Введение 5
Глава 1. Теоретические основы формирования сбытовой политики организации с учетом специфики рынка лекарственных препаратов 7
1.1. Сущность и содержание сбытовой политики 7
1.2. Особенности сбытовой политики в аптеке 13
1.3. Способы повышения эффективности сбытовой политики в аптеке 20
1.3.1. Ассортимент лекарственных препаратов как фактор обеспечения
спроса 20
1.3.2. Мерчандайзинг как способ увеличения продаж 21
1.3.3. Роль личности аптечного специалиста в обеспечении успешных продаж
в аптеке 25
Глава 2. Анализ сбытовой политики общество с ограниченной ответственностью «Новая Аптека» 41
2.1. Анализ деятельности ООО «Новая аптека» 41
2.2. Анализ сбытовой политики ООО « Новая аптека» 43
2.3. Ценовая политика 48
2.4. Анализ системы сбыта продукции в ООО «Новая аптека» 51
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствование сбытовой политики ООО «Новая Аптека» 61
3.1. Действующая система материального стимулирования 61
3.2. Мотивация персонала 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 71
Приложение 75
Успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от особенностей организации сбытовой политики предприятия.
Традиционно считается, что конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивости ниши на рынке. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся.
Победить в конкурентной борьбе можно, предлагая блага более высокого качества либо по меньшей цене.
Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производства достаточного количества разнообразных благ с наименьшими затратами.
Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия и завершающим этапом выявления вкусов и предпочтений покупателей.
Сущность сбытовой политики состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в том количестве и такого качества, которые требуются, а также максимально использовать свои возможности для улучшения обслуживания покупателей.
При совершенствовании сбытовой политики достижение целей предприятие происходит через оценку и удовлетворения требований потребителя. В связи с тем, что для торговли в настоящее время характерно снижение спроса, особенно на товары, не являющиеся товарами первой необходимости, многие аспекты деятельности предприятий нуждаются в тщательном анализе и модернизации. В частности необходимо совершенствовать сбытовую политики, поскольку именно она определяет доходность предприятия, что и обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью написания выпускной квалификационной работы разработка предложений по совершенствованию сбытовой политики предприятия, что позволит организации увеличить объем продаж, получить дополнительную прибыль и укрепить свои позиции на рынке.
Для достижения цели будут решены задачи:
- рассмотреть сущность и содержание сбытовой политики;
- рассмотреть особенности сбытовой политики аптеки и выявить способы её повышения эффективности;
- проанализировать деятельность сбытовой политики ООО «Новая Аптека»;
- разработать предложение по совершенствованию сбытовой политики ООО «Новая Аптека» и рассчитать эффективность их внедрения.
Объект исследования - аптечная организация ООО «Новая Аптека»
Предмет исследования - сбытовая политика ООО «Новая Аптека»
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования сбытовой политики организации с учетом специфики рынка лекарственных препаратов сущность и ее содержание в целом.
Во второй главе рассматривается непосредственно организация ее характеристика, проведен анализ сбытовой политики деятельности организации, выявлены ее преимущества и недостатки.
В третьей главе разработаны мероприятия по совершенствованию сбытовой политики, а также рассчитаны затраты на предлагаемые мероприятия и приведена экономическая эффективность предложений.
При подготовки выпускной квалификационной работы использованы следующий метод исследования состоит в том, чтобы опираясь на практические основы сбытовой деятельности, оценить состояние и показать пути повышения эффективности сбытовой политики организации и предложить практические рекомендации по её улучшению.
Теоретическую основу исследования составили труду таких авторов как: Багиев Г.Л, Васнецова О.А, Каменских К.И, Малинникова Е.А и другие.
Эффективное управление сбытом продукции является одним из главных факторов успеха фирмы и является важной составляющей деятельности предприятий. Это объясняется тем, что профессиональное решение вопросов сбыта призвано максимально удовлетворить потребности клиентов, создать дополнительные маркетинговые преимущества, увеличить объемы реализации, обеспечить рост прибыли не только в кратко - , но и в долгосрочном периоде, что позволит предприятию успешно функционировать в выбранной им сфере бизнеса.
В ходе работы были рассмотрены теоретические вопросы по совершенствование сбытовой политики организации.
Сбытовая политика в аптечной организации требует специальных знаний в области фармации и медицины, поэтому в аптеке имеют право работать только фармацевтические специалисты.
Специалисты с медицинским образованием могут оказывать в аптеке консультационные услуги населению и аптечным сотрудникам.
В каждой аптечной организации имеется свой стиль работы. Но в целом для совершенствование сбытовой политики организации работники придерживаются определённого алгоритма действий.
Сбытовая политика аптечной организации имеет большое значение в её маркетинговой деятельности. Именно система сбыта концентрирует в себе основной результат осуществляемого маркетинга.
Недостаточная эффективность сбытовой деятельности может поставить под угрозу существование всей фирмы в целом.
Аптеки являются социальными структурами, но основная их задача, как коммерческой организации - получение прибыли.
Поэтому все сотрудники аптек заинтересованы в повышение эффективности сбытовой политики: увеличении количества и стоимости продаваемых товаров.
В первой главе была рассмотрена сущность и содержание сбытовой политики. Было выявлено, что сбыт - неотъемлемый элемент процесса маркетинга, так как является завершающей, наиболее ответственной стадией обеспечения потребителя необходимым для него товаром.
Он направлен на формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами.
Анализ особенностей сбытовой политики аптеки позволил выявить, что сбытовая политика в аптеке многогранна. Она определяется ассортиментной политикой и маркетинговыми решениями аптечной организации.
Сбытовая политика может быть мягкой, эффективной,
неэффективной. Сбытовая политика в аптечной организации зависит от множества факторов.
Прежде всего зависит от сезона, наличия рекламы, местоположения, имиджа аптеки, характеристики потенциальных покупателей, ассортимента, качества обслуживания, уровня цен, маркетинговых мероприятий.
Некоторые факторы, как местоположение, наличие медицинских организаций поблизости, характеристика населения в прилегающем районе мало зависит от аптечных работников.
Но при этом существует множество факторов и приёмов в розничной реализации аптечных товаров, которые приведут к повышению эффективности сбытовой политики.
Во второй главе была проанализирована деятельность ООО «Новая Аптека» и её сбытовой политики.
В третьей главе были разработаны предложения по
совершенствованию сбыта и рассчитана эффективность их внедрения, которая составила 295000 тыс.рублей. Таким образом, поставленная в работе третьей главы реальная цель достигнута.
Как отмечают различные авторы, оптимизация сбытовой деятельности имеет для любой фирмы важное значение.
1. Азимов С. Продажи, переговоры: Задавание вопросов. Ошибки при задавании вопросов. Общие принципы получения нужных ответов от оппонента. - СПб.: Питер, 2013.- 99-133 с.
2. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев,
A. П. Челенков. - М.: ОАО “Типография “НОВОСТИ”, 2016. - 253 с.
3. Берман Барри Настольная книга по фармацевтическому маркетингу / Берман Б., Дж. Джеймс. - М.: Литера, 2013. - 85 с.
4. Багиев, Г.Л. и др. Маркетинг / Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев,
B. М. Тарасевич, Х.Анн/ под общ. Ред. Г.Л. Багиева.- 2-е изд., перераб. И доп.-М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2016. - 65 с.
5. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 с.
6. Васнецова, О. А. Медицинское и фармацевтическое товароведение / О.А. Васнецова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 608 с.
7. Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет: Учебное пособие для бакалавров / М.Е. Виговская. - М.: Дашков и К, 2015. - 144 с.
8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / - М.: Экономистъ, 2016.- 123 с.
9. Глембоцкая Г. Т. В лабиринтах фармацевтического менеджмента / Г.Т. Глембоцкая. - М.: Литтерра, 2016. - 256 с.
10. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методология, практика. - М.: Изд. «Финпресс», 2014. - 416 с.
11. Гембл П, Стоун М. Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений с потретелями / Пер. с англ.-М.: Фаию-Пресс, 2013. - 120 с.
12. Герчикова И.Н. Маркетинг - Спб.: Наука, 2013
13. Диксон Питер Р. Управление маркетингом. - М.: Изд-во
ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 316 с.
14. Дорошеев В.И. Введение в теорию маркетинга / Учеб. пособие для вузов. -М.: ИНФРА-М, 2013.- 285с.
15. Дремова Н.Б. Маркетинг в фармации. Учебное пособие. - Белгород:БелГУ ,2014.-272 с...50