Особенности сформированное сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования сенсорных
эталонов у слабовидящих дошкольников 7
1.1. Формирование сенсорных эталонов в онтогенезе 7
1.2. Специфика формирования сенсорных эталонов у слабовидящих
дошкольников 15
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности сенсорных
эталонов у слабовидящих младших дошкольников 26
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирую эксперимента 31
2.3 Методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у
слабовидящих младших дошкольников 42
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 63
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования сенсорных
эталонов у слабовидящих дошкольников 7
1.1. Формирование сенсорных эталонов в онтогенезе 7
1.2. Специфика формирования сенсорных эталонов у слабовидящих
дошкольников 15
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Экспериментальное изучение сформированности сенсорных
эталонов у слабовидящих младших дошкольников 26
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2. Анализ результатов констатирую эксперимента 31
2.3 Методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у
слабовидящих младших дошкольников 42
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 63
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос относительно формирования сенсорных представлений у детей с нарушением зрения. Все это указывает на необходимость разработки методики, посредством которых можно будет скорректировать работу по сенсорному развитию, поскольку это имеет прямую связь с развитием возможностей детей, имеющих нарушение зрения.
Достаточно часто у слабовидящих детей, которые посещают группы компенсирующей направленности, наблюдаются недостаточные представления относительно окружающего мира. Восприятие является первым этапом познания и, от того насколько сформированы представления о сенсорных эталонах, зависит качество познавательной деятельности слабовидящего дошкольника. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит указание на необходимость обеспечения всем обучающимся (в том числе и обучающимся с нарушениями зрения) в образовательных учреждениях равных условий для получения образования, способствующего успешной социализации личности.
Вопросами сенсорного развития детей занимались Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова, А.В. Запорожец. Стоит обратить внимание и на тех ученых, которые занимались вопросами сенсорного развития у детей с нарушениями зрения - это А.Г. Литвак, В.А. Кручинин, И.С. Моргулис. Огромную практическую значимость в вопросе воспитания незрячих и слабовидящих детей внесли исследования Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной, Л.В. Рудаковой. На сегодняшний день существуют и некоторые коррекционно-педагогические пособия - специальные руководства для осуществления работы в дошкольных учреждениях. Это пособия М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой, Т.А. Грищенко. Все авторы отмечают важность сенсорного развития в формировании компенсаторных процессов слабовидящих дошкольников в различных видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной).
Несмотря на актуальность данной тематики, наблюдается ограниченное количество исследований, которые бы касались именно сенсорного развития слабовидящих детей в младшем дошкольном возрасте.
Анализ научной и методической литературы показывает проблему недостаточности исследований при изучении формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Значительно расширение исследований в данной области является необходимым, чтобы выработать научно-обоснованные подходы к развитию сенсорных способностей в условиях нарушения зрения и соответствующих методик обучения в младшем дошкольном возрасте.
В настоящее время необходимо более полное изучение этой проблемы, чтобы разработать оптимальные формы и методы обучения в данной области, а также выработать научно-обоснованные рекомендации для родителей и педагогов при работе со слабовидящими детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - сформированность сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Предмет исследования - особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Цель работы - выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников. На основе выявленных особенностей определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Гипотеза исследования - сформированность сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников имеет особенности, обусловленные зрительной недостаточностью. Выявленные особенности позволят составить методические рекомендации к коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование сенсорных эталонов.
Цель исследования предопределила и ее задачи:
1. Проанализировать особенности формирование сенсорных эталонов в онтогенезе.
2. Раскрыть специфику формирования сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
3. Провести экспериментальное изучение сформированности
сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды В.П. Ермакова, М.И. Земцовой, Л.А. Ремезовой, Л.И. Солнцевой, В.И. Слободчикова, А.И. Савенкова, В.В. Щетининой и других.
В рамках настоящего исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида г.Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в том, практические работники дошкольного образования (учителя-дефектологи, воспитатели групп компенсирующей, комбинированной направленностей) могут использовать в коррекционно-образовательном процессе выявленные особенности и разработанные методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения
Достаточно часто у слабовидящих детей, которые посещают группы компенсирующей направленности, наблюдаются недостаточные представления относительно окружающего мира. Восприятие является первым этапом познания и, от того насколько сформированы представления о сенсорных эталонах, зависит качество познавательной деятельности слабовидящего дошкольника. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит указание на необходимость обеспечения всем обучающимся (в том числе и обучающимся с нарушениями зрения) в образовательных учреждениях равных условий для получения образования, способствующего успешной социализации личности.
Вопросами сенсорного развития детей занимались Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усова, А.В. Запорожец. Стоит обратить внимание и на тех ученых, которые занимались вопросами сенсорного развития у детей с нарушениями зрения - это А.Г. Литвак, В.А. Кручинин, И.С. Моргулис. Огромную практическую значимость в вопросе воспитания незрячих и слабовидящих детей внесли исследования Л.И. Плаксиной, В.З. Денискиной, Л.В. Рудаковой. На сегодняшний день существуют и некоторые коррекционно-педагогические пособия - специальные руководства для осуществления работы в дошкольных учреждениях. Это пособия М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой, Т.А. Грищенко. Все авторы отмечают важность сенсорного развития в формировании компенсаторных процессов слабовидящих дошкольников в различных видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной).
Несмотря на актуальность данной тематики, наблюдается ограниченное количество исследований, которые бы касались именно сенсорного развития слабовидящих детей в младшем дошкольном возрасте.
Анализ научной и методической литературы показывает проблему недостаточности исследований при изучении формирования представлений о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Значительно расширение исследований в данной области является необходимым, чтобы выработать научно-обоснованные подходы к развитию сенсорных способностей в условиях нарушения зрения и соответствующих методик обучения в младшем дошкольном возрасте.
В настоящее время необходимо более полное изучение этой проблемы, чтобы разработать оптимальные формы и методы обучения в данной области, а также выработать научно-обоснованные рекомендации для родителей и педагогов при работе со слабовидящими детьми младшего дошкольного возраста.
Объект исследования - сформированность сенсорных эталонов у младших дошкольников.
Предмет исследования - особенности сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Цель работы - выявление особенностей сформированности сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников. На основе выявленных особенностей определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Гипотеза исследования - сформированность сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников имеет особенности, обусловленные зрительной недостаточностью. Выявленные особенности позволят составить методические рекомендации к коррекционно-развивающей работе, направленной на формирование сенсорных эталонов.
Цель исследования предопределила и ее задачи:
1. Проанализировать особенности формирование сенсорных эталонов в онтогенезе.
2. Раскрыть специфику формирования сенсорных эталонов у слабовидящих дошкольников.
3. Провести экспериментальное изучение сформированности
сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды В.П. Ермакова, М.И. Земцовой, Л.А. Ремезовой, Л.И. Солнцевой, В.И. Слободчикова, А.И. Савенкова, В.В. Щетининой и других.
В рамках настоящего исследования использовались следующие методы:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида г.Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в том, практические работники дошкольного образования (учителя-дефектологи, воспитатели групп компенсирующей, комбинированной направленностей) могут использовать в коррекционно-образовательном процессе выявленные особенности и разработанные методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения
Сенсорный эталон - это система качестве предметов, которая предлагается человеку для последующего усвоения, использования в качестве образцов в процессе изучения окружающих предметов. Все это необходимо для проведения анализа свойств, присущих предмету.
Если нет сенсорного восприятия, то восприятие дошкольников будет носить всего лишь поверхностный характер. Помимо этого, не будут сформированы все необходимые основы для умственного развития ребенка. Сам по себе процесс формирования у дошкольников представление относительно сенсорных эталонов определяется в следующем виде:
• развитие восприятия;
• формирование представлений относительно внешних свойств предметов (форма, цвет, величина).
Необходимо учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения имеют свою специфику психофизического развития. Именно поэтому есть необходимость оказания таким детям специальной психолого -коррекционной помощи.
Соответствующее развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста представляет собой сложный процесс, который включает в себя несколько ключевых компонентов:
• формирование, а также совершенствование представлений относительно разновидностей свойств предметов, которые как раз и выполняют функцию сенсорных эталон;
• формирование, а также совершенствование перцептивных действий, которые необходимы для использования сенсорных эталонов при осуществлении анализа свойств реальных предметов.
В процессе исследования было выявлено, что есть необходимость соответствующей методической работы с младшими дошкольниками, имеющими проблемы со зрением. В качестве средства для организации такой работы нами была выбрана дидактическая игра.
В процессе исследования были получены данные, которые позволяют говорить об уровне развития сенсорных эталонов у слабовидящих детей. Так, было выявлено следующее:
• 30% дошкольников (6 человек) низкий уровень развития
сенсорных эталонов;
• 55% дошкольников (11 человек) средний уровень развития
сенсорных эталонов;
• 15% дошкольников (3 человека) высокий уровень развития
сенсорных эталонов.
В ходе исследования, на основе констатирующего эксперимента были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников, отдельно для детей высокого, среднего и низкого уровней.
В качестве основного средства коррекционно-развивающей работы были выбраны дидактические игры. В методических рекомендациях представлены дидактические игры для каждого уровня, которые могут быть использованы в совместной деятельности педагога и обучающегося, а также в самостоятельной деятельности детей.
Выявленные результаты констатирующего этапа исследования не противоречат гипотезе о том, что у слабовидящих младших дошкольников сформированность сенсорных эталонов имеет особенности и обусловливается зрительной недостаточностью. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Если нет сенсорного восприятия, то восприятие дошкольников будет носить всего лишь поверхностный характер. Помимо этого, не будут сформированы все необходимые основы для умственного развития ребенка. Сам по себе процесс формирования у дошкольников представление относительно сенсорных эталонов определяется в следующем виде:
• развитие восприятия;
• формирование представлений относительно внешних свойств предметов (форма, цвет, величина).
Необходимо учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения имеют свою специфику психофизического развития. Именно поэтому есть необходимость оказания таким детям специальной психолого -коррекционной помощи.
Соответствующее развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста представляет собой сложный процесс, который включает в себя несколько ключевых компонентов:
• формирование, а также совершенствование представлений относительно разновидностей свойств предметов, которые как раз и выполняют функцию сенсорных эталон;
• формирование, а также совершенствование перцептивных действий, которые необходимы для использования сенсорных эталонов при осуществлении анализа свойств реальных предметов.
В процессе исследования было выявлено, что есть необходимость соответствующей методической работы с младшими дошкольниками, имеющими проблемы со зрением. В качестве средства для организации такой работы нами была выбрана дидактическая игра.
В процессе исследования были получены данные, которые позволяют говорить об уровне развития сенсорных эталонов у слабовидящих детей. Так, было выявлено следующее:
• 30% дошкольников (6 человек) низкий уровень развития
сенсорных эталонов;
• 55% дошкольников (11 человек) средний уровень развития
сенсорных эталонов;
• 15% дошкольников (3 человека) высокий уровень развития
сенсорных эталонов.
В ходе исследования, на основе констатирующего эксперимента были составлены дифференцированные методические рекомендации по формированию сенсорных эталонов у слабовидящих младших дошкольников, отдельно для детей высокого, среднего и низкого уровней.
В качестве основного средства коррекционно-развивающей работы были выбраны дидактические игры. В методических рекомендациях представлены дидактические игры для каждого уровня, которые могут быть использованы в совместной деятельности педагога и обучающегося, а также в самостоятельной деятельности детей.
Выявленные результаты констатирующего этапа исследования не противоречат гипотезе о том, что у слабовидящих младших дошкольников сформированность сенсорных эталонов имеет особенности и обусловливается зрительной недостаточностью. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА
ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СЛАБОВИДЯЩИХ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительного
восприятия у слабовидящих старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Развитие монологической устной речи обучающихся младших классов с нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическое сопровождение обучающихся с синдромом Дауна посредством реализации коррекционно-развивающей программы по совершенствованию у них психомоторных и сенсорных процессов
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Развитие монологической устной речи обучающихся младших классов с
нарушением зрения на уроках изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Сенсорное воспитание как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения (Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025



