Введение 3
1. Теоретические основы формирования навыков чтения на раннем
этапе обучения aнглийскoму языку в школе 7
1.1. Чтение как вид речевой деятельности, характеристика его видов и
подходы к oбучeнию чтению 7
1.2. Критерии отбора текстового материала и этапы работы с текстом 17
1.3. Возрастные особенности младшего школьного возраста 21
1.4. Общая характеристика упражнений, творческие упражнения для
формирования навыков чтения на раннем этапе обучения английскому языку 27
Вывод по главе 1 32
2. Применение творческих упражнений для формирования навыков
чтения на раннем этапе 34
2.1. Характеристика учебно-методического комплекса «Английский с
удовольствием» 34
2.2. Методические рекомендации по разработке творческих упражнений...37
2.3. Анализ результатов использования творческих упражнений для формирования навыков чтения на раннем этапе обучения английскому
языку 40
Вывод по главе 2 45
Заключение 46
Библиографический список 50
Приложение А 54
Приложение Б 59
Приложение В 60
Приложение Г 63
Приложение Д 79
Приложение Е 80
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы, вводится новое содержание образования. Задача совершенствования, развития и оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была и остается одной из актуальных проблем российского образования. Младший школьный возраст совпадает с начальным этапом обучения и привлекает пристальное внимание исследователей и педагогов-практиков. Требованием времени стало изучение иностранного языка в общеобразовательных учреждениях со 2 класса. Одной из главных целей обучения английскому языку на ступени начального общего образования является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников [25].
Многие школы переходят на углубленное изучение иностранного языка. Рассмотрим ситуацию в городе Канске: Гимназия №1, Гимназия №4 и Лицей №1 уже перешли на данную форму образовательной деятельности. Программа предполагает изучение иностранного языка, со второго класса и использование специальных учебников.
Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 3 г. Канска (далее - «МБОУ СОШ №3 г. Канска»). МБОУ СОШ №3 г. Канска реализует образовательную программу начального, основного и среднего общего образования. Школа работает в режиме шести дневной учебной недели.
Согласно учебному плану школы и примерной программы основного общего образования, обучение английскому языку во 2, 3, 4 классах составляет 102 часа в год (2 часа в неделю).
Рабочие программы по английскому языку для начального этапа составлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы английского языка для основной школы «Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.» к Учебно-методическому комплексу (далее - УМК) Биболетовой М.З. «Английский с удовольствием».
Чтение является одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. Благодаря чтению человек приобщается к культурным и научным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. Во время чтения обогащается активный и пассивный словарный запас у учащихся.
Государственный стандарт для начальной школы предусматривает для учащихся формирование следующих умений: чтение вслух небольших текстов, содержащий изученный языковой материал и чтение про себя с пониманием небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; нахождение в тексте необходимой информации [25].
В начале I четверти 2016 учебного года во 2-х классах было проведено исследование совместно с психологом школы для выявления уровня сформированности универсальных учебных действий (далее - УУД) у учащихся на начало 2 года обучения в школе.
В результате исследования было выявлено, что у некоторых учащихся восприятие недостаточно дифференцировано, из-за этого дети часто путают похожие по написанию буквы. Поэтому следует, что на начало изучения английского языка у учащихся не сформированы навыки чтения на родном языке. В процессе обучения английскому языку у учащихся могут возникнуть ряд трудностей с усвоением графических знаков, отличающихся от родного языка. Следовательно, актуальным на сегодняшний день является разработка и введение творческих упражнений для формирования навыков чтения на раннем этапе обучения английскому языку, так как в УМК «Английский с удовольствием», который используется в МБОУ СОШ №3 г. Канска, недостаточно упражнений на развитие навыков чтения и не все задания отвечают запросам и новым требованиям к образованию...
В ходе исследования стояла цель: разработать и апробировать творческие упражнения для формирования навыков чтения на раннем этапе обучения английскому языку.
Для достижения поставленной цели был решен ряд задач:
- Дано определение чтению как виду речевой деятельности, дана характеристика его видов, изучены и описаны критерии отбора материала для чтения, рассмотрены этапы работы с текстом.
- Проанализированы современные подходы к формированию навыков чтения на раннем этапе.
- Изучена общая характеристика упражнений, рассмотрены творческие упражнения для формирования навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку.
- Проанализированы психологические особенности младших школьников.
- Разработаны и апробированы творческие упражнения для формирования навыков чтения на начальном этапе обучения английскому языку.
В результате проведенных исследований, рассмотрены аспекты чтения как вида речевой деятельности и особенности формирования навыков чтения на раннем этапе обучения английскому языку.
Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики. Но в настоящее время существует такая проблема, что учащиеся не любят читать на уроках, потому что им не интересно. Следовательно, возникает потребность в разработке заданий, которые могли бы вовлечь учащихся в процесс чтения, и при этом позволили бы развить навыки чтения.
Для решения данной проблемы проанализирована зарубежная и отечественная литература в области методики обучения чтению. При обучении чтению важно не только формирование у учащихся необходимых навыков и умений, обеспечивающих возможность чтения как опосредованного средства обучения, но и привитие интереса к чтению.
Проанализировав методическую литературу можно сделать вывод, что обучение чтению необходимо формировать и развивать на начальном этапе, поскольку без этого невозможно дальнейшее обучение английскому языку.
В ходе работы проанализированы подходы к обучению чтению в наиболее используемых УМК по английскому языку в начальной школе.
Исходя из требований к учебным текстам, были сформулированны критерии отбора текстового материала.
Изучение материалов по теме исследования позволило сформулировать следующие выводы, учителю необходимо уделять особое внимание возрастным особенностям младших школьников и уровню сформированности УУД на начало процесса обучения английскому языку.
В данной работе были рассмотрены определения данные ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области иноязычного образования: «упражнение», «система упражнений», «тип упражнения». При рассмотрении данных вопросов была выявлена общая характеристика упражнений.
Все упражнения, прежде всего, следует разделить на две большие группы: упражнения для формирования навыков и упражнения для развития речевого умения. Такими упражнениями соответственно являются условно - речевые и речевые...
1. Азарова С. И. и др. Millie - 2: Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. Первый год обучения.- Обнинск. Титул, 2005.
2. Азарова С. И. и др. Millie - 2: Учебник английского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. Первый год обучения.- Обнинск. Титул, 2005.
3. Азарова С. И. и др. Millie - 3: Учебник английского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. Первый год обучения.- Обнинкс. Титул, 2006.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: «АСТ» 2001. с. 432.
5. Биболетова М.З. и др. «Английский с удовольствием - 1»: Учебник английского языка для начальной школы / Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А.-Обнинск: Титул, 2003.
6. Биболетова М.З. и др. «Английский с удовольствием - 1»: Рабочая тетрадь английского языка для начальной школы / Биболетова М.З., Добрынина Н.В., Ленская Е.А.-Обнинск: Титул, 2003.
7. Биболетова М.З., Трубнева Н.Н., Денисенко О.А. Cambridge Reading. Level 1 (Beginning to read). Teacher's book: Метод. Пособие. - М: Дрофа, 2001.
8. Васильева Е.А. Изучай английский играя./ Учебное пособие. Москва, 2015.
9. Вербовская М.Е., Шишкова И.А. Английский язык для малышей./ Под редакцией Боик Н.А. Книга для родителей и преподавателей.- М: Общество «Знание». Россия,1996.
10. Верещагина И.Н. Книга для учителя к учебнику английского языка для 2 кл. школ с углубленным изучение англ. яз., лицеев и гимназий/ Верещагина И.Н., Притыкина ТА. 5-е изд. М: Просвещение, 2001.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии - СПб.: Изд-во «Союз», 2006.
12. Габдулина М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания по литературе./ Габдулина М.Г. // Иностранные языки в школе. 2005г. - №4.
13. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам. М.:1982
14. Клементьева Т.Б. Солнечный английский.: Учеб. Для трехлет. и четырехлет. Нач. шк.: В 2ч- М: Дрофа, 1997.
15. Кузьменко О.Д. Система упражнений учебного типа/О.Д. кузьменко// Иностранные языки в школе. 1973, №5 с.43-53...51