ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ HЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 8
1.1 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 8
1.2 Проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
1.3 Научно-методологические подходы коррекции слоговой структуры у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в трудах ученых 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сформированности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 22
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 8
1.1 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 8
1.2 Проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
1.3 Научно-методологические подходы коррекции слоговой структуры у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в трудах ученых 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сформированности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 22
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения
Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения наблюдается у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне [10].
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)) (ст.5 «Право на образование. Государственные гарантии на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), каждый ребенок с тяжелыми нарушениями речи может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материально-технические, кадровые и др.), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей [64].
Данная проблема остается недостаточно изученной и освещенной в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают некоторые трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
У большинства детей с ОНР III уровня в той или иной степени присутствует искажения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта. Общее недоразвитие речи у детей может наблюдаться при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, афазия, ринолалия или дизартрия, а также при выявлении недостаточности словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического недоразвития одновременно [5].
Научные исследования подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы, свидетельствующие о трудностях общения при отсутствии целенаправленной систематической коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [33].
Данная проблема определила выбор темы нашей работы: выявление особенностей сформированности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Очень важно чтобы ребенок к моменту поступления в школу научился правильно произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания [9].
Проблемой особенностей состояния слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались многие ученые и логопеды.
Нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов было представлено в трудах Лурия А. Р.. Теплов Б. М. писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения [35]. Жукова Н. С. предлагает периодизацию формирования слоговой структуры, как в норме, так и у детей с ОНР [22].
Такие авторы, как Г. В. Гуровец, Л. Б. Есеченко, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков и др. занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией [34]. З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина [4], Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова и Н. С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [29].
Проблема исследования заключается в использовании различных подходов при изучении особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к рассматриваемой проблеме.
Цель исследования: выявить особенности сформированности слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и составить дифференцированные методические рекомендации по их коррекции.
Объект исследования: слоговая структура слова.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенности сформированности слоговой структуры слова будут характеризоваться нарушениями количества и последовательности слогов в слове, искажениями структуры слогов и нарушениями динамической организации моторных движений, что позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации по их коррекции.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровни сформированности слогового оформления слов разной степени сложности, восприятия лексических единиц и сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического, и проанализировать выявленные особенности сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. Использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К первым относится анализ литературы, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий эксперимент. Также использовались методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендациях по коррекции слоговой структуры детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
■ Положение о развивающей роли обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) [65].
■ Положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович) [36].
■ Теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина, А. А. Залевская, И. А. Зимняя) [28].
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2017г.) - поисково-теоретический. Включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование гипотезы, задач, определение цели исследования, разработку плана.
2 этап (январь - февраль 2018г.) - экспериментальный. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3 этап (февраль - май 2018г.) - обобщающий. Завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных, обобщение результатов, формулировка выводов и составление дифференцированных методических рекомендаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка используемой литературы и приложений
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)) (ст.5 «Право на образование. Государственные гарантии на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), каждый ребенок с тяжелыми нарушениями речи может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материально-технические, кадровые и др.), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей [64].
Данная проблема остается недостаточно изученной и освещенной в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают некоторые трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
У большинства детей с ОНР III уровня в той или иной степени присутствует искажения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта. Общее недоразвитие речи у детей может наблюдаться при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, афазия, ринолалия или дизартрия, а также при выявлении недостаточности словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического недоразвития одновременно [5].
Научные исследования подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы, свидетельствующие о трудностях общения при отсутствии целенаправленной систематической коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [33].
Данная проблема определила выбор темы нашей работы: выявление особенностей сформированности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Очень важно чтобы ребенок к моменту поступления в школу научился правильно произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания [9].
Проблемой особенностей состояния слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались многие ученые и логопеды.
Нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов было представлено в трудах Лурия А. Р.. Теплов Б. М. писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения [35]. Жукова Н. С. предлагает периодизацию формирования слоговой структуры, как в норме, так и у детей с ОНР [22].
Такие авторы, как Г. В. Гуровец, Л. Б. Есеченко, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков и др. занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией [34]. З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина [4], Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова и Н. С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [29].
Проблема исследования заключается в использовании различных подходов при изучении особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к рассматриваемой проблеме.
Цель исследования: выявить особенности сформированности слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и составить дифференцированные методические рекомендации по их коррекции.
Объект исследования: слоговая структура слова.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенности сформированности слоговой структуры слова будут характеризоваться нарушениями количества и последовательности слогов в слове, искажениями структуры слогов и нарушениями динамической организации моторных движений, что позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации по их коррекции.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровни сформированности слогового оформления слов разной степени сложности, восприятия лексических единиц и сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического, и проанализировать выявленные особенности сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. Использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К первым относится анализ литературы, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий эксперимент. Также использовались методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендациях по коррекции слоговой структуры детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
■ Положение о развивающей роли обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) [65].
■ Положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович) [36].
■ Теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина, А. А. Залевская, И. А. Зимняя) [28].
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2017г.) - поисково-теоретический. Включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование гипотезы, задач, определение цели исследования, разработку плана.
2 этап (январь - февраль 2018г.) - экспериментальный. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3 этап (февраль - май 2018г.) - обобщающий. Завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных, обобщение результатов, формулировка выводов и составление дифференцированных методических рекомендаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка используемой литературы и приложений
Проанализировав теоретическую литературу, нами было отмечено, что проблема своевременного выявления и устранения особенностей слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является актуальной.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как клинико-психолого¬педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, развитие слоговой структуры слова в онтогенезе. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста (Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., Агранович З. Е., Марковой А. К.).
Мы выяснили, что слоговая структура слов в норме у детей полностью сформирована к 3 годам. Процесс формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР III уровня значительно отличается от нормы. Особенности формирования слоговой структуры слова у таких детей мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Для наиболее эффективной коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры у старших дошкольников необходимо уделить должное внимание предпосылкам формирования слоговой структуры слова, опираясь на данные психолингвистики и нейропсихологии; необходимо развивать речеслуховые и речедвигательные навыки; использовать разнообразные подходы в коррекционно-логопедической работе.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Детский сад №300 комбинированного вида» г. Красноярска с целью выявить особенности и уровни сформированности слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Экспериментальная группа составляла 10 детей 6-7 лет с заключением: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия.
Констатирующий эксперимент состоял из трех серий заданий.
Первая серия - выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности.
Вторая серия - выявление особенностей восприятия лексических единиц.
Третья серия - выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (методика Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю.).
За основу были взяты критерии оценивания, предложенные Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., но доработанные нами с учетом количественной и качественной оценки результатов исследования.
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что низкий уровень сформированности слоговой структуры слов не был выявлен у испытуемых, уровень ниже среднего был выявлен у 30% испытуемых, средний уровень был выявлен у 60% испытуемых, высокий уровень - у 10% испытуемых.
Результаты констатирующего эксперимента указывают на то, что на развитие слоговой структуры оказывает влияние сформированность фонематических процессов и сформированность сложных параметров двигательных актов. Мы выявили, что наиболее сильно страдает слоговая структура слов у детей с фонетико-фонематическими дефектами, трудностями в восприятии лексических единиц и с выраженными недостатками двигательных актов - динамического и ритмического.
Также по результатам констатирующего эксперимента нами были выделены следующие особенности:
- трудности в произнесении трехсложных слов со стечением согласных, многосложных слов без стечения согласных, многосложных слов со стечением согласных, слов разной слоговой сложности в предложениях, которые в большей степени выражались в перестановках слогов, в сокращениях количества слогов в слове (элизиях), в персеверациях;
- значительные трудности восприятия лексических единиц, вызванные недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей с ОНР III уровня;
- наиболее выраженные трудности сложных параметров двигательных актов (динамических), обусловленные синдромом двигательных расстройств.
Соответственно, в группе испытуемых возникали трудности только в слоговом оформлении трехсложных слов со стечениями согласных, в произнесении многосложных слов со стечением согласных и без стечения, также, испытуемые затруднялись при произнесении слов различной слоговой структуры в предложениях. С остальными заданиями данной серии все испытуемые справились успешно.
По результатам констатирующего эксперимента нами были определены 2 типологические группы испытуемых. В 1 группу вошли испытуемые с нарушениями преимущественно двигательного акта (60%), во 2 группу - преимущественно с фонетико-фонематическими нарушениями (40%).
Для решения третьей задачи, на основе проведенного анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры у детей с ОНР III уровня. В основу подобранных нами методических рекомендаций лег типологический подход, т.е. методические рекомендации мы подбирали дифференцированно для каждой типологической группы испытуемых.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ходе обследования будут выявлены особенности слоговой структуры, которые будут проявляться в нарушениях количества и последовательности слогов в слове, искажениях структуры слогов, обусловленные недостатками фонетико¬фонематической стороны речи и нарушениями динамической организации движений, получила свое подтверждение.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как клинико-психолого¬педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, развитие слоговой структуры слова в онтогенезе. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста (Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., Агранович З. Е., Марковой А. К.).
Мы выяснили, что слоговая структура слов в норме у детей полностью сформирована к 3 годам. Процесс формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР III уровня значительно отличается от нормы. Особенности формирования слоговой структуры слова у таких детей мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Для наиболее эффективной коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры у старших дошкольников необходимо уделить должное внимание предпосылкам формирования слоговой структуры слова, опираясь на данные психолингвистики и нейропсихологии; необходимо развивать речеслуховые и речедвигательные навыки; использовать разнообразные подходы в коррекционно-логопедической работе.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Детский сад №300 комбинированного вида» г. Красноярска с целью выявить особенности и уровни сформированности слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Экспериментальная группа составляла 10 детей 6-7 лет с заключением: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия.
Констатирующий эксперимент состоял из трех серий заданий.
Первая серия - выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности.
Вторая серия - выявление особенностей восприятия лексических единиц.
Третья серия - выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (методика Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю.).
За основу были взяты критерии оценивания, предложенные Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., но доработанные нами с учетом количественной и качественной оценки результатов исследования.
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что низкий уровень сформированности слоговой структуры слов не был выявлен у испытуемых, уровень ниже среднего был выявлен у 30% испытуемых, средний уровень был выявлен у 60% испытуемых, высокий уровень - у 10% испытуемых.
Результаты констатирующего эксперимента указывают на то, что на развитие слоговой структуры оказывает влияние сформированность фонематических процессов и сформированность сложных параметров двигательных актов. Мы выявили, что наиболее сильно страдает слоговая структура слов у детей с фонетико-фонематическими дефектами, трудностями в восприятии лексических единиц и с выраженными недостатками двигательных актов - динамического и ритмического.
Также по результатам констатирующего эксперимента нами были выделены следующие особенности:
- трудности в произнесении трехсложных слов со стечением согласных, многосложных слов без стечения согласных, многосложных слов со стечением согласных, слов разной слоговой сложности в предложениях, которые в большей степени выражались в перестановках слогов, в сокращениях количества слогов в слове (элизиях), в персеверациях;
- значительные трудности восприятия лексических единиц, вызванные недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей с ОНР III уровня;
- наиболее выраженные трудности сложных параметров двигательных актов (динамических), обусловленные синдромом двигательных расстройств.
Соответственно, в группе испытуемых возникали трудности только в слоговом оформлении трехсложных слов со стечениями согласных, в произнесении многосложных слов со стечением согласных и без стечения, также, испытуемые затруднялись при произнесении слов различной слоговой структуры в предложениях. С остальными заданиями данной серии все испытуемые справились успешно.
По результатам констатирующего эксперимента нами были определены 2 типологические группы испытуемых. В 1 группу вошли испытуемые с нарушениями преимущественно двигательного акта (60%), во 2 группу - преимущественно с фонетико-фонематическими нарушениями (40%).
Для решения третьей задачи, на основе проведенного анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры у детей с ОНР III уровня. В основу подобранных нами методических рекомендаций лег типологический подход, т.е. методические рекомендации мы подбирали дифференцированно для каждой типологической группы испытуемых.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ходе обследования будут выявлены особенности слоговой структуры, которые будут проявляться в нарушениях количества и последовательности слогов в слове, искажениях структуры слогов, обусловленные недостатками фонетико¬фонематической стороны речи и нарушениями динамической организации движений, получила свое подтверждение.



