Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ силовой подготовки обучающихся 16-17 лет, занимающихся пауэрлифтингом 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности юношей 16-17 лет 5
1.2. Принципы построения силовой тренировки 13
1.3. Средства повышения уровня силовой подготовки обучающихся 10-11
классов 24
Глава 2. Организация и методы исследования 30
2.1. Организация исследования 30
2.2. Методы исследования 31
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 38
3.1 Средства развития силовых способностей обучающихся 16-17 лет во
внеурочное время 38
3.2 Проверка эффективности подобранных средств развития силовых
способностей обучающихся 16-17 лет во внеурочное время 42
Заключение 45
Список используемой литературы 47
Актуальность. На данный момент пауэрлифтинг это один из самых популярных и молодых видов спорта среди подрастающего поколения в России. Этот факт привлекает внимание специалистов к разработке и научнометодического обеспечения для подготовки обучающихся старших классов. Особо важен период 16-17 лет, это связано с тем, что в это время происходит быстрое развитие силовых способностей, интенсивно протекают процессы адаптации к разного рода нагрузкам при занятиях пауэрлифтингом. Популярность пауэрлифтингом объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благоприятным влиянием на здоровье человека. Развитие силы - это не самоцель, а стремление к достижению высокой работоспособности, сохранению и укреплению здоровья. Тем не менее, нередко в повседневной трудовой деятельности и, особенно, в допризывный период молодые люди оказываются не способными преодолевать трудности, связанные с проявлением максимальных силовых напряжений.
Некоторыми педагогами, которые специализируются именно в пауэрлифтинге, до сих пор используются программы тренировочных нагрузок, имеющих назначение для других силовых видов спорта.
Возраст специализации в пауэрлифтинге может начинаться не ранее 14 лет, а верхней границы практически не существует. Целенаправленное воспитание начинают с 15-17 летнего возраста [16].
Поэтому проверка эффективности средств совершенствования силовой подготовки обучающихся 16-17 лет средствами пауэрлифтинга, является актуальным вопросом.
Объект исследования: процесс физического воспитания юношей старших классов средствами пауэрлифтинга.
Предмет исследования: средства развития силы обучающихся 16-17 лет.
Цель исследования: экспериментальная проверка эффективности выбранных средств силовой подготовки обучающихся 16-17 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать средства, направленные на развитие силы обучающихся 16-17 лет в рамках вне урочных занятий пауэрлифтингом.
3. Проверить эффективность подобранных средств, направленных на развитие силовых способностей обучающихся 16-17 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что применение средств пауэрлифтинга (соревновательные, специально-подготовительные и подводящие упражнения), будет способствовать повышению силовой подготовленности обучающихся 16-17 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Методологическую основу исследования составили научные труды в области возрастной физиологии и анатомии, тренировочного процесса, пауэрлифтинга и физического воспитания. В исследовании использованы работы Шейко Б.И., Безруких, М.М., Стеценко, А.И. и др.
Практическая значимость исследования заключается в определении средств повышения уровня силовой подготовки обучающихся 10-11 классов, которые в последствии можно использовать в старших классах общеобразовательных школ.
Структура работы - работа изложена на 51 странице, состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 44 источника. Текст работы снабжен таблицами (5), иллюстрирован рисунками (3).
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В ходе анализа литературных источников и изучения опыта других специалистов в силовой подготовке, выявлено, что для построения занятий по пауэрлифтингу следует учитывать ряд важных факторов: тип конституции тела, уровень физической подготовленности и состояние здоровья юношей, в зависимости от этого осуществлялось планирование компонентов физических нагрузок по таким показателям: вид и характер силовых упражнений, объем и интенсивность мышечной работы, величина отягощения, количество повторений упражнения и подходов, продолжительность и характер отдыха, последовательность выполнения силовых упражнений.
Внедрение средств пауэрлифтинга в образовательный процесс по физическому воспитанию поддерживает хороший и стабильный уровень физической подготовленности обучающихся 16-17 лет, активизирует их к активным занятиям физическими упражнениями и спортом в течение всего периода обучения в образовательной организации.
2. Подобрали специальные средства развития силовых способностей
(соревновательные, специально-подготовительные и подводящие
упражнения), которые способствовали повышению силовой
подготовленности обучающихся 16-17 лет.
Занятия проводились 3 раза в неделю, одно занятие длилось 90 минут. Силовая нагрузка определялась по интенсивности и объему, а количество повторений устанавливалось в зависимости от параметра интенсивности.
3. По результатам проведенного исследования доказано, что применение отобранных нами средств развития силовых способностей у обучающихся 1617 лет (средства пауэрлифтинга) во внеурочное время - эффективно. Это подтвердилось достоверным улучшением результатов всех тестов у экспериментальной группы обучающихся по отношению к контрольной группе. Максимальный прирост у экспериментальной группы был в тесте «Жим штанги лежа» (17,6%), а минимальный в тесте «Становая тяга» (14,1%). У контрольной группы максимальный прирост наблюдался в тесте «Становая тяга» (9,4%), а минимальный в тесте «Жим штанги лежа» (4,5%).
1. Авсиевич В. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста. Учебно-методическое пособие. - Litres, 2017. - С. 53-54.
2. Аксенов, Н. А. Управление тренировочным процессом в пауэрлифтинге на основе современных информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.04 / Н. А. Аксенов; Бурятский государственный университет. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.
3. Аносов, И.П. Возрастная физиология с основами школьной гигиены: учебник / И. П. Аносов. - Мелитополь ООО «Издательский дом ММД», 2008. - 433 с.
4. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания: учебник. - Камянец - Подольский П.П., Буйницкий О.А., 2011, С 73 - 81.
5. Бабушкин Г. Д. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в системе многолетней спортивной тренировки //Спортивный психолог. - 2018. - №. 3. - С. 28-31.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М. М. Безруких. - М .: Академия, 2002. - 416 с.
7. Бельский, И. В. Модель специальной силовой подготовленности пауэрлифтеров / И. В. Бельский // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 1. - С. 33 - 35.
8. Бельский, И. В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. Бодибилдинг. Бенчпресс. Пауэрлифтинг / И. В. Бельский. - Мн. : Вид- Н, 2003. - 351 с.
9. Богоявленский Е. А. Исследование мотивации детей среднего школьного возраста к занятиям в спортивных секциях //Роль науки и образования в модернизации современного общества. - 2019. - С. 33.
10. Бондаренко С.А., Карась Т.Ю. Физическая культура и здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, сборник науч.- метод. конф. - Комсомольск-на-Амуре, 25 марта 2015 г. С 15 - 19.
11. Булатецкий С. В. и др. Психофизиология физического развития в спорте //Центральный научный вестник. - 2017. - Т. 2. - №. 8. - С. 63-67.
12. Волков, Н. И. Биохимия мышечной деятельности / Н. И. Волков, Э. Н. Несен, А. А. Осипенко, С. Н. Корсун. - М.: Олимп. лит., 2013. - 504 с.
13. Волошин Н. В. Сравнительная эффективность «экстенсивного» и «интенсивного» направлений развития силы в физической подготовке студентов : дис. - Южно-Уральский государственный университет, 2018. - С. 43-44.
14. Воронов, И. А. Информационные технологии в физической культуре и спорте: [электрон. учебник] / И. А. Воронов. - СПб. : Изд-во СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. - 80 с.
15. Гавердовский, Ю.К. Обучение спортивным движениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. - М.: ФиС, 2007. - 912 с....44