интересными были бы проекты между классами и даже школами. Подготовительный этап проектов мог бы проходить в стенах разных учебных заведений, а затем возможно организовать совместную встречу и совместный проект по любой из тем.
Любой нетрадиционный урок - это и есть игра, только игра «большая», со своими правилами и атрибутами. Она является благоприятной формой для проявления личностного начала ребенка. В игровой деятельности на материалах школьного обучения формируются умственные действия детей, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игра позволяет успешно решать следующие задачи:
— создание психологической готовности детей к речевой деятельности;
— обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
— тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи; в процессе подготовки к сюжетно-ролевому общению ученики учатся взаимодействию в группе, распределяют роли, составляют сюжет, проигрывают его;
— снятие усталости и напряженности.
Объясняя сложность работы, которая происходит на уроке, академик М. Н. Скаткин пишет: «Важность этой проблемы (обучения) обусловлена тем, что в основном на уроке совершается замечательный, сложнейший из всех процессов в мире - процесс формирования человеческой личности.
Не могут не принести удовлетворения тщательно продуманные и спланированные действия учителя, восторг в глазах учеников, увлеченных процессом познания, то таинство, которое мы называем уроком. Хотелось бы, чтобы нас всегда поддерживали слова Е. И. Пассова, который пожелал учителям «помнить о том, что сияющие глаза учеников ценнее зарплаты, умные и благородные люди всегда помнят своих учителей. Лучшей профессии в мире нет».
1. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе.-1999.-№6-С.17-21.
2. Бабанский К.С. Методы обучения в современной
общеобразовательной школе. Москва: Просвещение, 1985.-213с.
3. Барменкова О.И. О работе над проектом //Иностранные языки в школе. -1997. -№3 -С.25-27.
4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
5. Бим И.Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. М.: 1988.
6. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно¬
ориентированного воспитания. - Ростов-на-Дону, 1995.-147с.
7. Борисова Е.М. Проект на уроках немецкого языка // Иностр. Языки в школе. - 1998. - №2.
8. Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании. М.: 1995.
9. Гульчевская В.Г., Гульчевская Н.Е. Современные педагогические технологии. - Ростов-на-Дону: Издательство-РИПК и ПРО,1999.- 346с.
10. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М.: 1986.
11.Зимняя И.А., Сахаров Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку //Иностранные языки в школе.-1999.-№3-С.9-15.
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.;2002.
13. Кукушин В.С. Теория и методика обучения.- Ростов-на-Дону,2005.- 474с.
14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. М.:2000.
15. Методика обучения иностранным языкам: традиции
современность/ Под ред. А.А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2010. 464 с...30