Введение 3
1 Региональные СМИ в условиях цифровизации 8
1.1 Цифровизация медиа 8
1.1.2 Особенности онлайновой среды 10
1.2 Технологический и организационный аспекты цифровизации 16
1.2.1 Технологический аспект цифровизации 16
1.2.2 Организационный аспект цифровизации 20
1.3 Особенности региональных СМИ 23
1.4 Особенности региональных СМИ цифровой среде 30
2 СМИ Красноярского края в условиях цифровизации 38
2.1 Описание методики проведения исследования 38
2.2 СМИ южных районов Красноярского края в условиях цифровизации 40
2.2.1 Газета «Власть труда» 40
2.2.2 Сетевое СМИ «Взгляд инфо» 42
2.2.3 Газета «Ленинская искра» 44
2.2.4 Телестудия «Южные горизонты» 46
2.3 Цифровизация в СМИ западных районов Красноярского края 49
2.3.1 Телеканал «Оса» 49
2.3.2 Газета «Ачинская газета» 52
2.4 СМИ восточных районов Красноярского края в условиях цифровизации 54
2.4.1 Газета «Бородинский вестник» 54
2.4.2 Газета «Вперед» 55
2.4.3 Телекомпания «ТВин» 57
2.5 Цифровизация в СМИ северных районов Красноярского края 60
2.5.1 Газета «Заря Енисея» 60
2.5.2 Сетевое издание «Таймырский телеграф» 63
2.6 Цифровизация в СМИ Красноярска 65
2.6.1 Газета «Наш Красноярский край» 65
2.6.2 Газета «Красноярский рабочий» 67
2.6.3 Газета «Аргументы и факты на Енисее» 70
2.6.4 Газета «Городские новости» в условиях цифровизации 72
2.6.4 «8 канал» 74
2.6.5 «7 канал Красноярск» 76
2.7 Технологический и организационный аспект в СМИ Красноярского края - сравнение 80
2.8 Создание карты медиасистемы Красноярского края в условиях цифровиазции 85
Заключение 86
Список использованных источников 90
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире традиционные СМИ уходят на второй план. Люди реже читают газеты и журналы, меньше смотрят телевизор, и все больше отдают предпочтения онлайновым СМИ: согласно исследованию «Медиапотребление в России - 2021» Deloitte, в топ-3 источника получения новостей в России первое место занимает Интернет, а именно новостные, аналитические и официальные сайты, 62% опрошенных из всех возрастных категорий, включая молодежь от 14 до 24, и пожилую аудиторию старше 65 лет. На втором месте с 52% расположилось телевидение, и на третьем месте - социальные сети и блоги, 49%. Печатные СМИ и радио имеют гораздо более низкую популярность среди россиян [Мониторинг состояния рынка онлайнресурсов, публикующих материалы для аудитории жителей города Москвы, 2021].
Однако стоит обратить внимание и на другие исследования. Согласно отчету Левада-центра «Медиаландшафт-2021: использование и доверие» телевидение все еще остается основным источником информации для россиян. Однако его влияние стремительно сокращается. За последние пять лет количество жителей нашей страны, получающих информацию по телевизору, сократилось с 90% до 62%. Аудитория газет уменьшилась с 20% до 9%, а журналов с 4% до 2%. Обратную тенденцию мы может видеть в потреблении новостей из интернет-ресурсов. За тот же период - пять лет, количество россиян, которые получают информацию из сети выросло с 21% до 36%. Кроме этого, среди россиян активно набирают популярность, как источник получения новостей, социальные сети. За пять лет доля респондентов, черпающих новостную информацию из этого канала, увеличилась с 14% до 37% [Волков, 2021].
Исходя из данных исследований, можно сделать вывод о том, что роль интернет-СМИ и социальных сетей как источников новостной информации будет расти, а значение телевидения и прессы продолжит падать. Сотрудникам телевизионных и печатных СМИ придется приспосабливаться к новым реалиям, так как у аудитории в сети совсем другие требования к получаемой информации. Особенно сложно печатным СМИ. Доля аудитории, получающей информацию из газет и журналов, очень стремительно падает. Редакции печатных СМИ вынуждены в кратчайшие сроки адаптироваться в сетевой среде для того, чтобы избежать потери читателей.
В работе «Влияние цифровизации на потребительское поведение и развитие СМИ» О. И. Попова рассказывает об изменениях в СМИ в условиях цифровизации. Она уверена, что цифровизация заставляет СМИ больше анализировать ценности и ожидания потребителей для разработки новых технологий. Основными тенденциями цифровизации, по мнению автора, являются - персонализация и контекстуализация, то есть индивидуальная адаптация контента к предпочтениям потребителя информации, фрагментация контента - деление контента для разных каналов распространения, с учетом индивидуальных интересов потребителей, а также партнерство и индустриализация - совместная работа с различными поисковыми системами и другими платформами для распространения контента. Все это придется учитывать традиционным СМИ при создании контента для сетевой среды. Также Попова отмечает, что на гиперконкурентном рынке больше не хватает хороших материалов - организациям для создания правильного контента теперь необходимо использовать инновации, такие как новые методы создания контента и эксперименты с каналами распространения, а также оцифровку. Кроме того, исследователь отметила, что новые цифровые процессы меняют способ создания, распространения и монетизации медиа [Попова, 2020].
Таким образом, для того, чтобы не потерять свою аудиторию и привлечь новую, печатные СМИ и телеканалы вынуждены адаптироваться к интернет- среде. Процесс цифровизации в региональных СМИ проходит медленнее, чем в федеральных, поэтому важно исследовать, по какому пути идут местные редакции Красноярского края, как изменилась их работа с появлением «новых медиа». Красноярский край — один из самых больших регионов России, на его примере можно разобрать, как цифровизация проходит в одном из регионов нашей страны, как редакции осваивают новые технологии, и как они организуют свою работу теперь. Также важно заметить, что в Красноярском крае более 1000 зарегистрированных СМИ, а значит - большое поле для исследования...
В данной работе мы углубились в тему цифровизации региональных СМИ в сетевой среде. Целью нашего исследования было выявить технологические и организационные аспекты изменений в СМИ Красноярского края в условиях цифровизации. Эта работа может быть полезна для методических пособий, а также для работающих журналистов, которым в современных реалиях постоянно приходится сталкиваться с цифровизацией и ее аспектами.
Изначально, для структурирования знания, мы разработали рабочее определения понятия «цифровизация». Этот термин мы определили так: цифровизация - это изменения в работе СМИ под влиянием новых технологий и Интернета, такие как адаптация контента, приспособление к новым каналам распространения информации, использование новых мультимедийных форматов и новых форматов журналистики, появление новых рабочих задач, должностей, изменение топографии и структуры редакции и другие.
Далее мы определили специфические качества онлайновой среды, которые заключаются в наличии интерактивности, мультимедийное™ и гипертекстуальности.
После стало необходимо глубже разобраться в понятиях технологический и организационный аспекты цифровизации. Для этого мы ознакомились с различными существующими исследованиями. Проанализировав работы других авторов, мы пришли к выводу, что технологический аспект цифровизации - это новые технологии, которые используют редакции при адаптации в онлайновой среде. К данному аспекту относятся новые технические умения, которые журналисты вынуждены использовать: работа с сайтами и новыми программами, работа с техникой, такой как компьютеры, фотоаппараты, видеокамеры VR-очки, и другие. Кроме того, технологический аспект цифровизации - это новые форматы журналистики: дата-журналистика и иммерсивная журналистика. Они требуют особых навыков и технологического оснащения. Также данный аспект обуславливается новыми возможностями сетевой среды, одной из которых является создание геймифицированного контента, для производства которого требуются специальные программы. Организационный аспект цифровизации в рамках данного исследования мы определили так: это изменения в структуре работы редакций, а именно появление новых задач и обязанностей, новых должностей, новой структуры и топографии редакций.
Затем стало понятно, что, изучая региональные СМИ нельзя не разобраться в их особенностях. Мы выделили основные аспекты отличающие региональные СМИ от национальных. Они заключаются в наличии определённых функций - коммуникационной, организаторской, социальной, воспитательной и других. В тематике повестки дня, которая сосредоточена на интересах и потребностях жителей определенной территории и неактуальна для жителей других населенных пунктов. А также в потенциальной аудитории, которая значительно меньше, чем аудитория СМИ центральных городов. И в последнем, это в жанровой специфике - в СМИ провинциальных городов в большей степени представлены информационные жанры, аналитические жанры встречаются гораздо реже.
В практической части исследования мы проанализировали ответы на вопросы интервью 17 руководителей СМИ Красноярского края. Мы пришли к выводу, что цифровизация в данном регионе развивается очень медленно.
Из всех рассмотренных средств массовой информации лишь одно не имеет сайт. Также стоит отметить, что все исследуемые нами редакции имеют хотя бы одну страницу в социальных сетях. Самые востребованные платформы
- «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Телеграм».
Проанализировав интервью, мы разделили СМИ на две категории по важности задач, которые они ставят перед сайтом. Первая категория - это СМИ, которые перед своим сайтом не ставят задач или ставят неважные задачи.
- такие как существовать, потому что нужно по закону или быть архивом для печатной версии. Вторая категория отдает сайту одни из ведущих ролей - быть основной платформой СМИ и привлекать новую аудиторию, распространять информацию среди определенной аудитории, которой удобно получать контент оттуда или существовать как отдельное независимое СМИ со своими эксклюзивными, по отношению к традиционному каналу, материалами и своей аудиторией. Выходит, вторая категория находится к развитию цифровизации куда ближе, чем первая....
1 Алипулатов, И. С. Реалии современных региональных СМИ / И. С. Алипулатов // Евразийский научный журнал. - 2016. - С. 245-249.
2 Аналитический отчет по результатам исследования на тему: «Мониторинг состояния рынка печатных СМИ и полиграфии» // Союз предприятий печатной индустрии. - Москва : ГИПП, 2019. - 184с.
3 Артамонов, К. В. Интернет-технологии в журналистике / К. В. Артамонов, К. О. Куликов, Р. А. Сайфутдинов // Траектории взаимодействия в развитии цифровых навыков. - 2021. - С. 12-15.
4 Баранова, Е. А. Формы подачи материалов в дата-журналистике / Е. А. Баранова, А. А. Шнайдер // Litera. - 2022. - № 3. - С. 98 - 106.
5 Белякова, В. А. Типологические особенности функционирования современной региональной периодики / В. А. Белякова, Л. П. Белякова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. - № 1. - С. 26-31.
6 Бредшоу, П. Новые журналисты для новых информационных потоков / П. Бредшоу, пер. М. Соломатина // СМИ 21 века. Новые журналисты для новых информационных потоков. - 2022. - URL:http://sila.media/21profi/( дата обращения: 05.06.2022 ).
7 Вартанова, Е. Л. Теория журналистики и СМИ / Е. Л. Вартанова // Теория журналистики. - 2017. № 6 (1). - С. 5-13.
8 Васильева, Л. А. Региональные издания Чувашии в условиях медиаконвергенции / Л. А. Васильева, Г. В. Хораськина, О. Р. Студенцов // Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 1. - С. 12-17.
9 Виннийчук, А. В. Городские газеты: исторический, классификационно- типологический и содержательный аспекты : специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Виннийчук Анна Валерьевна ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2009 - 201 с.
10 Волков, Д. Медиаландшафт-2021: использование и доверие / Д. Волков, С. Гончаров, А. Парамонов, Д. Левен // Российский медиаландшафт — 2021 - 2021. - URLhttps://www.levada.ru/2021/08/05/rossiiskii-medialandshaft-2021/( дата обращения: 05.06.2022 ).
11 Градюшко, А. А. Районная газета в цифровом медиапространстве (на материале белорусских СМИ) / А. А. Градюшко // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. - 2019. - С. 57-62.
12 Градюшко, А. А. Цифровые технологии в работе региональных медиа: результаты опроса главных редакторов / А. А. Градюшко // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. - 2020. - № 3. - С. 9-7.
13 Добкина, М. Ю. в работе «Монетизация новостного контента (на примере информационного агентства "Пензаинформ / М. Ю. Добкина // Трансформация медиасреды в XXI веке . - 2019. - С. 205-212.
14 Заровный, Д. А. Место современных региональных СМИ в рамках российского медиапространства / Д. А. Заровный // Медиареальность XXI века: эпоха глобальных реформ. - 2021. - № 1. - С. 79-84.
15 Иванищева, О. Н. Диалог с читателем (печатные СМИ мурманской области в информационном пространстве региона) : монография / О. Н. Иванищева. - Мурманск : МГГУ, 2014. - 118 с....(39)