Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ II УРОВНЯ

Работа №169618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы72
Год сдачи2022
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические основы фонематического анализа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Онтогенетические аспекты фонематической стороны речи 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного
возраста с ОНР II уровня 15
1.3. Обзор диагностических методик обследования фонематической стороны
речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня в трудах ученных 21
Вывод по I главе 27
Глава II. Констатирующий эксперимент по выявлению сформированности фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 29
2.1. Организация и методика изучения сформированности фонематической
стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению сформированности фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II
уровня 35
2.3. Содержание дифференцированных методических рекомендаций по формированию фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи II уровня 48
Вывод по II главе 56
Заключение 57
Список используемых источников 60
Приложения 65
Приложение А 65
Приложение Б 67
Приложение В 68
Приложение Г 69
Приложение Д 70
Приложение Е 71
Приложение Ж 72

Актуальность исследования Общепризнанный логопед Л.Г.Парамонова привела результаты исследования речи детей дошкольного возраста, в результате которого было выявлено, что в обследованных младших группах более, чем у половины детей (53%) отмечались нарушения речи, не укладывающиеся в нормы онтогенеза (исследования речи детей дошкольного возраста, проведенные психолого-педагогическим центром «Здоровье») [30]
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает при исполнении образовательной программы дошкольного образования обеспечивание полноценного развития ребёнка, а именно: личности, мотивации и полноценное речевое формирование [33].
Также согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомства с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте» [33].
Изучением проблемы фонематического нарушения у дошкольников занимались Н.А. Никашина, А.К. Маркова, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова, P.M. Боскис и Р.Е. Левина. Они утверждали, что причинами дислексии и дисграфии считается несовершенство фонематического восприятия, и что следствием является несформированность навыков звукового синтеза и анализа [17, 19,32].
Фонематическое развитие изучалось в исследованиях Д.Б. Эльконин, Л.Е. Журовой. Также имеют ценность практические методики по разным направлениям развития фонематических процессов Т.А. Ткаченко, Л.В.Лопатиной, Р.И. Лалаевой [38,15].
В нашей стране проблемами фонематического восприятия занимались такие известные исследователи как Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Н.С. Журова и многие другие исследователи [33], но исследований применительно именно к дошкольникам с общим недоразвитие речи в связи с задачами формирования звукового анализа и синтеза, немного, что и составило основную проблему исследования.
Цель исследования: Теоретическое изучение сформированности фонематических процессов и определение содержания дифференцированных методических рекомендаций по формированию фонематических процесс у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Объект исследования: фонематическая сторона речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что фонематические процессы у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня будут характеризоваться специфическими особенностями, которые позволят определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по их коррекции.
Согласно поставленной цели и гипотезе исследования предоставляло решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Изучить уровень сформированности фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
3. Определить содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Методы исследования: для решение поставленных задач в процессе проверки гипотезы применялись следующие методы:
1. Теоретические: анализ теоретической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент.
Методологические основы исследования явились положения о ведущей роли деятельности в развитии и формировании человека; психолингвистического учения о формировании речевой деятельности, о сложной и иерархичной структуре порождения речи. (Л.С. Выготский, Р.Е.Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.А. Ковшиков) [16, 34]. Учения о закономерностях онтогенеза речевого развития (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев) [7,18]. Работы о функциональной организации мозга и психической деятельности (А.Р. Лурия) [21]. О психофизиологических механизмах формирования звукопроизношения в норме и патологии (Р.Е. Левина, А. Р.Лурия) [16, 21].
Организация исследования и этапы. Исследования проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения (далее МАДОУ) № 59 г. Красноярска. Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов:
I этап - посвящён изучению и анализу теоретических представлений по теме исследования;
II этап планировалась диагностика уровня сформированности навыков фонематических процессов.
III этап содержал создание коррекционной работы и её апробирование серии занятий по формированию фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня с использованием комплекса упражнений М. Монтессори;
IV этап заключал в себя повторную диагностику и определение динамики в развитии навыков фонематических процессов.
Теоретическая значимость Результатов исследования заключается в более полном раскрытии терминологии: «фонематическое восприятие», «фонематический анализ», «фонематический синтез».
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что материалы изучения могут быть использованы логопедами - практиками в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Структура выпускной квалификационной работы: состоит из ведения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении сделаем общие выводы по результатам исследования.
Данное исследование было направленно на изучение особенностей сформированности фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня.
Понятие «фонематическая сторона речи» включает в себя: фонематический анализ, фонематический синтез и фонематическое представление.
Несформированность фонематической стороны речи негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата.
Фонематической стороной речи является умение сравнивать и дифференцировать звуки родного языка. Фонематическая сторона речи обусловлена деятельностью речеслухового анализатора.
Считается, что ребенок, у которого есть речевой дефект на предмет произношения звуков, также имеет неправильное понимание образования фонем, такому ребенку сложнее обучаться языковой грамоте, труднее осваивать азы устрой и письменной формы речи.
Фонематическая сторона речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется незаконченными процессами идентификации звуков, неспособность правильно различать фонемы в чужих или собственных словах. отсутствием подготовки в базовых компонентах звукового синтеза и анализа. В итоге приходим к выводу, что методики авторов Б.М. Гриншпун, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева и Н.А. Чевилева и других ученных, позволяют говорить о достаточно большом количестве методик обследования фонематических процессов в логопедической литературе. Для подбора конкретной методики и проработки упражнений, а также дидактического материала, необходимо правильно и своевременно сделать диагностику, понять какие фонематические процессы у ребенка имеют нарушения, какой формы нарушения и периодичности.
Рассмотрев проблему детей с нарушением речи, мы поставили цель выявить особенности сформированности фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня. В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного МАДОУ №59, г. Красноярска. В исследовании участвовало 12 детей. Для исследования выбрана на базе диагностических материалов Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Волковой, Г.В. Чиркиной, И.В. Прищеповой, О.И. Азовой, О.В. Елецкой и других авторов.
В результате исследования были сделаны следующие выводы. Анализирую полученные данные, пришли к выводу о том, что дети с общим недоразвитием речи II уровня исследуемой группы МАДОУ №59, г. Красноярска испытывают трудности в заданиях направленных на сформированность фонематических процессов. Они затрудняются в анализе и синтезе слов, в фонематическом представлении и восприятии. По результатам исследования мы разработали методические рекомендации с использованием игр и упражнений методики М. Монтессори, они необходимы для развития и совершенствование, фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня, а именно с использованием комплекса упражнений М. Монтессори: звуковые коробочки, музыкально -кинезиологические игры, трехступенчатые уроки, материалы из зовы родного языка, сенсорики и практической жизни; развитие и совершенствование фонематического синтеза: задания на составление слов из звуков, данных в правильной последовательности (упражнение на слух); развитие фонематического анализа; развитие и совершенствование фонематического представления; развитие и совершенствование слогового анализа и синтеза.
Таким образом, цель исследования: выявить особенности сформированности фонематической стороны речи у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня - достигнута.
Задачи исследования решены:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по сформированности фонематической стороны речи детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня
2. Изучен уровень сформированности фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня
3. Подготовлен и выписан вывод констатирующего эксперимента.
4. Составлены комплексные методические рекомендации по преодолению вскрытых особенностей сформированности фонематических процессов у детей среднего дошкольного возраста с ОНР II уровня.
Гипотеза исследования верна в том, что фонематические процессы у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II уровня будут характеризоваться специфическими особенностями, которые позволят определить содержание дифференцированных методических рекомендаций по их коррекции.



1. Бабина, Г.В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г.В. Бабина, Л.И. Белякова, Р.Е. Идес. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. - 104 с.
2. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия : учебное пособие для вузов / А.С. Балакирева. - 3-е изд. - Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. - 204 с.
3. Бородина, Л.В. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с помощью стихов, как инновационная логопедическая технология в современной образовательной практике / Л.В. Бородина // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2017. - № 1. - С. 93-96.
4. Борозинец, Н.М. Логопедия. Фонетико-фоиематическое
недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия : учебное пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова, М. В. Колокольникова. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. - 203 с.
5. Ваниева, В.Ю. Практико-ориентированное обучение будущих логопедов в условиях педагогического вуза : монография / В.Ю. Ваниева. - Владикавказ :Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2017. - 129 с.
6. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680с.
7. Гвоздев А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - Спб.: Изв-во «Акцидент», 1995. - 64с. - (Детская речь: Хрестоматия Ч. И. / Сост. Н. И. Лепская, С. Н. Цейтлин).
8. Дмитриченко, Л.Г. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с использованием логоритмических занятий / Л.Г. Дмитриченко, О.А.Серова, Н.Г. Шеховцова // Молодой ученый. - 2019.- №20(258). - С.471-472.
9. Жукова Н. С. Логопедия: Преодаления общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеренбург. ЛИТУР, 2004. - 320с. - (Учимся играя).
10. Зайцева Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации- Мн.: НМЦентр, 1994.-20с.
11. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. -М.: Министерство просвещения СССР Научно исследовательский институт дефектологии, 1996г.
12. Климонтович, Е.Ю. Увлекательная логопедия. Учимся говорить фразами. Для детей 3-5 лет / Е.Ю. Климонтович. - 4-е изд. - Москва : Теревинф, 2019. - 89 с.
13. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: Учебное методическое пособие, Спб; Мим, 1997., 206с.
14. Кударинова, А.С. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи / А.С. Кударинова, К.С. Тебенова, Н.Ш.Ахметова, К.М.Туганбекова, Г.С.Ашимханова, Г.Н. Мусеева // Фундаментальные исследования. 2014.№9-4. С. 859-862.
15. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии : учебное пособие / Е.В. Лаврова. - 2-е изд. - Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. - 183 с.
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с; ил.
17. Левина Р.Е. Принцип анализа речевых нарушений у детей // Труды 2- ой научной сессии по дефектологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 166-173.
18. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214с.
19. Лешкович, М. Игровые модули как средство коррекции речевых нарушений / М. Лешкович // Пралеска. - 2020.- №10 (350). - С. 71-75.
20. Логопедия: дизартрия : учебное пособие (практикум) / составители Ю.В. Прилепко, М. В. Колокольникова. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2018. - 126 с.
21. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2003. - 384.
22. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с ТНР / под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961.
23. Монтессори М. Впитывающий разум ребёнка. Пер. с англ. - СПб,
2009 г. - 320 с. Английское название книги - The Absorbent Mind.
http://www.montessori-city.ru/library/?PAGEN_1=2 http://www.bf-
volontery.ru/index.html
24. Монтессори М. и др. Помоги мне это сделать самому. Сборник статей - М. Карапуз, 2000.http://www.montessori-city.ru/library/
25. Монтессори М. Метод научной педагогики. - М. АСТ, Астрель, ВКТ,
2010 г. - 272 с.https://www.labirint.ru/books/254479/
26. Нищева, Н.В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Нищева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2014. - № 2. - С. 149.
27. Орфинская, В.К. Методика работы по подготовке к обучению грамоте детей анартриков и моторных алаликов / В.К. Орфинская // Уч. зап. Ленингр. гос. пед. инта им. А.И. Герцена. - 1963. - Т. 256. - С. 271-295.
28. Полный справочник логопеда / О.Д. Абрамович, О.Ю. Артапухина, О.П. Астафьева [и др.]. - Саратов : Научная книга, 2019. - 295 c.
29. Прилепко, Ю.В. Логопедия. Дислалия : учебное пособие / Ю.В. Прилепко, О.Д. Сальникова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 115 c.
30. Салманова, Л.Р. Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.Р. Салманова, И.В. Егорова // В сборнике: Специальное Образование. материалы XII Международной научной конференции. - 2016. - С. 127-129.
31. Селиверстов, В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: учебное пособие для вузов / В. И. Селиверстов. - Москва: Академический Проект, 2016. - 384 с.
32. Смирнова, Г.С. Коррекция нарушений смыслового восприятия речевого высказывания у младших школьников с общим недоразвитием речи / Г.С. Смирнова // Научное Образование. - 2021. - № 2 (11). - С. 115-118.
33. Смирнова, И.А. Логопедия: иллюстрированный справочник / И.А. Смирнова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2019. - 232 с.
34. Специфические языковые расстройства у детей. Вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: методический сборник по материалам Международного симпозиума, 23-26 августа 2018 г. / В.Е. Агаева, М.А. Адильжанова, О. И. Азова; под редакцией А. А. Алмазова - Москва: Логомаг, 2018. - 360 с.
35. Спирова Л. Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей / Основы теории и практики логопедии /Под ред. Левиной. М., 1968.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013. - 30с.
37. Филичева, Т.Б. Исправление нарушений речи у дошкольников: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, педагогов и родителей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, А.В. Соболева. - 2-е изд. - Москва : Изд-во В. Секачев, 2019. - 198 с.
38. Филичева, Т.Б. Развиваем речь и мышление дошкольника: программно-методические указания и вариативные конспекты занятий / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, А. В. Соболева. - 2-е изд. - Москва: Изд-во В. Секачев, 2019. - 229 с.
39. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.
40. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика хрестоматия / сост. К.Ф. Седов. Москва: Лабиринт, 2004. - 318 с.
41. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : учебное пособие / Д.Б. Эльконин, - М., 1997.
42. Эм, Е.А. Дошкольная логопедия: учебное пособие (практикум) / Е.А. Эм, О. П. Демиденко. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2019. - 182 с.
43. Яворская, О.Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников / О.Н. Яворская. - Санкт-Петербург: КАРО, 2018. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ