Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование археологических материалов в школьном курсе истории

Работа №169661

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2015
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. История развития школьной археологии 8
Краеведение и кружковая археология в 1920-е годы 8
Возрождение краеведения и кружкового движения 11
Анализ советских школьных учебников по истории 13
Краткие выводы по главе 1 17
Глава II. Роль и место археологии в современной школьной программе по всеобщей истории 19
Краткие выводы по главе II 28
Глава III. Археология как дополнительное образование 29
Краткие выводы по главе III 38
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43
Приложения 46


Одной из актуальных проблем современного школьного образования является формирование у учащихся интереса к изучаемому предмету.
Интерес к исторической области знаний проявляется с раннего детства: детские сказки о богатырях и других героях формируют в сознании ребенка понятие о прошлом. Учителя истории призваны упорядочить и развить интерес к истории, научить ребенка использовать понятийный аппарат данной науки, научить ориентироваться в мире прошлого, а также анализировать различные ситуации, с которыми ученик будет сталкиваться в процессе своего обучения. Решить эту сложную задачу, используя только текст учебника и сорок пять минут урока, невероятно сложно, поэтому, здесь на помощь учителю приходит система дополнительного образования - индивидуальная и факультативная работа.
В наши дни, в системе дополнительного образования существует множество разных направлений, таких как военно-патриотические клубы, клубы любителей старины, объединенные на основе школьных музеев, а также различные историко-краеведческие объединения, работающие с историческими, археологическими или этнографическими источниками . В контексте данной работы, речь пойдет об использовании дополнительных археологических материалов в базовом школьном курсе истории и об археологии, как о дополнительном образовании.
Несмотря на то, что археология имеет высокую значимость для изучения истории, поскольку является одним из базовых столпов, на которых строится историческая наука, педагогическая археология развивается по большей части как направление дополнительного образования. Напротив, в общешкольном курсе истории археологии не уделено достаточного внимания: в первую очередь она используется при изучении первобытного мира. Как правило, на этом введение в археологическую науку в общеобразовательных школах заканчивается.
Для чего необходимо более подробное изучение первобытной эпохи истории человечества? Во-первых, недостаточная изученность того, или иного вопроса обедняет знания ребенка о своем прошлом. Во-вторых, формируется представление о первобытности как о диком и абсолютно примитивном этапе развития человеческой цивилизации. В-третьих, поскольку именно с этого периода школьники начинают осваивать историю, то именно в этот момент имеется возможность формирования устойчивого интереса к последующему изучению предмета .
Не меньшую роль археологические данные играют при изучении истории древних славян, а также других народов, жизнь и быт которых не были достаточно освещены в письменных источниках. Благодаря использованию археологических материалов, у учащихся формируется полная историческая картина мира, более понятная и легкая в усвоении. Безусловно, вышеперечисленные аспекты являются наиболее важными аргументами для расширения использования археологических данных на уроках истории в школе, тем не менее, существуют и другие, менее очевидные и второстепенные преимущества.
В ходе работы с археологическими материалами на уроке истории, у учащихся разовьется логика мышления, умения индивидуальной познавательной работы, сенсорная и двигательная сферы, выработаются навыки самостоятельного получения знаний...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, школьники должны обладать базовыми историческими знаниями по истории, иметь представление о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней во всех сферах - политической, культурной, социальной, научной и экономической. Кроме того, дети должны уметь применять полученные исторические знания, уметь искать, сопоставлять, анализировать и оценивать информацию из разных источников, а также аргументировать свое отношение к ней. Реализация данных целей происходит через изучение истории. Однако, частым явлением является тот факт, что у школьников не вызывают интереса исторические процессы и закономерности и в этот момент на первый план выходит проблема формирования интереса к изучению истории. Существует множество возможностей сформировать интерес, однако реализация этой проблемы через использование археологических данных представляется одним из наиболее простейших способов.
Современные школьные учебники по истории весьма насыщенны археологическими материалами. Тем не менее, реализовать индивидуальный подход в формировании интереса с помощью одного лишь учебника невозможно, следовательно, в этой ситуации очень многое зависит от учителя: поскольку первые встречи с археологией происходят у детей в пятом классе, когда они только начинают изучение истории, этот момент является ключевым в вопросе формирования интереса. Задача педагога - заинтересовать ученика интересным материалом, а может быть новым видом деятельности. Педагог - профессия творческая, а значит, в реализации данной задачи он может быть ограничен только возможностями своего творческого потенциала. В случае удачного решения этого вопроса, ребенку прививается интерес к дальнейшему изучению исторической науки.
После того, как у ребенка сформировался интерес, открываются богатые возможности по решению задач, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом. Наличие базового уровня знаний, а также законченная историческая картина мира достигаются путем не только работы учителя, но и путем самостоятельной деятельности ребенка.
Помимо вышеперечисленного, археология дает богатейшую почву для развития дополнительного школьного образования. Обладая большим педагогическим потенциалом, археология позволяет не только оказать помощь основному курсу истории в развитии и поддержании интереса к исторической науке, но и развить огромное количество других положительных качеств: сюда можно отнести широкий кругозор и общую эрудицию, умение анализировать и систематизировать полученную информацию. Самое главное - после окончания обучения в археологическом кружке ребенок будет обладать научными и системными знаниями в области истории, материальной и духовной культуры своего региона. В конце концов, принимая участие в экспедициях, подрастающий ребенок тренирует дух и волю, а также развивает свои физические данные.
Таким образом, несмотря на то, что возможности создания археологического кружка есть далеко не у каждой школы, польза от такого вида деятельности является неоспоримой.
История развития школьной археологии показывает, что интерес к данному виду деятельности существует уже очень долгое время. В начале ХХв.в. привлечение детей в археологическую деятельность носило сугубо прагматический характер, что было обусловлено недостаточным финансированием полевых исследователей. Затем, многими учеными, которые работали с детьми на раскопках, был открыт большой потенциал археологии в педагогической системе. Зародившаяся так давно педагогическая археология, существует и по сей день, привлекая в свои ряды все новых и новых сторонников. Создаются образовательные программы, различные методики работы с детьми. В целом, можно утверждать, что интерес к педагогической археологии не ослабевает и она продолжает свое развитие...


1. Андрианова Л. С., Васенина М. Г., Васильева Н. Б. Тайны Земли Вологодской. Методические рекомендации к занятиям по археологии для учителей общеобразовательных учебных заведений и педагогов дополнительного образования. - Вологда, «Древности севера», 2004
2. Балабанова Ю. А. Использование памятников археологии в организации краеведческой работы // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 523-526.
3. Бровко Д.В. Феномен педагогической археологии// Уссурийский краеведческий вестник. Вып. 3. Уссурийск, 2004. с. 5 - 9.
4. Вдовин А.С., Макаров Н.П. Н.К. Ауэрбах — ученый и организатор науки в Сибири // Уральский археологический вестник. 2015. №3. С. 16-25.
5. Зубков Ю. И. Концентрическая система должна быть! / Ю.Зубков // История. Прил. к газ. «Первое сентября». - 2006. - № 10. - С. 32-34
6. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов но спец. № 2108 "История". - M.: Просвещение, 1987, -207 с: ил.
7. Камелин К. А. Содержательные компоненты школьных учебников по истории древнего мира и возможности их усвоения учащимися// Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2007 №24. с 101 - 104.
8. Китова Л. Ю. Формирование в Красноярске центра изучения археологических памятников Сибири. Известия Алтайского гос. университета // Барнаул. Серия: История. № 4/2. 2008. с 85 - 92
9. Козлова М. А. Научно-методическая разработка по теме: Историческая реконструкция в помощь учителю истории. - Чебоксары, 2013. 46 с.
10. Крайнов Д.А. Археология и краеведение// К содержанию журнала Советская археология (1957, №3)
11. Кручинина Т.А. Археологический отряд как форма трудовых объединений старшеклассников // Преподавание истории в школе. 1987. №4. С. 34-36.
12. Липавский С.А. Школьный археологический кружок // Преподавание истории в школе. 1993. - №1. — С. 45 — 54.
13. Мещанинов И. И. О доисторическом переселении народов // Вестник Коммунистической Академии. 1928.
14. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие// Калинингр. ун-т. - Калининград, 2000. 95 с.
15. Пежемский В. Г. Археологический клуб как форма организации внеучебной деятельности подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2003. 210 с...35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ