Введение 5
1. Теоретическая часть. Теоретические аспекты конкурентоспособности
предприятия 7
1.1 Сущность конкурентоспособности 7
1.2 Показатели оценки конкурентоспособности 17
1.3 Пути повышения конкурентоспособности 23
2. Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной деятельности АО
«Глория Джинс» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ баланса предприятия 27
2.3 Анализ финансового состояния предприятия 30
2.4 Управленческий анализ 31
2.5 Оценка конкурентоспособности предприятия 42
2.6 Анализ конкурентоспособности предприятия 48
2.7 Вопросы экологии 55
3. Проектная часть. Разработка мероприятия по повышению
конкурентоспособности АО «Глория Джинс» 57
3.1 Разработка стратегии АО «Глория Джинс» 57
3.2 Рекомендации по повышению конкурентоспособности АО «Глория
Джинс» 60
3.3 Эффективность рекомендаций по повышению конкурентоспособности
АО «Глория Джинс» 63
Заключение 69
Список сокращений 71
Список использованных источников 72
Приложения А Бухгалтерский баланс 2018 год (форма № 1)... 73
Для полного функционирования предприятия, необходимо изучить деятельность конкурентов, которые занимаются, таким же видом деятельности, как та или иная организация. Существование организации в условиях конкурентной борьбы характеризует об его устойчивом рыночном положении.
Конкурентная борьба дает определить из множества лидеров организаций, способных удовлетворить растущие потребности потребителей путем качественного производства товаров и услуг для современной жизни населения. Поэтому важно изучить конкурентов, чтобы в дальнейшем принимать обоснованные решения для повышения конкурентоспособности организации.
В настоящее время рынок потребительских товаров увеличился связи с развитием торговли, проникновением на рынок иностранных компаний и увеличением частных фирм. В этих условиях стабильность компании зависит от достижения конкурентоспособности. Если рынок потребительских товаров насыщен частными или другими видами собственности фирмами, то всегда существует жесткая конкурентная борьба между товаропроизводителями. При жесткой конкурентной борьбе часто используются методы, нарушающие нормы и правила конкуренции. Это характеризуется установлением цен ниже себестоимости товара при его продаже, контролем деятельности конкурентов, злоупотреблением положением на рынке, ограничением условий поставок продукции, ложной рекламой, которая вводят конкурентов в заблуждения, и копированием товаров конкурентов.
Поэтому в маркетинговой деятельности предприятия важное место занимает изучение конкурентов. Зная положительные и отрицательные стороны конкурентов, можно узнать их стратегию работы, цели, задачи и оценить их потенциал для дальнейшей работы, чтобы сосредоточится в том, в чем слабее конкурент. Таким образом, расширяя свои собственные преимущества перед конкурентами.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в современных рыночных условиях центральное место занимает проблема повышения конкурентоспособности предприятия, т. к. для принятия оптимальных решений необходимо учитывать особенности развития конкретной отрасли народного хозяйства.
Объектом исследования данной дипломной работы является АО «Глория Джинс», занимающееся розничной торговлей одежды.
В качестве предмета исследования выбрана конкурентоспособность предприятия.
Целью данной дипломной работы является оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере ОА «Глория Джинс».
В соответствии с поставленной целью, выделены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты оценки и путей повышения конкурентоспособности предприятия;
2. дать характеристику предприятия АО «Глория Джинс»;
3. провести анализ финансового состояния и эффективности деятельности предприятия;
4. выполнить оценку конкурентоспособности АО «Глория Джинс»;
5. разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности АО «Глория Джинс».
Для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности основой являются бухгалтерская и первичная учетная документация - устав, бухгалтерский баланс (форма №1) и приложения к балансу, отчет о финансовых результатах (форма №2), штатное расписание.
Теоретической основой работы послужили научно-технические работы, учебные пособия, учебно-методическая литература в области торговли, конкуренции, экономики предприятия и Интернет-ресурсы.
В современных условиях конкурентной среды необходимо постоянно проводить анализ конкурентоспособности своего предприятия на фоне своих конкурентов. Это дает информацию о том, что какие потребности и предпочтения у покупателей в товаре или услуге данного предприятия, и какие преимущества предприятий-конкурентов. Анализ необходим для выявления своих конкурентных преимуществ и устранения недостатков.
Целью исследования данной работы являлась оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия на примере АО «Глория Джинс». Данная цель достигнута путем решения следующих задач:
• изучены теоретические аспекты оценки и путей повышения конкурентоспособности предприятия;
• дана общая характеристика деятельности АО «Глория Джинс»;
• проанализировано финансовое состояние предприятия;
• дана оценка конкурентоспособности АО «Глория Джинс»;
• разработаны и рассмотрены рекомендации и пути повышения конкурентоспособности предприятия.
Опираясь на изучение теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия можно сделать следующий вывод. Конкурентоспособность предприятия - это соперничество между экономическими субъектами, выпускающие идентичную продукцию. Определение уровня
конкурентоспособности происходит в процессе управления. Управление также играет важную роль в жизни организации. Под управлением понимается процесс планирования, организации, мотивации и контроля цели организации. Каждая организация нуждается в эффективном управлении конкурентоспособностью. От качества управления конкурентоспособностью организации во многом зависит долгосрочность успеха в отрасли.
На основании анализа деятельности предприятия с целью повышения конкурентоспособности для ФМРТ № 315 предложены следующие
рекомендации:
• замена старого торгового инвентаря для повышения удобства примерки товара покупателями;
• расширение торгового помещения или переезд в торговый центр Альтаир»;
• мотивация своих сотрудников для повышения качества обслуживания;
• расширение ассортимента школьной коллекции.
В целом для АО «Глория Джинс» рекомендовано разработка стратегии компании с целью получения максимальной прибыли в долгосрочный период, совершенствование управления товарными запасами и внедрения специального программного обеспечения.
Поскольку на сегодняшний день ассортимент реализуемого товара АО «Глория Джинс» включает в себя более 1000 наименований, для того, чтобы определить, какой товарной группе необходимо уделить основное внимание на планирование и контроле запасов.
В целом можно сказать, что компания «Глория Джинс» контролирует внешнюю среду за счёт:
• структуры бизнеса. В «Глории Джинс» это вертикальноинтегрированный холдинг, который в силу того, что имеет все звенья управления от производства до реализации может оказывать воздействия и контролировать свою внешнюю среду.
-стратегии. В компании «Глория Джинс» на конкурентном уровне использует стратегию «лидерство в издержках», что даёт ей превосходство перед другими компаниями конкурентами в низком и среднем ценовом сегменте ретейла одежды на российском рынке.
1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020);
2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите
конкуренции» (ред. от 26.07.2006);
3. Аканаева Т. А. Теория и практика инновационного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт / Т. А. Аканаева, Г. М. Кожабатчина // Экономика: Караганда - 2013. - № 5 Вып. - с. 24-33;
4. Александров А. А. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / Александров А. А., Круглик В. Н., Неделькин А. П., Савчук О. Л./ - М.: Инфра-М - 2013. - 186 с.;
5. Алексеева О. А. Практикум по финансовому менеджменту: учебное пособие - 3-е изд., испр. и доп. - М. Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 255 с.;
6. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / О. В. Ефимова. - М.: Издательство «Омега-Л», 2016. - 386 с.;
7. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г. В. Савицкая. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2016. - 287 с.;
8. Бабошин А. В. Конкурентное позиционирование: как нейтрализовать или использовать конкурента - Монография - М.: Маркет ДС, 2011. - 119 с.;
9. Баринов В. А. Развития организации конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - 624 с.;
10. Бушева А. Ю. Оперативный учет финансовых результатов для принятия управленческих решений // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 6-2, с. 348 - 356;
11. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник / О. Виханский.
- М.: Издательство МГУ, 2011. - 513 с.;
12. Войцеховская И. А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности // Проблемы современной экономики - 2011. - №1 - с. 87 -91;
13. Гражданский кодекс РФ (Части 1 - 4) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 07.02.2017 № 12 - ФЗ) // Справочно - правовая система «Консультант Плюс: Версия Проф»;
14. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учебное пособие - М. Издательство «Феникс» - 2015. - 255 с.;
15. Казакова Н. А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении
инвестиционной привлекательности компании: учебное пособие. - М.:
Финансы и статистика, 2016. - 463 с.;...22