Психологическое мастерство А.П.Чехова в раскрытии темы любви на примере
рассказа «Дама с собачкой»
(литературоведческие материалы для школьного изучения)
Введение 3
Глава 1. Феномен психологизма в русской литературе 6
1.1 Основные исследовательские подходы к психологизму в литературе 6
1.2 Формы и приёмы выражения психологизма в русской литературе 12
Глава 2. Психологизм как важный признак поэтики А.П. Чехова 19
2.1 Новаторство Чехова в области психологизма 19
2.2 Специфика психологизма А.П. Чехова (на примере рассказа «Дама с
собачкой») 24
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложение 49
В мировой литературе известно множество примеров произведений разных эпох, в которых авторы использовали различные формы и приёмы психологизма для более полной передачи мыслей, чувств, переживаний своих героев. Психологизм является важным свойством литературы, которое позволяет глубже отобразить внутренний мир персонажа, вникнуть в суть его действий. Психологизм в художественном произведении является главным стилевым принципом и определяет художественное своеобразие произведения.
Творчество Антона Павловича Чехова, врача по специальности, а по призванию - талантливейшего писателя и драматурга, обрело в ХХ веке мировую известность, поставив автора в один ряд с создателями романов, романов-эпопей Ф.М. Достоевским, Л.Н. Толстым и другими.
Дело в том, что А.П. Чехову удалось в своих произведениях малых жанровых форм (им было написано около 900 произведений) отразить дух времени, проблемы общества и человека. Его рассказы и пьесы, которые указывают обществу на его пороки, нацелены на очищение от социального зла, «лечение» человека от его личных недугов. И Чехову с его необычайной меткостью и точностью удавалось художественно воплощать это, не впадая в морализаторство. Но отдельный человек и общество в целом не могут быть идеальными, поэтому социальное звучание его произведений не утрачивает своей значимости на протяжении времен.
Однако в творчестве А.П. Чехова есть произведения, в которых социальное содержание уходит на задний план: главными в них становится описание коллизий человеческих отношений, психологические и личностные проблемы героев. Одним из таких произведений является рассказ «Дама с собачкой», где наиболее ярко показаны особенности психологизма Чехова.
Актуальность нашего исследования обусловлена интересом к явлению психологизма, углублением понятия и выявлением его специфики на примере рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой».
Нельзя сказать, что психологизм А. П. Чехова совершенно не изучен в литературоведении. Мы можем опираться на исследования А. Б. Есина и других. Тем не менее кажется важным и интересным рассмотреть специфику психологизма этого писателя, выявить своеобразие подхода к описанию внутреннего мира персонажей, их психологической характеристики.
Целью нашей работы явилось выявление особенностей чеховского психологизма в рассказе «Дама с собачкой».
Для достижения данной цели нами были поставлены и решались в процессе написания работы следующие задачи:
• рассмотреть понятие психологизм в художественной литературе, определить главные подходы к его интерпретации различными исследователями, рассмотреть историю развития, выделить его формы и приёмы;
• охарактеризовать использование приёмов психологического мастерства в произведениях литературы;
• выявить особенности психологизма А.П. Чехова, нашедшие отражение в поэтике его рассказов;
• сделать практический анализ поступков и внутреннего состояния героев рассказа «Дама с собачкой»;
• раскрыть психологическое мастерство А.П.Чехова в произведении «Дама с собачкой».
Объектом исследования данной работы является произведение зрелого периода творчества А.П. Чехова - рассказ «Дама с собачкой».
Предметом исследования стали средства передачи психологизма в рассказе.
Методологической базой настоящего исследования явились работы Андрея Борисовича Есина, Михаила Петровича Громова, Александра Павловича Чудакова, Алексея Сергеевича Бушмина, Дмитрия Сергевича Лихачева, Никиты Ивановича Пруцкова и др.
При проведении исследования были использованы следующие методы: описательный, аналитический метод, структурно-описательный, психологический метод и лингвистический анализ.
Данная работа является практически значимой, т. к. материалы данного исследования могут быть использованы в школе на уроках по изучению произведения и в научно-исследовательской деятельности школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В заключительной части хотелось бы подвести итоги нашей работы. Нами были рассмотрены распространённые в литературоведении точки зрения исследователей на психологизм, поэтому можно сделать вывод: психологизм является распространенным и часто применяемым писателями методом изображения художественной действительности, который позволяет полно, подробно и глубоко описать мысли и состояния героев, объяснить психологические мотивы их поступков. Начиная с XIX века, когда внимание общества было привлечено к личности человека, к осмыслению его внешнего и внутреннего мира, он нашёл широкое распространение и популярность. Психологизм наилучшим образом позволял раскрыть сущность человека, его мысли, порывы и побуждения.
Метод психологизма в своих работах использовали многие выдающиеся писатели, создавая произведения, в которых описывали внутренние переживания и психологию человека, его мысли и чувства, исследовали последовательность их действий и мотивы, к ним побуждающие.
Выдающийся русский писатель и драматург А.П. Чехов оставил яркий след в истории русской художественной литературы, оказав значительное влияние на ее дальнейшее развитие, в том числе благодаря такой черте поэтики, как чеховский психологизм. Как отмечают исследователи, в прозе конца XX в. наблюдается воздействие таких особенностей чеховского письма, проявившихся и в «Даме с собачкой», как принцип недоговоренности, вытекающий из объективной манеры изображения, усиление роли подтекста и детали, смелая ориентация на читателя как на активного соучастника творческого процесса, сокращение авторских «подсказок», очень тонкая психологизация всей образной системы, последовательная установка на предельный лаконизм.
На примере рассказа писателя «Дама с собачкой» мы проанализировали использование метода психологизма в произведении. Мастерство А. П. Чехова заключается в том, что он умел немногими словами сказать о многом, наполнял 42
короткую речь богатым внутренним содержанием, стремился к краткости, к сжатому, лаконичному повествованию. Сцены, воспроизводящие разговор или мысли персонажей, играют большую роль, чем сюжет. Для писателя важно раскрыть внутренний мир своих героев, показать их чувства, переживания. Так, например, Анна Сергеевна за короткое мгновение встречи с Гуровым успевает спросить о причине его приезда и упрекнуть его в этом, рассказать о своих страданиях, о своей несчастливой жизни, потребовать его отъезда и дать обещание приехать к нему в Москву. Признания в любви в тексте не следует, но оно отчётливо читается во всех словах, в поведении, в её взгляде.
Чехову с особым мастерством удавалось воссоздавать нечёткие, иногда неосознанные внутренние процессы, некоторые настроения, впечатления, одним словом, то, что не видно на первый взгляд и трудно поддается художественному воспроизведению. Писатель работал со «скрытым» психологизмом, психологизмом подтекста, который раскрывает все мелкие движения души человека, при этом мысли и чувства персонажей не показываются явно, а должны быть угаданы читателем на основе внешнего проявления.
Рассказ «Дама с собачкой» примечателен своим глубоким содержанием и необычностью формы. Истоки новаторства в произведении можно найти в том, что конфликтная ситуация, которая вобрала в себя огромную и жизненную проблему, имеющую и общечеловеческий и конкретно-исторический характер, художественно отражена в небольшом рассказе. В этом рассказе Чехов предугадал и изобразил тот нравственно - психологический сдвиг в семейных отношениях, в понимании сути любви, смысла жизни, долга, который едва наметился в его годы, но очень хорошо заметен сейчас.
Таким образом, рассказ «Дама с собачкой» имеет непреходящую художественную и нравственную ценность. С помощью воплощения психологического мастерства Чехов подробно описывает изменения главных героев, связанные с трансформацией их восприятия окружающей действительности, открытием в себе недоступных прежде чувств. В произведении мы видим пристальный интерес Чехова к особенностям человеческой психологии, стремление через внутренний мир человека постигнуть и оценить действительность, что и определяет значительность роли психологической характеристики героев и их изменений в раскрытии темы любви в произведении.
1. Азеева В. С. Проблема изучения психологизма в литературоведении // Приоритетные направления развития образования и науки. 2017. С. 105-107.
2. Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. М.: Республика, 1994. 602 с.
3. Алексанян Е. Углубление психологизма в современной советской прозе // Вопр. лит. 1983. № 12. С. 31 - 61.
4. Архангельский В. Н. Основной образ в творчестве Гаршина // Литерат ура и марксизм. 1929. № 2. С. 75—94.
5. Афанасьев Э.С. Пушкин, Чехов и читатель // Русская словесность. 2008. №3. С.13-19.
6. Басаргин А. Критические заметки. Безобидный юмор // Московские ведомости. 1900. № 36. 5 февраля. Цит. по Антон Чехов [Сайт]. Режим доступа: http://chehov-lit.ru/chehov/text/zhalobnaya-kniga.htm (дата обращения: 27.04.2021)
7. Белов С. В. Федор Михайлович Достоевский. Изд. 2-е. М.: URSS: Либроком, 2010. 216 с.
8. Белый А. Вишневый сад // Арабески. Книга статей. М., 1911. 526с.
Режим доступа: http://az.lib.rU/b/belyj. a/text 17 1907 arabeski.shtml (дата
обращения: 10.05.2021)
9. Буняева М.В. Психология чеховских художественных произведений // Северо-Кавказский психологический вестник. № 9/3. 2011. С.44-46.
10. Буракова А.А. Языковые средства выражения диалектики мыслей и чувств героя во фрагменте рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» // Амурский научный вестник. 2017. №3. С.24-31.
11. Гайдарова Д.С. Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского // Бюллетень медицинских интернет - конференций. 2017. Т. 6. № 5. С. 488.
12. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ginzburg-o-psihologicheskoj- proze/index.htm (дата обращения: 29.04.2021)
13. Громов М.П. Книга о Чехове. М.: Современник, 1989. 384с.
14. Гудонене В. Искусство психологического повествования (от Тургенева к Бунину) / В. Гудонене - Вильнюс: Изд. Вильн. гос. ун-та, 1998. 119 с.
15. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Учебное пособие. Изд. 3-е. М.: Флинта, 2011. 176 с...37