Введение 3
1. Теоретические основы проблемы использования аутентичных видеоматериалов как средства повышения познавательного
интереса учащихся 11 классов на уроке иностранного языка 7
1.1. Аутентичные видеоматериалы на уроке иностранного языка:
характеристика, функции 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего
школьного возраста 14
1.3. Познавательный интерес учащихся на уроке иностранного
языка 21
Выводы по главе 1 28
2. Опытная работа по использованию аутентичных видеоматериалов
на уроке иностранного языка с целью повышения познавательного
интереса учащихся 11 классов 30
2.1. Анализ содержания УМК «Deutsch, Kontakte» Г.И.
Ворониной 30
2.2. Разработка и апробация заданий с использованием
аутентичных видеоматериалов с целью повышения познавательного
интереса учащихся 11 класса на уроке иностранного языка 32
Выводы по главе 2 35
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложение А 41
Приложение Б 42
Приложение В 45
Актуальность исследования. На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков международного общения в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом. Согласно требованию нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования изучение иностранного языка направлено на достижение в том числе следующей цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к самостоятельному решению разнообразных жизненных задач, что предполагает изменения в требованиях к уровню владения языком, поиск новых методов обучения, конструктивных подходов к отбору содержания и организации материала с использованием современных технических средств.
Использование ресурса аутентичных материалов на уроках иностранного языка способствует индивидуализации обучения и развитию познавательного интереса учащихся, мотивации самостоятельной учебной деятельности.
Анализ современного образовательного процесса в средней школе позволяет сделать вывод о том, что существует определенное противоречие между наличием возрастного учебно-познавательного интереса учащихся на уроке иностранного языка и недостаточной представленностью в современных УМК по иностранному языку материалов, которые смогут удовлетворить данный интерес.
Существование представленной выше проблемы привело нас к выбору темы исследования: «Аутентичные видеоматериалы как средство повышения познавательного интереса учащихся 11 классов на уроке иностранного языка».
Объект - процесс иноязычного образования в условиях средней школы.
Предметом исследования является потенциал аутентичных видеоматериалов для повышения познавательного интереса учащихся на уроках немецкого языка.
Цель работы - теоретическое обоснование и опытная проверка эффективности использования аутентичных видеоматериалов на уроке немецкого языка в 11 классе для повышения познавательного интереса учащихся.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить нормативную документацию, определяющую содержание иноязычного образования и требования к результатам его освоения учащимися старшей школы; педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. выявить сущность аутентичных видеоматериалов и особенности работы с ними на уроке иностранного языка в старшей школе;
3. проанализировать понятие «познавательный интерес» учащихся и описать его уровни и критерии;
4. разработать задания на основе аутентичных видеоматериалов, направленные на повышение познавательного интереса учащихся, и внедрить их в образовательный процесс МАОУ «СШ №44» 11 класса;
5. провести качественный и количественный анализ полученных результатов опытной работы.
Теоретическую основу исследования составили работы по проблеме формирования и развития познавательного интереса учащихся Н.Г. Морозовой [Морозова, 1979], Ф.К. Савиной [Савина, 1968], Г.И. Щукиной [Щукина, 1988]; по содержанию, функциям и использованию аутентичных видеоматериалов Н. А. Качалова [Качалов, 2012], Н.Ф. Коряковцевой [Коряковцева, 2010], М.Л. Бранди [Brandi, 1996].
Для проведения исследования мы использовали следующие методы: анализ методической, психологической и педагогической литературы по теме исследования; беседа, опрос, анкетирование, тестирование; качественный и количественный анализ полученных данных...
Целью нашего исследования было повышение уровня познавательного интереса учащихся через использование аутентичных видеоматериалов. Использование видеоматериалов базируется преимущественно на наглядном восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает овладеть познавательной компетенцией на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка. Видео на уроке помогает учителю в повышении мотивации к познавательному обучению и в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся. Эффективность использования видеоматериала зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности видеоматериала с задачами обучения. Применение видеоматериалов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе повышения уровня познавательного интереса учащихся и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным на всех этапах обучения.
Посредством просмотра видеосюжетов нами были разработаны задания, в результате проведения которых повысился уровень познавательного интереса. В результате работы над этими видеоматериалами развивалась совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, речевой и общеучебной деятельности. Кроме этого содержание видеоматериалов способствовало развитию социокультурной компетенции.
Таким образом, задачи, поставленные нами, были выполнены, аутентичные видеоматериалы на уроках иностранного языка действительно способствуют повышению уровня познавательного интереса, улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют кругозор.
1. Абульханова-Славская К.А. Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал, 2001. № 5. С. 38-47.
2. Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05/ Башкова Светлана Александровна; Место защиты: МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва. М., 1999. 130 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
4. Бернштейн H.A. От рефлекса к модели будущего // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 94-98.
5. Воронина Г.И. Карелина И.В. Немецкий язык, контакты // М.: Просвещение, 2004. 224 с.
6. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т.4. С. 244-268.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку // Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студентов лингв.ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 346 с.
8. Елисеева Е.В. Социально-педагогическое проектирование самостоятельности старшеклассников в условиях общеобразовательного учреждения: монография/Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина, Е.А. Шушпанникова. - Saint-Louis, MO: Publishing House "Science Innovation Center", 2013. 246 с.
9. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // Иностранные языки в школе. 1996. № 5. С. 13-15.
10. Ефремова Т. Н. Современный толковый словарь: в 3-х тт. Ростов н/Д.: Азъбуки, 2014. 1168 с.
11. Жоглина Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичных видеодокументов (французский язык, языковой вуз). Пятигорск, 1998. С. 27-47.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. Москва: Просвещение, 1991. 236 с.
13. Качалов Н.А. Особенности использования аутентичных видеодокументов в обучении иностранному языку// Вестник томского государственного университета. 2012. № 4. С. 67-79.
14. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии, 2000. № 4. 29-37 с.
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 191
с...35