Введение 3
Глава 1. Создание мотивационного пространства как условие достижения цели иноязычного образования 7
1.1. Понятие мотивации как психолого-педагогической проблемы..7
1.2. Типы мотиваций 13
1.3. Роль мотивации в области обучения иностранным языкам 16
1.4 Особенности развития мотивации в обучении иностранному языку у детей школьного возраста 18
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Мотивационные ресурсы урока иностранного языка 26
2.1. Использование коммуникативно-информационных стратегий в
области обучения иностранным языкам: обзор современного состояния проблемы 26
2.2. Коммуникативно-информационные стратегии на уроке
иностранного языка: классификация коммуникативно-информационных стратегий 33
2.3. Использование медийных ресурсов как возможности реализации
мотивационных установок современных школьников 37
2.3.1. Видеоматериалы как продуктивное мотивационное средство
обучения иностранному языку 37
2.3.2. Использование социальных сервисов блогов как продуктивного
мотивационного средства обучения иностранному языку 40
2.3.3. CLASS DOJO как продуктивное мотивационное средство
обучения иностранному языку 44
Выводы по главе 2 46
Практическая часть 48
Выводы к практической части 51
Заключение 52
Список литературы 54
В эпиграфе, который предваряет введение, содержится основная идея дипломной работы: «Язык не тот предмет, которому обучают, язык - предмет, который должен быть выучен». Действительно, учитель может использовать какие угодно стратегии, методы и способы обучения, но если ученик не вовлечён в процесс и сам не прикладывает усилия к учению, результата не будет. В последнее время появилось немало работ, исследующих мотивационный потенциал коммуникативно-информационных стратегий обучения английскому языку. Так в работах зарубежных исследователей Д.Рубина и А.Томпсона, Гэри Бака, доктора Спенсера Кагана рассматриваются, выделяются разнообразные стратегии обучения английскому языку. Отечественные учёные также не обошли стороной проблему. Так, в учебных пособиях Солововой Е.А. особое внимание уделено рассмотрению стратегий коммуникативной направленности, а работы Зимней И.А. и Щерба Л.В. изучают вопросы мотивации. Однако, до сих пор недостаточно работ теоретико-практического характера, где бы рассматривался мотивационный потенциал коммуникативно¬информационных стратегий обучения английскому языку.
В настоящее время все чаще подчеркивается важность коммуникации. Современное течение жизни втягивает человека в интернациональные процессы. Сегодня человек уже не может изолироваться в рамках своей страны, культуры. Мы каждый день сталкиваемся с новостями мира, читаем зарубежных авторов, используем в своем языке международные термины. В рамках глобализации понятия «язык», «речь», «культура» переплетаются и влияют друг на друга. Невозможно представить эффективное взаимодействие речевых партнеров без знания языковых и социокультурных реалий страны. Носители языков со своими духовными и материальными ценностями являются продуктом своих культур. Они представляют собой оплот ценностей, норм, традиций, форм мышления, деятельности и общения, сложившийся в данном социуме. Именно поэтому раскрытие мотивационного потенциала коммуникативно-информационных стратегий обучения является актуальным, что позволило вывести и сформулировать тему нашей работы...
Мы рассмотрели понятие мотивации как психолого-педагогической проблемы и обнаружили, что различные исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу личности, включающую в себя потребности, мотивы, цели и интересы в их взаимодействии. При этом, наиболее точным нам показалось определение А.К. Марковой: "мотивация - это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению. Мотивация является стартовой площадкой любой деятельности и поэтому занимает ведущее место в её структуре." Рассматривая типы мотивации, мы обнаружили, что общепринятой однозначной классификации мотивов обучения не существует. Т.А. Ильина разделяет все мотивы на две тенденции: достижение успеха и избегание неудачи; Л.И Божович выделяет познавательную мотивацию и социальную; П.Я. Гальперин , Н.Ф. Талызина, П.М. Якобсон, М.Г. Ярошевский мотивы деятельности учения делят на внешние и внутренние. В последние годы получила развитие тенденция подхода к учебной деятельности как к полимотивированной. В этой связи в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной мотивации. Выделяют мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Этот подход так же отражен в работах А.К. Марковой.
Было выявлено, что у школьников среднего и старшего возраста обычно преобладает внешняя мотивация к обучению, в то время как младшие школьники реализуют познавательные потребности внутренней мотивацией, но практика показала, что использование современных коммуникативно¬информационных стратегий заинтересовывает, вызывая внутреннюю мотивацию и, при регулярном их использовании, позволяет её закрепить.
Во второй главе мы разобрали, что такое стратегии, какие они бывают и подробно рассмотрели такие информационно-коммуникативные стратегии, как использование блогов, сервиса CLASS DOJO и видеоматериалов.
Немаловажным фактором успеха является тщательная подготовка обеих сторон (учителя и учащихся), только в этом случае будут полностью раскрыты возможности выбранной стратегии, также именно подготовка позволит сгладить все нестыковки в уровне учеников.
Тот факт, что техническое оснащение школ оставляет желать лучшего, не позволяет наиболее полно, результативно и повсеместно реализовывать в процессе обучения различные коммуникативно-информационные стратегии, однако оставляет за собой огромные перспективы применения данного метода в ближайшем будущем...
1. Бакурадзе, А. Факторы - мотиваторы Директор школы . - 1997. - №1. - С. 9¬13.
2. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2009. — №8. — С. 156-160.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1968.
4. Вербицкий А.А. Проблема формирования мотивов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева // Вопросы психологии. 1997. - № 3. - С. 12-22.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 150 с.
7. Гребенюк, О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся профтехучилищ: Дидактический аспект/ О.С.Гребенюк; Под ред. М. И. Махмутова. (Науч. - исслед. Ин - т профтехпедагогики Академии пед. Наук СССР). - М.: Педагогика, 1985. - 152 с.
8. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян. — М.: Наука. - 1976. -191 с.
9. Дубовицкая, Т. Д. К проблеме диагностики учебной мотивации / Т. Д. Дубовицкая// Вопросы психологии. - 2005. - № 1.4. - с. 73
10. Ильина Т.А. Педагогика / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
11. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 378 с.
12. Ляудис, В .Я. Формирование учебной деятельности студентов / Б.Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 239 с.
13. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение,1990. - 104 с.
15. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с...30