ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки организации проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе 9
1.1. Проектная деятельность обучающихся на уроках
обществознания в основной школе как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Метод проектов как предмет педагогического анализа в
контексте организации деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе 13
1.3. Педагогическое обеспечение организации проектной
деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе 23
ГЛАВА 2. Опыт организации проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания в МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый» 27
2.1. Методические рекомендации по организации проектной
деятельности обучающихся на уроках обществознания 27
2.2. Структурирование проектной деятельности обучающихся основной
школы на уроках обществознания 30
2.3. Результаты и критерии оценивания проектной деятельности
обучающихся основной школы на уроках обществознания 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность исследования заключается в том, что одной из приоритетных задач современного образования России является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебном процессе. Это отражено во многих государственных нормативных документах. В частности, в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года» отмечается, что школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
В этих условиях перед педагогическим сообществом закономерно встают вопросы: чему обучать ребенка? Как определить действительно эффективные технологии, формы и методы обучения? Как помочь ученику, сделав их достоянием учебного процесса?
Проектная деятельность интересна тем, что совмещает учебнопознавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся и педагогов, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта.
Как новая технология обучения, она отвечают всем современным тенденциям в образовании: формируют активную, самостоятельную позицию учащихся в учении; развивают в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности; нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализуют принципы связи обучения с жизнью и умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Школьному учителю, она интересна как средство наиболее эффективной организации деятельности обучающихся на уроках.
Степень изученности проблемы: Во время работы были
использованы различные источники: В пособие для учителей и студентов педагогических вузов Пахомовой Н.Ю. «Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении» рассматривается метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. В пособии представлены дидактические возможности учебного проекта и особенности методики его осуществления, которые позволят учителю глубже понять и эффективно использовать психологопедагогические факторы этого метода в практической работе. В Приложении приведены разработанные учителями-новаторами проекты, даны их методические описания и примеры работ учащихся. Пособие Сергеева И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» посвящено рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем — проблеме внедрения в школьную образовательную практику так называемого «метода проектов». В краткой и популярной форме в книге изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое проектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы. Пособие Чорной М.И. «Метод проектов на уроках истории» посвящено теоретическим и практическим аспектам метода проектов.
При написании данной работы были использованы труды таких авторов, как Новиковой Т.А., Поливановой К.Н., В.В.Гузеева, Сальниковой Т.П., Пахомовой Н. Ю., Алексеева Н.Г., Леонтовича А.В., Обухова А.В., Крупениной М.В., Фоминой Л.Ф., Игнатьевой Б.В.
Таким образом, анализ государственных документов и обзор научной литературы позволили выявить противоречия между:
- заказом государства и запросом общества на подготовку юных граждан, способных и готовых к проявлению ответственности за проектирование своих действий и поступков во всех областях жизнедеятельности перед самим собой и другими членами социума, и недостаточно выраженной ориентацией деятельности основной школы на удовлетворение этих требований;
• потребностью педагогического сообщества в осмыслении потенциала организации проектной деятельность обучающихся на уроках в основной школе, и недостаточной разработанностью педагогического обеспечения реализации этого процесса;
• необходимостью практической реализации педагогического обеспечении проектной деятельность обучающихся на уроках обществознания в основной школе, и не достаточным освещением в научнометодической дитературе опыта, обеспечивающего результативность данного процесса.
На основе выдвинутых противоречий, а также анализа психологопедагогической литературы, была определена и сформулирована проблема исследования: заключающаяся в необходимости обобщения и описания педагогического опыта эффективной организации проектной деятельность обучающихся на уроках обществознания в основной школе.
Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость разрешения проблемы исследования обусловили выбор темы исследования: «Организация проектной деятельность на уроках
обществознания в основной школе »
Объект исследования: процесс обучения в основной школе
Предмет исследования: организация проектной деятельности на уроках обществознания в основной школе
Цель исследования: обобщения и описания педагогического опыта эффективной организации проектной деятельность обучающихся и критериев её оценивания на уроках обществознания в основной школе
Гипотеза исследования: организация проектной деятельности
обучающихся па уроках обществознания будет эффективной, если:
На теоретическом уровне будут уточнены сущность, содержание и функции проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе, раскрыт педагогический смысл её организации; охарактеризован метод проектов как предмет педагогического анализа в контексте организации деятельности обучающихся на уроках обществознания; проанализировано педагогическое обеспечение
организации проектной деятельности обучающихся на уроках
обществознания.
На практическом уровне разработаны методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания; обоснованы сущность и структура проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках обществознания; выявлены результаты и охарактеризованы критерии оценивания проектной
деятельности обучающихся основной школы на уроках обществознания.
Исходя из поставленной цели, объекта, предмета и гипотезы определены задачи исследования:
1. Выявить и уточнить сущность, содержание и функции проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе, раскрыть педагогический смысл её организации как психологопедагогическую проблему;
2. Охарактеризовать метод проектов как предмет педагогического анализа в контексте организации деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе;
3. Определить и проанализировать педагогическое обеспечение
организации проектной деятельности обучающихся на уроках
обществознания в основной школе;
4. Разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания.
5. Обосновать сущность и структуру проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках обществознания
6. Выявить результаты и охарактеризовать критерии оценивания
проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках обществознания
Теоретической основой исследования послужили труды специалистов по педагогике, психологии Н.Г.Алексеева, В.В.Гузеева, Б.В.Игнатьевой, М.В. Крупениной, А.В.Леонтовича, Т.А.Новиковой, А.В.,Обухов,
Н.Ю.Пахомовой, К.Н.Поливановой, Т.П. Сальниковой, Л.Ф.Фоминой .
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:
• общетеоретические (теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы, психолого-педагогического опыта);
• эмпирические: наблюдение,;
• методы обработки данных: качественный анализ наблюдения, количественный анализ диагностических методик, методы интерпретации данных.
База исследования: базой исследования являлась МБОУ «СОШ № 71 п. Кедровый»
Новизна исследования состоит в том, что описаны способы внедрения уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• изучена, систематизирована и обобщена психолого - педагогическая литература по проблеме организации проектной деятельности на уроках обществознания.
- выявлены и описаны педагогические условия организации такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что полученные данные могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью его исходных позиций
(антропологический, культурологический и герменевтический подходы), применением комплексного подхода, адекватностью методов исследования его логике и задачам, репрезентативностью источниковой базы и логичностью выводов.
Структура выпускной квалификационной работы: работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Качественные структурные и социально-экономические изменения последних десятилетий называют переходом к постиндустриальному обществу. Они ведут к смене традиционной парадигмы общего образования. Жизнь требует от выпускников школ интеллектуального и нравственного развития, формирования критического и творческого мышления, умения работать с информацией, ответственности, инициативности,
коммуникативности, самостоятельности мышления. А проектная методика обладает большими потенциальными возможностями: развивающими, обучающими, воспитательными, психологическими. Эти возможности могут быть реализованы в комплексе с другими методами и приемами для достижения качественно нового уровня обучения и воспитания.
Проекты сегодня используются и в рамках учебного процесса в школе, и в дополнительном образовании, и как способ организации жизни в подростковых объединениях? И, по крайней мере, что касается школы, с использованием проектного подхода остается множество вопросов: Как сочетать проектный подход с классно-урочной системой? Как можно выстроить иной процесс обучения, базирующийся, в основном, на системе проектов? Как увязывать имеющееся сегодня представление об образовательном стандарте с ценностями и способами организации жизнедеятельности в проекте? и т.п.
Зато точно уже понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.
Известно, что работа методом проектов требует довольно высокого педагогического мастерства от учителя. Поэтому учителя, предлагающие свои авторские разработки учебных проектов, больше, чем учителя новаторы, это ученые прикладники и методисты в этой области одновременно. Учителю массовой педагогической практики метод проектов, безусловно, по силам, но после специального обучения. Обучение учителей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода учебных проектов.
Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня даже для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
Итак, под учебным проектом мы понимаем совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или
творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель - проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.
В чем сила проектной деятельности? В том, что это метод объединения теории с практикой, который связывает учебно-воспитательную работу с жизнью, помогает ученикам включаться в активное действие. На передний план выступает развитие самого ребенка как творческой личности.
Цель проекта состоит в стимулировании интереса учащихся к обозначенной проблеме, овладение необходимыми знаниями, а также организации проектной деятельности относительно решения проблемы для практического применения полученных результатов. В основу метода проектов положена идея, которая отображает сущность понятия «проект», его направленность на результат, который получен при решении той или иной теоретически важной проблемы. Главным есть то, что этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы достичь такого результата, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, использовать для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. Решение проблемы при этом приобретает характер проектной деятельности.
Учителя-новаторы, попробовав однажды поработать методом проектов, не могут от него отказаться - такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, весело и интересно. В условиях отсутствия достаточного количества научных разработок учебных проектов учитель придумывает свои, пробует адаптировать для себя те, которые ему стали известны от коллег. Положительный педагогический опыт при его распространении нуждается в научно-методическом сопровождении. Бурное развитие инновационной практики и встречное движение педагогической науки уже привели к значимым достижениям. К ним можно отнести:
Большое многообразие образовательных ситуаций успешного использования учебного проекта;
1. Попытки классификации учебных проектов;
2. Создание методик выполнения учебных проектов в зависимости от их типов;
3. Выстраивание новых курсов с введением учебных проектов в образовательный контекст;
4. Организация учебного учреждения, где учебный проект является ведущей образовательной формой, подчиняющей себе образовательновоспитательную ситуацию учебного заведения.[3,9]
Беря за основу теоретические положения и практический опыт отечественной и зарубежной педагогики, познакомимся с этапами и системой действий учителя и учеников при работе над проектом. При этом мы не рассматриваем проектную деятельность как четкий стандартный алгоритм, поскольку это процесс творческого мышления и принятия решений.
Классическим определением этапов проектирования можно считать утверждение Дж. К. Джонса о том, что процесс проектирования проходит в своем развитии такие этапы:
1. Дивергенции (расширение границ проектной ситуации с целью
обеспечения достаточно широкого простора для поиска решения проблемы)
2. Трансформации (создание принципов и концепций)
3. Конвергенции (выбор оптимального варианта из многих
альтернативных)
Итак, исходя из классических представлений о сущности проектирования, под педагогическим проектированием мы понимаем целенаправленную деятельность по созданию проекта как инновационной модели учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, можно выделить следующие этапы метода проектов.
1. Подготовка (определение темы и цели проекта)
2. Планирование: а) определение источников, способов сбора, методов анализа информации, способов представления результатов; б) определение критериев оценивания результатов и процесса.
3. Сбор информации (наблюдение, работа с литературой, анкетирование, эксперимент)
4. Анализ (анализ результатов, формулирование выводов)
5. Презентация и оценка результатов (устный, письменный отчет, оценка результатов и процесса исследования)
И. Ионова, выделяя этапы проектирования, акцентирует внимание на деятельном аспекте и предлагает такую структуру метода проектов:
1. Адекватное видение и формулирование задачи
2. Анализ выходных данных, условий, индивидуальных особенностей
3. Выдвижение и обоснование гипотезы
4. Материализация гипотезы, плана действий, подведение выводов, оценка результатов [3,11]
П. Мудров акцентирует внимание на важности подготовительных этапах, поэтому в структуре метода проектов выделяет такие этапы
1. Обоснование проекта (социальное, економическое,
педагогическое)
2. Настрой (готовность учеников выполнять проект)
3. Выбор проекта
4. Постановка целей
5. Выявление реальных возможностей
6. Планирование работы и организация учеников
7. Выполнение проекта
8. Учет работы
Обращая внимание на выше указанные запланированный шаги, коротко алгоритм работы над проектом обозначим как пять «П»: Проблема - Планирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.[3.12]
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в общеобразовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112с
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. М., АРКТИ,2005 - 80с
3. Чорная М.И. Метод проектов на уроках истории. - Тернополь-
Харьков: Издательство «Ранок», 2011. - 160с. - (Серия «Новые
педагогические технологии»)
8 https://infourok.ru/statya-proektnaya-deyatelnost-na-urokah- obschestvoznaniya-1077659.html
9 https://infourok.ru/struktura-proekta-i-oformlenie-proektnoy-raboti- 2451134.html
10 http: //znaew.ru/index.php/uchitelskaya/metodika-i-organizatsiya- proektnoj-deyatelnosti-v-shkole-5-9-klassy/5652-otsenivanie-rezultatov-proektnoj- deyatelnosti-uchashchikhsya