Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ HЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №169622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 8
1.1 Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 8
1.2 Проблемы формирования слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР III уровня 12
1.3 Научно-методологические подходы коррекции слоговой структуры у
детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в трудах ученых 16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей сформированности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 22
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 22
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 32
2.3 Дифференцированные методические рекомендации по формированию
слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 40
Заключение 55
Список литературы 59
Приложения

Актуальность исследования. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения наблюдается у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне [10].
В соответствии с Конституцией РФ, перечнем мер по реализации Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018)) (ст.5 «Право на образование. Государственные гарантии на образование в Российской Федерации», ст. 79 «Организация получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»), каждый ребенок с тяжелыми нарушениями речи может получать образовательные услуги в образовательных учреждениях различного назначения, если в них созданы необходимые условия (материально-технические, кадровые и др.), при этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей [64].
Данная проблема остается недостаточно изученной и освещенной в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают некоторые трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
У большинства детей с ОНР III уровня в той или иной степени присутствует искажения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта. Общее недоразвитие речи у детей может наблюдаться при наиболее сложных формах речевой патологии, таких как алалия, афазия, ринолалия или дизартрия, а также при выявлении недостаточности словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематического недоразвития одновременно [5].
Научные исследования подтверждают актуальность рассматриваемой проблемы, свидетельствующие о трудностях общения при отсутствии целенаправленной систематической коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня [33].
Данная проблема определила выбор темы нашей работы: выявление особенностей сформированности слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Очень важно чтобы ребенок к моменту поступления в школу научился правильно произносить все звуки родного языка, приобрел достаточный словарный запас, мог объединять слова в предложения, а предложения в связные высказывания [9].
Проблемой особенностей состояния слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались многие ученые и логопеды.
Нейропсихологическое обоснование формирования слоговой структуры слов было представлено в трудах Лурия А. Р.. Теплов Б. М. писал о том, что чувство ритма является основой слогосложения [35]. Жукова Н. С. предлагает периодизацию формирования слоговой структуры, как в норме, так и у детей с ОНР [22].
Такие авторы, как Г. В. Гуровец, Л. Б. Есеченко, Р. Е. Левина, А. К. Маркова, Р. И. Лалаева, В. А. Ковшиков и др. занимались изучением звукослоговой структуры слова у детей с моторной алалией [34]. З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина [4], Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова и Н. С. Четверушкина разработали практические методики логопедической работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [29].
Проблема исследования заключается в использовании различных подходов при изучении особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к рассматриваемой проблеме.
Цель исследования: выявить особенности сформированности слоговой структуры слова у детей 6-7 лет с ОНР III уровня и составить дифференцированные методические рекомендации по их коррекции.
Объект исследования: слоговая структура слова.
Предмет исследования: особенности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня особенности сформированности слоговой структуры слова будут характеризоваться нарушениями количества и последовательности слогов в слове, искажениями структуры слогов и нарушениями динамической организации моторных движений, что позволит нам составить дифференцированные методические рекомендации по их коррекции.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровни сформированности слогового оформления слов разной степени сложности, восприятия лексических единиц и сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического, и проанализировать выявленные особенности сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Определить содержание дифференцированных методических рекомендаций, направленных на формирование слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования. Использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. К первым относится анализ литературы, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, констатирующий эксперимент. Также использовались методы количественной и качественной обработки полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях слоговой структуры у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в составлении дифференцированных методических рекомендациях по коррекции слоговой структуры детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Методические рекомендации могут быть использованы логопедами, воспитателями, педагогами и другими специалистами, работающими с данной категорией детей.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
■ Положение о развивающей роли обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) [65].
■ Положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, С. Н. Цейтлин, А. М. Шахнарович) [36].
■ Теория речевой деятельности (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина, А. А. Залевская, И. А. Зимняя) [28].
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2017г.) - поисково-теоретический. Включает изучение научной литературы по проблеме исследования, формулирование гипотезы, задач, определение цели исследования, разработку плана.
2 этап (январь - февраль 2018г.) - экспериментальный. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению особенностей сформированности слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3 этап (февраль - май 2018г.) - обобщающий. Завершение опытно-экспериментальной работы, анализ и обработка полученных данных, обобщение результатов, формулировка выводов и составление дифференцированных методических рекомендаций.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, списка используемой литературы и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретическую литературу, нами было отмечено, что проблема своевременного выявления и устранения особенностей слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня является актуальной.
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психолого-педагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как клинико-психолого¬педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, развитие слоговой структуры слова в онтогенезе. Также мы проанализировали имеющиеся в литературе методики по формированию слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста (Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., Агранович З. Е., Марковой А. К.).
Мы выяснили, что слоговая структура слов в норме у детей полностью сформирована к 3 годам. Процесс формирования слоговой структуры слов у детей с ОНР III уровня значительно отличается от нормы. Особенности формирования слоговой структуры слова у таких детей мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.
Для наиболее эффективной коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры у старших дошкольников необходимо уделить должное внимание предпосылкам формирования слоговой структуры слова, опираясь на данные психолингвистики и нейропсихологии; необходимо развивать речеслуховые и речедвигательные навыки; использовать разнообразные подходы в коррекционно-логопедической работе.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МАДОУ «Детский сад №300 комбинированного вида» г. Красноярска с целью выявить особенности и уровни сформированности слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Экспериментальная группа составляла 10 детей 6-7 лет с заключением: общее недоразвитие речи III уровня, дизартрия.
Констатирующий эксперимент состоял из трех серий заданий.
Первая серия - выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности.
Вторая серия - выявление особенностей восприятия лексических единиц.
Третья серия - выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (методика Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю.).
За основу были взяты критерии оценивания, предложенные Бабиной Г. В., Сафонкиной Н. Ю., но доработанные нами с учетом количественной и качественной оценки результатов исследования.
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили, что низкий уровень сформированности слоговой структуры слов не был выявлен у испытуемых, уровень ниже среднего был выявлен у 30% испытуемых, средний уровень был выявлен у 60% испытуемых, высокий уровень - у 10% испытуемых.
Результаты констатирующего эксперимента указывают на то, что на развитие слоговой структуры оказывает влияние сформированность фонематических процессов и сформированность сложных параметров двигательных актов. Мы выявили, что наиболее сильно страдает слоговая структура слов у детей с фонетико-фонематическими дефектами, трудностями в восприятии лексических единиц и с выраженными недостатками двигательных актов - динамического и ритмического.
Также по результатам констатирующего эксперимента нами были выделены следующие особенности:
- трудности в произнесении трехсложных слов со стечением согласных, многосложных слов без стечения согласных, многосложных слов со стечением согласных, слов разной слоговой сложности в предложениях, которые в большей степени выражались в перестановках слогов, в сокращениях количества слогов в слове (элизиях), в персеверациях;
- значительные трудности восприятия лексических единиц, вызванные недостаточной сформированностью фонематических процессов у детей с ОНР III уровня;
- наиболее выраженные трудности сложных параметров двигательных актов (динамических), обусловленные синдромом двигательных расстройств.
Соответственно, в группе испытуемых возникали трудности только в слоговом оформлении трехсложных слов со стечениями согласных, в произнесении многосложных слов со стечением согласных и без стечения, также, испытуемые затруднялись при произнесении слов различной слоговой структуры в предложениях. С остальными заданиями данной серии все испытуемые справились успешно.
По результатам констатирующего эксперимента нами были определены 2 типологические группы испытуемых. В 1 группу вошли испытуемые с нарушениями преимущественно двигательного акта (60%), во 2 группу - преимущественно с фонетико-фонематическими нарушениями (40%).
Для решения третьей задачи, на основе проведенного анализа данных экспериментального исследования нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации по устранению нарушений слоговой структуры у детей с ОНР III уровня. В основу подобранных нами методических рекомендаций лег типологический подход, т.е. методические рекомендации мы подбирали дифференцированно для каждой типологической группы испытуемых.
Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в ходе обследования будут выявлены особенности слоговой структуры, которые будут проявляться в нарушениях количества и последовательности слогов в слове, искажениях структуры слогов, обусловленные недостатками фонетико¬фонематической стороны речи и нарушениями динамической организации движений, получила свое подтверждение.



1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры у детей. - СПб, Детство - Пресс 2001.-48с.
2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников / З.Е. Агранович; - СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 с.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2008.
4. Бабина Г. В., Грассе Н. А. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М. - Воронеж: МОДЭК, 2001. - 174-192с.
5. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно- методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96с.
6. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности. - М.: Книголюб, 2005, - 56 с., цв. ил. (Логопедические технологии.)
7. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. — М., 2010.
8. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольноговозрастас недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников. - М.: Астрель, 2002.
9. Белякова Л. И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
10. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активности. - М.: Наука, 1990. - 495 с.
11. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
12. Большакова С.Е. Работа логопеда с дошкольником. (Игры и упражнения): - М.: А.П.О., 1996. - 28 с.
13. Винарская. Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М.: Просвещение, 1987.
14. Волосовец Т. В. Учебно-методическое пособие.-М.:В. Секачев,- 2007.
15. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. М.: Просвещение, 2005.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.:ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. -472С.
17. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда)
18. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие.— М.; Айрис-пресс, 2005.— 96 с.
19. Дель, С. В. Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / С.В. Дель, А.П. Непокорова // Логопед. - 2007. - №4. - С.26-39.
20. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - Издательство «Сфера», 2010. - 64с.
21. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи) Кн. для логопедов. М., 1990г. - 18с.
22. Жинкин Н.И. Механизмы речи [Текст]/Н.И. Жинкин. - М.: Ут-Р, 2008.
23. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей: учебное методическое пособие. М.: Соц-полит, журн., 1994.
24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: Изд-во АРТ ЛТД, 1998. - 320 с.
25. Журнал «Школьный логопед» 2005, №4(7)/ Слоговая структура в системе коррекционного обучения дошкольников и школьников. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю.
26. Журнал «Логопед» 2006 №3 / Использование театрализованных игр в преодолении общего недоразвития речи у дошкольников. Овчинникова Е.В.
27. Журнал «Логопед» 2005 №1/Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю.
28. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М-В.: 2001. - 411 с.
29. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи/Косинова; ил. А.В. Кардашука. - Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2017. - 192 с.: ил.
30. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 87 с.
31. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.
32. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
33. Логопедическое обследование ребенка/ Авт.-сост. С. Е. Большакова.
— М., 1995.
34. Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений/ под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н.. - М.: ВЛАДОС, 2002.
35. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: «ВЛАДОС», 2007. — 703 с
36. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.—384 с.
37. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым
структурированием детьми с ОНР: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1963.¬25 с.
38. Маркова А.К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. №6.
39. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. - М.: Просвещение, 1974. - 225 с.
40. Мастюкова Е.М. «Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст». Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003. - 320 с.
41. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. - М., Просвещение, 1967 г.
42. Носиков С. М. Опыт фонетического описания лепета // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Педагогика, 1985. - С. 36-64.25. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М.. 1968.
43. Основы теории и практики логопедии /Под ред. Р.Е.Левиной. М..1968.
44. Поваляева М.А. Справочник логопеда.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
45. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова.— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
46. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Волосовец Т.В. - М.: Секачев, 2007.
47. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор - составитель Большакова С.Е. - М.: АПО, 1996.
48. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры - сказки // Логопед №2, 2008.
49. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. - СПб.: «Детство-пресс», 2010, - 320 с., ил.
50. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. - М., 2004. - № 4
51. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1982.
52. Титова Т.А. Логопедическая работа по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников // Логопед в детском саду, 2005, № 5,6.
53. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет к пособиям «Учим говорить правильно»: практич. пособие / Т.А. Ткаченко. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2001. - 40 с.: ил.
54. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб:-ДЕТСТВО-ПРЕСС,2000.-32с.
55. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2004.
56. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.,1991.
57. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.
58. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
59. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. Учебно- методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей. - М.: В. Секачев, 2016. - 196с.
60. Хрестоматия по логопедии. Том 1 / Под ред. Л.С. Волковой,
В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 556 с.
61. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. М., 2000.
62. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система
коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006.-187с.
63. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод
устранения нарушений. Серия «Логопедические технологии». - М.:
Национальный книжный центр, 2015. - 192 с.
64. Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб.заведений / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр Академия, 2003.- 240 с.
65. Элъконин Д.Б. Избранные психологические труды. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. - 554 с.
6 6. http: //fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-5. php


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ